Главная страница
qrcode

Глава I диссертация (с пометками).. I. Формирование и развитие Европейской политики добрососедства как отдельного направления внешнеполитической деятельности ес


Скачать 33.57 Kb.
НазваниеI. Формирование и развитие Европейской политики добрососедства как отдельного направления внешнеполитической деятельности ес
Дата11.08.2019
Размер33.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГлава I диссертация (с пометками)..docx
ТипГлава
#62554
Каталог

Глава I. Формирование и развитие Европейской политики добрососедства как отдельного направления внешнеполитической деятельности ЕС.
§1. Особенности развития внешних отношений между Европейским Союзом и соседними государствами 1993-2004-е годы.
Конец 80-х, начало 90-х годов в Европе – время больших политических изменений на континенте, прежде всего связанных со сменой политического строя и образованием новых государств в восточной Европе. Распад «социалистического блока», и последовавшие за ним расформирование ОВД и СЭВ, поставили перед странами западной Европы новые задачи политического, оборонного и гуманитарного характера. Помимо этого, продолжался и набирал силу и другой, интеграционный процесс, проходивший в странах ЗЕС и Европейских Сообществах. Проведение согласованной экономической политики, продолжавшаяся к тому моменту уже 30 лет с момента заключения Римского соглашения, тем не менее уже давно требовало перехода на новый уровень, который предусматривал заключение соглашения, включавшего консолидированную позицию стран-членов ЕЭС по вопросам внешней политики. Первый случай закрепления принципов политического сотрудничества на законодательном уровне был предпринят 17 февраля 1986 года, при подписании Единого Европейского Акта. Особый интерес представляет глава III данного документа, касающейся сотрудничества во внешней политике. В ст. 30 настоящей главы установлена обязанность стран членов ЕЭС информировать и консультировать друг друга по любому вопросу внешней политики представляющим общий интерес всех государств-членов, министры иностранных дел должны собираться не менее четырех раз в рамках системы ЕПС, создан Политический комитет, действующий на постоянной основе и состоящий из старших должностных лиц министерств иностранных дел государств-членов который подготавливает вышеупомянутые собрания министров иностранных дел.
До заключения Маастрихтских соглашений, между ЕЭС и соседними государствами уже были заключены соглашения, предусматривавшие постоянное сотрудничество. Ввиду естественных причин, заключавшихся в том, что между государствами-членами СЭВ и ЕЭС существовало идеологическое соперничество, соответственно никаких соглашений предусматривавших тесное сотрудничество между ними быть не могло, основной вектор внешнеполитической деятельности ЕЭС, был направлен на средиземноморский регион. Первым государством, заключившим договор об ассоциации с ЕЭС, была Турция в 1964 году, позднее, данное соглашение заключили Мальта и Кипр в 1971 и 1973 годах. Во второй половине 70-х годов были заключены договора о кооперации между ЕЭС и Алжиром, Египтом, Марокко, Сирией, Тунисом и Югославией. Разница между соглашением об ассоциации и соглашениями, о кооперации заключалась в том, что соглашения об ассоциации предусматривали более тесное взаимодействие, нежели соглашения о кооперации. В частности, в преамбулах соглашений об ассоциации с Кипром и Мальтой указывалась конкретная цель – заключение таможенного союза. Соглашения о кооперации, за исключением соглашений с Югославией и Израилем, предусматривали в свою очередь создание новой модели отношений между развитыми и развивающимися государствами. В рамках обоих соглашений действовал специальный орган - совет ассоциации (кооперации).
Еврокомиссия, возглавляемая Жаком Делором считается одной из самых успешных в европейской истории, Жак Делор стал первым председателем руководившим Еврокомиссией 10 лет - за это время состав Еврокомиссии менялся дважды, во время переизбрания в 1989 и 1992. В области взаимоотношений со Средиземноморскими странами ЕЭС в период 1985-1989 г.г., ЕЭС большая часть принятых документов и внесенных предложений касались прежде всего незначительных изменений в действующие соглашения между ЕЭС и третьими странами и принятий финансовых протоколов, обозначавших размер таможенных квот в торговле между странами членами ЕЭС и странами Средиземноморья, а также размер гуманитарной и технической помощи, выделяемой ЕЭС преимущественно в отношении арабских средиземноморских государств. В отношении государств восточной Европы за исключением Югославии, никаких серьезных действий с обеих сторон не производилось, единственными заслуживающими упоминания принятыми в 1985-1989 г.г. правовыми актами являются налагаемые с завидной регулярностью антидемпинговые пошлины на товары металлургии и морепродукты в импортируемые в страны ЕЭС из Польши, СССР, Югославии, Венгрии и других не только европейских государств. Переломным моментом в отношениях между ЕЭС и странами восточной Европы стали произошедшие в конце 80-х. годов, в странах восточной Европы и в СССР, политические изменения, которые коренным образом изменили баланс как геополитических, так и экономических сил в Европе. Неизбежно последовавшие вслед за политическими и экономическими изменениями в этих государствах трудности, поставили перед странами членами ЕЭС задачу в немедленном оказании экономической и гуманитарной помощи. Страны-члены ЕЭС с большой охотой откликнулись на необходимость помогать странам восточной Европы как с учетом соображений безопасности, так и с учетом соображений выгоды ведь предоставление помощи связывалось с необходимостью проведения конституционных и экономических реформ, что было безусловно в интересах стран-членов ЕЭС. В 1988-1990 годах были заключены торговые соглашения между ЕЭС и Чехословакией, Венгрией, Польшей, Болгарией и Румынией.

18 декабря 1989 г. Было принято постановление Совета ЕЭС № 3906/89 предусматривавшее оказание экономической помощи в отношении Польши и Венгрии, во второй статье этого постановления было указано количество направляемой странами-членами ЕЭС помощи в размере 300 миллионов европейских валютных единиц (ECU), предоставление финансовой помощи осуществлялось путем выдачи грантов, для передачи грантов создавались специальные фонды. Ответственной за исполнение этого постановления была назначена еврокомиссия, также в исполнении этого постановления участвовал европейский инвестиционный банк. Впоследствии на основе данного постановления была учреждена программа помощи всем восточноевропейским странам. Данная программа получила название PHARE, чья аббревиатура отсылает к первым странам ставшими адресатами помощи – Польше и Венгрии (Poland and Hungary: Assistance for Restructuring their Economies). В ходе эволюции этой программы постепенно расширялся круг государств, получающих помощь, менялся круг государственных институтов, на которые выделяли средства, и разумеется размеры помощи, впоследствии все страны, получавшие помощь по этой программе, стали членами ЕС, за исключением Турции.

В ходе подготовки к принятию ДЕС, уделялось очень большое внимание к аспектам обшей внешней политики, в отличие от вышеупомянутого Единого европейского акта, который указывал лишь на ведение странами-членами ЕЭС согласованной внешней политики. В III разделе ДЕС были указаны принципы, разделены полномочия между институтами ЕС, а также введена должность верховного представителя Союза по иностранным делам и политики безопасности, для осуществления представителем своих полномочий была создана внешнеполитическая служба ЕС, комплектовавшаяся из дипломатов стран-членов ЕС. В осуществлении внешней политики участвуют все институты ЕС. Совет Европейского Союза согласно ст. 15 и 22 ДЕС, определяет стратегические цели и приоритеты ЕС во внешней политике, назначает Председателя ЕС по внешней политике и безопасности, председатель Европейского совета представляет ЕС на международной арене, однако лишь в тех случаях, когда это не мешает деятельность Представителя ЕС по внешней политике и безопасности. Совет разрабатывает общую внешнею политику ЕС, а также имеет и. Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности, имеет статус одного из главных заместителей председателя Европейской комиссии, помимо руководства внешнеполитической службой ЕС, Представитель имеет право на внесение законодательной инициативы, как член Европейской комиссии он следит за исполнением странами-членами ЕС законодательных актов, принимаемых Советом, в пределах своей компетенции. Установлены серьезные обязанности для стран-членов ЕС, в статье 34 ДЕС указано что государства-члены ЕС союза выступая на международных переговорах и конференциях должны защищать позиции ЕС, в статье 33 указано что государства-члены ЕС должны уважать интересы каждой страны-члена ЕС и консультироваться как между собой, так и с институтами ЕС. Финансирование внешнеполитической деятельности ЕС осуществляется из общего бюджета. Среди прочего стоит упомянуть что, заключив ДЕС, Европейский Союз стал экономическим и политическим объединением государств с функционирующими наднациональными политическими институтами, во многом благодаря созданию так называемых «трех опор», одной из которых была общая и скоординированная политика стран-членов ЕС и деятельность внешнеполитической службы ЕС.

После заключения ДЕС в 1992 г. Внешняя политика ЕС нуждалась в разработке целей и принципов. Важным событием стал лиссабонский саммит 26-27 июня 1992 г., в ходе доклада.

На состоявшимся в декабре 1994 года саммите в Эссене, было подтверждено намерение ЕС по построению долгосрочных, более тесных взаимоотношений с государствами Магриба, переговоры, предшествующие подписанию ЕСА с Марокко Тунисом и Израилем подходили к завещающей стадии, при этом ЕС было отмечено что взаимоотношения ЕС-Израиль будут особенными, ввиду высокого экономического развития Израиля. Впервые упомянуто о том, что данный тип договоров будет применен и к другим государствам региона, в частности Европейским Советом было предложено начать переговоры с Египтом по заключению аналогичного соглашения, со странами Магриба. Области сотрудничества остались те-же что были объявлены на предыдущем саммите в Корфу – экономическое сотрудничество, политический диалог, социальное сотрудничество.

В 1995г. было объявлено о согласовании ЕСА с Тунисом и Израилем, в 1996 г. С Марокко, однако после согласования этих договоров. В ходе подписания и ратификации ЕСА с Марокко и Израилем возникли определенные трудности. Причина этих проблем заключалась в том, что оба этих государства имели нерешенные военно-политические конфликты: Израиль отказывался освобождать Палестинские территории, вопреки решению ООН, Марокко же имел непосредственный замороженный военный конфликт с государством «Западная Сахара». Заключение договоров с государствами вовлеченными в Военное противостояние с другими силами противоречило как и самим целям обозначенным ЕС в отношении Средиземноморского региона, так и отдельным интересам некоторых государств-членов ЕС. В итоге ЕСА с Марокко были подписаны и вступили в силу только спустя 5 лет – в 2001 году, с Израилем спустя 7 лет, в 2002 году, подписание и ратификация ЕСА с Тунисом, прошли без каких-либо трудностей, договор вступил в силу в 1997г. В отношении других средиземноморских государств также были сделан ряд заявлений: Мальта и Кипр были включены в общую программу расширения ЕС, то есть срок вступления этих государств в ЕС был равен сроку вступления в ЕС других ассоциированных государств, Турции в качестве альтернативы вступления в ЕС было предложено неограниченное вступление в Европейскую зону свободной торговли, с предоставлением турецким товарам и услугам тех прав что и остальным государствам-членам ЕС. Единственным государство Магриба, которое не участвовало в переговорах по заключению ЕСА был Алжир, по причине существовавшего тогда там тяжелейшего политического кризиса, грозившего перейти в военный конфликт.

На конференции в Барселоне в 1995 году, была принята т.н. «барселонская декларация», официально провозгласившая о принятии ЕС и рядом третьих стран новой стратегии взаимоотношений. Были установлены конкретные задачи в сфере экономических, политических, социальных взаимоотношений между государствами региона. Экономическая программа действий предусматривала три направления действий:
Создание зоны свободной торговли между всеми странами региона, путем устранения технических барьеров, гармонизации стандартов, согласования таможенных процедур.
  • Экономическое сотрудничество в сфере, транспорта, энергетики, использования водных ресурсов, сельского хозяйства, модернизации промышленности, охрана окружающей среды.
  • Финансовое сотрудничество, включающее в себя предоставление прямой помощи ЕС в размере 5 миллиардов у.е. в 1995-1999 г.,предоставление кредитов ЕИБ странами и предприятиям на более выгодных условиях, совместные действия всех участников по улучшению инвестиционного климата.
    Сотрудничество в социальной сфере предусматривает работу по направлении в вопросах миграции, культурное сотрудничество, сотрудничество в сфере науки и образования, помощь ЕС в создании свободного, демократического общества. В частности в сфере образования было предложено начать работу по предоставлению студентам из средиземноморских государств программ обмена с учебными заведениями стран-членов ЕС. Сотрудничество в сфере предотвращения незаконной миграции будет проводиться путем принятия соглашения о реадмиссии всеми странами региона. Отмечена также большая важность программ по обучению и подготовке политиков, чиновников, ученых. Поддержка всех инициатив исходящих от политических партий и общественных организаций направленных на защиту прав человека, устранения социального неравенства, предотвращения религиозных конфликтов в регионе.

    Политический диалог и институциональное сотрудничество должно вестись по всем направлениям – начиная с обязательных ежегодных встреч глав стран, закнчивая встречами на уровне министерств а также между парламентскими группами государств.

    Значение этого саммита для дальнейшей политики ЕС в средиземноморья было так велико что впоследствии вся программа сотрудничества в средиземноморском регионе стала называться «Барселонский процесс», по названию города в котором был проведен саммит. Отсылка к знаменитому испанскому городу в неофициальном названии средиземноморской политики также неслучайна потому что активизация политики ЕС в отношении средиземноморских государств совпала по времени со сменой состава еврокомиссии, в 1994 году на смену Жаку Делору, бессменному руководителю европейской комиссии на протяжении последних 10 лет, пришёл новый кабинет во главе с Испанским руководителем Абелем Матутесом.
    В 90-е годы в ходе становления и развития единой внешней политики ЕС на европейском континенте и регионах непосредственно граничащих с Европой, помимо деятельности на восточноевропейском и средиземноморском направлениях, возникли еще 2 дополнительных направления – политика в отношении балканских государств, в частности стран бывшей Югославии, и политика в отношении государств-членов СНГ.

    В 1991г. в ходе дальнейшего процесса политических общественных изменений в восточной Европе начавшегося в 80-е годы произошел распад двух государств, являвшихся одними из крупных игроков на международной арене – СФРЮ и СССР. Распад этих государств привел к возникновению 20 новых государств, 12 из которых находились на территории Европы, т.е. произошло невиданное со времен окончания второй мировой войны изменение границ. Данный процесс проходил в тяжелой обстановке, взаимных территориальных претензий, роста сепаратистских настроений в регионах некоторых государств. В итоге данные процессы привели к неизбежным военным конфликтам и гуманитарной катастрофе.

    На территории бывшего СССР, независимыми государствами, образовавшимися в результате распада Советского Союза, была создано Содружество Независимых государств – СНГ. В декларации посвященной созданию СНГ, составленной по итогам саммита глав государств-членов ЕС в декабре 1992 года в Эдинбурге, было заявлено что ЕС приветствует создание этой организации, и настроен на скорейшее создание принципиально новых взаимоотношений и сотрудничества в экономической сфере, в частности содействия проводимым рыночным реформам, в целом текст этой декларации носил довольно поверхностный характер и обозначал контуры возможного сотрудничества, в отличие от деклараций предшествовавших Созданию отдельной программы в отношений ассоциированных государств восточной Европы или стран средиземноморья, никаких значимых шагов в этом направлении сделано не было. Помимо декларируемых шагов по установлению более прочных взаимоотношений между ЕС и государствами-членами СНГ, более предметное внимание ЕС было сфокусировано но процессе ядерного разоружения и присоединения Украины, Белорруссии и Казахстана к соглашению о нераспространении ядерных вооружений.

    После принятия декларации приветствующей создание СНГ, начался процесс согласования двустороннего соглашения между ЕС и государствами-членами СНГ, первым государством, начавшим процесс переговоров с ЕС о заключении СПС была Россия, работа над созданием СПС началась еще в 1992 году, впоследствии были начаты переговоры о заключении такого-же соглашения с Белоруссией, Украиной и Молдовой.

    Эти соглашения подразумевали налаживание партнерских отношений как между ЕС и государством его подписавшим, так и с другими государствами региона, политическое, экономическое и культурное сотрудничество. В целом структура этого соглашения не сильно отличается от СА или ЕСА.

    Следующий этап развития взаимоотношений меду ЕС и государствами-членами СНГ начался в 1994 году, именно тогда были ратифицированы СПС с рядом государств, первым государством ратифицировавшим СПС была Россия, затем в этом же году Украина и Молдавия, в 1995 году Белоруссия. Несмотря на заключение данных соглашений с рядом государств, географически расположенных в одном регионе, и являющихся членами одной и той-же организации – СНГ, никакой скоординированной программы действий по примеру Евро-средиземноморского партнерства или восточноевропейских стран-кандидатов на вступление в ЕС, не было. Это обуславливалось рядом причин, а именно, у государств-членов СНГ не было единой скоординированной внешней политики, подчас действия этих стран противоречили друг-другу. Это стало одной из причин того что ЕС отказался от создания единой программы для всех стран СНГ предпочитая выстраивать отношения со странами СНГ в частном порядке.

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом