Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Имэмо ран


НазваниеИмэмо ран
Анкор11009 2.pdf
Дата20.03.2017
Размер0.77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла11009_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#12800
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАН
С.М. Иванов
ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
гг
.)
Москва
ИМЭМО РАН

2
УДК 327.39
ББК 66.3(5Ирн)
Иванов С. Серия Библиотека Института мировой экономики и международных отношений основана в 2009 году
Под редакцией дин. О.И. Жигалиной
Иванов С. Иванов СМ. Иракский Курдистан на современном этапе (1991

2011 гг.).
– М
ИМЭМО РАН, 2011.
– 86 с 978-5-9535-0294-8 В монографии исследуется один из важнейших этапов борьбы иракских курдов за свои права и свободы в переломный для них исторический период накануне и после свержения диктаторского режима Саддама Хусейна. Лидеры иракских курдов умело использовали благоприятно сложившиеся для них внешние и внутренние факторы и добились для своего региона статуса субъекта федерации с самыми широкими правами в новом иракском государстве. В работе показана возможность мирного и справедливого разграничения властных полномочий между центром и регионом в рамках многонационального и многоконфессионального государства, дан положительный пример сочетания двухосновных принципов послевоенного устройства мира (права наций на самоопределение и территориальной целостности государства, которые, зачастую, вступают в противоречие между собой и приводят к длительным внутренними региональным конфликтам Kurdistan at this stage (1991-2011 years).
In the monography one of the major stages of the struggle of Iraqi Kurds for their rights and freedom in critical for them the historical period is investigated: before and after overthrow of a dictatorship of Saddam Hussein. Leaders of Iraqi Kurds skillfully used favorably formed for them external and internal factors and have achieved for the region of the status of the subject of federation with the widest rights in the new Iraq. The monography shows us the possibility of a peaceful and equitable division of powers between the center and the region in the multiethnic and multi-religious state, gives us a positive example of a combination of two basic principles of the postwar World (the right of nations to self-determination and territorial integrity of states), which often contradict each other and lead to lengthy internal and regional conflicts. Публикации ИМЭМО РАН размещаются на сайте

https://www.imemo.ru
ISBN 978-5-9535-0294-8 ©
ИМЭМО РАН, 2011

3
О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е
Введение
4 Глава 1
. Влияние внешних факторов на политические процессы в Ираке и развитие автономии иракских курдов в е годы ХХ века
6 1. Создание зоны безопасности в Иракском Курдистане после войны в Персидском заливе и преодоление внутрикурдского конфликта
6 2. Политика сопредельных Ираку государств в отношении Курдского автономного района в исследуемый период 3. Преобразования в КАР накануне ив ходе свержения режима
С.Хусейна и влияние на них внешних факторов Глава Борьба иракских курдов за расширение и законодательное оформление своей автономии после свержения режима С.Хусейна

29 1. Влияние американской концепции Большого
Ближнего Востока на события в курдской автономии и вокруг нее 2. Участие курдов в политическом процессе в Ираке в 2004
-
2005 гг. в условиях оккупации страны иностранными войсками во главе с США
36 3. Реализация интересов курдов во Временной конституции Ирака
38 4. Выборы в иракский парламент и законодательное оформление особого статуса Иракского Курдистана
43 Глава Отношение США и других заинтересованных стран и международных организаций к решению курдской проблемы
57 1. Позиция США в отношении иракских курдов в период иракского кризиса
(2005 –
2007 годы 2. Политика других заинтересованных стран и региональных международных организаций по решению курдской проблемы 3. Позиция Анкары и турецко
- американские противоречия по курдской проблеме
62 4. Позиция иранских властей по решению курдской проблемы 5. Отношение руководства Сирии к курдской проблеме 6. Позиция России по отношению к Иракскому Курдистану ив целом по курдской проблеме
Глава 4. Иракский Курдистан как субъект федерации
нового Ирака 79 Заключение

4
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы монографии обусловлен заметно возросшим интересом со стороны мирового сообщества к курдской проблеме в последние два десятилетия, когда иракским курдам удалось добиться заметных успехов в своем самоопределении. Этот период в новейшей истории курдского национально- освободительного движения проходил в условиях беспрецедентного иностранного вмешательства во внутренние дела Ирака и, как следствие, крайне сложной внутриполитической ситуации в стране, вооруженных провокациях на иракско
- турецкой границе, нарастающей напряженности в отношениях США и Израиля с правящими режимами в Иране и Сирии, активизации деятельности сети радикально- исламистских и террористических группировок в Ираке и регионе в целом. Курды иранский народ с более чем тысячелетней историей, представляющий собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах гор среднего и северного Загроса ив верховьях рек Тигр и Евфрат — в регионе, называемом Курдистаном. В настоящее время Курдистан поделён между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией
Диалекты курдского языка относятся к северо- западной подгруппе иранских языков
Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка, часть
— ислам шиитского толка, также алевизм
, езидизм и христианство
Официальных переписей курдов не проводилось По весьма приблизительным оценочным данным, общая их численность составляет около млн. чел, проживающих в Турции (15

18 млн, Иране (7
- 8 млн, Ираке (5
-
6 млн, Сирии (свыше 2 млн, странах Европы и Азии (свыше 1,5 млн. Несколько сотен тысяч курдов проживают и на постсоветском пространстве, включая Россию.
Этнический Курдистан (курдские ареалы Ирака, Турции, Ирана и Сирии) на протяжении
XX века ив начале ХХ
I века постоянно находился в состоянии нестабильности в связи с отсутствием курдского государства или хотя бы полноправных курдских автономий
На протяжении длительного исторического периода курды вели борьбу за свое самоопределение, однако к настоящему времени им не только не удалось создать самостоятельного государства, но и добиться сколько- нибудь серьезного признания своих национальных прав и свобод в большинстве стран их компактного проживания, за исключением современного Ирака. В Ираке курды являются второй по численности после арабов этнической группой, проживающей компактно, в основном, в северной части страны, где имеются крупные запасы нефти и газа, значительные гидроресурсы и благоприятные климатические условия. В современной истории курдская проблема обрела свое политическое звучание еще в 1920 г, когда в Севрский договор, заключенный по итогам Первой мировой войны, приведшей к распаду Османской империи, были включены статьи, предусматривавшие возможность создания отдельного курдского государства на юго- востоке Турции в виде протектората Великобритании и Франции. Это положение, однако, не было реализовано, поскольку в соответствии с Лозаннским договором 1923 года большая часть Курдистана вновь отошла к Турции, а его южная часть была включена в состав Ирака, образованного из трех провинций (велайятов) бывшей Османской империи в качестве британской подмандатной территории. Договор содержал норму, обязывавшую иракскую администрацию соблюдать культурные права курдов, что создавало правовую предпосылку для закрепления на территории северного Ирака фактически сложившейся к тому времени ограниченной культурной автономии курдов. В этом регионе - в отличие от соседних районов компактного проживания курдов Ирана и Турции
- уже тогда на курдском языке осуществлялось

5 обучение в учебных заведениях, издавались местные печатные издания, велось радиовещание.
После обретения Ираком полного суверенитета в 60
- х годах ХХ века движение иракских курдов за расширение своих прав и свобод получило новый импульс и трансформировалось в требование о предоставлении политической и экономической самостоятельности. Наиболее активно действовала созданная Мустафой Барзани Демократическая партия Курдистана (ДПК), которая в ответ на массированные бомбардировки и обстрелы Курдистана иракскими войсками была вынуждена сформировать силы самообороны и перейти к тактике организованной вооруженной борьбы с центральным иракским правительством
Под угрозой дальнейшего расширения зоны нестабильности, ставившей по существу под вопрос сохранение
Ирака как единого государства, Багдад был вынужден пойти на прямые переговоры с курдами, которые, в конечном счете, завершились подписанием в 1970 г. Декларации о предоставлении Иракскому
Курдистану автономии в рамках Иракской Республики
Она предусматривала, в частности создание Курдского автономного района (КАР официальное признание курдского языка и возможность обучения на нем местного населения предоставление курдам равных прав при поступлении на государственную службу ив армию право курдов самостоятельно осуществлять правоохранительные функции на территории КАР пропорциональное представительство курдов в парламенте Ирака. В 1974 г. на территории трех северных провинций страны (Дохук, Сулеймания и Эрбиль) теперь уже фактически был создан Курдский автономный район, где начали действовать органы местного самоуправления, осуществлялись меры по социально- экономическому развитию. Этот процесс, однако, был прерван во второй половине 70
- х годов, когда иракское руководство, заключив в 1975 г. мирное соглашение с Ираном, вновь взяло курс на жесткое ограничение прав и свобод курдов.
Следует отметить, что в этот период ив курдской среде возникли серьезные внутренние разногласия тактического порядка по вопросам отношения к правящему в Багдаде режиму и путям дальнейшего развития автономии. В 1975 г. часть членов
ДПК
вышла из ее состава и организовала Патриотический союз Курдистана (ПСК), который возглавил Джаляль Талабани. (Впоследствии к нему присоединились ряд мелких организаций, в т.ч. Социалистическое движение Курдистана», Ассоциация марксистов- ленинцев и Национальный союз Курдистана».) По существу этот раскол был в значительной мере вызван соперничеством лидеров двух ведущих курдских кланов за влияние в Иракском Курдистане.
Сотрудничество иракских курдов с Тегераном в период ирано
- иракской войны их отряды открыли фронт перед наступавшими иранскими частями) было использовано режимом Саддама Хусейна для проведения широкого комплекса военно- репрессивных мер в Курдистане (карательные операции, уничтожение в зоне активных партизанских действий населенных пунктов и насильственное выселение их жителей в другие районы. В 1988 г. иракские власти применили против курдов химическое оружие, жертвами которого стали около 5 тыс. жителей населенного пункта Халабджа.
Этапным событием для иракских курдов стало военное поражение Ирака весной 1991 г. входе операции вооруженных сил США Буря в пустыне по освобождению Кувейта от оккупационных войск С.Хусейна. Созданная по решению Совета Безопасности ООН в апреле 1991 г, так называемая, зона безопасности на севере Ирака защитила иракских курдов от новой волны репрессий со стороны режима С.Хусейна, создала благоприятные условия для формирования курдских региональных органов власти и начала социально- экономического возрождения КАР. Следует отметить, что, предоставленная внешними силами, относительная

6 независимость иракских курдов от Багдада нив коей мере не решала вопросы преодоления вековой отсталости региона, поскольку Иракский Курдистан оставался в международной изоляции, более того, на него распространялись дискриминационные торгово- экономические санкции не только центральных иракских властей, но и наложенные Советом Безопасности
ООН
на всю страну
Иракский Курдистан с 1991 по 2003 г.г. находился по сути дела в двойной экономической блокаде.
Особую значимость Иракский Курдистан приобрел после свержения режима
С.Хусейна в 2003 году, когда в условиях иностранной оккупации начался сложный процесс строительства нового иракского государства, в котором курдам удалось занять свое достойное место
Наконец
- то иракские курды получили возможность законодательно закрепить и расширить завоеванные ими к тому времени права и свободы, наладить взаимовыгодные отношения с соседними государствами (Турция, Иран) и приступить к мирному строительству. ГЛАВА ПЕРВАЯ

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В
ИРАКЕ И РАЗВИТИЕ АВТОНОМИИ ИРАКСКИХ КУРДОВ В Е ГОДЫ ХХ века) Создание зоны безопасности в Иракском Курдистане после войны
в Персидском заливе и преодоление внутрикурдского конфликта
Накануне вторжения
Ирака в соседний
Кувейт, режим Саддама Хусейна жестко контролировал большую часть Иракского Курдистана. При этом центральными властями предпринимались попытки изменить демографическую ситуацию в этом районе, изолировав его, так называемым, арабским поясом от возможных источников снабжения из курдских диаспор Ирана и Турции. Насильственно выселялись десятки тысяч курдских семей, а на их место привозили переселенцев- арабов
Нападение иракских войск на
Кувейт в августе 1990 года побудило лидера ПСК Дж.Талабани заявить, что курды верят, что эта война положит конец диктатуре Саддама Хусейна».
1
События, последовавшие за поражением Ирака от Многонациональных сил вначале г, показали, что курды не утратили ни решимости, ни способности сражаться за свои права
».
2
В марте 1991 г, воспользовавшись дезорганизацией государственного и военного управления страной, наступившего в результате военного поражения Ирака, а также отвлечением наиболее боеспособных сил иракской армии на подавление поднявших восстание шиитов на юге страны, курды перешли в наступление и установили контроль над всей территорией их компактного проживания, включая города Мосул, Эрбиль и Сулеймания. Некоторое время они контролировали и г. Киркук. Таким образом, практически все провинции северного Ирака оказались в руках Фронта Иракского Курдистана
3
. В условиях, когда большая часть страны превратилась в арену народного восстания, Саддам Хусейн принял предъявленные ему Советом Безопасности ООН условия прекращения огня и урегулирования последствий агрессии против Кувейта, а затем постепенно
1
Цит. по Kurdish Leader Predicts Saddam’s Collapse.- Vienna Die Presse, January 23, 1991.
2
Н.Степанова. Курдская проблема в Ираке, М.,МГИМО-Университет, с.
3
Шорш Халид Саид. Успехи и проблемы правительства Иракского Курдистана.- Южный Курдистан сегодня. Мс восстановил контроль над ситуацией в стране, вначале расправившись с арабами- шиитами, а затем и с курдами
4
Восставшие курды и их семьи были вынуждены бежать из городов и населенных пунктов в труднодоступные горные районы Ирака, соседние Иран и Турцию. Иракская авиация бомбила курдские селения, дороги, скопления беженцев. Входе подавления восстания десятки тысяч курдов погибли и были ранены, свыше
2 млн. иракских курдов покинули свои дома и оказались беженцами и вынужденными переселенцами
Несмотря на то, что восстания арабов- шиитов и курдов были во многом спровоцированы призывами американского руководства, Вашингтон ничего не предпринял для предотвращения карательных операций иракских вооруженных сил на юге и севере страны. В ответ на настойчивые обращения курдских лидеров М.
Барзани и Дж.Талабани за помощью к Дж.Бушу, администрация США долгое время занимала выжидательную позицию и не решалась отдать приказ своим войскам вторгнуться вглубь Ирака. Дж.Талабани даже посетил Вашингтон, где заявил, что если в Ираке будет демократический режим, то курды будут счастливы оставаться иракцами»
5
Тем временем, иракские курды продолжали нести большие людские потери, подвергались новым репрессиям со стороны саддамовского режима и оказались на грани гуманитарной катастрофы. В этой ситуации Совет Безопасности ООН был вынужден принять резолюцию № 688 от 5 апреля г, установившую, так называемую, зону безопасности севернее 36
- ой параллели.
6
Из этого района были полностью выведены иракские правительственные войска, свернута работа центральных органов власти, спецслужб и полиции,
провинции Сулеймания, Эрбиль и Дохук составили, как было принято в то время называть этот район, Свободный
Курдистан».
«Это стало важным шагом создания де- факто курдского мини- государства,
- писал Р.Олсон, американский ученый.
– Создание такой зоны, защищаемой Объединенными Нациями, преимущественно силами Европы и Америки, стало первым в истории случаем, когда международные силы развернулись, чтобы защитить курдов».
7
Центральные иракские власти вынуждены были прекратить репрессии против курдского населения. В КАР стали поступать грузы международной гуманитарной помощи, что спасло население от острой нехватки продовольствия, возникшей вследствие двойной блокады, наложенной на всю страну международными санкциями и избирательно против иракских курдов режимом
С.Хусейна. Наступивший в Иракском Курдистане мир создал благоприятные условия для практического осуществления лозунга «Курдистану
– подлинную автономию. Первейшей задачей в этом направлении стало формирование новых властных структур. 19 мая 1992 года прошли первые выборы в Национальный совет парламент) Иракского Курдистана, места в котором на паритетных началах поделили между собой главные политические организации иракских курдов

ДПК, возглавляемая М. Барзани, и ПСК, руководимый Дж.Талабани. В июле 1992 г. было См. Резолюция № 687 , принятая Советом Безопасности ООН о 3 апреля 1991 г. .- https://www
Un.org/russian/document/scresol/1991/687. htm
5
S.Goldenberg. Kurds Would Not Fight Iraq.- Guardian, November 27, 1990. Резолюция № 688, принятая Советом Безопасности ООН 5 апреля 1991 г
7
P.Olson. The Creation of a Kurdish State in the 1990? – In: Journal of South Asian and Middle Eastern Studies, v.XV,
N4, Summer, 1992, p.11.
8
м. Подробнее D.McDowell. The modern History of the Kurds. L., 2004, p.381.

8 сформировано коалиционное правительство КАР.
8
Впервые в истории судьба иракских курдов оказалась в их собственных руках.
Одним их первых важных документов, принятых парламентом КАР явился закон от 4 октября 1992 го решении курдской проблемы на основе принципа федеративного устройства иракского государства.
9
Это был качественно новый подход к разрешению сложнейшей внутриполитической проблемы страны, своего рода идеал, в продвижении к которому политические силы курдов видели свою перспективную задачу.
10
Весной 1993 г. произошло обесценение иракского динара, что нанесло сокрушительный удар и по экономике Иракского Курдистана. С.Хусейн пытался использовать этот факт в своих интересах оказать давление на ООН ив первую очередь, на трех постоянных членов Совета Безопасности (США, Великобританию и Францию, чтобы добиться отмены или смягчения экономических санкций против Ирака. Однако в западных политических кругах превалировало мнение о том, что смена правящего в Ираке режима гораздо важнее стабилизации курса иракской валюты и оживления экономики страны, в том числе ив северном Ираке. В июне
1993 г. М.Барзани заявил Ситуация заставляет курдов либо стать беженцами в Иране или Турции, либо встать в ряды тех, кто стремится к свержению режима
С.Хусейна
»
12
В мае
- июне 1993 г. М.Барзани посетил ряд зарубежных стран (США, Францию, Австрию, Турцию, Саудовскую Аравию и др) с целью заручиться поддержкой со стороны руководств и общественности этих государств в борьбе с режимом С.Хусейна. Вернувшись в Ирак, он заявил, что теперь международное сообщество окажет более эффективную поддержку курдам, которые провозгласили курс на создание в Ираке федеративного демократического государства...»
13
Однако эффективность этих мероприятий была сведена на нет нараставшими внутренними противоречиями и соперничеством между лидерами ДПК и ПСК. Начиная с 1994 г. разногласия между М.Барзани и Дж.Талабани приобрели открытый характер и привели к вооруженным столкновениям их сторонников. В этот период к личным амбициям курдских лидеров добавились проблемы справедливого раздела доходов от экспорта нефти, таможни, торговли, другой хозяйственной деятельности. Двум ведущим политическим группировкам курдов в 90
- е годы таки не удалось достичь компромисса и объединения. В
Курдском автономном районе с 1994 погоды функционировали практически два самостоятельных правительства (ДПК в
Эрбиле и ПСК в Сулеймании). Это размежевание усугублялось еще и тем, что к северу и западу от реки Большой Заб (район ДПК) курды говорят на диалекте курманджи, а к югу
– на диалекте сорани.
14
Обе ведущие политические партии иракских курдов к тому времени уже имели свои вооруженные формирования (регулярные войска и ополчение племен) общей численностью до 75 тыс. чел. (ДПК
– около 40 тыс. чел. и ПСК
– около 35 тыс. чел. Возникший в мае 1994 г. вооруженный конфликт между ДПК и ПСК представлял
9
Ш.Х.Мгои. Политические изменения в Южном Курдистане после конфликта в Персидском заливе- Южный
Курдистан сегодня, с.
10
Н.В.Степанова. Южный Курдистан и развитие политического процесса в Ираке- Курдский вопрос в Западной Азии вначале ХХI века. Мс. По проблемам экономикм см. подробнее D.McDowell. Ibid., p.382-383.
12
Washington Post, 22.06.1993.
13
M.M.Gunter. The Foreign Policy of the Iraqi Kurds.- Journal of South Asian and Middle Eastern Studies.Vol.XX, N
3 Spring, 1997, p. 9.
14
Н.В.Степанова. Проблема курдов в Ираке- В сб. Этнос и конфессии на Востоке конфликты и взаимодействие. Мс серьезнейшую опасность для судьбы курдов, поскольку заинтересованные в провале курдского автономистского движения соседние государства всячески подогревали существующие среди иракских курдов разногласия. Несмотря на защиту с воздуха территории КАР силами ВС США и Великобритании, их руководства в тот период практически ничего не предпринимали по предотвращению новых вооруженных столкновений между курдами на севере Ирака июня 1994 г. М.Барзани и Дж.Талабани встретились для поиска выхода из создавшегося положения. Однако эта встреча не привела к миру и столкновения между отрядами
ДПК и ПСК продолжились. 16

22 июля г. представители противоборствующих сторон встретились в Париже при посредничестве правительства Франции и Курдского института, возглавляемого Кендалом Незаном, турецким курдом, находившимся во Франции в изгнании. Присутствовали также наблюдатели из посольств США и Великобритании. На встрече была предпринята попытка преодоления внутрикурдского конфликта. В рекомендациях от 22 июля
1994 г. содержалось предложение региональному правительству Курдистана разработать конституцию. Планировалось подготовить и подписать этот документ на месте с приглашением на переговоры в Париж М.Барзани и Д.Талабани под наблюдением Президента Франции того времени Ф.Миттерана. Однако этого не произошло из- за возражений руководства Турции, которое усмотрело в подобном акте опасность создания независимого курдского государства. В целом, в Анкаре, а также в Тегеране и Дамаске настороженно отнеслись к формированию органов региональной исполнительной и законодательной власти, силовых структур КАР, принятому парламентом автономии вначале октября 1992 г. закону о федеративном принципе решения курдской проблемы в Ираке. В этом принципе в Анкаре, увидели потенциальную угрозу собственному территориальному устройству. Раздавались агрессивные высказывания со стороны турецких политиков и военных в адрес лидеров иракских курдов, в частности, им угрожали экономической блокадой, проведением войсковых операций против боевиков турецких курдов с углублением на территорию северного Ирака, нанесением ракетно- бомбовых ударов по лагерям курдских повстанцев Рабочей партии
Курдистана (РПК), нашедших себе убежище в приграничных районах Ирака.
Следует отметить, что в эти годы в научной литературе развернулась полемика по вопросу целесообразности создания независимого курдского государства. Так, например, Мехрдад Изади, американский ученый курдского происхождения, выдвинули отстаивал свою точку зрения, суть которой состояла в том, что курдское государство будет способствовать геополитическими национальным интересам Турции, Ирана и Сирии. М.Изади утверждал водной из своих работ, что в случае создания независимого Курдистана Турция окажется в выигрыше. Если Курдистан выйдет за территориальные границы Турции, по мнению
Изади, то Турция сможет динамичнее развиваться экономически и избавится от наиболее консервативной, отсталой и слабо образованной части общества. Это облегчит ей вступление в Европейский Союз (ЕС), поскольку она избавится от азиатской части своего общества. Он также связывал этот вопрос с решением проблемы водных ресурсов на юге Турции 15
D. McDowell. Ibid., p.386.
16
М.С.Лазарев. Южный Курдистан в истории и политике- В сборнике Южный Курдистан сегодня. Мс.
18
В.К.Егоров. Курдский фактор во внешней политике Турции- В сб. Курдский вопрос в Западной Азии вначале ХХI века, Мс Американский исследователь Р.Олсон выдвинул несколько положений, опровергающих аргументацию М.Изади, подчеркивая, что потеря Курдистана Турцией существенно ослабит ее геостратегическое присутствие и планы тюркских республик Центральной Азии, Кавказа и России. Далее он отмечал, что объединенное курдское государство или даже объединенное курдское национальное движение, которое будет контролировать юго- восточные и восточные районы Турции, будет препятствовать и, вероятно, предотвратит доступ Турции к Азербайджану и, возможно, к Кавказу и тюркским республикам Средней Азии. Свои рассуждения Р.Олсон завершал многозначительной фразой о том, что сильное армянское государство, объединенное с независимым курдским государством или объединенным курдским национальным движением, будет способно отбросить Турцию от Кавказа и Средней Азии
20
Доводы М.Изади и Р.Олсона основаны на убеждении о возможности изменения существующих границ стран региона. Они, так или иначе, связываются с пересмотром принятой международным сообществом Версальской системы международных отношений.
В январе 1995 г. последовали новые кровопролитные столкновения между
ДПК и ПСК. Президент США Б.Клинтон обратился к двум курдским лидерам с призывом прекратить противоборство. Белый дом заявил, что он поддерживает мирные предложения по демилитаризации столицы КАР г.
Эрбиля, прекращению огня, образованию единой временной администрации из технократов и уважаемых в народе курдов для подготовки демократических выборов в срок от 6 до 12 месяцев. Однако столкновения между ведущими курдскими группировками продолжались. 12

15 сентября 1995 г. в Дублине под американским патронажем прошел очередной раунд переговоров между представителями ДПК и ПСК. Но компромисса и на этот раз достичь не удалось из- за сохраняющихся разногласий по вопросу о демилитаризации Эрбиля и раздела доходов от таможенных сборов. Тогда же Дж.
Талабани потребовал от турецких властей прекратить вмешательство во внутренние дела КАР и поставки оружия ДПК
21
На фоне временного альянса М.Барзани с Анкарой лидер ПСК Дж.Талабани установил более тесные отношения с Тегераном, вследствие чего на севере Ирака заметно усилились позиции проиранского Высшего совета исламской революции Ирака (ВСИРИ). В сентябре 1995 года между ВСИРИ и ПСК было заключено соглашение о координации действий в борьбе с режимом С.Хусейна. Одновременно отмечалось сближение ПСК с курдскими исламистами, в частности, Движением исламского единства Иракского Курдистана (ДИЕИК), два представителя которого были назначены министрами в Сулеймании.
В середине ноября 1995 г. американская делегация, возглавляемая Робертом
Дойчем, прибыла в Иракский Курдистан и начала новый раунд переговоров сначала с ДПК, а потоми с ПСК. Очередная посредническая миссия США потерпела неудачу и более того, попытки обсуждения вопроса о распределении доходов от продажи нефти и гуманитарной помощи в случае, если Ираку вновь разрешат экспорт нефти, лишь спровоцировали усиление напряженности в отношениях между Барзани и
Талабани и их группировками
22
Летом 1996 г. Иран при поддержке ПСК провел войсковую операцию на севере Ирака против укрывшихся там оппозиционно настроенных иранскому режиму иранских курдов, после чего иранцы оставили ПСК свое военное снаряжение.
23
В
20
R.Olson. The Kurdish Question…, p.50-51. Подробнее D.McDowell. Ibid., p.387-389.
22
Г.С.Шахбазян. Межкурдский конфликт в Южном Курдистане-В сб.Южный Курдистан сегодня. Мс августе 1996 г. внутрикурдские вооруженные столкновения на севере Ирака возобновилась. В сложившейся ситуации М.Барзани использовал помощь иракских правительственных войск против отрядов Дж.Талабани и иракских туркоманов. В ответ США пригрозили С.Хусейну точечными ударами по военным объектам на юге Ирака и расширением зоны безопасности до предместьев Багдада. Однако никаких конкретных мер по прекращению кровопролития на севере Ирака в тот период администрацией США предпринято таки не было.
Между тем отряды М.Барзани провели ряд успешных военных операций против сторонников Дж.Талабани и захватили Сулейманию
– вотчину ПСК.
Отряды
Талабани были оттеснены в горные районы страны вдоль иракско
- иранской границы. Тогда Талабани обвинил руководство ДПК в сотрудничестве с Багдадом и использовании против него помощи со стороны С.Хусейна.
М.Барзани объявило своей победе и формировании нового курдского правительства во главе с премьер- министром доктором Р.Н.Шауессом, инженером по профессии и членом политбюро ДПК. Нечирван Барзани (племянник М.Барзани) был назначен вице- премьером. В состав нового курдского правительства вошли представители шести партий ДПК, Исламского движения Курдистана, Курдской компартии, Исламского союза Курдистана, туркоман и ассирийцев, а также независимые представители.
Однако такое положение продолжалось недолго. Уже во второй декаде октября 1996 г. Талабани предпринял контрнаступление и 13 октября вернул
Сулейманию под свой контроль, а также большую часть утраченной ранее территории. При этом ДПК обвинила иранские власти в поддержке ПСК войсками, артиллерией и ракетами. Безусловно, Тегеран, как и Багдад и Анкара, в тот период всячески подогревали и умело использовали в своих интересах сохранявшиеся внутрикурдские противоречия и продолжавшийся уже несколько лет вооруженный конфликт между ДПК и ПСК По инициативе США, Великобритании, Франции, ряда других заинтересованных стран и международных организаций в октябре 1996 г. в Анкаре удалось провести очередной раунд переговоров между ДПК и ПСК, который завершился подписанием мирного соглашения. Этот документ представлял собой программу совместных действий в идеологической, военно- политической, внешнеполитической, правовой, финансово- экономической и других сферах в целях достижения мира, стабильности и экономического развития Иракского Курдистана. Были созданы специализированные группы наблюдателей для контроля за выполнением этой программы, в которые вошли представители местного населения курды, арабы, туркоманы, ассирийцы) и международных сил (ООН, США, Англии, Турции. Первое время эффективность работы наблюдателей была незначительной, реализация вышеуказанной программы пробуксовывала и лишь к концу октября
1996 г. сторонам удалось приступить к процессу постепенного налаживания отношений между ДПК и ПСК.
На этом этапе США и их союзники, заинтересованные в создании единой мощной оппозиции режиму Саддама Хусейна, приложили значительные усилия по преодолению внутрикурдского раскола. Уже в январе 1998 г. между ДПК и ПСК достигается перемирие, а в сентябре того же года в Вашингтоне состоялась первая после августа 1996 г. личная встреча М.Барзани и Дж.Талабани, входе которой было подписано совместное политическое заявление. Стороны обязались вести дело к созданию в КАР временной администрации из представителей обеих партий, проведению в июле 1999 г. совместных выборов в единый парламент КАР, не
24
M.M.Gunter. The KDP-PUK Conflict in Northern Iraq.- In: Middle Eastern Journal, 50ii, 1996,p.225-241.
25
D. McDowell. Ibid., p.389-390.

12 допускать впредь возобновления межкурдских столкновений, взаимодействовать в целях предотвращения антитурецкой деятельности РПК с территории Иракского
Курдистана. Была подтверждена приверженность сторон единству и территориальной целостности плюралистического и демократического Ирака, в котором на федеративной основе были бы гарантированы политические и гуманитарные права курдов. Помимо этого была согласована формула раздела доходов от приграничной торговли
26
Сближению позиций сторон отчасти способствовало то, что ни руководство
ДПК, ни руководство ПСК не ставили перед собой в тот период задачу окончательного разделения зон влияния и выхода автономии из состава Ирака. Их лидеры сумели договориться о том, что ПСК признает действующий в КАР парламент созыва 1992 га ДПК согласилась провести первое объединенное заседание парламента в Эрбиле, второе
– в Сулеймании. Председательствовать на заседаниях на протяжении первых трех месяцев должен был представитель ДПК, а в течение последующих двух
– представитель ПСК. Таким образом, партии договорились о работе объединенного парламента и о ходе предстоящих выборов, проведение которых было запланировано через полгода после возобновления его работы.
27
Соглашение 1998 г. между ДПК и ПСК включало в себя также положение о федеративном устройстве
Ирака, являющееся главным в требованиях курдов и означающее разграничение полномочий федеративной единицы и центра, участие представителей субъекта федерации в центральных органах власти. После завершения вооруженного конфликта между ДПК и ПСК потребовалось сравнительно долгое время, чтобы воссоздать атмосферу доверия и конструктивного диалога между двумя партиями. Лидеры ведущих политических сил иракских курдов постепенно сами пришли к пониманию, что в складывающихся условиях альтернативы преодолению межпартийных разногласий нет. Только объединенными усилиями можно было противостоять режиму С.Хусейна и внешним угрозам, в первую очередь, со стороны Турции и Ирана. Мировое сообщество, США и их союзники также давали понять М.Барзани и Дж.Талабани, что они заинтересованы в стабильности и единстве Иракского Курдистана и увязывали размеры гуманитарной и другой помощи с готовностью курдов к прекращению внутренней вражды. При этом администрация США рассчитывала в дальнейшем разыграть курдскую карту не только в борьбе с режимом С.Хусейна, но ив качестве рычага давления на правящие круги Ирана, Сирии, в меньшей степени,
Турции.
Тем временем, под западным зонтиком в Иракском Курдистане происходили все более заметные перемены в государственно- административном строительстве, в экономическом развитии, восстановлении инфраструктуры региона, в решении социальных, образовательных и культурных программ. Состоялись парламентские и муниципальные выборы, получила свое развитие система многопартийности (было зарегистрировано уже 36 партий на территории КАР, поступательно шло формирование других институтов гражданского общества, начали действовать положения о свободе слова и печати, национальном и религиозном равноправии, в зале заседаний парламента Курдистана были отведены места для представителей национально- религиозных меньшинств, которые к тому времени уже пользовались
26
Н.В.Степанова. Проблема курдов, с.
27
Е.В.Загорнова. Этапы становления и взаимоотношения наиболее влиятельных курдских партий- Ближний Восток и современность 26, Мс культурной автономией, имели свои школы, где преподавание велось народном языке при обязательном изучении государственного
- арабского.
28
Толчком к дальнейшим положительным сдвигам в экономической и социальной сферах Иракского Курдистана послужила программа ООН для Ирака Нефть в обмен на продовольствие, разработанная в рамках международных экономических санкций, возложенных на Ирак. В соответствии с этой программой, реализация которой началась в 1996 г, 13 % вырученных от продажи иракской нефти средств направлялись на нужды курдского региона.
29
При этом значительное внимание уделялось восстановлению и развитию инфраструктуры и производственной базы КАР дороги, мосты, ирригационные и электроэнергетические системы, промышленные предприятия. По мере решения экономических задачу местных властей появилась возможность решать и социальные проблемы. Существенно сократилась безработица, стал подниматься уровень жизни населения, больше внимания стало уделяться системам здравоохранения и образования, открывались колледжи и сельские школы. Все эти мероприятия не замедлили сказаться на снижении социальной напряженности и стабилизации внутриполитического положения в КАР.
30
Региональное правительство Иракского Курдистана рассчитывало превратить КАР в стабильный процветающий регион. Однако им пришлось столкнуться со многими нерешенными проблемами, которые существенно тормозили дальнейшее поступательное движение в экономике и социальной жизни автономии. Среди них
– правовое оформление сложившейся в КАР системы власти и ее взаимоотношений с Багдадом, необходимость снятия с Ирака жестких и бессрочных международных санкций и т.п. Вместе стемна фоне усиливавшегося давления на
Багдад со стороны США и их союзников иракский кризис продолжал углубляться и, безусловно, самым отрицательным образом сказывался на начавшихся в КАР после примирения
ДПК и ПСК позитивных социально- экономических преобразованиях. К осени 2001 г. ситуация вокруг Ирака резко обострилась, страна вновь оказалась на грани экономической и гуманитарной катастрофы. Безусловно, формально оставаясь в составе иракского государства, курды были связаны экономически с судьбой Ирака ив меньшей степени, чем жители южных и центральных провинций, но, тем не менее, также страдали и от разрушительных по своему характеру международных санкций и от изоляции своего региона и страны в целом. Выход из сложившегося положения можно было бы попробовать найти в постепенном и поэтапном снятии санкционных ограничений с Ирака. К тому времени у ООН уже было достаточно оснований к таким шагам. Между тем, события в Ираке, к сожалению, развивались совсем в другом направлении и не в интересах большей части ее населения.
По оценкам многочисленных экспертных комиссий, включая МАГАТЭ, Ирак в
1998 г. в основном завершил выполнение возложенных на него обязательств по ликвидации оружия массового уничтожения (ОМУ, осуществлявшихся под беспрецедентным контролем Спецкомиссии ООН. Оставалось согласовать некоторые вопросы организационного и технического порядка. Однако,
Спецкомиссия представила в декабре 1998 г. Совету Безопасности ООН доклад, искажавший деятельность правительства Ирака по разоруженческим статьям санкций и, тем самым, дала США и их союзникам повод обвинить иракскую сторону в сохранении и продолжении производства ОМУ, в неполном сотрудничестве
28
M.M.Gunter. The Kurds of Iraq. Tragedy and Hope. New York, St.Martin.1992, pp. 125.
29
D. Mcdowell. Ibid., p.390.
30
Ibid., p.388-389.

14 Багдада с ООН, что послужило формальным основанием для усиления американо
- британского давления на Ирак
31
Естественно, ни о каких серьезных проектах развития экономики и инфраструктуры КАР, особенно связанных с необходимостью заключения двусторонних соглашений с сопредельными Турцией, Ираном и Сирией и другими странами, в этих условиях речь идти не могла. Несмотря на достигнутую фактическую автономию и даже определенную независимость от Багдада иракские курды к началу ХХ
I века продолжали оставаться во внутренней и международной изоляции, становясь как бы заложниками в продолжающемся противостоянии США и их союзников с режимом Саддама Хусейна.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей