Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Гой ты, Русь ст.1. Или о чём говорят нам наличники Шацкого района Рязанской области


Скачать 13.93 Mb.
НазваниеИли о чём говорят нам наличники Шацкого района Рязанской области
АнкорГой ты, Русь ст.1.docx
Дата05.10.2017
Размер13.93 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГой ты, Русь ст.1.docx
ТипДокументы
#25968
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Ярмин В.В.

Избы – в ризах образа

Или о чём говорят нам наличники Шацкого района Рязанской области

img_0017.jpg

img_0059.jpg

Гой ты, Русь моя родная!

Хаты – в ризах образа…

С.Есенин

Несомненно, наш великий земляк назвал избы

хатами только в угоду улучшению звучания стиха. Да и как можно сравнить резное великолепие русской избы с глиняной хаткой, где и полы-то были земляные! А «ризы» - это, конечно же, наличники и подзоры. Из материальной культуры далёкого прошлого это единственное, что до сих пор широко применяется и воспроизводится. Но почему-то исследованием домовой резьбы всерьёз никто не занимался, хотя наличники – вещь в мировой культуре уникальная! По сути, самые красивые в мире окна – резные окна русской избы. И это единственное, чем ещё можно завлечь туристов в наши сёла, остальное мы уже потеряли.

img_0049.jpg

Изба – богатырица

Кокошник вырезной,

Оконце, как глазница,

Подведено сурьмой.

Н.Клюев

img_0077.jpg

Изба – святилище земли

С запечной тайною и раем,

По духу росной конопли

Мы сокровенное узнаем.

Н.Клюев

dsc_0379.jpg

Тёпел паз, захватисты кокоры,

Крутолоб тесовый шоломок.

Будут рябью писаны подзоры

И лудянкой выпестрен конёк.

По стене, как зернь, пройдут зарубки:

Сукрест, лапки, крапица, рядки,

Чтоб избе-молодке в красной шубке

Явь и сон мерещились – легки.

Крепкогруд строитель-тайновидец,

Перед ним щепа как письмена:

Запоёт резная пава с крылец,

Брызнет ярь с наличника окна.

Н.Клюев

img_0189.jpg

Определить, насколько древний обычай использовать наличники в таком виде, как мы их видим сейчас, довольно сложно: дерево не сохраняется долго. Ранее русичи наносили знаки краской или вырезали. Более важно знать, что там «написано». Ведь узоры представляют собой дописьменные начертательные знаки не только славянской, но и более древней индо-арийской культуры, где счёт идёт на тысячи лет. В Шацком уезде в конце XIX века княгиней Шаховской С.Н. были собраны образцы вышивки и ткачества, все они исследованы. Академик Ф.И.Буслаев в связи с изданием альбома народных узоров С.Н.Шаховской писал, что ромбы, кресты, свастики, S-образы – «всё это находится в генетической памяти русского человека».

Академик Б.А.Рыбаков отмечал, что наличники в разных местностях сильно отличаются. Например, у нас в районе практически не встречаются шестилучевые розетки, обозначающие «Белый свет», столь типичные для Севера. В Гжели видел очень богатые и красивые наличники, в нашей местности они попроще. Но наши более интересны осмысленностью знаков, они более архаичны.

Историки утверждают, что трафареты узоров для домовой резьбы продавали торговцы офени. И заказывали они их у профессиональных художников. А офени, по мнению исследователей – потомки скоморохов, людей жреческого сословия, носителей языческого мировоззрения. Поэтому знаки на узорах такие древние. «Чтобы свеча не погасла» - это и про наличники. То есть и в 19 веке церкви не удалось окончательно уничтожить древнее мировоззрение славян, и узоры тому подтверждение.

img_0037.jpg

Выдающийся исследователь славянского язычества Н.И.Толстой отмечал:

«Большинство обрядов у славян – провоцирующего свойства, они ставят целью вызывание плодородия, обеспечение обильного урожая, приплода скота, изобилия благ земных. Затем существовало немало обрядов ограждающего, охранительного свойства, защищающих от болезней, сглаза, козней нечистой силы и т.п.»

Так вот узоры носят точно такой же характер, это своего рода заклинания. Красота здесь вторична.

img_0055.jpg

«Деревянная резьба создавала на фасаде и на крыше дома сложную, глубоко продуманную, создававшуюся тысячелетиями систему защиты от вездесущих и всепроникающих упырей-навий. Это были не просто беспорядочно нанесённые охранные знаки – основная идея древней славянской охранной магии заключалась в защите микрокосма семьи при помощи макрокосма – Вселенной, строение которой тщательно воспроизводилось во всех своих основных элементах на фасаде жилища и становилось микрокосмом семьи.

Это создание человеческих рук отражало картину мира, возникшую в представлениях предков древних славян ещё в глубинах бронзового века (IV – I тыс. до н.э.)» - пишет О.Берегова в книге «Символы славян».

img_0193.jpg

В Индии до сих пор особым почтением пользуются отпечатки ступней Будды на камнях. На этих изображениях буддисты насчитывают до 65 знаков добра и счастья. Многие из них совпадают со знаками на наших наличниках. На современном плакате-иконе с изображением Ганеши (совпадающем с нашим Ярилой по роду занятий) тот же купол сверху, а по краям S-образы и лунницы, вьющееся растение. Общие священные символы свидетельствуют о древности знаков со времён индоевропейской общности. Использующиеся свастики у индусов перекликаются со свастиками на вышитых женских рубахах, которые наши бабки носили менее ста лет назад. До нас дошли отголоски былых тысячелетий, и мы можем гордиться этим! Наша история началась не после революции, как учили коммунисты, нашей культуре не тысяча лет, как говорят церковники. Мы – наследники древней культуры. И простые дописьменные знаки и системы – тому подтверждение. «Эти разновидности народного творчества являются древнейшей и очень яркой образной летописью духовного бытия людей»(П.И.Кутенков). Мне удалось вычленить около двух десятков видов знаков на нашей домовой резьбе Шацкого района Рязанской области.

dsc_0379.jpg

img_0044.jpg

«Крутолоб тесовый шоломок» - тут, без всякого сомнения, легко угадывается крыша над крыльцом, которая делалась в виде купола – шлема.И сейчас множество крылец венчают купола, правда в плоской проекции. Купол – это верхнее небо, обитель Богов. И всяк входящий понимал, что в этом доме живут по божьим заповедям, следуя РОТЕ – Вселенскому закону (подробнее узнаете в исследовании М.Серякова «Вселенский закон» или «Голубиная книга – священное сказание русского народа») Люди знали, что нарушение порядка на Земле несёт за собой нарушение космического порядка, что приведёт к хаосу. Люди своими активными действиями могли усилить или ослабить космический закон. Действие или бездействие каждого может подпитывать либо эгрегор (мыслительно-силовое поле) порядка, либо эгрегор беспорядка. Нарушение роты ставило под угрозу само устройство Вселенной, и поэтому обрекало преступника на гибель. Преступивший роту считался вне закона и на него нравственные правила не действовали. По представлениям наших предков Мать-Земля – святая, и всякое нарушение правды сильно оскорбляет её. В генетической памяти русского человека запечатлён Вселенский Закон, Рота, или законы Сварога, хранителем которых является Даждьбог – Бог-Солнце. И основная заповедь – жить по Правде. Ещё сто лет назад люди говорили в подтверждение своих слов:»Даждьбог свидетель».

dsc_03746.jpg

img_0016.jpg

Этот узор встречается повсеместно и обозначает «хляби небесные» - хранилище небесных вод. По представлениям наших предков Землю окружали семь небес. Одно небо для Солнца, другое – для месяца и звёзд, ещё одно – для туч и ветров. Хранилище вод находилось за прозрачной твердью, дном небесного океана. Волнистая линия часто перемежается каплями. По сути – это заклинание дождя как символа благодати. Земледельцы представляли себе дождевые струи как поток молока Матери-богини, матери всего сущего. Рожаницы были первыми богинями славян, культ которых потом совместился с почитанием мужского божества – Рода. Бог Род был повелителем мировых вод, откуда название своё получил родник. Изображение на узорах женских грудей также связано с небесными богинями-Рожаницами, которые проливали дождь на поля. Одновременно это и призывание благодати на свой дом: Чтобы всё росло, всё размножалось.

dsc_0377.jpg

img_0022.jpg

S-образные знаки также есть чуть ли не на каждом доме. Это самая простая свастика, или ярга. Имеет название «бесконечник» или «бесконечный узел». Считается, что это обозначение хода солнца. Или след змеи, повторяющий ход солнца. У прибалтов это знак ужа, покровителя дома. На Смоленщине существует поверье: без змеи (ужа) дом не стоит. Этот знак служит защитой дому. Как обозначение змеи соотносился с предками. Культ предков в древности был очень силён, умершие воспринимались не как пугала, а как защитники. «Дедам» молились, просили о помощи. Относится также к Матери Сырой Земле и Мокоши. По древним поверьям богини и ведьмы могли превращаться в змей и лягушек, тогда как волхв мог превратиться в волка, сокола, щуку. Часто руки богини изображались в виде змей. Также соотносится с Мировым Деревом, Один из символов мужского начала, зарождения новой жизни. Символ одного из ключевых понятий русского мировоззрения – парности всего сущего: всё имеет свою противоположность (мужчина и женщина, день и ночь, жизнь и смерть, Земля и Небо). Разнообразие значений связано с долгой историей этого знака – со времён матриархата. Известно каменное изваяние богини-матери времён неолита, на животе которой S-образ – змея, защищающая плод. Возможно, один из символов роты. При «хождении на роту» одна из клятв-договоров звучала так: «Покуда Солнце не пойдёт вспять…» будет действителен договор. Своеобразие нашей местности в изображении S-образов в том, что данный знак часто закрыт линией, либо пересечён, образуя неравностороннюю свастику.

dsc_03756.jpg dsc_0375.jpg

img_0065.jpg

Четырёхгранная пирамида, или её плоская проекция – косой крест является основополагающим символом всего индо-арийского мира. Знак олицетворял устойчивость всего мироздания. Центр – Ось Мира и четыре стороны. Ось мира, основа всего, Мировое Дерево, Верховный Бог, князь, храм в центре города. Четыре грани – стороны света, четыре касты, соответствующие им цвета, Боги. Так называемое «Владимирово пятибожие»: в центре Верховный Бог Перун, по сторонам света Хорс Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь. Согласно арийским представлениям каждое сословие было образовано из разных частей Бога. Вот как это описано в Риг Веде:

Его рот стал брахманом,

Его руки сделались раджанья,

То, что бёдра его, - это вайшья,

Из ног родился шудра.

Где брахманы – жрецы, волхвы, раджанья, или кшатрии – правители и воины, вайшья – земледельцы, купцы, а шудра это слуги, лакеи.

Или у нас в «Голубиной книге»:

Оттого у нас в земле цари пошли –

От святой головы от Адамовой;

Оттого зачались князья-бояры-

От святых мощей Адамовых;

Ранее было не адамовой, это понятно, влияние христианства. На древней карте Гиперборея также имеет форму четырёхгранной пирамиды, разделённой на четыре части хребтами и реками по диагонали. Видимо оттуда вынесли наши предки этот символ. У кельтских народов – ирландцев, шотландцев – косой крест сохранился на флаге. Известно, что их земли делились на четыре части, в каждой проживало определённое сословие, а в центре земель был замок короля. «То есть разделение человечества на касты в глазах древних ариев было столь же исконно, вечно и непререкаемо, как устройство Вселенной» - Лев Прозоров «Исконные боги Руси». Всякие отступления от сословных рамок и попытки заняться не своим делом жестоко пресекались, ведь нарушитель посягал на устойчивость мироздания. Ещё в прошлом веке говорили: «Не дай бог свинье рога, а мужику барство».

dsc_0370.jpg img_0086.jpg

Знаменитый трилистник – крин, встречающийся не только у арийских, но и у многих других народов. Побег, символизирующий торжество растительной силы, неистребимости жизни. Олицетворяет также мужскую силу, мужской детородный орган, Ярилу, аналогичному греческому Дионису. Соотносят исследователи сей знак и с Мировым Деревом, осью мира, где корни дерева находятся в нижнем мире – Нави, ствол – наш, средний мир – Явь, крона в верхнем мире, Прави, обители Богов. А множественные крины на одной линии – Мать Сыра Земля, ведь побеги растут из земли. Известна древняя икона Богородицы с такими знаками на голове, что говорит о сращивании русского язычества с православием. Богородица – Мать Сыра Земля, причём «сыра» значит «зелена» согласно древнему значению слова. Сыр-бор значит зелен бор. В Шацке часто на подзорах изображены трилистники, растущие вниз. Тут уместно поверье, что не земля родит, а небо. И перевёрнутое изображение призвано было запутать злых духов. А направленное вниз острие ростка заклинало пространство под крышей.

dsc_0373.jpgdsc_0367.jpg

img_0089.jpg

Древнейшими богами славян были, как известно, бог Род и богини Рожаницы. И главная мысль бытия всего сущего – это рождение. Основа жизни – это рождение. Христианская мораль считает акт зачатия неприличным, греховным. Наши далёкие предки же считали зачатие священным действием, а рождение – чудом. Так вот это знак слияния мужского и женского начал, зачатия, семени. «Сердечко» же означает женский орган. Это знак – заклинание: «Чтобы всё росло, всё размножалось».

dsc_0376.jpg

img_0018.jpg

Лунницы. Ночное небо. Призывают к защите Месяц в ночное время. Часто сочетаются с S-образами, дабы защитить дом и днём, и ночью. Встречаются по всей Европе и у арабов. В X – XII веках у русских женщин была мода на подвески с лунницами.

dsc_0366.jpgdsc_0365.jpg

img_0196.jpg

Крест в круге, равносторонний крест, точка в круге, восьмилучевая розетка, двенадцатилучевая розетка – солнечные знаки. Славянский миф называет первопредком славян Даждьбога, сына бога неба Сварога. Славяне называли себя «Даждьбожьи дети», внуки Сварога, а легендарный Боян величал себя Велесовым внуком. Отношение к Богам было отеческое, родственное, а не рабское преклонение. Бог солнца Даждьбог – податель благодати, следит за исполнением законов и сурово наказывает нарушителей. Для подтверждения правоты произносили: «Даждьбог свидетель!» Солнце – Правда противопоставлялась Кривде. Не зря в Ганзейском союзе славянские купцы пользовались уважением как самые честные. Честность – заповедь русов.

dsc_03662.jpg

img_0066.jpg

Чередующиеся пирамидки означают небесную твердь, отделяющую небесные хляби. Также пирамидки использовали для отделения ночного мира от дневного.

dsc_0369.jpg

dsc_0383.jpg

Предположительно – перья петуха. Ведь злые духи тьмы боятся петушиного пения. Петух – символ солнца. В «Вие» Гоголя вся нечисть в церкви пропадает после пения петуха. Писатель К.Воробьёв упоминал про окна, украшенные петушиными перьями. Но также возможно – изображение лебедя, гуся, утки как существ, бывающих в нижнем, среднем и верхнем мирах. В виде лебедя в сказках представлена богиня. Священный русский музыкальный инструмент гусли имел крыловидную форму.

dsc_0372.jpg

img_0050.jpg

Мировое дерево. Ось мира. Соединяет Навь, Явь и Правь воедино. В таком виде встретил в Шацком районе только в сёлах Купля и Шаморга.

dsc_0371.jpg

img_0015.jpg

Рожаницы Лада и Леля (в 19 веке ошибочно весну именовали мужским именем «Лель») Лада устанавливала отношения в семье и между людьми в миру. Недаром существует выражение «жить в ладу». Имена рожаниц дошли до нас в старинных песнях, где часто упоминаются «Ладо», «Лёли», «Люли». Дитё –лялька - того же корня. Мать и дочь. В поучениях «отцов церкви» 18 века упоминаются запреты делать требы Рожаницам, культ держался до советского времени. Сохранились изображения древних богинь в деревне Засечная, в других местностях крайне редки. Фигуры их напоминают лягушек, ведь богини могли оборачиваться лягушками (вспомните сказку «Царевна Лягушка»). Даже на наличниках заметен меандровый орнамент, что говорит о древности образа, когда узор наносился на срез бивня мамонта.

dsc_0370.jpg

img_0046.jpg

Богиня Мать, мать всего сущего. Сочетает в себе женское и мужское начало. Часто изображается в позе зачатия. Либо изображается зачатие, священное действие по продолжению рода. Соотносится с Матерью Сырой Землёй. Сложный знак, состоящий из кринов, S-образов, сердечка. На Руси девушка, до 27 лет не вышедшая замуж, называлась вековухой, старой девой, и не пользовалась уважением.

dsc_0368.jpg

img_0014.jpg

Вьющееся растение. На мой взгляд это хмель – символ изобилия. Великий русский писатель-исследователь народной жизни С.В.Максимов подчёркивал, что хмель является символом изобилия у русских мирян. Однако академик Б.А.Рыбаков утверждал, что это горох. Известен обряд разбрасывания по углам избы зёрен гороха. Да и урожай это растение даёт сам-сто. Также, несомненно, это знак змеи и воды.

dsc_0365.jpg dsc_0365.jpgdsc_0365.jpg

Восьмилучевая розетка. Считается солнечным знаком. Народ выделял утреннее солнце – младенца, полуденное – зрелого мужчину, и вечернее - старика. Однако раскопанное под Новгородом на Перыньском холме капище VII века выглядело как восьмилучевая розетка. На холме стоял идол Перуна-Громовержца с пылающим рядом костром. Вокруг холма был прорыт ров с восемью ямками – лепестками, ориентированными по сторонам света. В каждом из лепестков тоже горел костёр. Подобную схему имело и святилище Збручского идола.

dsc_0364.jpg

img_0057.jpg

img_0121.jpg Довольно часто и повсеместно встречающиеся «крыши», форма варьируется. Иногда с выемками на боковых гранях, сверху. Возможно, обозначает небо, по которому движется солнце – утреннее, полуденное и вечернее. То есть дом находится в полуденном мире и силам тьмы недоступен.

img_0067.jpg

img_0066.jpg

Интересны лобовые доски, или подзоры, в сёлах Купля и Шаморга. Они состоят из нескольких рядов, на каждом свой узор, обозначающий небеса. Купола верхнего неба, обители Богов, небесные хляби, небесная твердь, медные небеса Перуна… По сути, это заговор:

« Оденусь во облаки, красною зорёю подпояшусь, небесами покроюсь, ясными звёздами обтычусь, светлое солнце положу на голову».

Как в заговорах от порчи человек самоотождествляет себя с божеством – Вселенной, так и на наличниках идёт отождествление дома со вселенной. И злые духи, навьи силы не могли взять такую крепость! Попробуй повоевать со всем Белым Светом!

«Знаки и символы управляют миром, а не слово и закон» - писал Конфуций. Знаки и символы на наличниках усиливают благоприятные энергии и подавляют злокозненные. Быть может, в нашей сегодняшней неустроенности и бардаке виноваты и пятиконечные звёзды. Также губительную энергию усиливают памятники тем, кто губил наш народ. В каждом городе есть памятники Ленину. А ведь он призывал к террору против мирного населения, уничтожению целых сословий. У нас на тамбовщине самым подлым образом (травили газом, расстреливали заложников, морили голодом в концлагерях) было уничтожено несколько сотен тысяч крестьян, которые провели выборы в Учредительное собрание – по сути референдум, избрали всем миром власть. Убийства проходили по прямому приказу Ленина, Троцкого, Дзержинского. Но мы не чествуем памятниками, названиями улиц погибших героев – предков. А чтим убийц. Почему ФСБ, прокуратура, полиция давит народ? Да у них в кабинетах висят портреты Дзержинского. По приказу этого палача убиты миллионы русских людей. Он ненавидел русский народ. И перечисленные карательные органы до сих пор равняются на своего шефа.

Вспомните миф о царе Эдипе. В городе, управляемом им, начались бедствия, и народ пошёл к оракулу, чтобы тот выяснил, отчего участились несчастья. Оракул изрёк, что в городе живёт преступник и навлекает гнев Богов. Так вот почитание преступников усиливает энергию зла и Боги отворачиваются от таких людей. Наше будущее и будущее наших детей зависит от каждого, ведь каждый своим действием или бездействием либо укрепляет силу, энергию порядка, либо энергию разрушения духовной силы своего народа. Но Даждьбог свидетель всего, что происходит. И мы будем призывать его в помощь, чтобы на Русской земле восторжествовал Лад и Порядок, не поганящий Землю-Матушку.

img_0029.jpg

img_0038.jpg
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей