Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1908-581 контрольная. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста


Скачать 34.73 Kb.
НазваниеИгра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Дата19.10.2019
Размер34.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1908-581 контрольная.docx
ТипДокументы
#64363
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


СОДЕРЖАНИЕ

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста…..…3
  • Классификации игр. Авторские и народные игры………………….……4
  • Ребенок как творец и субъект игровой деятельности…………………....7
  • Основные факторы возникновения творческих игр……………………...8
  • Список использованных источников…………………………………….10

    Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.


    Игра выступает главным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра имеет чрезвычайно большое значение в жизни ребёнка, такое же, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

    Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития [8, c. 265].

    Игра ребенка – это довольно серьезное занятие, в ходе которого он не только осваивает, но и преобразует действительность. Влияние игры на детей трудно переоценить. В результате игровой деятельности формируются определенные личностные качества детей (доброта, способность к сотрудничеству), идет становление его как взрослого, развиваются многие физические качества (ловкость, сила), мыслительные (сообразительность, внимательность) и т.д. В игре ребенок учится выражать свое отношение к окружающей его действительности.

    Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра –исследование, игра – конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии [3, c. 238].

    Игры организуются в соответствии со следующими требованиями:
    соблюдение нравственных норм, основанные на гуманности и общечеловеческих ценностях;
  • свобода и добровольное участие детей в игре;
  • соответствие смысла игровых действий с поведением в реальной ситуации;
  • понимание правил и сути игры.
    В конце игры проводится ее анализ, после чего можно пересмотреть содержание и правила развлечения [4, c. 159].

    Таким образом, для педагога и психолога детская игра выступает в роли деятельности воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

      Классификации игр. Авторские и народные игры

      При рассмотрении классификаций, предложенных различными исследователями игр, чаще всего игры разделяют: по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр, а именно:
      по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
    1. по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);
    2. по игровой методике(предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
    3. по предметной области(математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);
    4. по игровой среде(с предметами и без предметов, компьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).
      Авторская игра. Авторская игра – представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

      В такой игре есть обязательно поставленная цель, отражающая тему игры. Например, закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; развивать речь, логическое мышление и др.

      В авторской игре всегда предполагается использование необходимого материала и оборудования, четко обозначены правила и ход игры, а также количество участников. Такую игру можно использовать в самостоятельной деятельности детей и в ходе непосредственно образовательной деятельности [7, c. 298].

      Народная игра. Важным средством освоения культуры своего народа является народная игра.

      Народные игры с детьми вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащают словарный запас детей, развивают их духовный и моральный потенциал. В народной игре есть целый арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина, патриота своей родины.

      Для народной игры не нужно специальное игровое оборудование. Среди народных игр много таких, где цель – развлекать, развлекать. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр.

      Народные игры характеризуются широкой направленностью. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире человека и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Особенность народных игр заключается в том, что они морально учат развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат человека тому, что награда не имеет личных достижений, но она неизменно вписывается в жизнь детского сообщества. Ребенок всех возрастов и уровней развития находит необходимую возможность для самовыражения.

      Народные игры можно разделить на подвижные, познавательные, ролевые игры и обрядовые:

      − подвижные – способствуют развитию силы, ловкости и выносливости

      − познавательные – расширяют кругозор, развивают интеллектуально;

      − ролевые игры («дочки-матери», «солдатики» и т.д.) – дают возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме многообразные сферы деятельности, выходящие за пределы личной практики обучающихся;

      − обрядовые игры – позволяют приобщиться к многовековому опыту предков включенности в природные календарные циклы.

      Характерные черты народной игры:
      отражение культурных традиций и жизни людей;
    5. участники разных возрастов;
    6. высокий уровень популярности и распространенности;
    7. существование игры на протяжении не менее трех поколений (В. М. Григорьев);
    8. «чествование игры» – вхожесть игры в национальные праздники (В.М. Григорьев);
    9. демократичные и понятные правила;
    10. добровольность и равенство в распределении ролей;
    11. простота игрового реквизита/
      Как и другие игры, народная игра имеет множество функций: социокультурную, развивающую, развлекающую, диагностическую, корректирующую, коммуникативную и др.

      Одновременно, народная игра обладает мощным ресурсом воспитания патриотизма, толерантности, духовности [6, c. 389].

      Таким образом, народная игра рассматривается как транслятор традиционной культуры народа и общечеловеческих ценностей. Это исторически сложившийся социальный феномен, самостоятельный вид деятельности, характерный народностям и регионам, который изменяется и развертывается как субъективная деятельность ребенка, в ходе которой развивается его психика.

        Ребенок как творец и субъект игровой деятельности

        В дошкольном возрасте субъектные проявления выражаются в оформляющемся отношении ребенка к миру и в деятельности, инициируемой таким отношением. Позицию субъекта деятельности авторы видят в самостоятельности и творчестве воспитанников, в поиске способов действий и реализации замыслов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов.

        Если признавать ребенка субъектом процесса игры, с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами, то отношения в такой игре строятся таким образом, что ребенок выступает в роли наставника и партнера.  В игре дети активно сотрудничают, так как дорожат общим делом.

        Л.С. Выготский писал: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [2, c. 65].

        Таким образом рассматривать игру необходимо как творческую деятельность, которая подчеркивает объединяющую активность воображения.

        В игре ребенок создает новую творческую конструкцию из элементов окружающей жизни, образ, который принадлежит ему самому.

        Ребенок в игре выступает в роли актера, он сам художник. Для ребенка важно придумать самому слова и действия для своей роли. Важно придумать и подобрать игрушки, использовать их творчески в придуманной игре.

        Также ребенок техник-изобретатель – создает в игре новые конструкции машин, мостов, домов, изготовляет мебель.

        Конечно, творчество детей в игре все еще несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку лучше понять окружающий его мир, это дает ему жизненный опыт и пробуждает необходимость выражать его в своей жизненной деятельности. Радость творческой игры меняет жизнь детей и наполняет их волшебством [4, c. 345].

        Дети – естественные создатели. Они учатся, когда играют и что-то изучают. Это весело, приятно для них. Они осваивают сложные концепции, воссоздавая их в своих детских масштабах

        Если дать ребенку возможность выразить себя через искусство, то у него есть естественный выход для творческой энергии. А значит, будет меньше поводов для стрессов и беспокойства [5, c. 198].
        4. Основные факторы возникновения творческих игр.
        История происхождения игры уходит корнями в древность. Так в играх первобытных племен изображены войны, охота и сельскохозяйственные работы. Нет сомнений, что сначала шла война, а затем игра с изображением военных сцен. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем возникло желание воспроизвести это впечатление в танце. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла в первобытном обществе наряду с различными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру вошли танцы, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические эффекты.

        Понятие «творческие игры» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры. 

        В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина их понимания различных жизненных явлений. Содержание творческих игр придумано самими детьми

        Свобода, нерегламентированность, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей выступают как факторы возникновения таких игр.

        Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета отборе изобразительных средств, ма­териала, игрушек и т д.

        Яркое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового плана, построении сюжета, подборе наглядных пособий, материалов, игрушек и т. д.

        Творческая игра всесторонне влияет на ребенка; это первый шаг в самостоятельном общении ребенка с другими детьми. В игре ребенок входит в детскую команду, которая начинает определенным образом влиять на его развитие. Этот коллектив в своих творческих играх живет по законам дружбы, внимания друг к другу, отсутствия этнической ненависти, по нашим советским законам, которые закреплены в сознании детей с раннего возраста [1, c. 215].
        Список использованных источников

        Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Д; Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. - 240.
      1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, 1966. – № 6. – 62-68 с.
      2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения; под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
      3. Дошкольная педагогика; под ред. В. И. Логинова, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1998. – 306 с.
      4. Дошкольная педагогика; под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просещение, 1980. – 415 с.
      5. Дошкольная педагогика; под ред. Н. В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с.
      6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2006.– 416 с.
      7. Леонтьев, А. А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.



        перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей