Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Рисование голов и рук (Лумис). И рук Нью-Йорк, Викинг-Пресс Перевод WildBoar drawing the head and hands by Andrew Loomis 2 3


Скачать 18.59 Mb.
НазваниеИ рук Нью-Йорк, Викинг-Пресс Перевод WildBoar drawing the head and hands by Andrew Loomis 2 3
Дата18.01.2020
Размер18.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРисование голов и рук (Лумис).pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#66372
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

Эндрю Лумис
Рисование голов и рук
Нью-Йорк, Викинг-Пресс
Перевод: WildBoar
DRAWING
THE HEAD AND HANDS by Andrew Loomis
2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Короткий разговор с читателем
4
Часть I. Мужские головы
9
Плоскости
18
Ритм
25
Стандартная голова
26
Мышцы на голове и лице
27
Почему нужна анатомия, чтобы рисовать головы
30 40
Тонирование
Часть II. Женские головы
47
Часть III. Детские головы
58
Часть IV. Рисование мальчиков и девочек
65 1. Маленькие дети
66 2. Дети младшего школьного возраста
75 3. Подростки
80
Часть V. Руки
84
Напутствие читателю
99
4
КОРОТКИЙ РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ
Как удачно для человечества, что каждый мужчина, женщина или ребёнок наделён индивидуальным и узнаваемым лицом! Если бы все лица были одинаковыми, как этикетки на банках томатов, мы жили бы в весьма запутанном мире. Если хорошенько подумать, жизнь – это постоянный поток впечатлений и контактов с людьми, различными людьми. Вообрази на мгновение, что
Джон, продавец яиц, является точной копией Смита, банкира; что лицо сидящего за столом напротив может принадлежать миссис Мёрфи, миссис Голдблатт или миссис Троцки – и ты не можешь с уверенностью сказать, кому из них. Представь, что все лица в журналах и газетах, по телевизору относятся к одному мужскому и одному женскому типу – какой скучной тогда оказалась бы жизнь! Даже если твоё лицо далеко от идеала красоты, всё равно ты должен быть благодарен природе хотя бы за то, что каждый из нас – личность и каждое лицо, хорошее или плохое, неповторимо.
Эта индивидуальность лиц представляет большой интерес для изучения, особенно тем, у кого есть хотя бы малейший талант рисования. Когда мы начинаем постигать причины этих различий, обучение становится захватывающим. Природа не только сделала наши лица средством идентификации, она может рассказать через лица довольно много о каждом из нас.
Наши мысли, наши эмоции и отношения к чему-либо, даже тип жизни, которую мы ведём, отражаются в наших лицах. Оставив в стороне психологию и эмоции, мы можем выразить простым языком основные технические причины для улыбки, испуга и других выражений лица. Мы говорим, что этот человек выглядит виноватым, пристыженным, испуганным, довольным, сердитым, чопорным, уверенным, расстроенным и т.д. Несколько мышц, прикреплённых к костям черепа, обеспечивают механику каждого выражения и эти мышцы и кости не так уж сложно изучить. Сколько здесь скрыто интересного!
Позволь мне сказать вначале: для того, чтобы успешно рисовать голову, не надо быть
«ловцом душ» или «читателем мыслей». Рисование – это прежде всего правильное представление формы в её пропорциях, перспективе и освещении. Все другие качества входят в рисунок, как способы, которыми представлена форма. Если художник делает это правильно, рисунок передаёт душу персонажа. Как художники, мы только видим, анализируем и рисуем. Глаза, нарисованные конструктивно правильно и верного размера, будут казаться живыми благодаря мастерству, а вовсе не способности художника читать душу натурщика.
Элемент, который подвержен самым большим вариациям – это форма самого черепа. Бывают круглые головы, квадратные головы, головы с широкими и выступающими скулами, удлинённые головы. Есть головы с высокими затылками или лбами, а есть с низкими. Некоторые лица выпуклые, а другие – вогнутые. Носы и подбородки бывают выступающими и плоскими. Глаза – большими или маленькими, отстоящими друг от друга широко или сближенными. Уши – всевозможных форм и размеров. Есть худые и полные лица, с крупными или мелкими костями. Существуют длинные губы, широкие губы, тонкие губы, полные губы и такое же разнообразие в формах и размерах носов. Понятно, что сочетание этих разнообразных факторов даст миллионы различных лиц. Конечно в усреднённом виде некоторые комбинации факторов повторяются. По этой причине люди, которые иногда никак не связаны друг с другом, оказываются похожими. У каждого художника бывали случаи, когда о голове, которую он нарисовал, говорят, что она похожа на кого-то из их знакомых или родственников.
Для художника самое простое вначале – полагать, что череп является податливым и принимает определённую форму, как результат нажатий – как если бы резиновый мяч сжимали разными способами без изменения его объёма. Хотя разнообразие форм черепов весьма велико, их объём примерно одинаков. Представь, что ты сделал модель черепа из мягкой глины, а затем сжимаешь его между досками в разные формы. Таким образом из одного объёма можно сделать вытянутую голову, широкую голову, выступающие скулы и все другие типы голов. Как головы приобрели такую форму – это уж не наша проблема, мы только анализируем и определяем тип черепа определённой головы, которую хотим нарисовать. Позднее, когда ты познакомишься с конструкцией черепа, ты сможешь нарисовать практически любой тип, какой только захочешь.
5
К тому времени, как ты поймёшь, как плоть распределяется поверх костей на лице, ты сможешь рисовать различные выражения на одном и том же лице. Важно запомнить, что череп зафиксирован в своей позиции и, за исключением челюстей, не двигается; плоть же подвижна и постоянно меняется, а также подвержена влиянию здоровья, эмоций и возраста. После того, как череп полностью сформировался, он остаётся неизменным на протяжение всей жизни и является структурным основанием изменяющегося вида плоти. Таким образом, череп всегда – основа, а все прочие детали строятся поверх него.
Глядя на череп, мы можем изучить расположение деталей, для художника более важное, чем сами детали. Детали должны занимать правильное место в нашей конструкции. Если они делают это, их рисование не вызывает затруднений. Пытаться нарисовать деталь без правильного её расположения – задача безнадёжная. С глазами происходят странные вещи, рот вместо улыбки выражает злобную гримасу, лицо принимает причудливое и ненатуральное выражение. Попытки исправить его дают отрицательные результаты. Вместо того, чтобы вернуть глаз на место, обрезается щека; меняя линию челюсти, удлиняем лоб. Вначале следует научиться рисовать в контур головы. И этому, я уверен, ты сможешь научиться, читая последующие страницы книги.
Большая разница между полностью любительскими попытками и профессиональным подходом состоит в том, что новичок начинает с рисования глаз, носа, ушей и рта на чистом листе бумаги, окружая их неким контуром, который представляет лицо. Это рисование в двух измерениях – только высота и ширина. Мы должны как-то добавить третье измерение, и это означает, что следует рисовать голову целиком, как она существует в пространстве и строить лицо поверх неё. Делая так, мы не только можем разместить детали, но и установить плоскости света и тени и, в дальнейшем, идентифицировать все бугорки и складки, вызванные лежащей под ними структурой мышц, костей и жира.
Чтобы помочь новичку перейти к третьему измерению, разными преподавателями предлагались разные подходы. Некоторые используют форму яйца, другие – форму куба или кирпича. Некоторые даже начинают с одной детали и строят форму вокруг неё, пока не будет завершена вся голова. Однако все они оставляют большие шансы для ошибки. Только спереди голова выглядит как яйцо, и даже в этом случае отсутствует линия скул. В профиль голова не похожа на яйцо. То же и с кубом – нет точного способа установить положение головы в нём. Голова с любой точки зрения совсем не похожа на куб. Куб имеет только одно значение для рисования головы – он помогает установить вспомогательные линии в перспективе, как ты узнаешь позднее. Логичнее начать с формы, которая изначально похожа на череп – простой для рисования, но достаточно точной для целей конструирования. Этих целей можно достичь, нарисовав шар, представляющий верх черепа, который является круглым, но сжатым с боков, а затем добавить к нему челюсть и прочие детали. Несколько лет назад я открыл для себя этот метод и положил его в основу моей первой книги «Fun with a pencil» («Забавы с карандашом» - прим. перев.). Рад сообщить, что метод этот был принят с большим энтузиазмом и теперь широко используется как в обучении, так и профессиональными художниками.
6
Любой прямой и эффективный подход должен основываться на черепе, его частях и точках их разделения. Это не менее логично, чем начинать рисование колеса с квадрата, а рисование головы – с куба. Отрезав углы квадрата и подравнивая то, что осталось, в конце концов можно получить вполне хорошее колесо. Можно также отщипывать кусочки от куба, пока не получится голова. Но зачем выбирать такой долгий путь? Почему не начать с круга или шара? Если не можешь нарисовать круг, обведи монетку или другой круглый предмет. Скульптор ведь начинает с общей формы лица, прикреплённой к шару черепа. Он не может делать иначе.
Я представляю этот простой путь в моей книге потому, что этот подход является одновременно творческим и точным. Любой другой точный подход предполагает использование механических приспособлений: проектора, кальки, пантографа или расчерчивания на квадраты. Возникает вопрос, что же ты хочешь развить в себе: способность рисовать голову или способность использовать приспособления, чтобы проектировать её? Если второе, то, думаю, эта книга тебе будет неинтересна. Если твоя цель – создание абсолютно точной копии, и ты не хочешь рисковать, тогда рисуй голову любым способом, который тебе лучше подходит для этого. Если же ты хочешь испытать удовольствие и дрожь волнения от завершённой работы, я предлагаю тебе средство улучшить собственные способности. Рисунки на стр.7-8 показывают возможность создания любых типов и разновидностей черепов. После того, как ты научишься устанавливать шар и плоскость, ты сможешь делать с ними всё, что угодно, собирая вместе все части по отметкам, которые сделал на средней линии лица. К твоему распоряжению челюсти, уши, рты, носы и глаза, и каждый из них может быть большим или маленьким. Скулы могут быть высокими и низкими, верхняя губа – длинной или короткой, щёки – полными или впалыми. Различными комбинациями этих деталей ты можешь получить почти бесконечное разнообразие персонажей. Это огромное удовольствие – экспериментировать.
Хотя в конструировании любой головы ты столкнёшься с более-менее одинаковыми проблемами, эта книга поделена на части, посвящённые рисованию мужчин, женщин и детей разных возрастов. Как мы увидим, хотя технические отличия невелики, имеется заметная разница в подходах и ощущениях. Технические проблемы излагаются в первой части, а знания, которые даст нам их изучение, будут применяться в следующих частях книги.
Умение правильно рисовать руки также важно для художника. Часть 5 поможет тебе понять принципы конструкции, на которой основано реалистичное изображение рук.
А теперь давай приступим к делу.
7
ТИПЫ ЛИЦА
8
9
ЧАСТЬ 1.
МУЖСКИЕ ГОЛОВЫ
Давай вначале определим основную цель. Ты можешь интересоваться рисованием, как хобби. Ты можешь быть студентом, посещающим курсы рисования. Ты можешь быть молодым профессионалом, вышедшим из школы, прилагающим усилия для улучшения своей работы, чтобы она приносила больше дохода. Возможно, ты учился рисованию много лет назад, а теперь у тебя появилось время и стимул начать снова. Возможно, ты уже многого достиг в сфере коммерческого искусства, где присутствует огромная конкуренция, и ищешь что-то новое, что поможет тебе удержать свои позиции и, может быть, продвинуться вперёд. К какой бы из этих категорий ты ни относился, эта книга будет полезна для тебя, потому что она даёт практические знания в технике рисования голов как для начинающего, так и для более опытного художника в те раздражающие моменты, когда нарисованная им голова оказывается неудачной.
Должен быть настоящий основной мотив за твоими усилиями. Спроси себя честно:
«Почему я хочу рисовать головы и делать это хорошо?». Для удовлетворения своими достижениями? Достаточно ли этого для тебя, чтобы жертвовать своим временем и другими делами для обучения? Надеешься ли ты когда-нибудь продать свою работу и сделать рисование средством существования? Хочешь ли ты рисовать портреты, головки девушек для календарей, иллюстра-
10 ции для журналов, для рекламы? Может быть, рисование – это форма релаксации для тебя, помогающая снять напряжение и очистить разум от забот и проблем? Найди свой основной мотив, потому что, если он достаточно силён, он поможет тебе противостоять разочарованиям, крушению иллюзий и прочим неудачам.
Позволь дать тебе совет? Каким бы ни был твой мотив, постарайся не быть нетерпеливым.
Нетерпение – одно из самых больших препятствий на пути к действительным способностям. Делать что-то хорошо, по моему мнению, означает преодолевать препятствия разного рода на пути к цели. Мастерство – это способность преодолевать препятствия, первое из которых – недостаток знаний о вещах, которыми ты собираешься заниматься. Мастерство – это результат попыток делать вновь и вновь, применяя свои способности и проверяя знания, которые получил. Давай отбрасывать прочь неудачные попытки и продолжать работу. Давай считать препятствия чем-то ожидаемым в любых устремлениях, тогда они не будут казаться непреодолимыми.
Наша книга будет иметь небольшое отличие от других учебников. Обычно в учебниках материал ограничен изложением проблем и решений или техническим анализом. Это, как я считаю, и является причиной, почему учебники и справочники так трудно читать. Каждое творческое усилие затрагивает индивидуальность, поскольку мастерство – это индивидуальное качество. Мы имеем дело не с органическими материалами, а с человеческими качествами, такими как надежды и амбиции, вера или разочарование, мы должны выбросить из книги формулы и считать личные достижения основным элементом нашего плана. Учитель будет не очень успешным, если он даёт ученикам только слова из учебника, только холодные голые факты без чувств, без похвал, без личного приободрения. Я не могу разделить с тобой твои личные проблемы, но я могу точно вспомнить мои собственные и предполагаю, что твои проблемы вряд ли сильно от них отличаются. Таким образом, книга будет предсказывать решение этих проблем ещё до того, как ты с ними встретишься.
Моя задача – предоставлять тебе рабочий материал, а не показывать, чего ты можешь достичь. Успех приносят лишь собственные усилия, а помогают им знания. Если бы это было не так, то мы могли бы научиться всему на свете, просто читая книги. Все мы знаем, что это не так. Есть книги почти на любую тему. Их ценность зависит от объёма знания, которое они заключают в себе и от того, насколько хорошо это знание поглощается и применяется на практике.
Чтобы хорошо рисовать головы, художник должен отделить своё внимание от эмоциональных качеств натурщика и найти объективную точку зрения. Иначе он будет рисовать одну голову вечно, пытаясь запечатлеть каждое изменение выражения лица, каждое настроение натурщика.
Лицо может меняться постоянно, а рисунок должен передать эффект одного мгновения. Считай, что голова – это лишь форма в пространстве, как натюрморт, а не постоянно изменяющаяся индивидуальность.
Логично, что наша книга начинается с чисто объективного подхода, с формы, наиболее похожей на среднестатистическую голову, со среднестатистическими деталями и усреднённым расстоянием между ними. Индивидуальные характеристики слишком сложны, пока мы не научимся привязывать их к основной структуре. Давай запомним, что череп – это структура, а всё остальное – лишь добавки.
Анатомия и конструкция могут казаться скучными, но только не тому, кто ими занимается.
Может быть скучно учиться пользоваться пилой и молотком, но не когда строишь свой собственный дом. Возможно, трудно думать о голове, как о механизме. Но если ты изобретаешь этот механизм, ты не потеряешь к нему интерес. Просто осознай, что красивая голова должна быть хорошим механизмом, и ты будешь рисовать её с большим интересом, как если бы ты хотел, чтобы собираемый тобой мотор имел хорошие характеристики.
Очевидно, что нам следует начать с основной формы, настолько близкой к черепу, насколько это возможно. Череп больше всего похож на шар, сплющенный с боков и в задней части несколько полнее, чем спереди. Кости лица, включая глазницы, нос, верхнюю и нижнюю челюсть прикреплены к передней части этого шара. Наша первоочередная задача – научиться конструировать шар и лицевую плоскость так, чтобы они составляли единое целое, которое можно наклонять или поворачивать как угодно. Важно конструировать голову целиком, а не только её видимую часть. В действительности мы не можем видеть больше половины головы, но с точки зрения конструкции невидимая часть так же важна, как и видимая.
11
Если ты посмотришь на рис.1, то увидишь, что я нарисовал шар так, как если бы он был прозрачным, чтобы конструкция всего шара стала очевидной. В этом случае рисунок на видимой стороне шара может быть сделан так, что он будет казаться идущим по всей его окружности, и можно вообразить невидимую сторону как дубликат видимой. Мой старый учитель говорил:
«Будь готов нарисовать невидимое ухо», - что в то время меня очень озадачивало. Позднее я понял, что он имел в виду. Голова не может считаться полностью нарисованной, пока ты не можешь почувствовать невидимую сторону.
Рисунок 1. Основная форма сплющенного шара
Череп больше похож на шар, чем на что-то ещё. Чтобы нарисовать шар как объёмный предмет,
надо установить ось, наподобие гвоздя, воткнутого в верхушку шара. Теперь через точки, где проходит
ось мы можем разделить шар на четверти, затем ещё пополам – по экватору. Срезав небольшие ломти-
ки с обеих сторон шара, мы получим форму, очень похожую на верх черепа. Экватор становится линией
бровей. Одна из линий, делящих шар на четверти, будет средней линией лица. Примерно на полпути меж-
ду линией бровей и осью помечаем линию волос, она же – верх лица. Продолжим среднюю линию прямо
вниз за пределы шара. На ней отмечаем две точки на расстояниях, примерно равных высоте лба (от ли-
нии бровей до линии волос). Та, что выше, указывает длину носа, а нижняя – низ подбородка. Теперь мы
можем создать плоскость лица, нарисовав линию челюстей, которая доходит примерно до половины ша-
ра с каждой стороны. Уши прикрепляем на середине боковых сторон головы на дистанции, примерно
равной расстоянию от бровей до кончика носа. Шар можно наклонять в любом направлении.
Из всего вышесказанного можно понять, что невозможно нарисовать голову правильно, начиная с носа или глаза, не обращая внимание на череп и расположение деталей на нём. Это то же самое, что пытаться рисовать машину, начиная с руля. В любом рисунке ни одна часть не бывает важнее целого, а целое всегда состоит из собранных вместе пропорциональных частей. Мы всегда можем разделить целое на части, вместо того, чтобы подбирать части, надеясь что они соберутся вместе в нужную конструкцию. Например, проще знать, что лоб – это одна треть лица и где
12 его позиция на черепе, чем строить череп, начиная со лба. Мы большей частью думаем о голове в терминах, определяющих индивидуальность, и никогда не чувствуем её механически. Мы думаем не о том, что улыбка имеет механический принцип действия, а о том что это доказательство оптимистичной личности. В действительности механика, заключённая в улыбке та же, что в шнурке, раздвигающем шторы. Шнурок прикреплён к чему-то неподвижному на одном конце и к ткани на другом. Если потянуть за верёвку, материал собирается в складки. Щёки собираются в складки подобным же образом. Работа челюсти подобна дверной петле, но тип петли – шаровой шарнир. Глаз двигается в глазницах как шар, удерживаемый на месте. Веки и губы похожи на щель в резиновом шаре, для которой естественнее быть закрытой, кроме случаев, когда её растягивают. За каждым движением стоит механический принцип, заложенный в мозг. Плоть лица и мускулы, которые способны растягиваться и сокращаться подобны другим мускулам на теле. Более подробно мы обсудим этот интересный материал позднее.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей