Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Защиринская ЗПР. Хрестоматия психология детей с задержкой психического развития


НазваниеХрестоматия психология детей с задержкой психического развития
АнкорЗащиринская ЗПР.doc
Дата04.10.2017
Размер2.86 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗащиринская ЗПР.doc
ТипКнига
#25613
страница9 из 31
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31

ПОГРАНИЧНЫЕ С ОЛИГОФРЕНИЕЙ СОСТОЯНИЯ

Ю.Г. Демьянов( Психопатология детского возраста.Л.,1988.С.16-50)

При рассмотрении пограничных состояний в психопатологии про­блема отграничения от врожденной умственной отсталости погранич­ных с ней клинических проявлений оказывается не менее актуальной, чем диагностика психопатий и акцентуаций характера.

Психическое недоразвитие у детей не обязательно может иметь ха­рактер одновременного отставания в созревании всех психических Процессов. Часто психическое развитие детей совершается асинхрон­но, когда одни стороны личности вызревают своевременно, в то время как другие отстают по времени возникновения и могут быть искаже­ны по структуре. Комплексное клинико-психолого-педагогическое изучение таких детей привело в последние десятилетия в теоретическом отношении к выделению категории детей с задержками психического развитая, а в практическом — к обучению их в специализиро­ванных школах по особым программам.

Под задержкой психического развития понимается сборная по кли­ническим признакам группа различных вариантов отставании в пси­хическом развитии, не обладающих характером общего психического недоразвития (как это имеет место при олигофрениях), но имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не позволяют детям своевременно и качественно овладевать элементар­ными школьными знаниями.

Психологические исследования интеллекта детей, носящие психо­метрический характер, уже в начале XX века позволили выделить группу детей с «субнормальным» интеллектом, показатели которого нахо­дятся в промежутке между статистически средними данными пси­хического развития здоровых детей и развитием на уровне легкой дебильности. Исследования познавательных процессов детей, носящие не количественный, а качественный характер, привели к описа­нию многообразных вариантов отклонений в структуре интеллекта и функционирования отдельных сторон психики, которые мешают адап

тационным возможностям детей преимущественно в некоторых аспек­тах познавательной деятельности. Клиническое изучение так называ­емой «пограничной умственной отсталости» привело к выделению различных форм отклонений в развитии детей по ведущему психопатоло­гическому синдрому.

Обычно в дошкольном возрасте развитие и поведение детей с за­держками психического развития не вызывает серьезного беспокой­ства у родителей, воспитателей детских садов и педиатров. Однако с началом обучения в школе они быстро становятся неуспевающими учениками и без своевременной диагностики и лечебно-коррекционных мероприятий проникаются отрицательным отношением к учебе, к школе, учителям, успевающим ученикам, начинают убегать из шко­лы, совершают побеги из дома, вступая в конфликтные отношения с родителями, что помимо отставания в овладении грамотой приводит их к тяжелой личностной дезорганизации.

Дети с задержками психического развития описываются в литера­туре с разнообразными формулировками диагноза, что зависит от пре­имущественно клинической или психолого-педагогической направ­ленности исследования, от выделения ведущих симптомов. Среди наи­более обобщенных и часто встречаемых формулировок преобладают следующие: «задержка психического развития», «временная задержка развития», «минимальная мозговая дисфункция», «плохо адаптирую­щийся к жизни ребенок», «субнормальный ребенок», «пограничная умственная отсталость» и т. д. Нередко основная формулировка диаг­ноза дополняется указанием на определяющий психопатологический синдром или на причинный фактор. Например, «задержка психичес­кого развития с церебрастеническим синдромом», «задержка психи­ческого развития при астеническом синдроме», «задержка психичес­кого развития вследствие дефектов зрения, слуха, речи» (Сухарева Г. Е., Мнухин С. С., Певзнер М. С., Ковалев В. В. и др.). Однако как бы ни звучали формулировки и заключения специалистов относительно этих детей, большинство исследователей подчеркивают не окончательный, а временный характер диагноза, так как он касается только квалифи­кации состояния ребенка в определенном промежутке времени, а под влиянием условий дальнейшего развития и лечебно-коррекционных мероприятий претерпевает существенную динамику, либо вообще ис­чезая, либо трансформируясь в более определенную и устойчивую кли­ническую форму (Симеон Т. П., Кудрявцева В. П., Лебединская К. С., Демьянов Ю. Г., Марковская И. Ф., Редибойм М. Г. и др.).

Распространенность данной категории детей достаточно велика, а по данным различных. авторов, она составляет в мире от 5 до 15% среди младших школьников. В связи с этим понятно то усиленное внимание С данной проблеме, которое больше заострилось в связи с переходом в Последние годы школ на новые формы начального обучения.

Столь высокая распространенность задержек психического развития может быть, по-видимому, объяснена несколькими моментами. Во-первых, налицо значительные успехи в терапии тех заболеваний раннего детского возраста, которые в недавнем прошлом либо заканчивались «белью детей, либо приводили к выраженной умственной отсталости. 1о-вторых, более совершенными стали методы диагностики детей с от­клонениями в развитии, и, наконец, в-третьих, общество в развитых траках, вероятно, повысило в XX веке требования к обучаемости детей ! школе и к интеллектуальной деятельности людей.

В начале нашего века Г. Антон, П. Мари, Г. Перитц, А. Ф. Мельни- совпадают клиническое описание психофизического инфантилизма у детей. Авторы показывают своеобразие отставания в развитии у таких детей, отличное от олигофренического типа, и отмечают трудности, ; которыми эти дети сталкиваются при обучении в школе.

Е. Филипп и П. Бонкур объединили категорию детей с отставанием в развитии и трудностями обучения в школе в рамках понятия «суб­нормальные ученики» и «промежуточные состояния».

Относительно негрубое повреждение мозга на ранних этапах раз­вития ребенка, которое не влечет за собой олигофрении, но дает некоторое отставание в развитии и своеобразие в поведении, Н. Вернер, I. Штраус, Л. Летинен и др. стали называть минимальной мозговой дисфункцией. Е. А. Осипова, А. Крамер, Г. Е. Сухарева описали их как детей с органическим поражением головного мозга и невропатичес­ким синдромом.

В 60-е годы появляются работы с клиническим описанием детей, отстающих в психическом развитии не по олигофреническому типу, где эти дети рассматривались в рамках различных резидуально-органических состояний (Мнухин С. С., Сухарева Г Е., Певзнер М. С., Кириченко Е. И., Мастюкова. М. и др.).

- Параллельно с клиническими описаниями детей пограничных с олигофрениями шло психолого-педагогическое изучение учащихся началь­ных классов с нарушенной способностью к обучению чтению, письму и счету. Их описывали как детей с «врожденной алексией», «алексией раз-[вития, «слабостью чтения, письма и счета* (Морган П., Стефенсон С., РаншбургР.,АзбукинД. И.,ОртонС.,Холлгрен В. и др.).

Начиная с середины XX века появляются работы, анализирующие «специфические» расстройства чтения, письма и счета в рамках опре­деленных клинических состояний. Так, например, Н. И. Озерецкий,

Т. П. Симеон, В. П. Кудрявцева, С. Я. Рубинштейн описывают рас­стройства чтения, письма и счета у детей с церебрастеническим синд­ромом. А, В. Мельникова, И. А. Юркова, М.С. Певзнер дают их ана­лиз в рамках психофизического инфантилизма. С. С. Мнухин, Е. Д. Прокопова Д. Н. Исаев считают характерными явления дислек­сии, дисграфии и дискалькулии для «астенической» формы олигофрений. Ю. Г. Демьянов описал задержку психического развития с явлениями дислексии, дисграфии и дискалькулии у детей с церебра­стеническим, невропатическим синдромом и с явлениями психофи­зического инфантилизма. И. Ф. Марковская анализирует таких детей в рамках задержек психического развития церебрально-органическо­го генеза с синдромами психофизического инфантилизма, церебрас­теническим, психопатоподобным, неврозоподобным и апатоадинамическим синдромом.

В связи с многообразием клинических проявлений задержки пси­хического развития предлагаются и различные классификации этих состояний. Так, Г. Е. Сухарева выделяет задержку темпа развития де­тей при нарушениях воспитания, обучения и поведения; задержку пси­хического развития при астенических состояниях; вторичную задерж­ку психического развития при дефектах зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата и речи.

В. В. Ковалев дает следующую квалификацию пограничных с олигофрениями состояний: I. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности (психофизический инфантилизм, задержки развития речи, школьных навыков, психомоторики; задерж­ка развития при аутистическом синдроме). 2. Энцефалопатические формы (церебрастения с запаздыванием формирования школьных навыков; психоорганический синдром с недостаточностью высших корковых санкций, пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах, задержка развития при алалии). 3. Задержка психического развития при дефектах анализаторов (зри­тельного и слухового). 4. Задержка психического развития при дефек­тах воспитания и дефиците информации в детстве.

К. С. Лебединская выделяет задержки психического развития кон­ституционального, соматогенного, психогенного и церебрального про­исхождения.

В международной статистической классификации болезней 9-го пересмотра 1982 г. под задержкой психического развития понимает­ся группа расстройств, при которых главным признаком является спе­цифическая задержка в развитии, отличная от олигофрений. Выде­ляются следующие формы «задержек»: специфическая задержка развития навыков чтения, счета или письма; нарушения развития речи (алалия, дислалия); специфическая задержка моторного развития; смешанные нарушения развития (комплексные расстройства чтения, письма и счета); задержки психического развития, включая психо­физический инфантилизм.

Таким образом, описывая различные варианты задержек психичес­кого развития, исследователи обращают внимание на следующие мо­менты; задержка развития может быть вызвана недоразвитием некото­рых интеллектуальных предпосылок, являясь как бы первичной, и за­держка развития может носить вторичный характер в силу сенсорной, моторной, речевой недостаточности или микросоциальной депривации. Кроме того, может быть преимущественно замедление темпа пси­хического развития, может быть искажено психическое развитие ре­бенка и, наконец, отклонения в развитии ребенка могут носить харак­тер достаточно устойчивого дефекта отдельных сторон психической деятельности в силу органической инвалидации мозга.

Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты задержек психического развития, которые необходимо дифференцировать с олигофрениями. Это следующие разновидности задержек психичес­кого развития (ЗПР):

1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.

2. Психофизический инфантилизм.

3. ЗПР с невропатическим синдромом.

4. ЗПР с психопатоподобными синдромами.

5. ЗПР при детских церебральных параличах.

6. ЗПР при общем недоразвитии речи.

7ЗПР при тяжелых дефектах слуха. 8. ЗПР при тяжелых дефектах зрения. 9. ЗПР при семейно-бытовой запущенности.

1. Задержка психического развития с церебрастеническим синдромом

Среди возможных причин, приводящих к данной патологии, чаще всего обнаруживаются частные или тяжелые истощающие заболева­ния и травмы черепа в течение первых лет жизни ребенка. Нередко имеются указания в анамнестических данных на сочетание биологи­ческого характера вредностей с неблагоприятными условиями воспи­тания в семье (конфликтующие семьи, распавшиеся семьи, семьи с алкоголизирующимися родителями).

При изучении анамнестических данных оказывается, что темп и характер раннего психомоторного развития, как правило, у этих детей заметно для окружающих не нарушен. Однако у части детей мож­но отметить несколько более позднее появление фразовой речи (пер­вые фразы появлялись в возрасте от 2 до 3 лет жизни). В дошкольный период жизни воспитатели детских садов нередко наблюдали излиш­нюю раздражительность, обидчивость детей, склонность их к конф­ликтам. Ослабление памяти проявлялось в трудном запоминании сти­хотворений и песен. В характеристиках из детских садов обычно под­черкивается, что дети избегали подготовительных к школе занятий, предпочитая заниматься подвижными играми, поэтому в школу они приходили, не владея начальными элементами грамоты.

Учителя начальных классов массовых школ отмечают, что дети с первых этапов обучения обнаруживают свою несостоятельность в овладении навыками чтения, письма и счета. На уроках концентриру­ют внимание на 10-15 минут, после чего, утомляясь, становятся либо вялыми, сонливыми, рассеянными, сидят в расслабленной позе, ло­жатся на парту, зевают; либо суетливыми, раздражительными, каприз­ными, чрезмерно отвлекаются. В течение одного учебного дня их ра­ботоспособность изменяется несколько раз, а к концу занятий в шко­ле дети практически утрачивают работоспособность, жалуются на слабость, головную боль, плачут, отказываются от продолжения заня­тий. Попытки учителей массовых школ, не знакомых с данной катего­рией детей, проводить с этими учениками дополнительные занятия после уроков, как и стремление родителей интенсифицировать их за­нятия дома (нередко в сочетании с наказанием «за лень») еще больше усугубляют ситуацию. Как правило, дети, глубоко переживая свою не­успеваемость и безуспешно пытаясь ее ликвидировать, постепенно утрачивают интерес к учебе, начинают отрицательно относиться к шко­ле, учителям, хорошо успевающим ученикам, ищут пути самоутверж­дения в играх во дворе, начинают убегать из школ, интернатов, из дома, знакомятся на улице с ребятами, предпочитающими свободное время препровождение учебным занятиям, и за мелкие правонарушения, совершаемые в таких компаниях, оказываются на учете в детских ком­натах милиции.

При клиническом обследовании таких детей грубых соматических нарушений, как правило, не выявляется. Неврологическое исследова­ние нередко обнаруживает у них признаки дисфункции вегетативной нервной системы (повышенную потливость, акроцианоз, патологичес­кие варианты дермографизма и др.). Среди параклинических методов исследования наиболее часто нарушения обнаруживаются на элект­роэнцефалограммах больных: чаще всего отмечаются диффузные из­менения биоэлектрической активности головного мозга, дисфункция задних структур мозга и на фоне подобных нарушений у отдельных больных имеются локальные изменения активности в коре головного га (в разных ее отделах).

При психопатологическом исследовании этих детей выявляются яркие черты церебрастенического синдрома. Дети отличаются повы­шенной утомляемостью, неспособностью к длительному психическо­му напряжению, быстрой истощаемостью произвольного внимания. Некоторые личностные особенности этих детей напоминают нередко черты «бестормозной» или «возбудимой» психопатия: либо они про­являют выраженное стремление к получению удовольствий, отсутствие сформированной способности к систематическому труду, жажду сен­сорных впечатлений, выраженную эффектную неустойчивость с драч­ливостью без злопамятности, тяготение к группам ребят, занимающихся малосодержательными играми или бесцельным времяпрепровож­дением; либо это довольно хмурые, мрачновато-раздражительные дети, чье поведение больше всего диктуется потребностями биологическо­го уровня. Они вступают в драки без повода, проявляя черты жестоко­сти, обижают младших и более слабых детей, не имеют друзей, больше времени проводят в одиночестве. Однако они обнаруживают чувство - ущемленности, поскольку, не считая себя глупее остальных, не справ­ляются с обучением, они ранимо относятся к получаемым плохим от­меткам, к отношению к себе как к «безнадежным» двоечникам», и не­редко бравада, грубость по отношению к старшим, «зловредные поступки* и проступки являются своеобразной реакцией гиперком­пенсации в ответ на неудачно складывающуюся для них школьную ситуацию и с ней связанное нередко репрессивного характера поведе­ние родителей.

Психопатологическое исследование этих детей в клинике позво­ляет выявить у них ряд особенностей. Так, у многих детей обнаружи­ваются тонкие нарушения гностических функций — элементы паль­цевой агнозии и расстройства дермолексии, затруднения в дифференцировках некоторых акустических близких речевых звуков, иногда затруднения в узнавании заштрихованных и деформированных контурных предметных изображений.
Нередко у детей отмечается снижение объема кратковременной памяти, уменьшение скорости запоминания информации, иногда наблюдаются нередко выраженные явления амнезии слов как в спонтанной речи, так, особенно, при назывании показываемых им предметов. Как правило, больные данной категории обнаруживают недоразвитие анализа пространственных отношений, длительно не усваивают у себя стороны тела, определяют их у собеседника зеркально, обладают плохой топографической памятью. Они медленно усваивают зна­чение многих предлогов, отражающих пространственные категории путают их значение. Выявляются существенные трудности в выполнении этими детьми заданий на конструктивное мышление: складывание ими из элементов целого и разложение целого на элементы, перекомбинация элементов (на материала разрезных картинок, кубиков, мозаики и пр.), особенно тогда, когда необходимо произвести операцию в умственном плане, например, представить себе, из каких эле­ментов мозаики состоит данная на контурном образце фигура.

У этих же детей наблюдаются и трудности создания программ и реализации последовательных действий разного уровня сложности. Так, им трудно дается запоминание нужной последовательности дви­жений, действий, графических изображений, ритмического рисунка. Они плохо запоминают и воспроизводят привычные речевые ряды: времена года, дни недели, месяцы. Дети с трудом заучивают даже ко­роткие четверостишия, песни.

В то же время способность к отвлеченному мышлению развита у этих больных относительно неплохо. Они точно ориентируются в бы­товых ситуациях, правильно оценивают межчеловеческие отношения, улавливая шутку, юмор, скрытый подтекст. Понимают моральные сто­роны сказок, басен. Обнаруживают способность к группировкам в клас­сификации, сравнениям предметов и явлений по существенным при­знакам, но чаше всего при этом нуждаются в оказании им помощи, которую могут удачно использовать.

Состояние элементарных школьных навыков оценивается логопе­дами у таких детей как дислексия, дисграфия и дискалькулия (в тяже­лых случаях — алексия, алграфия, акалькулия). Если учесть, что суще­ственную роль 8 происхождении специфических расстройств чтения, письма и счета играет нарушение тонких форм гнозиса, памяти, недо­развитие анализа пространственных представлений и способности к операциям последовательных действий, то понятно, что нарушения школьных навыков у этих детей носят полиморфный характер. Дети медленно усваивают графические признаки букв и медленно образуя звуко-буквенные связи, долго путают при чтении сходные по начерта­нию буквы. Кроме того, усвоив ряд букв, они затрудняются в процессе соединения букв в слова и прочтения слова в целом. При письме под диктовку они тоже путают сходные по начертанию буквы, заменяют их, пишут деформированно, зеркально, делают длинные паузы, вспо­миная, как пишется та или иная буква. Кроме того, при письме дети нередко допускают пропуски и перестановки элементов слов либо пи­шут слова слитно друг с другом. На протяжении долгого времени не вспоминают алфавит. Приступая к счетным операциям, длительно не овладевают порядковым счетом, медленно усваивают разряд числа, путая расположения единиц, десятков, сотен. Нередко пашут цифры зеркально. При решении задач долго не могут запомнить значение выражений на столько больше или меньше» или «во столько раз боль­ше или меньше». Решая задачи в несколько действий, с трудом удер­живают в памяти конечный вопрос задачи, плохо составляют план решения, а составив его, часто сводят решение к одному неправильному действию.

Приводим краткую выписку из истории болезни мальчика с задерж­кой психического развития с церебрастеническим синдромом. » Выписка из истории болезни № I. Больной К. В., 10 лет, был направлен в Детскую психиатрическую больницу № 9 для уточнения диагноза. Клинический диагноз: задержка психического развития с церебра­стеническим синдромом.

В анамнезе: мальчик от первой беременности, протекавшей с токсикозом на протяжении всего срока беременности. На 5-м месяце беременности мать перенесла грипп. Роды сухие с применением родостимулирующих средств. С1 -го года жизни страдает частыми пневмо­ниями. В 4 года перенес сотрясение головного мозга. Темп и характер раннего психомоторного развития правильный. Посещал ясли и детский сад. В массовой школе обучается с 7 лет. В первом классе обучает­ся 3-й год. Тяжело переносит свою неуспеваемость. Стал чрезмерно плаксивым, раздражительным, обидчивым, иногда отказывается по­сещать школу.

При обследовании: сомато-неврологически без грубой патологии. Рентгенограмма черепа: обызвествление серповидного отростка без смешения. ЭЭГ: изменения биоэлектрической активности мозга диф­фузного характера. Отмечается некоторое преобладание изменений в правой теменно-затылочной области.

Психическое состояние: легко вступает в контакт, впечатлителен, обидчив. Отмечаются небольшие затруднения в узнавании пунктир­ных и наложенных друг на друга контурных изображений предметов. Нарушена дифференцировка фонем: Д-Т, 3-С, Ж-Ш, В-Ч, Ж-3. При дермолексии часто путает цифры. Снижен объем непосредственной памяти: воспроизводит 3-4 слова и 3-4 картинки из десяти предло­женных для запоминания. Страдает удержание зрительной и слуховой информации: в течение часа теряет 50% запомненной информации. Обнаруживает трудности в заданиях на пространственный анализ и конструктивный праксис: зеркально выполняет пробы Хеда, неправильно складывает фигуры из палочек при расположении образца пол углом к нему, с многочисленными пробами складывает разрезные картинки, затрудняется в сложении фигур из кубиков Кооса. При выполнении подобных заданий быстро обнаруживает признаки утомления становится рассеянным, в то же время нарастает раздражительность, при неудачах начинает плакать, беспорядочно комбинируя детали кон­структивного материала. Больной испытывает трудности в понимании некоторых флективных и сравнительных оборотов речи, в понимании значений предлогов «перед» и «за». Больным не усвоена последова­тельность дней недели, месяцев. Затрудняется в воспроизведении в нужной последовательности ряда слов, в воспроизведении проб на динамический праксис. Только после 12-кратного повторения смог воспроизвести без ошибок простое четверостишие- В заданиях на клас­сификацию, группировки, сравнения предметов и явлений друг с дру­гом на понимание моральных сторон сказок серьезных трудностей не испытывает, оказываемую ему в случае необходимости помощь удач­но использует. Состояние школьных навыков: дислексия в виде про­пусков, перестановок и замен букв, дисграфия вследствие нарушения дифференцировок ряда фонем и смешения букв, сходных по оптичес­ким признакам. Представление о составе числа не сформировано. Операции сложения и вычитания в пределах 10 проводит медленно, с ошибками. При решении арифметических задач испытывает затруд­нения в анализе условий задач с выражениями «на столько» и «во столько раз» больше или меньше.

При беседах на отвлеченные темы, во время подвижных игр с ребя­тами долго не проявляет признаков утомления. На уроках и при вы­полнении экспериментальных заданий конструктивного характера через 15 минут становится сонливым, капризным, вялым.

Таким образом, структура нарушений у данной категории детей достаточно сложна. Отмечается замедленное развитие таких выс­ших психических функций, как операции «рядообразования» и ана­лиз пространственных отношений, имеются нарушения внимания, памяти и некоторых гностических функций, выявляются черты де­формированного развития личности. Кроме того, психопатологи­ческий анализ позволяет вскрыть у ряда детей невротические сим­птомы. Отсюда становятся понятными те трудности, которые стоят перед специалистами, осуществляющими лечебно-коррекционную работу.

Динамика коррекции таких детей, как правило, медленная, с не­ожиданными остановками, возвратами к более ранним этапам рабо­ты, однако удачно налаженная медико-психолого-педагогическая комплексность при оказании помощи этим детям приводит, как правило, не только к положительным сдвигам в психическом развитии детей и их школьной успеваемости, но и к устранению невротических симптомов и сглаживанию дисгармоничных личностных характеристик.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей