Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие. Инклюзивное образование


НазваниеИнклюзивное образование
АнкорМетодическое пособие.pdf
Дата19.03.2017
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#12688
страница3 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
раздЕл III
КаК изБЕжаТь ошиБоК В оБщЕнии
раздЕл III
КаК изБЕжаТь ошиБоК В оБщЕнии
Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Методические рекомендации. М, 2010. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования. Методические рекомендации под ред. А.Ю. Шеманова, отв. ред. СВ. Алёхина. М, 2012. https://inclusive-edu.ru/content/File/knigi/maket_sbornik_v_sborke_
marino_1.pdf.
Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование. М, 2010. Вып. 2. Система организации сопровождения образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования. https://perspektiva-inva.ru/userfiles/
education/publication/uchastie-ooi-v-razvitii-io.pdf.
Старцева Е.А. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. Стратегии командного сотрудничества в реализации ин- клюзивной практики образования. РООИ Перспектива, 2011. Сотрудничество и взаимодействие. Образование без границ информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. Раздел Пси- холого-медико-социальное сопровождение. Мультимедийный круглый стол на тему Социализация детей кому и чем помогают центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 22 апреля 2015 года. Запись доступна в сети Интернет по адресу https://минобрнауки.рф/ новости ajax5475.Санаева П. Все включены. https://perspektiva-inva.ru/inclusive- edu/practice/vw-2277/.
Раздел III. Как избежать ошибок в общении
36
37
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
ной ситуации, нужны дополнительные меры, которые помогут ему сократить отставание от сверстников, вернуться к обычному ритму занятий после перерыва. Во всех этих случаях возникает потребность в особых мерах помощи. Конечно, во всех этих ситуациях необходимо сотрудничество школы и семьи, но прежде всего образовательная помощь и поддержка ожидается от школы, от учителя. Существует мнение, что для общения с учеником с инвалидностью необходимо иметь глубокие специальные знания. Конечно, хорошо, когда такие знания есть. Ново многих случаях учителю необходимы не столько специальные знания из области психологии и коррекционной педагогики, сколько социальная компетентность, наличие базовых знаний об особых образовательных потребностях и хороший контакт с родителями ребёнка и специалистами. ТиПиЧныЕ ошиБКи ПЕдагогиЧЕСКой ПраКТиКи

В педагогическом сообществе явных противников инклюзив- ного образования немного, но практически все испытывают настороженность и беспокойство перед чем-то новым, что требует изменения сложившихся подходов, новой точки зрения. При этом в работе, связанной с организацией инклюзивного совместного обучения детей, возможны ошибки. Одной из ошибок является гиперответственность. С одной стороны, признаётся, что дети с инвалидностью не должны быть особой (привилегированной) категорией учеников, нов тоже время они воспринимаются как объект жалости и помощи, а не как самостоятельные и независимые личности. Примером такой ошибки является, например, ситуация, когда вовремя урока учитель неизменно наблюдает и контролирует ученика с инвалидностью, не разрешает для его безопасности выйти к доске или встать при ответе. Этим только подкрепляется особость ребён- ка с инвалидностью.
Постоянные вопросы о самочувствии, о готовности к выполнению каких-либо работ, попытки отговорить от участия в активной общественно-полезной деятельности вместе с классом могут способствовать потере интереса к обычной школьной жизни. Постоянное воспроизведение ситуаций, когда ребёнок с инвалидностью ощущает себя объектом особой заботы и внимания, является деструктивной и для самого ребёнка, и для всего класса или группы.
Чрезмерная опека в школе, в особенности если она является продолжением гиперопеки в семье (от которой ребёнок так мечтал освободиться в школе, создаёт для него некомфортное ощущение в классе. Ребёнок с инвалидностью, включённый в инклюзивную образовательную среду, ожидает того, что он будет полноправным членом коллектива, что он будет наравне со всеми участвовать в жизни школы или своей группы, класса. Дети, как правило, не замечают или легче воспринимают внешние различия между людьми, чем взрослые. Однако если взрослый проявляет повышенное внимание к какому-то конкретному ребёнку, они привыкают к такому поведению, имитируя взрослого. А инклюзивное образование ориентировано на уважение в равной степени способностей, возможностей и особенностей всех учеников. Подчёркивание различий, гиперопека в отношении особого ученика, скорее, будет источником дискриминации, навешивания ярлыков, если не работать над этой ошибкой с самого начала.
Идея попечительства над ребёнком, особого комфорта для детей с инвалидностью может превратить инклюзивную школу в школу для инвалидов.
рекомендация
Не нужно подчёркивать особенности ребёнка, обращать внимание на его особые потребности или ярко выраженные недостатки. Во всех случаях необходимо искать такой способ обращения к ре- бёнку, который нейтрален или используется в отношении другого ученика или воспитанника (без инвалидности. Необходимо помнить, что особые потребности возникают не всегда, а только в каких-то специфических ситуациях. Примером обычной ситуации является разговор по телефону. Человек, имеющий нарушения зрения, не испытывает ограничений, когда разговаривает по телефону, если телефон оснащён функцией озвучивания текстов и номеров.
Раздел III. Как избежать ошибок в общении
38
39
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Для него эта ситуация обычна настолько, насколько она обычна для любого другого человека. Он не нуждается в опеке и помощи, когда нужно говорить по телефону. Во многих ситуациях универсальный дизайн или меры индивидуального разумного приспособления могут помочь ученику с нарушением зрения справляться самостоятельно и не нуждаться в помощи (например, поручни в коридоре, яркие маркеры-ука- затели ступеней и помещений в здании, несколько занятий по ориентированию в здании. Продумывание таких мер заранее до того, как ученик приступит к обучению в школе, с участием родителей ученика поможет избежать педагогам гиперответ- ственности и избавить их от ощущения, что ученику необходимо повышенное внимание. Если какие-то вопросы, проблемы или барьеры стали видны внезапно и неожиданно (например, планируется посещение группой или классом музея, ненужно паниковать и стараться исключать особого ребёнка из общего плана мероприятия. Следует постараться предвидеть такие возможные ситуации, когда может требоваться дополнительная помощь, обсудить с родителями ребёнка, как лучше подготовиться к новой для педагога ситуации, сообщить заранее ответственному за мероприятие (в нашем случае музею) об особых потребностях ребёнка.
Ещё одна ошибка – гиперучастие.
В связи стем что мне поручили обучать, таков официальный курс системы образования, педагоги соглашаются участвовать в инклюзивных практиках. Иногда педагоги, говоря о необходимости и важности для ребёнка с инвалидностью общения с разными людьми, вполне удовлетворены ролью самого значимого для ребёнка друга. Такие педагоги поддерживают индивидуальное обучение ребёнка с инвалидностью на дому, с удовольствием принимают на себя роль особого человека для ребёнка, уважаемого родителями доброго педагога, который не бросает их ребёнка. Таким образом, возникает перспектива особого уважения общества к педагогу, работающему с такой непростой категорией учеников.
Гиперучастие делает детей с инвалидностью несамостоятельными, а равное товарищеское отношение, наоборот, активными.
рекомендация
Следует стараться избегать ситуаций, когда педагога не ребё- нок становится центром процесса обучения. Педагог не должен позволять родителям проявлять чрезмерно свою благодарность и привязанность к себе как личности.
Педагог или тьютор, сопровождающий ребёнка, выполняет важную задачу – помочь ребёнку стать самостоятельным, научить учиться самостоятельно. Успех педагога заключается не в томна- сколько его любят ребёнок и его родители, а в том, насколько самостоятельным стал его ученики как он может справляться с задачами, которые ставит передним жизнь. Это правило одинаково верно в отношении любого ученика, независимо оттого, есть у него или нет особые образовательные потребности.
Необходимо иметь ввиду, что гиперучастие, как и гиперответ- ственность, является, как правило, ошибкой не отдельного педагога, а всего коллектива. Не имея знаний о сущности инклюзив- ного образования, образовательные организации не достигают успеха. Преодоление ошибок и работа над ошибками и успех напрямую связаны стем, что весь коллектив (включая педагогический и вспомогательный персонал) заинтересован в понимании инклюзивного образования ив практической реализации этого принципа в своей организации.
Псевдогуманизм – ошибка в том, что учителя выступают за включение в класс ребёнка с инвалидностью, чтобы в классе развивалась доброта и толерантность. Однако гуманно ли использовать кого-либо исключительно для тренировки своей доброты»?
Во всех классных беседах на нравственные темы ученик с инвалидностью фигурирует как образец жизнестойкости, оптимизма, упорства и тому подобных качеств. Пытаясь сплотить детский коллектив, учитель даёт классу установку на обязательное общение и помощь однокласснику с инвалидностью. Навязанная обязанность только препятствует возникновению хорошего отношения, а постоянная помощь окружающих порождает у ребёнка с инвалидностью иждивенческое настроение. У одноклассников же, вопреки ожиданиям учителя, может возникнуть отрицательное отношение к любимчику учителя и самому образцовому ре
Раздел III. Как избежать ошибок в общении
40
41
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
бёнку. Ученик с инвалидностью хочет простого дружеского общения, а не особого отношения.
Необходимо понимать, что инклюзия не некая благотворительная акция, а вопрос права на образование. иСПользоВаниЕ ТЕрМинологии
и ПраВила эТиКЕТа
В российском законодательстве термин инвалид сложился и используется в течение многих десятилетий. Но для многих людей, которым установлена инвалидность, этот термин является унижающими умаляющим их человеческую ценность и достоинство. Если мы полностью признаём права людей с инвалидностью, мы должны признать их индивидуальные особенности. Первым шагом к этому будет использование правильных слов.
Часто вместо корректной и точной терминологии используются оценочные описания «что-то с головой, прикован к креслу, психически ненормальный и др. Зачастую отождествляются инвалидность и болезнь, хотя в действительности это не одно и тоже. Например, люди с синдромом Дауна не являются больными, они не страдают от синдрома Дауна, не поражены этим синдромом. Правильно говорить у человека синдром Дауна» или человек (ребёнок) с синдромом Дауна». Так, указывая на то, что у данного человека (ребёнка) имеется определённое нарушение, главный акцент мы делаем на понятии человек
(ребёнок)».
Люди с инвалидностью рекомендуют в тех случаях, когда выговорите или пишете о них Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебный курс. Архангельск, 2006. С. 6. использовать слова и понятия, не создающие стереотипы:
избегать слови понятий, создающих стереотипы:
Человек с инвалидностью ребёнок, имеющий инвалидность
Инвалид, дефективный, больной, неполноценный
Обычный человек, человек без инвалидности в отношении неинвалида)
Нормальный, здоровый при сравнении с инвалидом)
Человек, использующий кресло- коляску для передвижения, человек на кресле-коляске
Прикованный к инвалидной коляске
Врождённая инвалидность, инвалидность с детства
Врождённый дефект, несчастье
Имеет ДЦП детский церебральный паралич)
Страдает ДЦП
Человек, имеющий задержку в развитии, ребёнок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребёнок
Отсталый, умственно неполноценный, слабоумный
Человек с синдромом Дауна, дети с синдромом Дауна
Даун, даунята, больные синдромом Дауна
Человек с эпилепсией, подверженный эпилептическим припадкам
Эпилептик, припадочный
Люди с ментальной инвалидностью, с ментальными особенностями здоровья, имеющие психическое расстройство
Сумасшедший, псих, душевнобольной
Человек с нарушением зрения, слуха имеющий инвалидность по зрению, слуху
Слепой, незрячий, глухой, с недостатками зрения, слуха
Раздел III. Как избежать ошибок в общении
42
43
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Использование любой терминологии приемлемо, если она является нейтральной, не унижает достоинство человека, не способствует навешиванию ярлыков и формированию стереотипов. Если вы сомневаетесь в корректности используемых в классе или группе учащихся терминов, поговорите с родителями. Не стесняйтесь извиниться, если использовали некорректный термин. Выясните мнение родителей детей с инвалидностью о том, какой термин является более корректным.
В общем и целом термин люди с инвалидностью или дети с инвалидностью более приемлем, чем слово инвалид приобщении, по мнению многих людей, имеющих инвалидность.
Люди с инвалидностью сами составили «10 общих правил этикета. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при раз- говоре.
не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, все ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку. Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку. Даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую, что вполне допустимо. Когда вы встречаетесь с человеком, который слабо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.
Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
Обязательно проговаривайте вслух, кто подошёл к вашей группе, а кто отошёл.
Обязательно предупреждайте вслух, когда вы сами отходите в сторону (даже если отходите ненадолго Пример 10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
Важно: не бросайтесь на помощь, если вас об этом ещё не просили) предложите свою помощь) если ваша помощь действительно нужна, то сначала узнайте как именно вы должны действовать, прежде чем неумело суетиться вокруг человека. Обращайтесь к детям, подросткам, молодым людям с инвалидностью также, как и к любому другому ребёнку, подростку, молодому человеку. Не давайте повода для особого сочувствия, жалости или особой заботы в связи сего или её инвалидностью. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это тоже самое, что опереться или повиснуть на её обладателе.
Кресло-коляска – это часть личного пространства человека, который её использует. Об этом необходимо помнить вначале общения. В дальнейшем, когда дружеские отношения в детском коллективе сложились, жёсткую дистанцию дети перестают соблюдать, это нормально.
7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы ‒ ждите, пока он сам закончит фразу. не поправляйте и не договаривайте за него.
не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника. Когда выговорите с человеком, пользующимся креслом-ко- ляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза былина одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко, но имейте ввиду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свети вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы. уроК По ПониМанию инВалидноСТи
В СиСТЕМЕ оБразоВания
Идея проведения таких уроков для учащихся, педагогов, руководителей образовательных организаций появилась ещё в е годы, почти одновременно с самой идеей инклюзивного образования в России.
Самые первые уроки назывались уроками доброты, и такие уроки были разработаны общественными организациями и проводились в разных регионах России.
Одним из самых первых учебных пособий по проведению таких уроков явилось пособие, разработанное общественной организацией инвалидов Перспектива в 1997 году как результат программы школьных занятий по пониманию инвалидности. Цикл из пяти уроков – впоследствии их стали называть Уроки доброты – был разработан РООИ Перспектива на основе занятий по пониманию инвалидности, проводимых в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Эти занятия предназначены для того, чтобы познакомить школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помочь в преодолении непонимания и предрассудков по отношению к ним Пособие по проведению уроков доброты с младшими школьниками- dobroty.pdf.
раздЕл IV
ТЕхнология ПроВЕдЕния
уроКоВ По ПониМанию
инВалидноСТи
раздЕл IV
ТЕхнология ПроВЕдЕния
уроКоВ По ПониМанию
инВалидноСТи
10. Не смущайтесь, если сказали Увидимся, или Вы слышали об этом … ?», или Ты видел этот фильм … ?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Передавая что-либо в руки человеку с нарушением зрения, нив коем случае не говорите Пощупай это – говорите обычные слова «Посмотри…» Не старайтесь подчёркивать его или её ограничения. Обращайтесь, как обычно это делаете по отношению к другому человеку
Раздел IV. Технология проведения уроков по пониманию инвалидности
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей