Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Хаим Г. ГинотВоспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет


НазваниеХаим Г. ГинотВоспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет
Анкорvospitaj schastlivogo rebjenka 3-12.pdf
Дата07.09.2018
Размер0.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаvospitaj_schastlivogo_rebjenka_3-12.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39268
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Хаим Г. Гинот
Воспитай счастливого ребенка.
Развитие личности от 3 до 12 лет
Текст предоставлен издательством
https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=614355
Воспитай счастливого ребенка Центполиграф; Москва 2004
ISBN 5-9524-0882-6
Аннотация
Все родители хотят, чтобы их ребенок был счастливым, смелым, уверенным в себе,
ответственным за свои поступки. Но всегда ли мы относимся к детям уважительно и понимаем, чем вызваны причины их капризов Читая эту книгу, вы научитесь правильно строить взаимоотношения с ребенком, овладеете искусством беседы, поймете скрытый смысл их порой наивных вопросов. Благодаря простыми эффективным приемам вы сможете установить и поддерживать доверительные отношения
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
3
Содержание
Предисловие
6
Глава 1 Скрытый смысл детских вопросов
7
Бесплодные диалоги
9
Новый кодекс общения
10
Некоторые принципы разговора
13
Выявление двойственности
17
Зеркало для личности
19
Глава 2 Случай с пепельницей – история с моралью
20
Поощрять достижения или хвалить личность?
21
Скрытые высказывания и представление о себе
23
Порицания: конструктивные и деструктивные
24
Как все испортить
25
Оскорбительные прилагательные что в имени твоем?
26
Как нам справиться с собственным гневом
27
Глава 3 29
Угрозы
30
Подкуп
31
Обещания
32
Сарказм
33
Что делать, если ребенок лжет
34
Что делать с нечестностью
36
Воровство
37
Обучение вежливости грубо или вежливо?
38
Глава 4 Обязанности и ценности
40
Желаемые цели и повседневная практика
42
Долговременные и краткосрочные программы
43
От войны к миру
44
Ответственность: право голоса и право выбора
46
Еда
47
Одежда
48
Выполнение домашних заданий
49
Уроки музыки
52
Карманные деньги
54
Друзья и товарищи по играм
55
Домашние животные
56
Слова для предоставления свободы выбора
57
Глава 5 Современная педагогическая неопределенность и ее последствия
58
Потребности родителей и тирания ребенка
59
Свобода и вседозволенность
60
Новый подход разное отношение к чувствами действиям
61
Дисциплина: прошлое и настоящее
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
4
Три зоны воспитания дисциплины
63
Способы установления границ
64
Дисциплинарные проблемы и физическая активность
66
Укрепление дисциплины
67
Родители существуют не для того, чтобы их пинать
68
Телесные наказания
69
Глава 6 С добрым утром»
71
Час пик
72
Завтрак: еда без чтения морали
73
Одевание: битва за шнурки
74
Уход в школу
75
Возвращение из школы
76
Возвращение отца с работы
77
Отход ко сну
78
Никаких разрешений на развлечения
79
Телевидение: голые женщины и мертвецы
80
Глава 7 Трагическая традиция
81
Не столь благословенное событие
82
Выражение ревности слова или симптомы?
84
Отношения, которые питают ревность
86
Что делать с ревностью?
87
Любовь – одинаковая или уникальная Качество или равенство?
89
Глава 8 Тревожность как следствие страха быть брошенным
91
Чувство вины как причина тревожности
93
Тревожность, вызванная отрицанием самостоятельности и понижением статуса
94
Тревожность как следствие трений между родителями
95
Тревожность вследствие ограничений физической активности
96
Тревожность, обусловленная смертью
97
Глава 9 Родительская чувственность
100
Зарождение полового чувства
101
Половое воспитание и хождение в туалет
102
Удовольствие от гениталий
103
Половые различия
104
Ответы на вопросы
105
Обнаженное тело
107
Кровати и спальни
108
Безответная любовь
109
Мастурбация: самоудовлетворение или самоистязание?
110
Запрещенные игры что делать с сексуальными играми
111
Нецензурные выражения
112
Глава 10 Половая идентификация и биологическое предназначение
113
Элементы отцовства и материнства
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
5
Роль отца
115
Стандарты для девочек и мальчиков
116
Воспитание мужественности и женственности
117
Различные типы семей
118
Социальные роли
119
Глава 11 Дети, которым показана экстренная психотерапевтическая помощь
121
Избыточное соперничество между братьями и сестрами
121
Повышенный интерес к сексу
121
Чрезмерно агрессивные дети
122
Склонность к воровству
123
Недавно перенесенная травма
123
Нестандартный ребенок
124
Дети, которые получают ощутимую пользу от медицинской помощи
126
Слишком хорошо, чтобы быть правдой
126
Незрелые дети
126
Отчужденные дети
127
Боязливые дети
127
Женственные мальчики
128
Тики и манерность
128
Энурез и энкопрез
129
Глава 12 Характер родителей и поведение детей
130
Слишком эмоциональные родители
131
Родители, склонные к избыточной опеке
132
Инфантильные родители
133
Родители-алкоголики
134
Соблазняющие родители
135
Родители, отвергающие детей
136
Слишком добросовестные родители
137
Разведенные родители
138
Эпилог
139 2
140
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
6
Хаим Г.Гинот
Воспитай счастливого ребенка
Предисловие
Ни один родитель не просыпается утром с мыслью о том, как сделать несчастным своего ребенка. Ни одна мать не говорит себе Сегодня я буду кричать, ругать и унижать моего сына всеми доступными способами. Напротив, утром многие матери решают сегодня будет мирный день. Никакого крика, никаких споров, никаких ссор. Но несмотря на эти добрые намерения, ненужная никому война вспыхивает с новой силой. Мы снова говорим то,
что не думаем, и произносим это таким тоном, который не нравится нам самим.
Все родители хотят, чтобы их дети воспитывались в безопасности и счастье. Ни один родитель намеренно не делает своего ребенка трусом, застенчивым, грубым или озорным.
Но в процессе роста многие дети приобретают невыносимый характер, не обретают способности найти чувство безопасности, не умеют уважать себя и других. Мы хотим, чтобы дети стали вежливыми, а они вырастают грубыми мы хотим, чтобы они были опрятными, а они чувствуют себя неряхами мы хотим, чтобы они были уверены в себе, а они становятся неуверенными мы хотим, чтобы они были счастливы, но они живут несчастными.
Цель этой книги – помочь родителям определить свои цели в отношении детей и предложить методы достижения этих целей. Родители сталкиваются с конкретными проблемами,
которые требуют специфических решений им не помогают клише вроде Надо больше любить ребенка, Уделяйте ему больше внимания, Тратьте на него больше времени».
На протяжении последних пятнадцати лет автор работал с родителями и детьми на индивидуальной основе, а также в группах, осуществляя руководство воспитанием и проводя психотерапевтические сеансы. Данная книга – плод этого опыта. Это практическое руководство, оно предлагает конкретные решения для того, чтобы справиться с обыденными ситуациями и психологическими проблемами, с которыми приходится сталкиваться всем родителям. Хотя книга дает конкретные советы, она также закладывает основные принципы,
которыми должны руководствоваться родители в своей повседневной жизни с детьми, чтобы жить сними в обоюдном уважении достоинства друг друга
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
7
Глава Искусство беседы с детьми
Скрытый смысл детских вопросов
Беседа с детьми – это уникальное искусство с собственными правилами и неповторимым смыслом. Дети редко бывают наивными в общении. Часто их обращение к нам представляет собой закодированное сообщение, требующее расшифровки.
Энди, десяти лет, спрашивает отца Сколько брошенных детей в Гарлеме?»
Отец, ученый-химик, умница и интеллектуал, от всей души радуется тому, что его сын в столь раннем возрасте начинает интересоваться социальными проблемами. Он читает ребенку длинную лекцию поданной проблеме и показывает ему соответствующие данные.
Но Энди не удовлетворен и продолжает задавать вопросы на туже тему Сколько брошенных детей в Нью-Йорк-Сити, в Соединенных Штатах, в Европе, в мире?»
Наконец, до отца доходит, что его сын озабочен отнюдь не социальной проблемой, а сугубо личной. Вопросы мальчика возникают не из-за озабоченности судьбой брошенных детей, а от страха быть брошенным самому.
Когда мать первый раз привела пятилетнего Брюса в детский сад, мальчик посмотрел на детские рисунки, висевшие на стенах, и громко спросил Кто нарисовал эти безобразные картинки?
Мать смутилась и поспешила одернуть ребенка Не надо называть безобразными такие красивые картинки.
Воспитательница, прекрасно понявшая скрытый смысл вопроса, улыбнулась и вмешалась в разговор Здесь, в детском саду, вовсе необязательно рисовать красивые картинки. Если тебе нравится, можешь рисовать не очень красиво.
Брюс широко улыбнулся. Он получил ответ на свой скрытый вопрос Что здесь делают с мальчиками, которые не умеют хорошо рисовать?»
Заметив на полу сломанную пожарную машину, Брюс в праведном возмущении воскликнул Кто сломал пожарную машину Какая тебе разница, кто ее сломал Ты все равно никого здесь не знаешь.
Но Брюса не интересовало имя, ему хотелось знать, что случается с мальчиками, которые ломают игрушки. Поняв и этот вопрос, воспитательница дала правильный ответ Игрушки предназначены для игры, иногда они ломаются. Такое случается, ив этом нет ничего страшного.
Этот ответ полностью удовлетворил Брюса. Его искусство спрашивать принесло нужные плоды. Теперь мальчик располагал необходимой информацией Эта взрослая тетя просто замечательная. Она совсем не злится, если рисунки выходят плохими, а игрушки ломаются. Мне нечего бояться, и я с удовольствием останусь здесь. Брюс радостно помахал маме рукой и направился к воспитательнице. Так начался его первый день в детском саду.
Кэрол двенадцать лет. Это застенчивая и робкая девочка. Ее любимая двоюродная сестра пробыла в их доме все лето и собирается уезжать домой.
К эр о л (со слезами на глазах. Сьюзи уезжает. Мне снова будет так одиноко.
М а м а. Ничего страшного, ты найдешь себе новых подруг.
К эр о л. Мне будет так одиноко и скучно
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
8
М а м а. Это тебе придется пережить.
К эр о л. О, мама (Рыдает.)
М а м а. Тебе уже двенадцать лета ты ревешь, как грудной младенец.
Кэрол бросает на мать испепеляющий взгляд и убегает в свою комнату, плотно закрыв за собой дверь.
У этого эпизода возможен более счастливый конец. Чувства ребенка надо воспринимать серьезно, даже если ситуация не выглядит так. В глазах матери расставание двух сестер ничтожный повод для слезно реакция могла быть более сочувственной. Мать могла бы сказать себе Девочка очень расстроена. Я могу помочь ей, если покажу, что понимаю ее боль. Она могла бы ответить дочери любой из фраз:
«Да, тебе будет очень одиноко без Сьюзи».
«Она еще не уехала, а ты уже скучаешь по ней».
«Очень тяжело расставаться с человеком, к которому успел привыкнуть».
«Когда Сьюзи уедет, дом покажется тебе опустевшим».
Такие ответы создают доверительные отношения между родителем и ребенком. Если ребенок чувствует, что его понимают, у него уменьшаются чувство одиночества и боль,
потому что эти чувства поняты. Любовь ребенка к матери становится глубже, потому что именно она поняла чувства ребенка. Материнское сочувствие служит эмоциональным бальзамом, пролитым на травмированное детское я
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
9
Бесплодные диалоги
Родители часто приходят в отчаяние от разговоров с детьми, так как эти разговоры ник чему не приводят. Это очень удачно иллюстрирует известный анекдот Где ты был Нигде. – Что ты делал – Ничего. Родители, которые пытаются говорить с ребенком разумно, скоро понимают, что такой стиль общения изматывает их. Как рассказывала одна мать Я буквально до посинения стараюсь убеждать его, но он совершенно меня не слушает.
Он слышит меня, только если я срываюсь на крик».
Дети часто противятся разговорам с родителями. Они негодуют, когда их наставляют,
говорят сними назидательным тоном, читают им мораль, ругают их. Дети чувствуют, что родители слишком много говорят. Восьмилетний Дэвид говорит матери Почему ты даешь длинный ответ, когда я задаю тебе короткий вопрос Своим друзьям он признается «Я
ничего не говорю маме. Если я буду с ней разговаривать, то у меня не останется времени поиграть».
Заинтересованный наблюдатель, послушавший разговор между родителем и ребенком,
с удивлением отметит, как мало каждый из них слушает другого. Беседа выглядит как два независимых монолога один состоит сплошь из критики и поучений, а второй – из отрицаний и претензий. Недостаток такого общения заключается не в дефиците любви, а в отсутствии уважения не в дефиците ума, нов отсутствии умения и навыка.
Наш повседневный язык не приспособлен для осмысленного общения с детьми. Для того чтобы достучаться до ребенка и уменьшить отчаяние и растерянность родителей, нам нужен новый способ отношений с детьми, включая новые пути словесного общения сними Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
10
Новый кодекс общения
Новый кодекс общения с детьми основан на взаимном уважении и навыках общения. Этот кодекс требует а) чтобы высказывания способствовали укреплению самоуважения ребенка и родителя б) чтобы высказывание понимания предшествовало высказыванию совета или инструкции.
Девятилетний Эрик возвращается домой раздосадованный и злой. Его класс собирался выехать за город на пикник, но внезапно пошел дождь, поездку отменили, и все разошлись по домам. Мать решает применить новый подход. Она воздерживается от старых, усугублявших конфликт избитых штампов Нет никакой пользы злиться и плакать из-за того, что пошел дождь и пикник не состоялся, Поедете на пикник в другой раз, когда будет хорошая погода, Яне виновата, что пошел дождь, и нечего на меня злиться».
Мать сказала себе Мальчику так хотелось поехать на пикник. Он расстроен и разочарован. Он пытается разделить со мной свое разочарование, показывая мне свою злость.
Он захвачен своими эмоциями. Я должна помочь ему и показать, что понимаю и уважаю его чувства. Она ведет разговор так.
М а м а. Ты, кажется, чем-то очень расстроен.
Э р и к. Да.
М а м а. Ты так хотел поехать на этот пикник.
Э р и к. Да, очень хотел.
М а м а. Ты собрал все вещи, подготовился, но тут пошел дождь.
Э р и к. Да, так все и было.
Наступает короткое молчание, а потом Эрик говорит Но ничего, будет же и хорошая погода.
Злость мальчика бесследно проходит, ион остается послушными покладистым всю вторую половину дня. Когда раньше Эрик приходил домой расстроенный и злой, вся семья злилась и нервничала целый вечер. Рано или поздно он заводил всех членов семьи, и мир наступал, когда поздно вечером Эрик, наконец, засыпал.
Что особенного в новом подходе, ив чем заключаются его полезные элементы?
Когда ребенок охвачен какой-то сильной эмоцией, он не может никого слушать. Он неспособен в этот момент воспринимать советы, утешения или разумную критику. Он хочет только одного – чтобы мы поняли его. Он хочет, чтобы мы поняли, что происходит в его душе в данный конкретный момент. Более того, он хочет, чтобы его поняли даже в том случае,
если он не раскрывает полностью причину захлестнувших его эмоций. Это игра, в которой он открывает нам только малую часть своих чувств и хочет, чтобы мы угадали остальное.
Если ребенок говорит нам Учительница дала мне подзатыльник, нам не следует расспрашивать его о подробностях. Нам не стоит также говорить Что же ты натворил,
чтобы заслужить подзатыльник Если учительница дала тебе его, значит, ты что-то натворил. Что ты сделал Нам не надо даже сочувствовать О, какой ужас. Нам надо показать,
что мы понимаем его боль, смущение и жажду мести. Как нам понять, что чувствует ребенок Мы смотрим на ребенка, слушаем его и призываем на помощь собственный эмоциональный опыт. Мы знаем, что должен чувствовать ребенок, которого публично унизили в присутствии сверстников. Мы должны так подобрать слова, чтобы ребенок понял мы представляем, через что ему пришлось пройти. Для этого подойдет любая из следующих фраз:
«Ты, наверное, ужасно смутился и растерялся».
«Думаю, ты просто пришел в ярость».
«Как ты, наверное, ненавидел в тот момент свою учительницу».
«Этот подзатыльник оскорбил все твои чувства
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
11
«Да, сегодня у тебя был очень неудачный день».
Сильные чувства ребенка не исчезнут, если ему сказать Да, очень неприятно испытывать такие чувства, или пытаться убедить его в том, что нет причин так себя чувствовать. Сильные чувства и эмоции не уменьшаются оттого, что их пытаются изгнать силой.
Они уменьшаются и теряют свою остроту только в том случае, если слушатель принимает их с симпатией и пониманием.
Это утверждение верно не только в отношении детей, но и взрослых, что можно видеть на примере следующего отрывка из протокола занятия в группе родительских дискуссий.
Инструктор. Предположим, что сейчас утро. Вызнаете, что иногда выпадают такие дни, когда по утрам все валится из рук. Телефон надрывается, ребенок плачет, а тосты подгорают, прежде чем вы успеваете это заметить. Муж смотрит на тостер и говорит Боже мой Когда только ты научишься делать тосты Какова будет ваша реакция?
М и с си с А. Я швырну тосты ему в физиономию.
М и с си с Б. Я скажу ему Готовь сам свои чертовы тосты!»
М и с си с В. Мне станет так обидно, что я расплачусь.
И нс тру кто р. Какие чувства вызовут у вас слова мужа?
Ж е н щи н ы. Злость, ненависть, негодование.
И нс тру кто р. Легко ли вам будет приготовить новые тосты?
М и с си с В. Только если бы мне удалось подсыпать в них яд!
И нс тру кто р. А когда муж уйдет на работу, легко ли будет вам убирать в доме?
М и с си с А. Нет, весь день будет безнадежно испорчен.
И нс тру кто р. Возьмем туже ситуацию тосты подгорели, но муж, увидев, что происходит, скажет Да, моя милая, ну и денек у тебя сегодня ребенок, телефона теперь еще и тосты!»
М и с си с А. Если бы мой муж сказал это, я упала бы в обморок.
М и с си с Б. Я почувствовала бы себя великолепно.
М и с си с В. Мне стало бы так хорошо, что я бросилась бы мужу на шею и расцеловала его!
И нс тру кто р. Но почему Ведь ребенок продолжает плакать, телефон звонить, а тосты, как ни крути, все-таки подгорели.
Ж е н щи н ы. Все это не имеет никакого значения.
И нс тру кто р. Так в чем разница?
М и с си с Б. Я почувствовала бы что-то вроде благодарности зато, что он не стал меня ругать. Он был бы со мной, а не против меня.
И нс тру кто р. Когда муж уйдет на работу, трудно ли будет вам убирать в доме?
М и с си с В. Я делала бы это с песней!
И нс тру кто р. Давайте проиграем третью ситуацию. Муж смотрит на подгоревшие тосты и спокойно говорит Милая, давай я покажу тебе, как это делается».
М и с си с АО нет. Этот случай еще хуже первого. Начинаешь чувствовать себя полной идиоткой.
И нс тру кто р. А теперь давайте посмотрим, каким образом можно приложить три рассмотренных нами случая с подгоревшими тостами к нашим взаимоотношениям с детьми.
М и с си с А. Я вижу, к чему вы клоните. Я всегда говорю моему ребенку Ты уже достаточно взрослый, чтобы знать то или знать это. Это должно приводить его в ярость,
и в самом деле приводит.
М и с си с Б. Я всегда говорю своему сыну Давай я покажу тебе, как делать то или это Хаим Г.Гинот. Групповая психотерапия с детьми. Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Co, 1961. С. 180–182.
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
12
М и с си с В. Я привыкла, что меня постоянно ругают, и такой стиль поведения стал для меня привычным. Я употребляю те же слова, какими в свое время ругала меня моя мать,
когда я была ребенком. Я ненавидела ее за это. Я всегда все делала неправильно, а она заставляла меня переделывать это.
И нс тру кто р. А теперь вы используете такие выражения по отношению к своей дочери?
М и с си с В. Дано мне это совсем не нравится, я сама себе противна, когда делаю это.
И нс тру кто р. Новы ищете новые способы общения, не так ли?
М и с си с В. Конечно, ищу!
И нс тру кто р. Давайте посмотрим, какие результаты мы можем извлечь из сегодняшнего урока с тостами. Что помогло изменить негативное отношение к людям, которых вы любите?
М и с си с Б. Тот факт, что нас поняли.
М и с си с В. И при этом не стали нас нив чем обвинять.
М и с си с АИ не стали учить, как сделать лучше.
Этот отрывок иллюстрирует магическую силу, с которой слово может внушить враждебность или, напротив, радость. Мораль сей басни такова, что наши ответы и реакции
(слова и чувства) могут разительным образом изменить атмосферу в доме
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
13
Некоторые принципы разговора
От события к отношению. Когда ребенок рассказывает о каком-либо событии или спрашивает о нем, лучшей оказывается реакция не на событие, а на отношения, которые под ним подразумеваются.
Шестилетняя Флора жалуется, что в последнее время она получает меньше подарков, чем ее брат. Мать не стала отрицать справедливость этой жалобы, объяснять, что брат старше, а поэтому заслуживает большего. Она не стала обещать, что исправит положение.
Она поняла, что девочка больше озабочена глубиной своих отношений с родителями, чем количеством и размерами подарков. Мать сказала Ты тоже хочешь получать больше подарков Не добавив больше ни слова, мать ласково обняла дочь, которая в ответ расплылась в довольной улыбке. Таков был конец разговора, который вином случае мог превратиться в нескончаемый спор.
От события к чувству. Когда ребенок рассказывает о каком-то событии, полезнее реагировать не на само событие, а нате чувства, которые оно вызвало. Семилетняя Глория возвращается домой расстроенная и рассказывает матери, что ее лучшую подругу Дори мальчишки столкнули с тротуара в канаву с водой. Вместо того чтобы выпытывать подробности,
мать отреагировала на чувства дочери:
«Должно быть, это сильно тебя расстроило».
«Ты разозлилась на мальчишек, которые это сделали».
«Ты все еще очень злишься на них».
На все эти высказывания Глория отвечала эмоциональным согласием. Но когда мать спросила Ты боишься, что они и с тобой могли сделать тоже самое – Глория ответила с непреклонной решимостью Пусть только попробуют, я потащу их за собой. Представляешь, какой будет плеск Девочка рассмеялась, представив себе эту смешную картину. Это был счастливый конец разговора, который грозил превратиться в череду бесполезных советов о способах самозащиты.
Если ребенок приходит домой с ворохом жалобна друзей, учителей или просто на жизнь, то лучше всего отреагировать на это в его же эмоциональной тональности, а не пытаться уточнять факты или выяснять обстоятельства.
Десятилетний Гарольд возвращается из школы хмурый и сразу обрушивает на мать массу жалоб.
Г ар о ль д. Что за несчастная жизнь Учительница назвала меня лжецом, когда я сказал ей, что забыл дома домашнее задание. Она накричала на меня. Бог мой, как она кричала!
Она сказала, что напишет тебе записку.
М а м а. Какой противный день.
Г ар о ль д. Да, можешь повторить это еще разине ошибешься.
М а м а. Должно быть, тебе было страшно неловко, когда учительница назвала тебя лжецом в присутствии всего класса.
Г ар о ль д. Конечно, неловко.
М а м а. Думаю, в душе ты многое пожелал учительнице.
Г ар о ль д. Еще бы. Но как ты догадалась?
М а м а. Мы все думаем так, когда нас обижают.
Г ар о ль д. Ты знаешь, мне стало чуточку легче.
От общего к частному. Когда ребенок что-либо утверждает о самом себе, часто желательно не отвечать на такое утверждение ни согласием, ни возражением. Необходимо обратить внимание на детали, которые укажут на понимание, которого ребенок, возможно, и не ожидал от родителей
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
14
Если ребенок говорит Я ничего не понимаю в арифметике, то мало пользы будет оттого, что родитель скажет Да, у тебя всегда было плохо с вычислениями. Не больше толка будет также от попытки оспорить это мнение или от дешевых советов типа Если ты будешь больше заниматься, то дела с арифметикой пойдут лучше. Такая скоропалительная необдуманная помощь еще больше уязвит самолюбие ребенка, подточит его самоуважение и уменьшит уверенность в своих силах.
Утверждение Я ничего не понимаю в арифметике должно быть встречено со всей серьезностью и пониманием. Подойдут любые из ответов:
«Арифметика – нелегкий предмет».
«Бывают очень трудные задачи».
«Оттого, что учительница ругает тебя, арифметика, конечно, не станет легче».
«Держу пари, ты едва дождался конца урока».
«Тебе стало намного лучше, когда, наконец, прозвенел звонок».
«На экзамене тебе придется нелегко».
«Должно быть, ты сильно беспокоился, что получишь двойку».
«…ты сильно беспокоился о том, что мы подумаем».
«…ты боялся, что разочаруешь нас».
«Мы знаем, что некоторые предметы очень трудны».
«Мы верим, что ты сделаешь все, что в твоих силах».
Двенадцатилетний мальчик рассказал мне, что чуть не упал в обморок, когда отец с таким пониманием поговорил с ним, когда он принес из школы двойку по одному из предметов. Внутреннюю реакцию ребенка можно было сформулировать приблизительно так «Я
должен оправдать доверие отца».
Практически каждый родитель, хотя и очень редко, но слышит, как его сын или дочь во всеуслышание утверждает Я глупый. Зная, что его ребенок не может быть глупым,
родитель начинает убеждать его в противном.
С ы н. Я глупый.
О те ц. Нет, тыне глупый.
С ы н. Нет, глупый.
О те ц. Нет, нет и нет. Помнишь, каким сообразительным ты был в лагере скаутов?
Воспитатель считал, что ты один из самых умных мальчиков.
С ы н. Откуда ты знаешь, что он так думал?
О те ц. Он сам мне это говорил.
С ы н. Ну да, так я тебе и поверил. Почему же он тогда все время называл меня тупицей?
О те ц. Он просто шутил.
С ы н Я глупый и знаю это. Посмотри на мои школьные отметки.
Отец Тебе просто надо больше заниматься.
С ы н. Я все время только и делаю, что занимаюсь. У меня простонет мозгов.
Отец Нет, ты умница, я же лучше знаю.
С ы н. Ноя точно знаю, что тупица.
Отец (повысив голос. Тыне тупица!
С ы н. Нет, тупица!
О те ц. Никакой тыне тупица, дурак!
Когда ребенок объявляет вам, что он глуп, безобразен или плох, чтобы мы ни говорили, это не сможет мгновенно изменить его отношение к себе, его самооценку. В человеческом сознании мнение о себе всегда сопротивляется прямым попыткам изменить его. Как сказал поэтому поводу один мальчик своему отцу Я знаю, что ты говоришь это из лучших побуждений, папа, ноя не такой дурак, чтобы всерьез поверить, что я умен
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
15
Когда ребенок высказывает негативное суждение о себе, наши отрицания и протесты очень мало помогают ему изменить укоренившееся мнение. Эти протесты заставляют ребенка с еще большим упорством отстаивать свое негативное отношение к собственной личности. Лучше всего показать, что мы понимаем не только его чувства, но и то, что он хочет ими обозначить.
С ы н. Я глуп.
Отец (серьезно. Ты действительно так считаешь Тыне думаешь, что ты умен и сообразителен Сын. Нет.
О те ц. Ты очень сильно страдаешь от этого в душе?
С ы н. Да.
Отец. В школе ты, должно быть, почти все время боишься, что
…получишь плохую оценку.
…не сдашь экзамен.
Когда учитель спрашивает тебя, ты теряешься.
Даже если ты знаешь ответ, тыне можешь правильно его сформулировать.
Ты боишься, что твои слова смешно звучат.
…что учитель будет тебя ругать.
…что одноклассники будут смеяться над тобой.
Поэтому большую часть времени ты предпочитаешь ничего не говорить и отмалчиваться. Догадываюсь, что ты все время вспоминаешь случаи, когда ребята смеялись над тобой. Это и заставило тебя считать себя тупыми глупым. Их смех причинял тебе боль и вызывал твой гнев.
(В этом месте ребенок может рассказать несколько подобных случаев.)
О те ц. Сынок В моих глазах ты замечательный человек. Носам ты думаешь о себе по-другому.
Этот разговор может не изменить образ ребенка в его собственных глазах немедленно,
но посеет в его душе семена сомнения в собственной неспособности и глупости. Он может подумать Если мой отец понимает меня и считает замечательным человеком, то, может бытья и на самом деле не такое уж никчемное создание. Близость, которая создается таким разговором между родителем и ребенком, может заставить сына постараться оправдать доверие отца.
Если ребенок говорит Мне никогда не везет, то никакие возражения и объяснения не поколеблют его убеждение. Самое лучшее, что мы можем сделать для ребенка в таком случае, это показать ему, что разделяем его чувства и понимаем, какие из них привели его к такому печальному выводу.
С ы н. Мне никогда не везет.
М ать. Ты правда так считаешь?
С ы н. Да.
Мать… Значит, когда ты участвуешь в соревнованиях, то всегда думаешь Я никогда не выиграю. Мне всегда не везет».
С ы н. Да, я действительно всегда так думаю.
М ать. В школе, когда ты знаешь правильный ответ, думаешь Сегодня учительница меня не спросит».
С ы н. Да.
Мать… А если, наоборот, тыне выполнил домашнего задания, то думаешь Сегодня- то меня обязательно спросят».
С ы н. Да.
М ать. Думаю, ты сам можешь привести мне примеры такого рода
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
16
С ы н. Конечно, вот, например (ребенок приводит примеры).
М ать. Мне интересно, что ты думаешь о везении. Если случится что-то, что ты посчитаешь невезением или – всякое случается – везением, то обязательно расскажи мне, и мы поговорим об этом.
Этот разговор вряд ли сразу переменит убеждение ребенка в своей невезучести. Но он подумает, что ему очень повезло с понимающей его мамой
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
17
Выявление двойственности
Дети любят нас и злятся на нас водно и тоже время. Они вообще имеют двоякое мнение о родителях, учителях и всех людях, которые имеют над ними власть. Родителям трудно принять эту двойственность как жизненный факт. Они не любят эту черту в себе и не выносят ее в своем ребенке. Родители думают, что есть нечто противное природе в таком двойственном восприятии других людей, особенно если эти другие – члены твоей собственной семьи.
Мы можем научиться принимать существование такой двойственности, как в себе самих, таки в своих детях. Для того чтобы избегать ненужных конфликтов, дети должны знать, что такие чувства нормальны и естественны. Мы можем избавить ребенка от чувства вины и тревожности, признав и сказав вслух о его двойственных чувствах:
«Кажется, ты испытываешь к учительнице двойственные чувства она очень нравится тебе, но одновременно ты недолюбливаешь ее».
«Кажется, ты испытываешь двойственные чувства к своему старшему брату – ты восторгаешься ими злишься на него».
«Ты хочешь сразу двух вещей – поехать в лагерь и остаться дома».
Спокойное, некритическое восприятие двойственности очень помогает ребенку, так как оно показывает ему, что родители могут понять даже его путаные чувства. Как сказал один ребенок Если мои перепутанные чувства можно понять, значит, не такие уж они перепутанные. Напротив, приведенные ниже высказывания обычно мало помогают делу:
«Мой мальчик, ты совсем запутался. Только что ты восхищался своим другом, а теперь говоришь, что терпеть его не можешь. Приведи в порядок свой ум, если он у тебя есть».
Сложная природа реальности человеческого сознания допускает возможность того,
что там, где существует любовь, всегда есть немного ненависти, там, где есть восхищение,
обязательно присутствует немного зависти там, где есть самоотверженность, всегда присутствует немного враждебности там, где есть успех, всегда присутствует немного мрачных предчувствий. Требуется большая мудрость для того, чтобы понять, что все чувства законны положительные, отрицательные и двойственные.
Внутренне очень нелегко принять такую концепцию. Наше воспитание в детстве и образование, которое мы получаем, становясь взрослыми, предрасполагает нас к противоположному взгляду на вещи. Нас учат, что негативные ощущения плохи что их нельзя испытывать, во всяком случае, нам следует стыдиться их. Новый научный подход к этой проблеме позволяет утверждать, что только реальные действия можно расценивать как плохие или
«хорошие», но нив коем случае не действия воображаемые. Хвалить или порицать можно только за поведение, ноне за чувства. Осуждение чувств и цензура фантазий – это насилие над политической свободой и душевным здоровьем.
Эмоции – часть нашей генетически запрограммированной наследственности. Рыбы плавают, птицы летают, а человек чувствует. Иногда мы счастливы, иногда нет. Но случается, что мы испытываем одновременно страхи гнев печаль и радость скаредность и вину;
вожделение и презрение восторги отвращение. Поскольку мы несвободны в эмоциях, которые испытываем, постольку мы свободны выражать их при условии понимания их природы.
В этом суть проблемы. Многие люди были воспитаны вне знания природы своих чувств.
Если они ненавидели, им говорили, что им что-то просто не нравится. Когда они испытывали страх, им говорили, что бояться нечего. Если они испытывали боль, им советовали быть храбрыми и улыбаться. Многие наши популярные песенки советуют нам «Притворитесь,
что вы счастливы, когда счастья нет ив помине
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
18
Что можно предложить вместо такого притворства Правду. Эмоциональное воспитание должно помочь детям понять, что именно они чувствуют. Для ребенка гораздо важнее понять, что он чувствует, чем почему он это чувствует. Если ребенок понимает природу своих ощущений, он меньше склонен испытывать смятение чувств
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
19
Зеркало для личности
Как можно помочь ребенку разобраться в его чувствах Мы можем сделать это, послужив для него зеркалом его эмоций. Ребенок знакомится со своим физическим обликом, глядя в зеркало. Со своим эмоциональным обликом он знакомится, слушая, как мы отражаем словами и интонациями его чувства.
Функция зеркала заключается в том, чтобы отражать образ таким, каков он есть, – без прикрас и искажений. Мы не хотим, чтобы зеркало говорило нам Ты выглядишь ужасно.
Глаза красные, лицо отекло. Ты плохо выглядишь, и стоит об этом задуматься. После нескольких таких попыток мы будем бежать от магического зеркала, как от чумы. От зеркала мы ждем отражения, а не проповеди. Нам, конечно, может не понравиться наше отражение,
но мы предпочтем сами решать, какими косметическими средствами стоит воспользоваться.
Функция эмоционального зеркала заключается в отражении чувств такими, какие они есть, без искажений.
«Кажется, ты сегодня очень разозлен».
«Судя по твоему голосу, ты ненавидишь его всеми фибрами души».
«Кажется, тебе отвратителен весь этот порядок».
Для ребенка, который испытывает перечисленные чувства, такие высказывания оказываются весьма полезными. Они ясно дают ему знать, что именно он чувствует. Ясность изображения как в обычном, таки в эмоциональном зеркале – предоставляет нам возможность самостоятельного ухода за внешностью и такого же самостоятельного изменения эмоций
Х. Г. Гинот. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»
20
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей