Индивидуальная работа психолога с родителями.
Работа с родителями включает в себя:
- психолого – педагогическое просвещение родителей,
- психологическое консультирование, беседы,
- диагностические исследования.
Психологическое консультирование занимает значительное место в работе психолога т.к. способствует разъяснению отдельного вопроса, анализу проблем и выработки рекомендаций по их решению и регулированию, кроме того на консультации могут также реализовываться психокоррекционные и психотерапевтические цели: нейтрализации болезненно – напряжённого состояния, успокоение, а также отношений семейного характера (родители – дети).
Темы консультаций родителей начальной школы следующие:
- Адаптация ребёнка в школе,
- Возрастные кризисы 6-7 лет,
- Типичные ошибки семейного воспитания,
- Профилактика неблагоприятного развития личности ребёнка: инфальтилизм, демонстративность, агрессия и т.д.
- Воспитание произвольности поведения и управляемости,
- Психологическая готовность к обучению,
- Половое воспитание и развитие.
Уверена, что вы все знаете и придерживаетесь принципов психологического консультирования:
- принципа конфиденциальности,
- принципа нейтральности и открытости.
Готовясь к запланированной консультации и собирая социально – психологическую информацию о клиенте, психолог должен выработать в себе нейтральное и открытое отношение к нему.
Необходимость выработки такого отношения вызвана тем, что на консультации психолог должен понять, принять и почувствовать всех участников жизненной драмы или проблемной ситуации, но при этом не становиться для одних карающим судьёй, а для других – защитником.
Психолог «нейтральный советник» и «устроитель» общего движения к позитиву в отношениях.
- принцип персонификации.
Консультативный процесс должен быть максимально приближен к клиенту и обращён на решение его проблемы. Необходимо учитывать личную историю своего клиента, его индивидуально – психологические особенности и конкретную проблемную ситуацию.
- принцип профессиональной настойчивости.
Бывают случаи, когда родители отказываются от встречи с психологом. Как вести себя в этих ситуациях? Ведущим принципом следует считать положение о том, что родитель сам должен быть внутренне готов к беседе с психологом, поэтому нежелательно настаивать на консультации. Однако, если после сбора предварительной социально – психологической информации о проблеме я прихожу к выводу о необходимости проведения консультации, то ищу возможность проведения её. Это оправдано в ситуациях, если, например, в семье к ребёнку применяют суровые физические воздействия, или наблюдаются стойкие невротические реакции у ребёнка или наблюдается жизненная ситуация, в которой находится ребёнок и она становится опасной и угрожающей: асоциальная компания, попытки суицида, неблагоприятные семейные отношения, негативное отношение со сверстниками, неадекватное поведение в школе, а также по результатам групповой диагностики.
Все виды консультативной работы можно разделить на 3 группы.
По принципу затрачиваемого времени:
- краткосрочные – 1-2х разовое посещение,
- долгосрочные – в течении нескольких месяцев с некоторой периодичности и связью в телефонном режиме.
По признаку содержания консультации:
- психолого – педагогическое консультирование (предоставление психолого – педагогических знаний о приёмах, способах воспитания, советов и рекомендаций относительно педагогических проблем),
- психологическое консультирование (по поводу сугубо психологических проблем: неблагополучие и противоречие в семейных взаимоотношениях),
- социально – психологическое консультирование (выявление неблагоприятных социальных условий в жизни ребёнка,
- психодиагностическая или профессиональное консультирование (по результатам психодиагностики личностных качеств и способностей ребёнка, а также профессиональной направленности).
По принципу построения консультации:
- одноразовая,
- двухразовая (родитель – ученик),
- трёхразовая (заказ родителя, работа с учеником, консультация и рекомендация.
Позиции психолога в ходе консультации:
Психолог – нейтральный советник.
Психолог – программист. Программа состоит из ответов на вопросы «Что делать?», «Как делать?» и «Когда делать?».
Психолог – слушатель.
Психолог – «зеркало». Чтобы родитель обрёл чувство понимания («Теперь я понимаю, что происходит»).
Психолог – катализатор. Активизация отношения к ситуации, к началу деятельного включения в разворачивающие события жизни и укрепление уверенности в себе.
Выбор позиции зависти от факторов:
- характеристика клиента и его проблемы,
- личностных и профессиональных возможностей психолога.
Диагностические исследования родителей провожу, когда необходимо узнать взаимоотношения в семье, особенно интересно сравнить, как ребёнок видит свою семью и как родитель. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |