III. Практические задания.
Вопрос
| Ответ
| РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 1.
| «Русь светлое, пригожее место, страна света».
| РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 2.
| Русичи - русские. Дубравы - леса.
|
| Береста - кора березы. Гусли струнный инструмент.
| РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3.
| «О светло светлая и красно украшенная земля Русская!»
| РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3. ^ Прочитайте цепочку слов.
Какие это слова? Выделите
общую часть. ^ Приходилось ли вам пить воду
из родника?
| Родственные.
|
IV. Домашнее задание.
1. Нарисуйте, как вы представляете родник.
2. Выучите наизусть отрывок из «Слова...»: РТ «Литературное чтение»: стр.6 № 3.
3. Учебник: страницы 14-15. С. Прокофьев «Родина». Выполнить задания на странице 15.
Урок 5. «Русская народная песня «Я с горы на гору шла» Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока I. Проверка домашнего задания.
Вопрос
| Ответ
| Проверка выполненных заданий в РТ.
|
| С каким чувством автор говорит о Родине?
| «Лучше Родины нашей нет на свете, друзья».
|
С какой интонацией вы читали это стихотворение?
| Торжественно.
| Чтение стихотворения наизусть.
|
| Чтение наизусть отрывка из «Слова...».
|
|
II. Повторение изученного в 1-ом классе.
| Вопрос
| Ответ
| Помните, в прошлом году мы читали произведения, которые не имели автора. Как назывались такие произведения?
| Произведения устного народного творчества.
| Почему это устное творчество?
| Потому что не записывалось, а передавалось из уст в уста.
| Почему народное?
| Произведения сочинял народ, содержание передавали в устной форме. Поэтому сюжет мог различаться у разных рассказчиков.
| Какие произведения устного народного творчества вы знаете?
| Сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.
|
III. Знакомство с новым материалом.
В этом году мы углубим ваши знания в области фольклора. Познакомимся с новыми жанрами и национальными героями.
| Вопрос
| Ответ
| Ознакомьтесь с теоретическим материалом на странице 16 нашего учебника.
|
| Обратите внимание - жанры фольклора изображены в виде лепестков ромашки. Вам так легче будет их запомнить.
|
| А теперь давайте прочитаем
русскую народную песню «Я с горы на гору шла»
| (Ученики «про себя» читают песню).
| Как надо читать эту песню -плавно или быстро? Поясните свой ответ.
| Плавно.
| Прочитайте песню вслух.
|
| Какие слова в песне повторяются?
| «Я серых гусей гнала». «Гнала».
«Приговаривала». «Ко холодной ко воде». «Ко шелковой ко траве». «Ой-ли, ой-ли, ой-люли».
| Для чего нужны эти повторы?
| Они поддерживают плавность и мелодичность песни.
| Для русских народных песен вообще характерны повторы.
|
|
Теоретический материал:
Познакомьтесь самостоятельно с «материалом для обогащения читательского опыта»:
Учебник, страницы 18-19.
С хороводной песней мы познакомимся в хрестоматии на с. 3
Вопрос
| Ответ
| Любите ли вы загадывать загадки?
| Да.
| А отгадывать?
|
| Прочитайте и отгадайте загадки на стр. 18 учебника.
| 1. Мухомор.
2. Карандаш.
3. Ежик.
| Давайте поотгадываем загадки, помещенные в хрестоматии на стр. 8-9. Ответы вы найдете на иллюстрации на странице 9 хрестоматии.
| 1. Прорубь.
2. Петух.
3. Дождь, земля, трава.
4. Рыба.
5. Радуга.
6. Лук.
7. Кукушка.
8. Петух.
9. Стрекоза.
10. Олень.
|
IV. Практические задания.
Вопрос
| Ответ
| РТ «Литературное чтение»: стр. 8 № 1.
| «Ой-ли, ой-ли, ой-люли». «Мои гуси».
| Прочитайте информацию на странице 9 РТ «Литературное чтение».
РТ «Литературное чтение»: стр. 9 №2.
| Мягкая.
| Какие колыбельные песни вы знаете?
| «Баю-баюшки, баю...», «Котя, котенька, коток...», «Ой люли-люли-люли, прилетели журавли...» и др.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 9№3.
|
| V. Домашнее задание.
1. Учебник: страница 17. Выучите песню наизусть.
2. Выучите определение загадки (Учебник: страница 19), РТ «Литературное чтение»: стр. 9 № 4.
Урок6. «Как Илья из Мурома богатырем стал».
Былина в пересказе Я. Корнауховой Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
| Вопрос
| Ответ
| Проверка заданий, выполненных
|
| в тетради.
|
| Чтение наизусть песни
«Я с горы на гору шла».
|
|
II. Знакомство с новым материалом.
Сегодня мы познакомимся с новым жанром русской литературы. Это - былина.
Былина - это жанр русского народного творчества, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси 1.
Познакомьтесь со «справочным материалом» на странице учебника 25._
_
Вопрос
| Ответ
| Какие богатыри стали гордостью русского народа?
| Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
| Послушайте былину про Илью Муромца. Я вам ее прочитаю.
|
| Все ли слова в произведении вам были понятны?
| Нет.
| Обратитесь к «словарю» на страницах учебника 24-25.
|
| Знаете ли вы, какая беда была на Русской земле в древности?
| Татаро-монгольское нашествие.
| Расскажите, как жил Илья Муромец до тридцати лет.
| Лежал на печи: ни руками, ни ногами шевелить не мог.
| Откуда в нем взялась сила?
| Старцы напоили его колодезной водой, в которой заключена сила богатырская.
| Для чего Илье Муромцу дана
сила?
| Чтобы расквитаться с врагами, которые нападают на русскую землю.
| Прочитайте, какой наказ дали Илье Муромцу странники.
| Учебник: страница 23.
| Рассмотрите иллюстрацию на странице учебника 22. Какой эпизод к ней относится?
| Калики поят Илью Муромца водой, вселяя в него богатырскую силу.
| Найдите описания первых благородных дел богатыря.
| Помог родителям пни корчевать.
Выходил жеребенка.
| III. Практические задания.
| Вопрос
| Ответ
| РТ «Литературное чтение»: стр. 9 № 1.
| «Жил под городом Муромом, в селе Карачарове».
|
РТ «Литературное чтение»: стр. 9 № 2.
| Отец: Иван Тимофеевич. Мать: Ефросинья Яковлевна.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 10 № 3.
| 1. Святогор.
2. Иван.
3. Бурушка.
|
IV. Домашнее задание.
Учебник: страница 25, № 6.
Урок 7. «Три поездки Ильи Муромца».
Былина в пересказе Л. Нечаевой Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Формирование навыка пересказа;
• Научить отвечать на вопросы с опорой на текст;
• Научить работать с текстом;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока I. Проверка домашнего задания.
Рассказ об Илье Муромце. II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос
| Ответ
| Сегодня мы прочитаем еще одну былину про Илью Муромца.
| (Чтение по цепочке).
| Если первая былина - о начале богатырских подвигов Ильи Муромца, то здесь мы видим «старого казака Илью Муромца».
|
| Прочитайте определения новых непонятных слов на странице учебника 29.
|
| Какой выбор стоит перед богатырем?
| По какой дороге из трех ехать.
| Какую первую дорогу выбрал Илья Муромец?
| «Убитому быть».
|
Почему он не побоялся? Прочитайте.
| «Мне, старому, в бою смерть не писана».
| Какой эпизод изображен на иллюстрации учебника на странице 27.
| Вторая дорога «женатому быть».
| Перескажите этот эпизод.
| (Пересказ).
| Каким в этой былине показан Илья Муромец?
| Сильным, отважным, бесстрашным, смекалистым.
| Прочитайте, какое дело было главным для русского богатыря.
| «...нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русской народ».
|
III. Практические задания.
| Вопрос
| Ответ
| РТ «Литературное чтение»: стр. 10 № 1.
| Добрый, сильный, умный, мудрый.
| РТ «Литературное чтение»: стр. 10 № 2.
| «С ворогами».
| IV. Домашнее задание. РТ «Литературное чтение»: стр. 10 № 3.
Урок8. Малые жанры русского фольклора Цели:
• Формирование навыка размышлять и анализировать;
• Познакомиться с новым произведением. Ход урока I. Проверка домашнего задания.
РТ «Литературное чтение»: стр. 10 № 3. II. Знакомство с новым материалом.
Мы познакомимся сегодня с малыми жанрами русского фольклора. Это считалки, потешки, пословицы, загадки, поговорки._
Вопрос
| Ответ
| Первое произведение в разделе
| (Ученики зачитывают
|
шутка. Что это за жанр? Прочитайте определение на странице 30 учебника.
| определение шутки).
| Прочитайте по ролям «Шутку» на странице учебника 29.
|
| Что здесь шуточного?
| Сам диалог. (Самостоятельные рассуждения учеников).
| Обратите внимание на знаки препинания.
|
| Почему вы решили, что это диалог?
| Потому что разговаривают два человека.
| Наряду с шутками стоят докучные сказки. Они никогда не заканчиваются, все время рассказываются по кругу.
Прочитайте такую сказку на страницах хрестоматии 6-7.
|
| Среди малых фольклорных жанров выделяют особые сказки -небылицы.
Послушайте небывальщину.
(Учитель читает небывальщину
на страницах хрестоматии 5-6).
|
| На странице 31 учебника прочитайте определение считалки.
| (Ученики зачитывают определение считалки).
| Прочитайте считалку на странице 30 учебника.
|
| Какое слово непонятно?
| Кузовок.
| Прочитайте определение на странице учебника 30.
| «Плетеная корзиночка для ягод и грибов».
| Как надо читать считалку?
| Отрывисто каждое слово.
| Какие слова вы читали ласково?
| Дитятко.
| Какие считалки вы используете в своих играх?
| (Самостоятельные рассуждения учеников).
| Своеобразной игрой можно назвать и скороговорку. Прочитайте ее определение на странице учебника 50
| (Ученики зачитывают определение).
|
Скороговорка - не просто игра, она служит для коррекции речи, произношения. Скороговорки произносят быстро и четко.
|
| Прочитайте скороговорки на странице 50 и подчеркните повторяющиеся звуки.
| Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
| На странице 31 учебника прочитайте определение потешки.
|
| Как вы будете читать потешку?
| Громко и весело. Потому что потешка - это игра, забава.
| Прочитайте потешку на стр. учебника 31, выделяя голосом ударные слоги в подчеркнутых словах.
|
| Что такое рифма?
| Совпадающие окончания слов.
| Найдите рифмы в данной потешке.
| По мосту - хворосту; Баньку - Ваньку; Уголок - пирожок.
| Какие вы еще знаете потешки?
| (Самостоятельные рассуждения учеников).
| Наряду с потешками стоят заклички. Это тоже особая игра, но они нужны для свершения чего-либо.
В старину люди верили, что весну нужно зазывать, дождик и снег у неба выпрашивать, солнышко без приглашения не согреет и т.д.
Прочитайте заклички-веснянки на странице хрестоматии 4.
|
| Наконец, мы дошли до пословиц. Это не просто малая форма, здесь заключена народная мудрость.
|
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |