Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

И. П. Павлов под 2-й сигнальной системой разумел не только речь как средство общения, но и как орудие обобщения, абстрагирования, связывал её таким образом со специально человеческим высшим мышлением


Скачать 23.41 Kb.
НазваниеИ. П. Павлов под 2-й сигнальной системой разумел не только речь как средство общения, но и как орудие обобщения, абстрагирования, связывал её таким образом со специально человеческим высшим мышлением
АнкорM E Khvattsev Rech i ee mekhanizmy v logopediche-1.docx
Дата02.10.2017
Размер23.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаM_E_Khvattsev_Rech_i_ee_mekhanizmy_v_logopediche-1.docx
ТипДокументы
#24168
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

РЕЧЬ И ЕЕ МЕХАНИЗМЫ (В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПЛАНЕ)

Наша речь – язык в действии. Учение об общественной природе и роли языка ещё больше стимулирует нас к борьбе за культуру языка и, следовательно, к борьбе с дефектами речи, а также к внимательному учёту социальной природы языка в логопедическом процессе (занятия в коллективе, использование диалога и т. п.).

Связь языка с потребностями, трудом человека обязывает воспитывать правильную речь у плохо говорящих в условиях деятельности их и жизненных интересов, ситуаций (учёба, детский труд, игры, прогулки, экскурсии и т. п.).

В своём онтогенетическом завершении речь представляет необычайно сложную психофизическую функцию мозга – 2-ю, господствующую, сигнальную его систему действительности в неразрывном взаимодействующем единстве с 1-й сигнальной системой.

И.П.Павлов под 2-й сигнальной системой разумел не только речь как средство общения, но и как орудие обобщения, абстрагирования, связывал её таким образом со «специально человеческим высшим мышлением».

Слово – сигнал особого качества: обобщает, выражает понятие. 2-я сигнальная система воспитывается у нас воздействием речевой же среды (воспитание, обучение) на центральную нервную систему. Труды по марксистскому языкознанию и акад. И.П.Павлова о 2-й сигнальной системе, раскрывая сущность речи, основные признаки и механизмы её, облегчают воспитание нормальной речи у плохо говорящих или неговорящих детей.

В речи различаются три основные стороны: фонетическая (звуковой состав), лексическая (словарный состав) и грамматическая. Нарушение каждой из этих сторон может послужить объектом логопедической работы.

В логопедическом плане очень важно правильное понимание соотношения чувственного носителя значения (семантики) слова, т. е. внешней, звуковой оболочки его, и самой семантики.

Семантика слова – как обозначающее и обобщающее отражение бытия – и звуковая форма его составляют неразрывное единство: любое сочетание звуков вне семантики – лишь механическое сотрясение воздуха; язык без звукового оформления немыслим.

Обобщённые звуки речи (фонемы). Каждая фонема – смыслоразличитель и воспитывается, осмысляется в речи лишь в связи с системой звуков данного языка.

Звукопроизносительность – основной и главнейший компонент человеческой речи, и нарушение её является наиболее тяжёлым для человека речевым расстройством.

Звуковая речь всецело обусловливается нашим слухом: без слуха мы не могли бы ни воспринимать звуковую речь (сюда не относится специально вырабатываемая звуковая речь у глухонемых), ни воспроизводить её. Дети, лишённые с раннего возраста слуха, до воспитания у них на иных началах звуковой речи остаются немыми.

Слуховая система нервных связей в коре мозга тесно связана с двигательной (кинестезией)–она рецептирует двигательные импульсы, исходящие от движений звукообразующих органов (гортани, языка, губ и проч.). В свою очередь слух является продуктом речи, т. е. под её воздействием он совершенствуется и формируется уже как фонематический слух.

Значение звукопроизношения усиливается двумя его психофизическими особенностями:

1) произносимая вслух речь делается достоянием многих близко находящихся людей, даже помимо их желания, и возбуждает у них установку на слушание, если в этот момент не действует мощная доминанта в другом направлении;

2) произносимое обязательно вызывает у слушателя рефлекторное, подчас редуцированное и почти незаметное, повторное произнесение, что особенно ярко проявляется у маленьких детей.

Существенное значение для логопедии имеет связь речи с движением. Уже Ушинский отмечал связь процессов мысли, понятий с мускульным чувством. И.П.Павлов придавал громадное значение в познавательной жизни человека мышечным движениям, этим сеченовским «щупалам». Большую роль в развитии речи играет и зрение, которое помогает нам точнее улавливать речь окружающих (чтение с лица) и тем самым уточнять свои собственные речевые движения.

Различаются непроизвольные эмоциональные, инстинктивные неречевые движения (страха, боли, защитные движения конечностей и т. п.) и произвольные неречевые же движения (мимика вопроса, разнообразные рабочие позы организма и т. п.).

В процессе общественной жизни наряду с звуковым языком выработалось примитивное средство общения, не представляющее чёткой языковой системы – «мимико-жестикуляторная речь», так называемый «язык жестов».

Важным моментом в развитии речи человека является его способность реагировать на речевые раздражители данной ситуации с учётом всех их особенностей и в соответствии с ними быстро перестраиваться. Говорящий непрерывно даёт активную ориентировку на содержание и форму речи, являющиеся для него в данный момент раздражителями.

По мере накопления речевого материала – отдельных фраз и слов нашей речи вырабатывается автоматизм.

Осуществление речи зависит от: 1) потребности говорящего в общении с другими; 2) потребности установки на говорящего со стороны окружающих; 3) чувства удовлетворения при успешной реализации своей речи, создающего мотивацию к её продолжению; 4) вынужденных перерывов речи; 5) качества физической стороны речи.

Итак, речь человека представляет сложное динамическое единство, основными сторонами которого являются:

1) содержание речи (семантика),

2) звукопроизношение, обычно связанное с мимикой и жестом, как внешнее оформление речи-мышления,

3) социальность речи как организованная и постоянная её связь с жизнью коллектива, вне которого речь не развивается.

Центральные аппараты речи.

Аппарат речи состоит из центрального отдела (головной мозг, преимущественно кора больших полушарий) и периферического (органов слуха и звукопроизношения).

«Всякое торможение коры полушарий в одном месте должно давать себя знать, отражаясь на всём приборе или по крайней мере на многих отдельных его 'пунктах или частях» (Павлов). Это ещё более затрудняет установление локализации основного нарушения речи, маскируя её. Замещение речевого дефекта тоже сплошь и рядом затемняет локализацию.

При повреждении мозга, ведущем к разобщению его систем, происходит не простое выпадение отдельных функций и органов и их взаимоотношений, но и регрессивная их перестройка.

При расстройствах речи надо учитывать очаговые нарушения мозга и отдалённые от данных речевых механизмов органические и функционально-динамические изменения в нейронах и их синапсах, и общую перестройку мозговой работы.

Вопрос о локализации тесно связывается с вопросом о функциональном соотношении обоих полушарий головного мозга. Советские учёные (Пинес, Лурия, Лебединский и др.) показали, что роль левого полушария сильно преувеличивалась и, наоборот, роль правого полушария игнорировалась (за исключением случаев леворукости). Наблюдения Лурия над военными, раненными в область левого полушария, установили, например, что нарушение речи меньше, а восстановление её идёт лучше в тех случаях, когда раненый оказывался явно или скрыто левшой или обоюдоправоруким. Этим доказывается активная роль правого полушария в речевых процессах.

У детей младшего возраста афазия возникает одинаково при поражении как левого, так и правого полушария, и речь сравнительно быстро восстанавливается, так как дифференциация рук и полушарий у них ещё слаба.

Известные затруднения в дело уточнения механизмов речи вносят: 1) индивидуальные отклонения – у разных людей одна и та же функция может быть связана с топографически иными участками мозга; 2) различия степени локализованности разных функций.

В плане логопедии особенно важен тот факт, что задние гностические (познавательные) зоны коры мозга являются не только аппаратами рецепции, но и аппаратами двигательных актов. Следовательно, поражение чувствующей сферы в области речи нарушает экспрессивную речь (говорение), а поражение двигательных речевых систем неотвратимо в какой-то степени расстраивает понимание речи (импрессивную речь).

Физиологическая сторона самостоятельной речи, проявляющаяся в основном в деятельности коры головного мозга, находится в неразрывном единстве с психикой, с сознанием человека, как бы особым качеством высокоорганизованной материи. Без мышления нет речи. Но и без речи нет полноценного мышления.

Звуковая речь осуществляется вовне системой периферических механизмов. Таковыми в речевой области являются преимущественно слуховой, зрительный и кожно-мышечный периферические чувствительные анализаторные рецепторы и весь звукопроизносительный двигательный аппарат (лёгкие, гортань, глотка, мягкое нёбо с язычком, ротовая полость, язык, зубы, губы).

Различаются периферические аппараты речи: 1) воспринимающие и контролирующие речь аппараты слуха, отчасти и зрения и 2) звукопроизводящие аппараты – органы дыхания, голоса и артикуляции.

Для правильной речи необходимы: 1) правильная работа центральной и периферической нервной системы, 2) правильная работа костно- и хрящево-мышечных аппаратов речи, 3) нормальное развитие речи в детские годы, 4) правильная речь окружающих людей, 5) здоровые взаимоотношения с окружающими, б) нормальный слух и 7) нормальная психика.

Нарушения отправлений одной из этих областей могут повлечь за собою в той или иной мере определённые речевые расстройства.

Импрессивная речь. Понимание ребёнком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышания ребёнком определённого звукосочетания и зрительного восприятия определённого предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) в коре мозга образуется условная связь. У ребёнка вначале речь носит импрессивный характер, т. е. она связана с непосредственным впечатлением о предмете; ребёнок понимает, но ещё не говорит.

Экспрессивная речь у детей развивается на основе подражания взрослым. Происходит прямое усвоение навыка путём непосредственного повторения речи окружающих. От стадии бессознательного и малоосознанного подражание постепенно переходит в сознательное. Физиологически в основе подражания лежит рефлекс подражания, наиболее простой по своему механизму и поэтому легко образуемый.

Физиологические механизмы понимания речи проще механизмов произношения. Поэтому понимание речи у детей развивается раньше и лучше, чем произношение.

Вследствие взаимодействия двигательных и слуховых раздражителей ребёнок, произнося звук, ощущает артикуляцию и одновременно слышит произносимое, что уточняет артикуляцию. Слушая речь окружающих, ребёнок рефлекторно, незаметно для себя артикулирует её. Этим уточняется как слуховое восприятие, так отчасти и произношение. Поэтому, кто хорошо слышит речь, тот, как правило, хорошо говорит, и, наоборот, кто плохо слышит, тот плохо и говорит.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей