III. Домашнее задание.
1. Учебник: страница 8 № 2.
2. Выучите наизусть считалку (Учебник: страница 7).
3. РТ «Литературное чтение»: стр. 8 № 4.
Урок 68. Е. Благинина «Голоса леса» Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Расширение теоретического аппарата;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока I. Проверка домашнего задания.
1. Чтение наизусть считалочки.
2. Какие загадки вы сочинили дома?
3. Какие еще загадки вы вспомнили?
И. Знакомство с новым материалом.
Вопрос
| Ответ
| Случалось ли вам бывать в лесу? Что вы слышали в лесу?
| Шорох опавших листьев, шум деревьев, хруст веток, щебет птиц.
| А вот голоса леса, которые услышала Е. Благинина. Прочитайте.
|
| III. Практические задания
Вопрос
| Ответ
| РТ «Литературное чтение»: стр. 8 № 1.
| Воробей чирикает. Кукушка кукует. Ворона каркает. Соловей свистит.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 8 № 2.
| Стрекоза.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 8 № 3.
| Заботится.
| Такие слова с одинаковым значением называются синонимами.
|
| Давайте разгадаем кроссворд. Закройте все книги и посмотрите на доску. (На доске продублирован кроссворд из РТ «Литературное чтение»: стр. 9 № 4).
|
|
IV. Домашнее задание.
1. Прочитайте стихотворение П. Комарова «Олененок» (Учебник, стр. 12). Ответьте на вопросы к тексту.
2. РТ «Литературное чтение»: стр. 9 - 10 № 1-4.
Урок 69. П. Комаров «Олененок» М. Пришвин «Старый гриб»
Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Формирование навыка пересказа;
• Научить отвечать на вопросы с опорой на текст;
• Закреплять навык работы с текстом;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Вопрос
| Ответ
| Дома вы самостоятельно разбирали стихотворение П. Комарова «Олененок».
Какие трудности возникли у вас при анализе стихотворения?
|
| Как называют детеныша оленя?
| Теленок.
| Детенышей каких животных называют также?
| Коровы и лани.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 9 № 1.
| Пятнистый.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 10 № 3.
| Мать - олениха, Отец - олень, Сын олененок.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 10 № 4.
| Олень.
| II. Знакомство с новым материалом.
| Вопрос
| Ответ
| Рассказы Пришвина мы уже читали. В них прослеживается одна общая тема. Вспомните, какая.
| Пришвин писал рассказы о природе.
| Прочитайте «справочный материал», который представлен в учебнике на странице 11.
|
| Какие рассказы М.М. Пришвина вам знакомы?
| «Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Осеннее утро».
|
А теперь давайте прочитаем рассказ М.М. Пришвина «Старый гриб».
|
| Как автор относится к лесным жителям?
| С уважением и вниманием.
| Рассмотрите иллюстрацию на странице 10. Какой эпизод к ней относится?
| Автор увидел у пня большую сыроежку.
| А вам случалось видеть в лесу что-то подобное?
| (Самостоятельные размышления учеников).
| III. Домашнее задание.
РТ «Литературное чтение», стр. 9: М.М. Пришвин «Старый гриб». Урок 70. Н. Рубцов «Про зайца» Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Тренировка в сравнительном анализе художественных произведений;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Проверка задания, выполненного в РТ «Литературное чтение».
И. Знакомство с новым материалом.
Вопрос
| Ответ
| Сегодня мы будем читать стихотворение Н. Рубцова «Про зайца».
|
| О чем это стихотворение? Выявите основную суть своими словами.
| (Самостоятельные размышления учеников).
| Какое художественное произведение упомянуто в стихотворении?
| Стихотворение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
| Почему Н. Рубцов вспомнил Мазая?
| Дедушка Мазай спасал зайцев в половодье. И зайцы чувствовали в нем поддержку. Поэтому ждали от него спасения в любой ситуации.
|
III. Практические задания.
Вопрос
| Ответ
| РТ «Литературное чтение»: стр. 10 № 1.
| Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 10 № 2.
| Некрасов, Рубцов.
|
IV. Домашнее задание.
Самостоятельно прочитайте рассказ К. Ушинского «Лиса Патрикеевна».
Урок 71. К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Какую сказку вы читали дома? О чем она?
II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос
| Ответ
| Что представляет собой это произведение?
| Описание лисы.
| Что можно сказать о названии произведения? Какой жанр оно напоминает?
| Сказку. В сказках так называют лису - Лиса Патрикеевна.
| Чем «лисонька хороша»? Как она выглядит? Как ходит? Найдите слова в тексте.
| (Описание лисы).
| Почему лису называют разбойницей'?
| «...любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика».
|
Какие русские народные сказки о лисе вы знаете?
| «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Лиса и журавль».
| Расскажите одну из них.
|
| «Лиса - всему свету краса». Подходит ли эта поговорка к рассказу «Лиса Патрикеевна»?'
| Да.
| III. Практические задания.
| Вопрос
| Ответ
| РТ «Литературное чтение»: стр. 11 № 1.
| Кумушка-лиса, кума, умница, лисонька, разбойница.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 11 № 2.
| Принаряжена, пушистая, золотистая, белый.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 11 № 3.
| Разодета.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 11 № 4.
| Плутовка, Патрикеевна, Лисичка-сестричка.
|
IV. Домашнее задание.
Придумайте свою сказку о лисе.
Урок 72. В. Бианки «Еж - спасатель» Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Формирование навыка монологической речи;
• Понимать смысл произведения;
• Развитие творческой деятельности;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Сдайте, пожалуйста, тетради с домашними сочинениями.
И. Знакомство с новым материалом.
Вопрос
| Ответ
| В прошлом году мы читали очень много произведений о ежах и даже готовили доклады. Вспомни-
| (Самостоятельные размышления учеников).
|
те, что в природе делают ежи, чем они полезны?
|
| Сегодня мы познакомимся с ежом-спасателем. Прочитаем рассказ В. Бианки.
|
| С какими непонятными словами вы встретились? Прочитайте определения словам «засеменил» и «зафуфукал» на странице учебника 15.
|
| Почему так озаглавлен рассказ?
| Еж спас Машу от змеи.
| Как выглядела змея? Зачитайте ее описание.
|
| Какую новую информацию о ежах вы получили?
| (Самостоятельные размышления учеников).
| III. Практические задания.
| Вопрос
| Ответ
| РТ «Литературное чтение»: стр. 11 № 1.
| (Самостоятельная работа).
| РТ «Литературное чтение»: стр. 12 № 2.
| Потому что еж спас девочку.
|
IV. Домашнее задание.
1. Учебник: стр. 16 № 3. Подготовьте пересказ по картинному плану.
2. РТ «Литературное чтение»: стр. 12 № 3.
Урок 73. М. Пришин «Журка» Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Формирование навыка монологической речи;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Проверка задания, выполненного в РТ. Пересказ рассказ В. Бианки «Еж-спасатель».
II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос
| Ответ
| Давайте сегодня я вам почитаю рассказ М. Пришвина, который называется «Журка». А вы внимательно слушайте, выписывайте все новые и непонятные слова, мы их разберем.
|
| С какими непонятными словами вы столкнулись?
| Картуз.
| Прочитайте определение на странице 53 учебной хрестоматии (4.1).
|
| О ком это произведение?
| О журавле.
| Перескажите (как запомнили) эпизод, проиллюстрированный на странице 52 учебной хрестоматии (4.1).
|
| Что интересного из жизни журавля сообщает нам автор?
| Журавль питается лягушками. Может съесть их около полусотни.
| Встречались ли вы в природе с журавлем? Расскажите, как он выглядит, чем он занимался?
| (Самостоятельные размышления учеников).
| С какими произведениями Пришвина мы уже знакомились?
| «Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Осеннее утро», «Старый гриб».
| Вопрос
| Ответ
| РТ «Литературное чтение»: стр. 12 № 1.
| (Самостоятельная работа).
| РТ «Литературное чтение»: стр. 12 № 2.
(Объясните своими словами, затем запишите в тетрадь).
| (Самостоятельная работа).
|
IV. Домашнее задание.
1. Прочитайте рассказ М. Пришвина «Как поссорились кошка с собакой» (хрестоматия (Ч. 1) стр. 54 - 56).
2. Выполните задания на страницах 56 - 57 хрестоматии (Ч. 1).
Урок 74. М. Пришвин « Как поссорились кошка с собакой,
М. Дудин «Тары-6ары...» Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Формирование навыка монологической речи;
• Формирование навыка размышлять на социально-нравственные темы;
• Умение находить перипетии с другими произведениями и жанрами;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока I. Проверка домашнего задания.
Вопрос
| Ответ
| Какое произведение вы читали дома?
| М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой».
| Какая социальная тема затронута в этом рассказе?
| Тема собственности.
| Как решается она в рассказе? На примере кого?
| На примере щенка и кошки. Щенок отстаивал свое право на кость.
| Какой закон о собственности существует у животных? Прочитайте.
| «...если есть собственность, то надо ее беречь, а если отвернулся, - и право на нее потерял».
| Применим ли этот закон к человеческим отношениям?
(Учитель должен направить мысли учеников: человек - существо высоко нравственное, права его закреплены законом, и отстаивать их нужно цивилизованным путем).
| (Самостоятельные размышления учеников).
| Подходит ли к рассказу выражение «Живут как кошка с собакой»?
| (Самостоятельные размышления учеников).
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |