Главная страница
qrcode

Методическое пособие. Инклюзивное образование


НазваниеИнклюзивное образование
АнкорМетодическое пособие.pdf
Дата19.03.2017
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#12688
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Инклюзивное образование
Это методическое пособие предназначено для педагогов школ и содержит подборку материалов в помощь учителю, работающему в школе, которая ориентируется в своей работе на политику и практику инклюзивного образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (иначе – ученики с особыми образовательными потребностями, являются равноправными обучающимися в системе образования наряду с другими учащимися и нуждаются в том, чтобы их понимали и принимали как обычных учеников. Материалы данного методического пособия не дают ответов на все вопросы, возникающие перед педагогом при появлении в классе или группе ребенка с особыми образовательными потребностями. Задача скорее в том, чтобы помочь учителю избегать стереотипного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, принимать особых детей как учеников и преодолевать ошибки в процессе создания образовательной среды, благоприятной для всех учащихся, то есть инклюзивного образования.
Ме
то
ди
ческ
ое пособие для педагога общеобразовательной школы
Архангельск
Методическое пособие издано при поддержке региональной общественной организации инвалидов Перспектива в рамках гранта Европейского Союза
Уроки по пониманию инвалидности в школе пособие для учителя : [16+] / сост Т.Н. Седовина, ЕЮ. Шинкарева]. – Архангельск : Лоция, 2016. – 128 сил (Инклюзивное образование Агентство CIP Архангельской ОНБ
© АРО ВОГ
© Литературно-издательский центр Лоция, 2016
ISBN 978-5-9908618-3-1
УДК 376(072)
ББК я М 54
УДК
376(072)
ББК
74.30я81
Авторы-составители:
Т.Н. Седовина, председатель Архангельской региональной общественной организации по защите прав детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии "Забота ЕЮ. Шинкарёва
, кандидат юридических наук, юрист региональной общественной организации Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области»
Консультанты:
Л.Г. Соловьёва, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики Архангельского областного института открытого образования;
М.Ю. Перфильева, руководитель проектов по инклюзив- ному образованию РООИ Перспектива (г. Москва)
СодЕржаниЕ
СодЕржаниЕ
Введение ................................................................................................. раздел I. основные понятия
1.1. Инвалидность ................................................................................................... 7 1.2. О моделях инвалидности ...........................................................................11 1.3. Инвалидность и особые образовательные потребности ..............................................................13 1.4. Ментальная инвалидность ........................................................................17 1.5. Дискриминация по признаку инвалидности ....................................19 1.6. Дискриминация по признаку инвалидности в школе раздел II. инвалидность и инклюзивное образование. Что такое «инклюзивная школа, насколько школа может быть инклюзивной в отношении разных учеников ...............................................................25 2.2. Сотрудничество – основной принцип инклюзивной школы....................................................................................28
раздел III. Как избежать ошибок в общении. Стереотипы и барьеры в общении ........................................................35 3.2. Типичные ошибки педагогической практики ..................................36 3.3. Использование терминологии и правила этикета раздел IV. Технология проведения уроков по пониманию инвалидности. Урок по пониманию инвалидности в системе образования ...............................................................................45 4.2. Примерная структура и содержание урока
(целевая группа – педагоги) .....................................................................46 4.3. Методические рекомендации по проведению уроков ...............48 4.4. Дидактические материалы для проведения уроков ....................49 4.4.1. Примеры тренинговых упражнений для использования .......49 4.4.2. Примерный список фильмов ...............................................................51
Приложения
Опыт педагогов Работа со страхом и неуверенностью..........................................................58
Пример тематического занятия (классного часа) по пониманию инвалидности Ресурсные центрыв Архангельской области...........................................89
Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на период
2015–2021 годов и План реализации Концепции ................................ Самооценка качества инклюзии ................................................................. М 54

Введение
4
5
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Это методическое пособие предназначено для педагогов школ и содержит подборку материалов в помощь учителю, работающему в школе, которая ориентируется в своей работе на политику и практику инклюзивного образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (иначе – ученики с особыми образовательными потребностями) являются равноправными обучающимися в системе образования наряду с другими учащимися и нуждаются в том, чтобы их понимали и принимали как обычных учеников. На самом деле инвалидность не является главной особенностью необычных учеников, инвалидность может совсем не оказывать влияния на процесс получения знаний и образования. Однако ученик с особыми образовательными потребностями нуждается в понимании (как и любой другой, а также в том, чтобы образовательный процесс, методы и приемы обучения были адаптированы или скорректированы с учетом его особых потребностей. Во многих случаях такая адаптация возможна в обычной группе учащихся (классе общего типа, то есть без отделения особого ребенка в специальную (коррекционную) группу, класс, школу. В этом случае педагогу необходимо знать об особых потребностях ребенка, связанных с образованием, и понимать, как адаптировать привычные методы и приемы преподавания с учетом особых образовательных потребностей и образовательных интересов всей группы учащихся.
Материалы данного методического пособия не дают ответов на все вопросы, возникающие перед педагогом при появлении в классе или группе ребенка с особыми образовательными потребностями. Задача скорее в том, чтобы помочь учителю избегать стереотипного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, принимать особых детей как учеников и преодолевать ошибки в процессе создания образовательной среды, благоприятной для всех учащихся, то есть инклю- зивного образования.
Мы желаем положительного опыта инклюзивного образования всем педагогам, успеха педагогам-первопроходцам, которые признают полезность инклюзивного образования для всех обучающихся и применяют на практике такие методы и приемы обучения, которые способствуют постепенному созданию атмосферы включенности каждого ученика в развивающий и увлекательный процесс обучения. Мы желаем успеха руководителями педагогам, которые выстраивают отношения сотрудничества с воспитанниками, учениками, родителями и коллегами.
Во избежание повторов мы использовали в настоящем пособии термины учащийся с инвалидностью, ученик с ограниченными возможностями здоровья и обучающийся с особыми образовательными потребностями. Во многих случаях они используются в настоящем методическом пособии как взаимозаменяемые. Мы помним, что в узком юридическом значении эти термины различаются.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2 Федерального закона Об образовании»).
Термин специальные образовательные потребности от-
ВВЕдЕниЕ
ВВЕдЕниЕ
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
носится ко всем детям и молодым людям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением (параграф 3, Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принят в Саламанке 10 июня 1994 года, http://www.un.org/ru/
documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf
); дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий (Министерство образования и науки РФ, проект Образование детей с особыми образовательными потребностями, http://минобрна- уки.рф/проекты/особые-образовательные-потребности
).
Несмотря на различие в терминах, сущность этих понятий близка. В настоящем пособии мы стремимся делать акцент не на ограничениях, а на преодолении барьеров, не на инвалидности, а на человеке, не на недостаточности ресурсов, а на возможностях сотрудничества. инВалидноСТь Инвалидность является социальным явлением, частью жизни людей. Это явление или состояние имеет прежде всего нормативное определение. Конвенция ООН оправах инвалидов признаёт, что это понятие меняется с развитием общества и обозначает его следующим образом:
«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (Преамбула, пункт (е).
Иными словами, инвалидность – это не состояние конкретного человека, а отношение между человеком и социальными барьерами, следствием которых является затруднение или невозможность участия в жизни общества.
Примеры таких ситуаций, когда сами люди с инвалидностью или члены их семьи сталкиваются с социальными барьерами, многочисленны. Достаточно спросить Как вам удаётся справляться с жизненными трудностями – и можно услышать, например, такую историю:
Светлана, мама летнего ребёнка с аутизмом, пишет:
«…с нами это было в последний разв бассейне. От организации была договорённость с бассейном о выделении одной дорожки для детей-инвалидов. Т. нравится бассейн, и я бы очень хотела отдать его в плавание. Подошла прямо в бассейне к тренеру испросила, можно ли и нам заниматься, на что услышала С ТАКИМИ детьми мы не занимаемся. Я спросила С какими
раздЕл I
оСноВныЕ ПоняТия
раздЕл I
оСноВныЕ ПоняТия
Раздел I . Основные понятия Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
с ТАКИМИ В ответ – уходящая спина тренера. И это при всём притом, что мой ребёнок с лёгкой формой аутизма выглядит абсолютно здоровым – диагноза на лице нет (июнь 2016 года).
ольга, мама летнего малыша с расстройством аути-
стического спектра:
«С садом уже есть проблемы… Официально нам отказать не могут, но и на полный день не берут. И что делать, ни заведующая не знает, ни я. А на работу выходить надо уже давно. Или бросать работу. Ходим мы только до обеда (до тихого часа, да и то заведующая сказала, что это только до середины сентября, а потом она совсем не знает, что снами делать (июнь 2016 года).
Татьяна, мама дочери, имеющей инвалидность I группы в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающейся в кресле-коляске при помощи других лиц:
«Подъезд в домене оборудован пандусом, крыльцо у входа в подъезд высокое (3 ступеньки, на улицу практически не выйти. Обращалась в управляющую компанию с просьбой обустроить пандус с перилами. В ответе сказано, что обязанность по устройству пандуса не может быть возложена на управляющую компанию, а является расходным обязательством Российской Федерации (август, 2015).
наталья, мама ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и инвалидностью, пишет:
«…списывали со счетов Леру очень много раз. Но она до сих пор живёт, и мы все вместе сражаемся за её жизнь. Вместе с этим я считаю, что, если такой ребёнок появился на свети родители оставили его, не надо ставить на их пути какие-то препоны, им надо помогать.
Мы не просим денег, мы просим нормальных условий, например, чтобы такой ребёнок мог посещать специализированное учреждение чтобы родители имели возможность работать, как все нормальные люди»
1
Инвалидность, как правило, не проблема одного человека ‒ это особая жизненная ситуация для всей семьи. И складывается такая ситуация во многих случаях вовсе не из-за проблем со здоровьем или отсутствия денег, а в силу отношения других людей, отсутствия необхо-
1
Алистарова Н.Л. Ребенок без почерка. Архангельск Лоция, 2015. С. 11. https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/brochures/vw-2319/.
димых условий или услуг, недоступности зданий, подъездов и лестниц в жилых домах и официальных учреждениях, отсутствия доступного транспорта и других, несвязанных сданным человеком обстоятельств.
Для того чтобы получить меры социальной поддержки порос- сийскому законодательству (в основном такие меры включают денежные выплаты, гражданин должен быть признан инвалидом в порядке, который определён в целом ряде нормативных правовых актов. Статус инвалида (или ребёнка-инвалида) подтверждается справкой установленной формы (розовая справка. Инвалидность устанавливается входе медико-социальной экспертизы, результатом которой также является составление индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида.
Инвалидность как социально-правовой статус отдельного ре- бёнка для школьного коллектива может иметь мало или не иметь совсем никакого значения. Об установленной инвалидности педагог может не знать, если факт установления ребёнку инвалидности ему неизвестен и неочевиден для педагога. Например, ребёнку установлена инвалидность в связи с диагнозом сахарный диабет. Индивидуальные особенности в образовательном процессе при этом могут никак не проявляться. Следовательно, инвалидности как социального явления в контексте школьной образовательной среды в данном случае не существуете нет необходимости каким- то образом учитывать, ситуация этого ребёнка по сравнению с другими учащимися в процессе обучения может не быть особенной 2
Надо отметить, что это упрощённый пример. Вероятно, в данной ситуации школе и педагогу следует учитывать, что ребёнку необходим особый режим питания и отдыха. Возможно, имеются и иные индивидуальные обстоятельства, которые следует учитывать. Особые потребности ребёнка в таких случаях следует определить совместно с родителями. Мылишь стремимся подчеркнуть, что само по себе наличие инвалидности не всегда означает наличие особых образовательных потребностей. Поэтому необходимо выяснять все факторы и особые потребности ребёнка, если это возможно, заранее. Иногда родители не сообщают педагогу об инвалидности или особых потребностях ребёнка, стараясь избежать навешивания ярлыков и дискриминации. В таком случае педагогу следует начать диалог первыми посоветоваться с родителями о том, как организовать оптимальный режим дня ребёнка или о том, какие перерывы для него необходимы и как восстановить то учебное время, которое ребёнок пропустил в связи с необходимостью посетить, например, медицинского работника
Раздел I . Основные понятия Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Иная ситуация возникает там, где в класс пришёл ребёнок с сильно выраженным нарушением зрения. Особенности в данном случае очевидны, специальные потребности проявлены. Необходима определённая адаптация окружающей школьной среды. В этом случае появляется потребность в физической адаптации школьной архитектурной среды (яркие покрытия на ступеньках, контрастные обозначения классных комнат и туалетов и другие элементы тифлодизайна), а также в адаптации методов преподавания (потребность в применении шрифта Брайля, овладение базовыми навыками тифлопедагогики, изменение в методике подачи нового материала или проведении опроса. Для педагога важны умения поддерживать отношения сотрудничества в коллективе учащихся, выстраивать отношения с родителями, помогать разным ученикам понять друг друга. Индивидуальные подходы в образовательном процессе становятся, таким образом, очень важными.
«Социальность» инвалидности проявляется в отношениях в классе между учениками, в отношениях между учеником и педагогом, в отношениях между родителями учеников и педагогом. нормативные акты
Конвенция ООН оправах инвалидов. Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от
10.08.2016) О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № н (ред. от 05.07.2016) О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № н (ред. от
27.01.2016) Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
Приказ Минтруда России от 15.10.2015 № н Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организацион- но-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или аби- литации ребёнка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы».
интернет-ресурсы
Документы ООН об инвалидности и правах инвалидов. Сайт Всероссийского общества инвалидов. Сайт Всероссийского общества слепых. Сайт Всероссийского общества глухих. Сайт региональной общественной организации инвалидов Перспектива. Сайт международного Альянса организаций инвалидов. Interna- tional Disability Alliance.
http://www.internationaldisabilityalliance.org/.
1.2. о МодЕлях инВалидноСТи
Медицинская модель инвалидности подразумевает, что люди с ограниченными возможностями здоровья больны, и медицинский диагноз является причиной инвалидности. При использовании медицинской модели существует мнение, что люди с инвалидностью неспособны заботиться о себе, они больны и нуждаются в уходе, они не в состоянии самостоятельно принимать решения и нуждаются в опеке. Социальная модель инвалидности основана на подходе, согласно которому основные проблемы, связанные с инвалидностью, находятся в обществе. Препятствия для реализации прав человеком с инвалидностью наравне с другими являются проблемой и нарушают права человека. Этот подход ориентированна исключение дискриминации человека с ограниченными возможностями здоровья,
Раздел I . Основные понятия Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
обеспечение равных возможностей, доступной среды, искоренение стереотипов и предрассудков, прекращение практики создания специальных, изолированных услуг для людей с инвалидностью.
Социальная модель ориентируется на устранение барьеров, существующих в обществе и не позволяющих ребёнку быть в нём на равных, делающих ребёнка инвалидом.
В сфере образовательных отношений медицинская модель определяется следующим образом ребенок – это проблема. Детей при таком подходе рассматривают исключительно через нарушения развития, обязательное лечение и коррекцию нарушений. В рамках медицинской модели от детей ожидают приспособления к существующей среде и обществу, а если это невозможно в полной мере, их изолируют от общества. Модель социальная определяется следующим образом образовательная система – это проблема. Социальная модель ориентируется на устранение барьеров, существующих в обществе и не позволяющих ребенку быть в нем на равных, делающих ребенка инвалидом.
Если представить себе, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть, и должен посещать ближайшую к дому школу, мы стали бы думать, что в школе нужно что-то изменить, а также о том, какие сильные стороны есть у ребенка как ученика.
Более подробно о моделях инвалидности в социальных исследованиях:
Н.А. Коростелева. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам. http://
cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-model-invalidnosti-kak-osnova- ЕЮ. Пряжникова. Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ. мой- ориентир.рфпубликации/публикации/sotsialnye-i-meditsinskie- Социальная модель понимания инвалидности. https://perspektiva- inva.ru/social-approach/.
Е.А. Тарасенко. Модели инвалидности. В. Филиппова. Социальная модель инвалидности. http://vitaportal.
ru/psihologiya/sotsialnaya-model-invalidnosti.html.
1.3. инВалидноСТь и оСоБыЕ
оБразоВаТЕльныЕ ПоТрЕБноСТи
Инвалидность является общим понятием. Для образовательных отношений форма инвалидности не всегда имеет значение. Более важным является определение особых образовательных потребностей ребёнка и возможностей для его развития и обу-
Система образования как проблема
Отличается от других детей, т. н. группы «нормы»
Имеет особые потребности
Образовательная среда не приспособлена для работы с разнообразными детьми
Негибкие программы и методы обучения
Негибкие образовательные стандарты
Ресурсные барьеры
Общая школа не отвечает потребности ребёнка, не может учить
недоступная среда исключает ребёнка из общей школы
Нуждается в специальной среде
Нуждается в специальном оборудовании
Нужны специальные учителя
Не отвечает требованиям общей школы и не может там учиться
ребёнок исключается из общей школы
Отсутствие системы поддержки
ребёнок как проблема
Раздел I . Основные понятия Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
чения. Например, если у ребёнка инвалидность по зрению, то его особые образовательные потребности будут связаны с необходимостью обеспечить его специальными учебниками, выполненными шрифтом Брайля; компьютерной программой, позволяющей озвучивать тексты несколько изменить методы подачи материала, чтобы ребёнок участвовал в работе наравне с другими детьми (например, проговаривать все задания, которые написаны на доске потребуются дополнительные занятия по ориентированию. Необходимо прежде всего оборудовать помещения внутри здания школы контрастными обозначениями, школьные коридоры поручнями и создать тому подобные элементы доступности образовательной среды.
Если у ученика имеется инвалидность по слуху, для него, вероятно, будут необходимы дополнительные занятия по обучению жестовому языку, помощь сурдопедагога или сурдопере- водчика на занятиях, организация некоторых занятий в отдельном классе, а некоторых – в общем классе (адаптация учебной среды).
Для ученика, передвигающегося на инвалидной коляске, возможно, не требуется никаких изменений в школьной программе, за исключением адаптации уроков физкультуры. Нов тоже время необходимо оценить архитектурную доступность школы, сделать пандус и подъёмник либо рассмотреть возможность перенести занятия класса на й этаж школьного здания, если внутренние барьеры на этажах и пороги в классе нельзя полностью устранить.
Для ученика с ментальными особенностями здоровья необходимы адаптированные образовательные программы, нужна поддержка тьютора, а также понятная навигация по школе.
Согласно статье 79 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации»:
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, таки в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
Вопрос о том, где обучать ребёнка, имеющего, например, нарушение зрения, – в образовательной организации общего типа или в специальной (коррекционной) образовательной организации для слепых и слабовидящих, решается, таким образом, не по заранее заданному алгоритму (слепого нужно учить только в школе для слепых»).
Право выбора организации, в которой будет обучаться ребё- нок с ограниченными возможностями здоровья, согласно части
3 статьи 44 Федерального закона Об образовании, принадлежит родителям ребёнка.
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право) выбирать до завершения получения ребёнком основного общего образования с учётом мнения ребёнка, а также с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования…
Дух и буква закона об образовании подчёркивают, что наиболее важным является не тов каком виде школы или класса ре- бёнок учится (в коррекционном или общем классе, а то, чтобы были разработаны специальные условия получения образования, ориентированные на особые образовательные потребности ре- бёнка на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Для отдельной организации или конкретного учителя важен не столько собственно диагноз или форма инвалидности, сколько характер особых образовательных потребностей, связанных с функциональными ограничениями.Кроме того, у ребёнка может быть сразу несколько функциональных особенностей, например, нарушение зрения и расстройство аутисти- ческого спектра, поэтому его обучение в специальном классе для детей с нарушениями зрения потребует также создания специальных условий получения образования, как и обучение в обычном классе.
Каждая ситуация особых образовательных потребностей индивидуальна и уникальна. Группирование по какому-то при
Раздел I . Основные понятия Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
знаку (нарушение зрения, слуха, интеллекта или расстройство аутистического спектра) не может быть и не должно быть решающим фактором для определения условий обучения ребёнка. В индивидуальной ситуации решение о специальных условиях получения образования должно быть индивидуальным, основанным на изучении всех факторов этой ситуации в совокупности. Не может быть единой модели инклюзивного образования, так как все дети разные.
Полезные ресурсы
Алёхина Светлана Владимировна. Технологии психолого-пе- дагогического сопровождения инклюзивного процесса. Лекция в рамках Всероссийской научной школы с международным участием Эффективные технологии инклюзивного образования. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, 22 октября 2013 года. https://www.youtube.com/
watch?v=LP8dYLHyaB0.
Банч Гэри, Валео Энжело. Влияние специального и инклюзив- ного образования на установки сверстников практическое и теоретическое исследование. http://ecsocman.hse.ru/text/19145487/.
Банч Гэри. Основные педагогические стратегии в модели ин- клюзивного образования. Определение инклюзивного образования. Лекция в рамках Всероссийской научной школы с международным участием Эффективные технологии инклюзивного образования. 22 октября 2013 года, НГПУ, Новосибирск. https://
www.youtube.com/watch?v=ioVtWDrtl20.
Банч Гэри. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии. http://
www.narfu.ru/upload/iblock/952/geri-banch-10-klyuchevykh- punktov-uspeshnoy-inklyuzii.pdf.
Инклюзия: принципы и право. https://perspektiva-inva.ru/inclusive- Что такое инклюзивное образование. Перечень изданий, институт проблем инклюзивного образования МГППУ. http://inclusive-edu.ru/Nashi_izdania/.
1.4. МЕнТальная инВалидноСТь
Термин ментальная инвалидность подразумевает наличие психического или интеллектуального расстройства. Данный термин является менее стигматизирующим, чем понятие психическое заболевание»
3
Люди, имеющие психические или интеллектуальные расстройства, чаще других подвергаются стигматизации и дискриминации. Это касается и детей. Типична ситуация в школе или во дворе, когда ребёнка с инвалидностью дразнят, дают прозвища. Если на такие факты персонал школы или взрослые не реагируют, ситуация может стать деструктивной и даже непоправимой как для особого ребёнка, таки для всего класса учащихся. Хуже всего, если учитель выделяет особого ребёнка, обращая на него чрезмерное внимание и тем самым подчёркивая его особое положение как ученика.
На основе понятия инвалидности, содержащегося в Конвенции ООН оправах инвалидов, термин ментальная инвалидность можно определить как наличие у человека интеллектуальных нарушений и/или нарушений психического здоровья, в силу которых он сталкивается с различными барьерами (законодательными, отношенческими или иными, которые мешают его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров. Для учеников с ментальными особенностями здоровья (например, с интеллектуальными нарушениями или нарушениями эмоционально-волевой сферы, с расстройствами аутистическо- го спектра) необходимы адаптированные образовательные программы и тьюторская поддержка.
Важными помощниками ребёнку и учителю в инклюзивной школе должны стать тьюторы и ассистенты. Тьютор и ассистент вносят важный вклад в создание специальных условий обучения особого ребёнка и формирование таким образом дружественной
3
Текст основан на параграфе доклада О соблюдении прав граждан с ментальной инвалидностью в Российской Федерации. М РООИ Перспектива. С. 3–6. Текст параграфа приводится с уточнениями и дополнениями
Раздел I . Основные понятия Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
школьной среды, которая способствует развитию и обучению ребён- ка с особыми образовательными потребностями в обычном классе. Включение в образовательный процесс тьютора и техническая помощь ассистента помогают особому ребёнку преодолевать барьеры, а учителю помогает вести образовательный процесс так, чтобы его внимание распределялось разумно между всеми учащимися.
Тьютор (англ. tutor) – учитель, наставник, опекун, личный куратор учащегося. Ассистент (помощник) – специалист, оказывающий ребёнку необходимую техническую помощь
4
Тьютор является педагогическим работником. Функция тьюто- ра – служить связующим звеном между учителем (воспитателем) и учеником. Главная его задача – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения обучающегося. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.
Тьютор в повседневности решает много самых разнообразных задач. Он сопровождает ребёнка на перемене, помогая ему взаимодействовать со сверстниками. Он находится с ним вместе в классе и помогает облечь в доступную форму речь учителя для того, чтобы ребёнок мог наравне со всеми выполнять задачи, задания и всевозможные упражнения. Он находится с ним как в общеобразовательном классе, таки в ресурсной комнате, в которой ребёнок может прийти в себя, отдохнуть и заниматься по индивидуальному учебному плану.
Ассистентвспомогательная должность, не относящаяся к педагогическому персоналу образовательной организации. Ассистент оказывает техническую помощь обучающимся, помогает с самообслуживанием, заботится об охране здоровья ребёнка.
Конкретные обязанности тьютора и ассистента следует определить индивидуально с учётом особых потребностей и адаптированной образовательной программы для обучающегося. Необходимо помнить, что у ребёнка и его родителей есть право участвовать в разработке особых условий получения образования О правовом положении тьютора и ассистента, нормах права, определяющих их работу, можно найти материал в главе III книги Развитие инклюзивного образования в России. Правовые аспекты, опубликованной РООИ Перспектива в 2015 году. Полезные ресурсы
Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. М, 2012. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. М, 2012. Профессия тьютор. Информационно-методический бюллетень. Институт проблем инклюзивного образования МГППУ. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях. Информационный материал подготовлен Карпен- ковой ИВ, Кузьминой Е.В. М, 2011. http://autism-info.ru/catalog/
organizaciya-tyutorskogo-soprovozhdeniya-detej-s-ovz-v-usloviyax- realizacii-inklyuzivnoj-praktiki-v-obrazovatelnyx-uchrezhdeniyax/.
Тьюторские компетенции современного педагога в инклюзивной образовательной практике https://perspektiva-inva.ru/inclusive- Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № н. диСКриМинация По ПризнаКу
инВалидноСТи
Запрещение дискриминации является основным нормативным положением в сфере прав человека. В российском законодательстве принцип равенства и недискриминации является центральным во всех законах, регулирующих права граждан России.
Конвенция ООН оправах инвалидов (статья 2), запрещая дискриминацию, определяете следующим образом:
«˝Дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалид
Раздел I . Основные понятия Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
ности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;
˝разумное приспособление означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод».
Таким образом, понятие дискриминации включает в себя следующие признаки. Неоправданное разумными основаниями различие в обращении по причине имеющейся у человека инвалидности. Влекущее умаление или отрицание какого-либо права у этого человека наравне с другими.
Различие в обращении не всегда является дискриминационным. Различие в обращении допустимо, когда это оправдано объективными разумными основаниями. Конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства людей с инвалидностью, не считаются дискриминацией. Такими мерами могут быть, например, установление квот (предпочтений) для людей с инвалидностью.
Дискриминация может быть прямой и косвенной. Прямая дискриминация имеет место там, где различие в обращении осуществляется намеренно, с целью умаления или отрицания признания прав человека. Чаще всего дискриминация является ненамеренной, когда такой цели нет, нов результате действия норм, правил, сложившейся практики человек подвергается дискриминации, а его права в какой-либо области умаляются или отрицаются. Такая дискриминация является косвенной. Во многих случаях люди, подвергающиеся дискриминации (и те, кто поддерживают дискриминацию, не ощущают е, потому что воспринимают неравное обращение как сложившийся порядок вещей.
Например, уровень безработицы среди людей с инвалидностью выше, чем уровень безработицы среди граждан, не имеющих инвалидности. Люди с инвалидностью работают, как правило, на самых низкооплачиваемых должностях. Это общеизвестные факты.
Дискриминационным также является неоправданное различие в обращении ив том случае, если не сам человека член его семьи является инвалидом (например, понижение в заработной плате работника по сравнению с работниками, выполняющими такую же работу, по той причине, что работник воспитывает ре- бёнка с инвалидностью).
Понятие дискриминации по признаку инвалидности, представленное в российском законодательстве (статья 3.1 Федерального закона О социальной защите инвалидов в РФ, в точности совпадает с вышеуказанным определением, содержащимся в статье Конвенции. Российский закон также запрещает дискриминацию по признаку инвалидности и устанавливает ответственность за нарушение этого запрета.
Примеры дискриминации по признаку инвалидности встречаются в повседневной жизни. Общеизвестно, что самым основным барьером для людей с инвалидностью в доступе к услугами товарам являются ступеньки и необорудованные входные зоны в магазины, аптеки, концертные залы и стадионы. Комитет ООН по правам инвалидов обращает внимание на то, что физический доступ к социальным объектам является основой для свободного передвижения и реализации многих других прав людей с инвалидностью:
«Доступность является предварительным условием для обеспечения инвалидам возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать в жизни общества наравне с другими. Без доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектами услугам, открытым или предоставляемым для населения, инвалиды не обладали бы равными возможностями для участия в жизни их соответствующих сообществ Замечания общего порядка по статье 9 Конвенции ООН оправах инвалидов. Комитет ООН по правам инвалидов CRPD/C/GC/2. http://tbinter- net.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CRPD/C/
GC/2&Lang=en.
Раздел I . Основные понятия Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Нередко люди с инвалидностью получают отказы в доступе в магазины, кафе и к другим объектам социальной инфраструктуры. О таких случаях пишут средства массовой информации, есть и судебные дела
6
Люди с инвалидностью нередко сообщают об ограничении доступа в кафе по причине инвалидности. В таких случаях прокуратура признает отказы незаконными и дискриминирующими
7
Дело Натальи Присецкой, которой авиакомпания отказала в посадке на борт воздушного судна по причине того, что она передвигается на кресле-коляске, стало первым успешным прецедентом защиты от дискриминации по признаку инвалидности в сфере доступности воздушного транспорта в России
8
Успешный результат этого дела повлиял на изменение правил воздушной перевозки и служит ориентиром в отношении подобных дел об ограничении доступа инвалидов к средствам транспорта.
Полезные ресурсы Замечание общего порядка по статье 12 Конвенции оправах инвалидов Равенство перед законом. Комитет ООН по правам инвалидов CRPD/C/GC/1. http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/trea- Замечание общего порядка по статье 6 Конвенции оправах инвалидов Женщины и девочки с инвалидностью. Комитет ООН по правам инвалидов CRPD/C/GC/3. Замечание общего порядка № 9 (2006). Права детей-инвалидов. Комитет ООН по правам ребёнка.
CRC/C/GC/9 6
См, например, суд в Брянске оштрафовал не пустившего в магазин инвалида с собакой-поводырём. Взгляд Деловая газета. 2 авг. 2016. http://www.
vz.ru/news/2016/8/2/824726.html. В данном деле прокуратура поддержала позицию инвалида http://www.brprok.ru/news/0/in/2/0/2873/
7
Кировский ЧОП оштрафовали за отказ охранника пускать инвалида в кафе. http://www.ortgk.ru/2016/11/16/kirovskiy-chop-oshtrafovali-za-otkaz-okh/.
8
Описание дела и состоявшиеся судебные решения представлены на сайте РООИ Перспектива (г. Москва. https://perspektiva-inva.ru/protec- rights/juri/vw-851/.
1.6. диСКриМинация По ПризнаКу
инВалидноСТи В шКолЕ
Формы дискриминации в сфере образования, которой подвергаются дети по причине их инвалидности, могут быть разными. Самые очевидные формы дискриминации отказ в доступе к образованию отказ в создании специальных условий получения образования и разумном приспособлении отделение обучающегося от сверстников путём помещения в интернат или специальное коррекционное образовательное учреждение без разумных для этого оснований.
Многие обстоятельства, имеющие место в жизни, не ощущаются как дискриминирующие, потому что так сложилось давно и воспринимается как обычная и нормальная практика. Например, ребёнок, передвигающийся на инвалидной коляске, как правило, не может посещать школу по причине архитектурных барьеров (обычные жилые дома чаще всего не имеют панду- сова в школьном здании, в свою очередь, тоже множество барьеров, которые служат препятствием для обучения такого ребёнка в обычном классе (нет подъемников, пандусов, бывают высокие пороги, слишком узкие проходы между партами и т.д.). Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата не лишены права на образование, они получают образование на дому, в том числе в дистанционной форме. Для многих – это в настоящее время единственно возможный способ получения образования, и замечательно, что он государством обеспечивается в наиболее полной возможной мере. Однако отсутствие физического доступа в образовательную организацию по-прежнему свидетельствует об ограничении равного доступа к образованию.
Неравенство в сфере образования может быть и экономическим. Например, школа может быть доступна архитектурно, иметь необходимые приспособления и быть адаптированной к потребностям особых детей, однако ребёнка на кресле-коляске невозможно доставить до школы никаким иным транспортом, кроме автомобиля. Если автобусы недоступны, услуга специального транспорта не предоставляется, а родитель не имеет личных
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
средств для приобретения специально оборудованного автомобиля, значит, ребёнок не будет посещать школу, как другие его сверстники. В такой ситуации оказываются семьи, воспитывающие детей с тяжёлыми и множественными нарушениями, передвигающихся на инвалидной коляске с помощью других лиц. Они готовы подвозить детей в школу на такси, ноу обычной семьи, как правило, нет для этого необходимых доходов, а государственная помощь на транспортные расходы не предоставляется.
Запрещённой формой дискриминации в России является признание ребёнка необучаемым. Нельзя лишать ребёнка образования на том основании, что он получает слишком мало пользы от обучения. Образование призвано обеспечить ребёнка необходимыми для жизни навыками, расширить его возможности. Его цель заключается в развитии потенциала ребёнка посредством развития его навыков, способностей к познанию и других способностей, человеческого достоинства, самоуважения и уверенности в себе.
Право на образование не может быть ограничено лишь по той причине, что способности ребёнка развиваются не так быстро, как это ожидается в отношении среднего (обычного) ученика. Гораздо важнее найти правильный для ребёнка темп усвоения знаний и ставить верные для него задачи обучения. На самом деле все дети могут учиться.
Большинство руководителей образовательных организаций и школ не намереваются дискриминировать ребёнка и стараются действовать в наилучших его интересах и с учётом его особой ситуации. Дискриминирующие ребёнка с инвалидностью условия действительно не всегда замечаются. Образовательной организации, принимающей для обучения учащегося с инвалидностью, необходимо анализировать ситуации, когда требуется индивидуальное разумное приспособление, разрабатывать меры по улучшению доступности обучения на основе равенства для всех детей либо применять иногда самые простые методы адаптации школьной среды. ЧТо ТаКоЕ «инКлюзиВная шКола»,
наСКольКо шКола МожЕТ БыТь инКлюзиВной
В оТношЕнии разных уЧЕниКоВ
Под инклюзивной школой мы понимаем такую школу, которая признаёт и поддерживает принципы инклюзивного образования, предпринимает меры к тому, чтобы адаптировать процесс обучения к разным особенностями возможностям детей, а также принимает и включает в процесс обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на равных с другими учениками. Дети с ограниченными возможностями и инвалидностью не должны исключаться из общей системы образования. Обучение детей в специальных классах и школах, отдельно от своих сверстников, может быть оправдано лишь в особых случаях. Не может быть оправданием для сегрегации детей лишь факт наличия диагноза, или проблем с поведением, или неготовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию. Все дети имеют право на качественное, инклюзивное бесплатное образование по месту своего жительства. Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Не является инклюзивным образованием пребывание детей с особыми образовательными потребностями вместе с детьми без таких потребностей водном классе без подготовки специальных условий получения образования и совместного анализа участниками образовательного процесса всей ситуации, без адаптирования
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом