Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие. Инклюзивное образование


НазваниеИнклюзивное образование
АнкорМетодическое пособие.pdf
Дата19.03.2017
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#12688
страница2 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
раздЕл II
инВалидноСТь и
инКлюзиВноЕ оБразоВаниЕ
раздЕл II
инВалидноСТь и
инКлюзиВноЕ оБразоВаниЕ
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Раздел II. Инвалидность и инклюзивное образование
26
27
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
классного и школьного пространства и методов преподавания, без подготовки учителя и методической проработки уроков.
Неверные представления об инклюзии:
• представление, что присутствие в школе само по себе достаточно представление, что нормально бросать вводу не умеющего плавать;
• фокусирование не на целях, а на действиях;
• когда основной направленностью услуг является обучение программе, а неудовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребёнка;
• представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию.
Обучение в специальных классах общей школы не во всех случаях может быть признано инклюзивным образованием.
Инклюзивное образование должно быть признано и принято сначала как совокупность идей (принципов, которые могут быть воплощены на практике в условиях конкретного класса, конкретной школы, конкретного педагогического коллектива. Но объявление школы инклюзивной на основании лишь приверженности принципам инклюзии, без понимания конкретных шагов, которые необходимо воплотить практически для этого, не превратит школу в инклюзивную. Кроме того, без работы с коллективом и существования духа сотрудничества в коллективе школы инклюзивное образование немыслимо и невыполнимо. Школа не может быть инклю- зивной, если идею инклюзивного образования поддерживают лишь директор и один-два педагога. Школа может стать инклюзивной, когда весь коллектив (включая административный и вспомогательный персонал) признаёт принципы инклюзивного образования и следует им в своей повседневной работе. Инклюзивное образование не может развиваться без сотрудничества с родителями.
Формула инклюзивной школы (если попытаться её упростить) может быть сведена к следующей идее – чтобы образование было инклюзивным, прежде всего необходимо, чтобы педагоги и сотрудники школы стали инклюзивными. Инклюзивность, как индивидуальное качество, включает несколько составляющих открытость ума (способность воспринимать новые идеи и отказываться от старых идей и методов, которые перестали быть эффективными, не достигают поставленных целей восприимчивость к творческому элементу в педагогике, интерес к новым знаниями практикам, готовность учиться в течение всей жизни эмпатия (способность понимать другого человека
– владение разнообразными методами преподавания, обладание методической гибкостью, знаниями о разнообразных особенностях обучающихся и навыками (опытом) работы сними принятие разнообразия учеников в школе.
Качество инклюзии нарабатывается с опытом. На него оказывает влияние – и опыт учителя, и индивидуальные особенности учеников.
Соответственно, качество работы педагога в инклюзивном классе нельзя оценивать исключительно по формальным показателям количества «включённых» учеников или успеваемости детей с ОВЗ по стандарту оценки среднего ученика».
Инклюзивная школа должна быть ориентирована на психологический комфорт не только детей (разных и с разными образовательными потребностями, но и учителей. Учитель инклюзивной школы не должен оставаться без поддержки в развитии этой новой и сложной практики
1
«По своей сути инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленный на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого учитывается разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей-инвалидов, но и всех учащихся. Эта цель может быть достигнута с помощью различных организационных средств, учитывающих многообразие детей.
Инклюзивное образование может варьироваться от помещения всех учащихся-инвалидов в один обычный класс навесь день до обучения их в обычном классе с разной степенью инклюзивности, включая определенную долю специального образования. Важно осознавать, что инклюзивное образование не следует понимать или применять просто как средство интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную систему независимо от их проблем и потребностей 1
Обычный учитель необычного класса. Самара, 2015.
2
Комитет ООН по правам ребенка. Замечание общего порядка № 9
(2006). Права детей-инвалидов. CRC/C/GC/9, пар. 67.
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Раздел II. Инвалидность и инклюзивное образование
28
29
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы. СоТрудниЧЕСТВо – оСноВной ПринциП
инКлюзиВной шКолы
Сотрудничество можно определить, как процесс, входе которого группы людей с различными навыками объединяют ресурсы и решают проблемы. Немногие области педагогики требуют такого же уровня сотрудничества и командной работы, как инклюзив- ное образование, когда педагоги общего образования работают в сотрудничестве со специальными педагогами, медиками, ассистентами и, конечно, с родителями. Вместо того чтобы оставаться солистом, учитель школы, реализующей инклюзивную практику, становится членом оркестра. Однако педагог общего образования должен быть лидером этого оркестра!
Сотрудничество в обучении имеет три основных преимуще- ства:
• Синергетический потенциал – при котором целое становится больше, чем просто сумма частей».
• Потенциал для понимания возникающих барьеров в обучении и путей их преодоления, таким образом, снижается уровень профессиональной изоляции, которая нередко встречается в пе- дагогике.
• Повышение координации в предоставлении услуг для учащихся с особыми образовательными потребностями. Родители часто устают от лабиринта услуги отдельных людей, с которыми им приходится постоянно договариваться.
Для реализации этого потенциала необходимо приобрести навыки работы в качестве члена команды хотя бы в той части вашей деятельности, которая непосредственно связана с преподавательской работой. Если вы привыкли работать самостоятельно, то изучение новых способов деятельности – это большой шаг, совершая который вы начинаете делиться знаниями и ответственностью с другими специалистами Здесь и далее в этом параграфе приводятся выдержки из Сборника материалов Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзив- ной практики образования. Ниже приведён список наиболее важных принципов, на которые следует обратить внимание, если вы хотите добиться слаженной работы в сотрудничестве.
• Установите ясные общие цели сотрудничества.
• Определите, кто несёт ответственность за конкретные участки, однако не отказывайтесь и от общей ответственности за решения и их результаты.
• Применяйте подход к решению проблем, подразумевающий, что все участники совместной работы ответственны за проблему и её решение. Создайте атмосферу доверия и взаимного уважения к знаниям друг друга.
• Будьте готовы учиться у окружающих.
• При принятии решений стремитесь к консенсусу.
• Просите обратной связи и давайте её другим в неугрожа­
ющей и неосуждающей манере.
• Признавайте идеи и достижения других.
• Разработайте методы разрешения конфликтов и при необходимости применяйте их. Ещё лучше заранее предвидеть конфликты и предпринимать шаги по их предотвращению. Но это не значит, что нужно всё время избегать разногласий.
• Устраивайте периодические собрания, чтобы обсудить работу в сотрудничестве.
Формы сотрудничества
Существует шесть основных форм обучения в сотрудничестве, в которых вы можете участвовать. Со-обучение. Оно происходит в обстановке инклюзивного образования, если общий и специальный педагоги объединяют свои навыки для того, чтобы удовлетворить потребности всех учеников в классе. Оба педагога равноправны. Это не должно означать, что специальный педагог принимает на себя исключительную ответственность за учеников с особыми образовательными потребностями, а педагог общего образования за всех остальных. Здесь подразумевается уважение знаний каждого для максимально эффективной работы в классе. Для эффективного со-обучения необходимы активная поддержка администрации школы, регулярное время для совместного планирования, согласие учителей общего и специального образования по методам
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Раздел II. Инвалидность и инклюзивное образование
30
31
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
работы с неправильным поведением в классе, согласие по целям уроков и их структуре, информирование родителей о том, как происходит со-обучение.
2. Консультация. При этой форме сотрудничества специальный педагог или другой специалист консультирует педагога общего образования в отношении различных аспектов программы, которой необходимо следовать ученикам с особыми образовательными потребностями. В данном случае консультант не работает напрямую с учениками, за исключением ситуаций демонстрации конкретной стратегии преподавания. Как правило, оба учителя встречаются во внеучебное время и обсуждают варианты и пути адаптации программы, способы преподавания и методы оценки, которые необходимы таким ученикам. Специальный педагог может также предоставить, если необходимо, дополнительный учебный материал и помочь в модификации классной среды. Но основную ответственность в этих вопросах несёт общий педагог.
Для того чтобы консультационная модель работала, специальный педагог должен быть хорошо знаком с программой, по которой занимается класса классный педагог должен принять на себя ответственность за обучение всех учеников в классе. Партнёрство с ассистентами и другими вспомогательными специалистами. Необходимо помнить, что вспомогательные специалисты не выполняют функции учителя. Ответственность за планирование их работы принадлежит учителю. При этом планирование должно осуществляться совместно. Несмотря на то что непосредственная задача – поддержка учеников с особыми образовательными потребностями, это не означает, что им необходимо работать только с такими учениками. Ассистенты часто выполняют более широкий объём работ, работают как с группами учеников с особыми образовательными потребностями, таки без них. Очень важно, чтобы ассистенты не делали учеников чрезмерно зависимыми от своей поддержки (например, устанавливая близкие отношения с учениками с особыми образовательными потребностями, наоборот, они должны помогать ученикам становиться всё более и более независимыми. Партнёрство с иными специалистами. Вместе с педагогами заинтересованность в эффективном обучении учеников с особыми образовательными потребностями могут проявлять и многие другие специалисты, чья консультативная помощь и партнёр- ство в работе могут оказаться весьма ценными. В зависимости от конкретных потребностей вам могут понадобиться консультации специалистов государственных учреждений (например, в области здравоохранения или социальной защиты) или будет необходимым взаимодействие с правозащитными организациями. Входе подобных консультаций вы можете установить контакты с такими специалистами, как психологи, врачи, логопеды, эрготерапевты, полицейские, социальные работники, адвокаты и представители общественности (местного сообщества. Работа с людьми, чей профессиональный опыта иногда и мировоззрение) значительно отличается от вашего, может быть достаточно сложной. Вовлечение родителей. Родители играют важную, если не решающую, роль в образовании и поддержке учеников с особыми образовательными потребностями. В первую очередь они – родители, имеющие все соответствующие этому статусу права и обязанности, но они также и источник информации, партнёры в разработке и реализации программ для детей и потребители предоставляемого вами образования.
Педагогу следует установить эффективные отношения с родителями всех детей, которых он учит, особенно с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Для этого есть несколько причин, основные из них следующие.
Как правило, родители – единственные люди, которые вовлечены в образование ребёнка в течение всего его времени пребывания в школе. Они, скорее всего, наиболее заинтересованы в образовании ребёнка, а школьные решения в первую очередь окажут основное влияние именно на них.
Родителям известно, насколько развит их ребёнок, а также известны факторы, ответственные за особые образовательные потребности. Обычно они могут рассказать, что мотивирует их ребёнка и каковы наиболее эффективные стратегии его воспитания и обучения. Они помогут лучше понять некоторые аспекты
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Раздел II. Инвалидность и инклюзивное образование
32
33
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
поведения ребёнка. Однако очень важно поддерживать хрупкий баланс между пониманием того, как сильно родители влияют на поведение ребёнка, и возложением на них всей ответственности за это поведение. Простое и однозначное объяснение поведения ребёнка существует очень редко, поэтому вставать на постоянную критическую позицию по отношению к родителям в данном случае было бы просто непродуктивно. Также следует избегать ошибки, когда при наличии проблемы к её исправлению привлекаются только родители.
Если родители глубоко вовлечены, они лучше понимают, как происходит обучение их ребёнка, а также видение и цели школы. Дети повысят своё понимание важности образования, если увидят, что их родители и педагоги работают вместе.
Можно выделить пять уровней вовлечения родителей:
Уровень 1. Информированность. На этом, самом базовом, уровне школа информирует родителей о существующих программах, а родители в свою очередь задают вопросы.
Уровень 2. Участие в мероприятиях. На этом уровне родители вовлекаются в мероприятия, нов ограниченной степени. Например, их могут пригласить на некоторые из них.
Уровень 3. Диалоги обмен мнениями. Здесь родителям предлагают изучить цели и потребности класса.
Уровень 4. Участие в принятии решений. На этом уровне родителей просят поделиться мнением о тех решениях, которые влияют на их ребёнка. Хороший пример такой вовлечённости – обсуждение индивидуального учебного плана.
Уровень 5. Принятие ответственности за действия. Это самый высокий уровень, родители принимают решения совместно со школой и вовлечены как в планирование, таки в оценку школьной программы. Хороший пример – родители детей с особыми образовательными потребностями вовлекаются в разработку и оценку школьной политики. Другой пример – родители могут выполнять роль репетиторов для своих детей.
В установлении хороших рабочих отношений с родителями могут помочь:
Регулярные контакты с родителями, в которых отмечаются даже небольшие успехи, а сложности быстро выявляются и преодолеваются. Регулярным контактам могут помочь ежедневные карточки с отчётами, дневники и написанные самими детьми приглашения на просмотр выставленных работ.
Родителям может быть проще принимать участие в собраниях, если их поощряют к этому, чётко описывают их возможный вклад и поясняют, как этого можно добиться.
Встречи с родителями проходят эффективнее, если они структурированы. Например, встречи, посвящённые разработке индивидуального учебного плана, должны включать время на установление контакта, получение информации у родителей, предоставление им информации, обзор всей той информации, которой обменялись, и планирование времени на последующую встречу.
В любых отношениях бывают конфликты, которые следует разрешать в позитивной, неугрожающей манере.
У родителей много опыта и знаний, которыми они, скорее всего, захотят поделиться в рамках партнёрских взаимоотношений. Они могут помочь в прогнозе, выявлении и преодолении барьеров в учёбе. Однако родителям нужна и ваша поддержка. Иногда всё что необходимо, – это понимающий слушатель. Общешкольные команды. Основная задача таких команд состоит в том, чтобы организовать правильно скоординированные услуги поддержки для учеников и педагогов, которые поддерживают процессы обучения путём выявления потребностей ученика, педагога и учреждения. Основой успеха таких команд являются поддержка и поощрение директора школы и других представителей администрации. Основная функция общешкольных команд состоит в разработке инклюзивной политики и общешкольной культуры в отношении учеников с особыми образовательными потребностями, а также непосредственная поддержка отдельных учеников. Полезные ссылки и ресурсы
Стратегии командного сотрудничества в реализации ин- клюзивной практики образования. https://perspektiva-inva.ru/
userfiles/education/publication/sborniq-strategii-qomandnogo- sotrudnichestva.pdf.
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
34
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы. СТЕрЕоТиПы и БарьЕры В оБщЕнии
В обществе сложились и существуют определённые стереотипы и оценки, когда речь идёт о людях с инвалидностью. Инвалидность ассоциируется с такими понятиями, как обуза, болезнь, трагедия, испытание, терпение, изоляция, либо напротив – герой, чудо-чело- век. Людям с инвалидностью нередко навешивают ярлыки – больной, хромой, слепой, калека, даун, дебил. О них говорят поражены, страдают, неполноценные, непригодные, неперспективные, необу- чаемые, беспомощные и т. п.
Школьные специалисты, которые имеют эпизодический опыт общения с детьми с инвалидностью или вообще его не имеют, нередко воспринимают таких детей как трудных учеников, учеников, которые могут портить успеваемость класса.
Понятие «ребёнок с особыми образовательными потребностями может быть применимо к любому ученику в классе. Как постоянно, таки временно в разных жизненных ситуациях у ре- бёнка возникают такие особые потребности. Отставание враз- витии в силу педагогической запущенности, тяжёлая болезнь и невозможность посещать школу, семейные трудности, из-за которых ребёнок забрасывает учёбу и выпадает из обычного ритма школьной жизни, недостаточное знание языка, на котором вед тся преподавание, в связи с переездом из другого государства, специфические затруднения при обучении (дислексия, дисграфия и тому подобные особенности) – эти ситуации разнообразны, но всех их объединяет общая черта ребёнку, находящемуся в подоб-
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей