III семестр.
(Первичный обзор концентрического курса)
Распределение часов дисциплины по темам
№ П/П
| ТЕМА
| ЛЕК
ЦИИ
| ПРАК
ТИКА
| САМ.
РАБОТА
| 1
| Периодизация истории русской литературы. Литературные и общественные движения второй половины XIX века.
| 1
|
| 2
| 2
| Литература 1860 годов. И.А. Гончаров как писатель и общественный деятель
| 1
| 1
| 5
| 3
| Три романа Гончарова и их публицистическая судьба.
| 1
|
| 4
| 4
| И.С. Тургенев. Учеба, служба, раннее творчество. «Записки охотника».
| 1
| 1
| 4
| 5
| И.С.Тургенев. Зрелое творчество: романы и повести
| 1
|
| 4
| 6
| Н.Г. Чернышевский. Эстетические открытия. Роман «Что делать?».
| 1
| 1
| 6
| 7
| Н.А.Некрасов. Основные этапы творчества.
| 1
|
|
| 8
| Н.А.Некрасов. Анализ творческого наследия.
| 1
| 1
| 5
| 9
| А.Н. Островский. Пьесы раннего периода; работа в «Москвитянине».
| 1
|
|
| 10
| А.Н. Островский. Этапы творчества писателя, особенности творчества на каждом этапе.
| 1
| 1
|
| 11
| А.Н. Островский. Новые творческие задачи; психологизм позднего периода.
| 1
|
| 3
| 12
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизненный путь. Публицистическая и журнальная деятельность.
| 1
| 1
|
| 13
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Обзор творческого наследия писателя.
| 1
|
|
| 14
| Г.И. Успенский. Поиски «правды»
| 1
| 1
|
| 15
| А.А. Фет как теоретик «чистого искусства». Поэзия Фета
| 1
|
|
| 16
| Н.С. Лесков. Формирование творческого мировоззрения.
| 1
| 1
|
| 17
| Ф.М. Достоевский. Обзор творческого и жизненного пути.
| 1
|
| 2
| 18
| Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество до создания «пятикнижья»
| 1
| 1
| 2
| 19
| Ф.М. Достоевский. «Пятикнижье» как философское наследие русского мыслителя.
| 1
|
| 3
| 20
| Л.Н.Толстой. Духовно-нравственное становление писателя.
| 1
| 1
|
| 21
| Л.Н.Толстой. Литературная деятельность; эпические романы
| 1
|
|
| 22
| Л.Н.Толстой. Отражение в творчестве перелома мировоззрения..
| 1
| 1
|
| 23
| А.П.Чехов. Детство. Учеба в университете. Начало творческого пути.
| 1
|
|
| 24
| А.П.Чехов. Деятельность врача, писателя и драматурга.
| 1
| 1
|
| 25
| Консультация
| 2
|
|
|
| ВСЕГО
| 24 +2
| 12
| 49
|
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ТЕМА 1.
Периодизация истории русской литературы. Литературные и общественные движения второй половины XIX века.
Периодизация русской литературы: 1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ;
2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; 3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА.
4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности;
5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК; 6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991). 7. ПОСТСОВЕТСКАЯ (1992-2000).
Место литературы периода эпического романа в истории русской литературы. О МИРОВОМ ЗНАЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Синхроническое сопоставление общественной жизни России изучаемого периода, развития искусства, развитие литературы, развитие журналистики и общественной мысли.
Литературные и общественные движения в России II половины XIX века: либерально-западническая партия; либерально-славянофильская партия; партия почвенников; революционно-демократическая партия; партия революционеров-разночинцев; революционеры-народники; партия консерваторов; либеральные народники; «Толстовцы». Споры между «Современником» и «Русским словом».
ТЕМА 2
Литература 1860 годов. И.А. Гончаров как писатель и общественный деятель
Своеобразие художественного таланта И. А. Гончарова. ГОНЧАРОВ Иван Александрович (6.06.1812-15.09.1891), русский писатель. В Симбирске и Петербурге. Раннее: (романтические стихи, натуралистические очерки и повести), автор трех романов: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869). Талант Гончарова-критика: «Мильон терзаний» (1872) и «Заметки о личности Белинского» (1874). Цикл очерков «Фрегат "Паллада"». Столкновение буржуазного и патриархального мироуклада. Путевые заметки путешествия через Англию к многочисленным ее колониям в Тихом океане. От зрелой, промышленно развитой современной цивилизации – к наивно-восторженной патриархальной молодости человечества с ее верой в чудеса, с ее надеждами и сказочными грезами. Возраст зрелости современной буржуазной Англии. Образ русского помещика. Путешествие по Востоку; мечта о земле обетованной, укор современной цивилизации. Вторжение в Шанхай англичан.
ТЕМА 3
И.А. Гончаров. Три романа Гончарова и их публицистическая судьба.
Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» увидел главный пафос романа в развенчании прекраснодушного романтика. Цикл очерков «Фрегат "Паллада"». Роман «Обломов». Добролюбов о романе. Дружинин о романе. Полнота и сложность характера Обломова. Андрей Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская. Историко-философский смысл романа. Роман «Обрыв». Гончаров именовал свои сочинения «трилогией», где действует один и тот же герой — тип дворянского интеллигента. Во всех трех романах представлена барская усадебная культура в период ломки традиционного уклада, кризиса русской жизни, когда вместе с наступлением технического прогресса рушились устоявшиеся представления о жизненных ценностях, прежде всего духовно-нравственных идеалах.
ТЕМА 4
И.С. Тургенев. Учеба, служба, раннее творчество. «Записки охотника».
Русский писатель, поэт, резидент русской разведки в западной Европе, член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев, Иван Сергеевич (1818- 1883 г. г.) В Москве в частном пансионе. Поступление в Московский университет на словесное отделение философского факультета. Перевод в Петербургский университет. Учеба в Берлинском университете. Первый литературный опыт – поэма «Параша». Тургенев симпатизирует "западникам", т. е. течению, выступавшему за ликвидацию крепостных порядков в России и переустройство государства по европейскому образцу. Знакомство с француженкой Полиной Виардо, уезжает во Францию. Произведения публикуются на родине. В 1847 году выпускает в течение нескольких лет отдельными главами «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор». Статьи: «Гамлет и Дон Кихот» (1859); «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине». Творчество раннего периода: драматическая поэма «Разговор» (1844), повесть в стихах «Андрей» (1845), сатирическая поэма «Помещик» (1845), в драме: («Неосторожность», 1843; «Безденежье», 1846), прозаические повести: «Андрей Колосов» (1843), «Три портрета» (1845), «Бретер» (1846), «Петушков» (1847). Период Спасской ссылки (до к. 1853): («Дневник лишнего человека», 1850; «Два приятеля», «Затишье», «Переписка» — все три 1854, «Яков Пасынков», 1855); ряд пьес: «Где тонко — там и рвется» (1847), «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Завтрак у предводителя» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалка» (1850), «Вечер в Сорренто» (1852). Тургенев прокладывал в них пути к «новой драме» чеховского типа.
ТЕМА 5
И.С.Тургенев. Зрелое творчество: романы и повести
Роман «Рудин» как автобиография. Рудин — один из лучших представителей культурного дворянства, идеалист 1830 — н. 1840-х. Антипод — друг студенческой юности Лежнев. В «Рудине» определилась своеобразная форма тургеневского романа: на сюжет типичной повести с любовной кульминацией наслаивается несколько «внесюжетных» новелл (рассказ о кружке Покорского, вторая развязка романа — встреча Лежнева с Рудиным в провинциальной гостинице, эпилог — гибель героя на баррикадах). Эти мотивы в творчестве Тургенева усиливаются в повестях «Поездка в Полесье» (1853—57), «Фауст» (1856), «Ася» и «Первая любовь» (обе — 1860).
«Дворянское гнездо» (1847—58) Тургенев вплотную подходит к великой правде православно-христианских истин, носительницей которых окажется Лиза Калитина. Что будет отличать эти молодые силы от поколения Рудиных и Лаврецких? Какую программу обновления России они примут и как приступят к освобождению народа от крепостнических пут? Время требовало «сознательно-героических натур», о которых и повел речь Тургенев в следующем романе «Накануне» (1860), сознательно выбрав в качестве прототипа болгарина Николая Катранова. В 1862 – роман «Отцы и дети». В 1860-е углубляется философский пессимизм писателя, возникают сомнения в самой возможности устранения зла на земле, в историческом прогрессе. Эти настроения – в двух повестях — «Призраки» (1864) и «Довольно» (1865). Работа над романом «Дым» (1867). Произведение карикатурного изображения революционной эмиграции в кружке Губарева Итоговым произведением 1870-х является роман «Новь» (1876). Итогом творчества Тургенева стал оригинальный цикл «Стихотворения в прозе».
ТЕМА 6
Н.Г. Чернышевский. Эстетические открытия. Роман «Что делать?».
Гражданская казнь. Детские годы. Саратовская духовная семинария. Петербургский университет. Саратовская гимназия. Подступы к новой эстетике. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек». Четвертый сон Веры Павловны. Каторга и ссылка.
ТЕМА 7
Н.А.Некрасов. Основные этапы творчества.
Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров — 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) — русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы.
Ранние годы в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда. Начало литературной деятельности: статьи в «Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду» и «Литературной Газете». «Мечты и звуки». В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником. Ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В конце 1846 года вместе с И. И. Панаевым приобрел у П. А. Плетнёва журнал «Современник».
Литературная молодёжь, бросила А. А. Краевского и присоединилась к Некрасову. Поздние годы. «Последние песни». Колыбельная песня «Баю-баю». Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Похоронен на петербургском Новодевичьем кладбище. Спор-митинг на панихиде перешёл в печать
ТЕМА 8
Н.А.Некрасов. Анализ творческого наследия.
Некрасов художник глубокий: он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Явился выразителем нового настроения. Муза «мести и печали». Произведения полны самых безотрадных картин народного горя. Спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова. Первая по времени поэма (1855), в лице героя поэмы Агарина, первая отметила многие существеннейшие черты рудинского типа. Поэма «Несчастные» (1856). «Коробейники» (1861) написаны оригинальным слогом, в народном духе. В 1863 году появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова — «Мороз, Красный нос». По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия «Крестьянские дети» (1861).Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1876) уже по одним своим размерам (около 5000 стихов). Присутствие балагурства, антихудожественного преувеличения и сгущения красок. Не вполне выдержана и другая поэма Некрасов — «Русские женщины» (1871—72), но конец её — свидание Волконской с мужем в руднике — принадлежит к трогательным сценам всей русской литературы. Стихотворения Некрасова выдержали после смерти 6 изданий, по 10 и 15 тыс. экземпляров.
ТЕМА 9
А.Н. Островский. Пьесы раннего периода; работа в «Москвитянине».
Островский Александр Николаевич (31.03[12.04]. 1823—2[14].06.1886), драматург, театральный деятель. Еще в гимназии Островский делается страстным театралом. В 1843 поступил канцеляристом в Московский совестный суд. Работа в судах существенно обогатила жизненный опыт. Началом литературной деятельности Островский считается пьеса «Семейная картина». К этому времени относятся «Записки замоскворецкого жителя». Пьеса «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот») была написана в 1849, в 1850 напечатана в журнале «Москвитянин» (№ 6). С н. 50-х Островский становится деятельным сотрудником «Москвитянина», издаваемого М. П. Погодиным, и вскоре вместе с А. А. Григорьевым, Е. Н. Эдельсоном, Б. Н. Алмазовым и др. образует т. н. «молодую редакцию». Поездка по Волге, от истоков до Н. Новгорода (1856).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |