Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие. Инклюзивное образование


НазваниеИнклюзивное образование
АнкорМетодическое пособие.pdf
Дата19.03.2017
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#12688
страница5 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема принятия человеком других такими, какие они есть, без попыток их изменить.
Ведьме было неудобно жить скотом, потому что он сливался с обстановкой. Она была постоянно недовольна котом, он мешал ей, она постоянно ЕГО перекрашивала, пытаясь тем самым сделать жизнь удобнее для СЕБЯ, не считаясь сего чувствами.
В конце сказки она покрасила дом в разные цвета, ив нём стало удобно жить икоту, и ведьме. Далее обсуждаем вопрос о доступности в городе. Город можно оснастить специальными приспособлениями, чтобы они были удобны и людям с инвалидностью, и людям без инвалидности.
Темы для обсуждения, затронутые в сказке «Цветик-семи-
цветик»
1. Тема морального выбора. Мое благополучие (девочки Жени) и благополучие другого (мальчика Вити. С каждым может быть интересно и можно найти общий язык Жене мальчик Витя изначально понравился своим характером. После того как Женя узнала о его особенностях – она по

Приложения
82
83
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
старалась изменить ситуацию (загадала желание, чтобы Витя снова смог самостоятельно ходить. Мы не можем так чудодейственно изменить ситуацию, нов наших силах, при желании общаться с человеком, найти общие с ним интересы, общие игры, общее дело.
Альтернативный вариант чтению сказки – мини-лекция Культура общения с людьми с инвалидностью – языки этикет
(8 минут).
Используйте Приложение к занятию № 3 8
4. Упражнение Игра в различия минут)
Цель упражнения упражнение помогает детям осознать, что все люди отличаются друг от друга – и своим обликом, и своими способностями и умениями, и именно этим они интересны и полезны друг другу.
Ведущий разбивает участников занятия на пары и даёт общее для всех пар задание.
В течение 1 минуты каждый участник занятия должен найти три различия между ними своим напарником. Например глаза, волосы, одежда, привычки, увлечения. Потом каждый будет говорить, называя имя напарника Таня, я отличаюсь от тебя тем, что у тебя волосы светлые, ау меня – тёмные», Петя, я отличаюсь от тебя тем, что ты любишь играть в футбола я люблю играть в хоккей и т. д.
Минуту спустя ведущий начинает поочерёдный опрос всех пар. Каждый ученик должен 3 раза сказать Имя напарника, я отличаюсь от тебя тем, что...»
Всего должно быть озвучено по 6 отличий в каждой паре. Ученикам предлагают постараться не повторять ответы других пар.
Чтобы ученики не повторяли друг за другом однажды найденный параметр различия между ними, ведущий походу ответов под Пособие для проведения занятий со школьниками по теме Разные возможности – равные права. Планы занятий и методические рекомендации. ЮНИСЕФ, 2011. https://perspektiva-inva.ru/userfiles/publication/raznye- vozmozhnosti-ravnye-prava_zanyatiya.pdf. С. сказывает по необходимости, где можно искать отличия друг от друга:
• фасон и цвет одежды;
• рост;
• цвет глаз;
• форма причёски;
• цвет и длина волос;
• успеваемость по различным учебным дисциплинам;
• личные увлечения (хобби);
• любимые книги и фильмы;
• нелюбимые занятия;
• умение что­либо делать;
• спортивные увлечения;
• как любят отдыхать;
• кто­то умеет хорошо петь, а кто­то учится танцевать;
• кто­то изучает английский языка кто­то – немецкий и т. п.
Если не хватает времени на то, чтобы ответил каждый ученик в классе, то можно провести опрос тех нескольких пар, которые хотят ответить.
По итогам игры ведущий делает вывод:
«Мы все разные, и каждый из нас хорош по-своему.
Мы все отличаемся друг от друга – внешностью, привычками, умениями, знаниями (накопленными в разных областях).
Поэтому все мы – внешне разные и умеющие делать разные вещи – нужны, полезны и интересны друг другу. Домашнее задание минуты)

Ведущие просят ребят посчитать ступеньки, которые надо преодолеть, чтобы выйти из дома на улицу.
Вариант домашнего задания предложить ребятам найти в сети Интернет истории об известных людях с инвалидностью, можно ознакомиться с успешными историями в книжке Разные возможности равные права, стр. 8–9.

Приложения
84
85
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
заняТиЕ № 4
«доСТуПноСТь оКружающЕй СрЕды для людЕй С инВалидноСТью»
Задачи занятия Знакомство с препятствиями, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью Знакомство с техническими приспособлениями, которые позволяют школьникам с инвалидностью посещать школы Знакомство с возможностью совместного обучения детей с инвалидностью и без инвалидности.
План занятия. Обсуждение темы Что нужно изменить в школе и городе для создания доступной среды. Рисуем школу будущего.
Ход занятия. Обсуждение темы Что нужно изменить в школе и городе для создания доступной среды (10–15 минут).
Обсуждается тема совместного обучения детей с инвалидностью и без инвалидности. Ведущие рассказывают о тех школах в их городе или других городах, где учатся ребята с инвалидностью, и вместе с классом думают, что необходимо изменить в их школе, чтобы все дети могли учиться вместе. Вопросы для обсуждения

Варианты ответов
Как выдумаете, могут ли ребята с инвалидностью и без инвалидности учиться вместе водной школе?
Препятствия для школьников на коляске ступеньки, узкие проходы, высоко висит доска, выключатели, тяжело достать книги с полки. Решение можно опустить выключатели, доску, построить пандус, лифт, подъёмники, поручни, широкие проходы
Вопросы для обсуждения
Варианты ответов
С какими трудностями могут столкнуться ребята, которые передвигаются на коляске, имеют особенности слуха, зрения?
Препятствия для школьников сот- клонениями слуха – трудности в общении, понимании, что говорит учитель. Решение ситуации опора на зрение – делать учителю видео- презентации, информационные таблички, общение по СМС, писать на бумаге, по Интернету
Как можно приспособить школу, что изменить, добавить, чтобы ребятам с инвалидностью было удобно передвигаться, учиться в школе В классе?
Препятствия для школьников с особенностями зрения – трудности в ориентировке в пространстве. Решение жёлтая разметка на лестнице, двери, таблички шрифтом
Брайля около кабинетов, учитель должен проговаривать материал для таких учеников. Ребята с инвалидностью вместе с классом думают, что необходимо изменить в их школе, чтобы все дети могли учиться вместе. Рисуем школу будущего

(На рисование 10–15 минут, на презентацию – по 3 минуты на команду).
Цель упражнения ребята начинают осознавать, насколько важно детям с инвалидностью ходить в школу, общаться со сверстниками, с другими людьми.
Класс делится на 4 группы, каждая из которых рисует свою школу будущего, школу, в которой есть все необходимые приспособления и условия для их сверстников с инвалидностью. На команду дается лист формата Аи карандаши, фломастеры.
Вариант задания – рисуем доступный город
Каждому ребёнку даётся по 1 листу формата А. Каждый рисует учреждения (школы, больницы, кинотеатры, можно отдельно класс, спортивный зал и прочна выбор. После окон

Приложения
86
87
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
чания рисования все рисунки вывешиваются на доску – получается доступный город. Дети могут рассказать классу о своём рисунке.
Полученные входе этого занятия рисунки можно затем использовать при создании плакатов, календарей и другой продукции, продвигающей идею инклюзивного образования.
заняТиЕ № жизнь БЕз БарьЕроВ»
Задачи занятия Закрепление материала о жизни людей с инвалидностью, пройденного на предыдущих занятиях Знакомство с особенностями жизни людей с инвалидностью через просмотр фильмов – участников кинофестивалей Кино без барьеров».
Основная задача последнего занятия – закрепить пройденный материал и ещё раз обратить внимание ребят на ключевые проблемы этой темы.
Для этого организуется просмотр фильмов – участников кинофестивалей Кино без барьеров».
Фильмы подбираются разные о возможностях людей с инвалидностью, о доступности среды, об отношении к людям с инвалидностью, а также об инклюзивном образовании.
Рекомендуются фильмы О любви, Ты можешь всё», социальные ролики об инклюзивном образовании, Давай поиграем в футбол».
После просмотра каждого небольшого фильма с детьми проводится обсуждение.
Обсуждение лучше начать с того, что дети увидели, какие это вызвало чувства. Потом обсудить тему фильма, которую выделили дети, и определить практическое значение, обсудить то, как раскрывается тема жизни людей с инвалидностью и без инвалид- ности.
доБаВлЕниЕ заняТий По ПраВу
Для учащихся средних и старших классов рекомендуется дополнительно провести также цикл занятий по правам людей с инвалидностью и пониманию Конвенции оправах инвалидов занятия со го по е по Пособию для проведения занятий со школьниками по теме Разные возможности – равные права»
9
).
Эти занятия можно поставить после го занятия уроков доброты Вначале второго занятия Возможность равноправия – если право защищено и есть поддержка рекомендуется провести ознакомление с таблицей Равенства прав людей с инвалидностью и без инвалидности (методическая разработка в Пособии на стр. 15, в книге для детей Разные возможности – равные права – на стр. Пример проведения уроков доброты»

Своим опытом делится Мария Генделева, ведущая уроков доброты, консультант РООИ «Перспектива».
«Когда мы, двое ведущих из РООИ "Перспектива, пришли в московскую школу № 1132 для проведения уроков доброты и впервые встретились с ребятами из двух пятых классов, у них в глазах читался вопрос "Что вы здесь делаете и зачем пришли" Входе первых занятий чувствовалась некоторая скованность, так как дети редко видят людей с инвалидностью и редко о них говорят. Отвечая на вопрос ведущих, встречали ли раньше людей с инвалидностью, ребята в основном говорили о дедушках и бабушках – ветеранах войны и о тех людях, которые просят милостыню в метро.
Оказывается, до этого они даже не задумывались, что не все их сверстники могут вместе сними ходить в школу, посещать театры, кино и музеи, потому что здания не приспособлены для людей с инвалидностью Пособие доступно для скачивания на сайте https://deti.perspektiva- inva.ru/broshyury/posobie-dlya-provedeniya-zanyatii-pokonventsii-o-pravakh- invalidov).

Приложения
88
89
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Сначала ребята выразили желание помогать людям с инвалидностью, говорили, что жалеют их, но никто не сказал, что хочет дружить сними и готов относиться к ним также, как ко всем остальным людям. Школьные занятия были построены таким образом, чтобы дети могли прочувствовать каждую ситуацию наличном опыте, а затем поделиться своими чувствами с другими. Важно было и то, что вели занятия молодые люди с инвалидностью. Мы были для них наглядным примером того, что люди с инвалидностью, несмотря на все трудности, учатся, работают, занимаются спортом и т. д.
После нескольких занятий ребята освоились – они встречали нас с улыбками, активно участвовали во всех предлагаемых нами обсуждениях, опросах и ролевых играх. Они проектировали и рисовали школу будущего, где вместе смогут учиться все дети – с инвалидностью и без инвалидности. Многие ребята захотели общаться со своими сверстниками с инвалидностью. Все ученики начали задумываться о том, что необходимо людям с инвалидностью для полноценной жизни, и приходили к выводу им нужна не жалость и чрезмерная опека, а доступная окружающая среда, приспособленный общественный транспорт, звуковые светофоры, съезды с бордюров, лифты в зданиях и т. д.
Порадовало и то, что ребята начали замечать и анализировать ситуацию с безбарьерной средой в Москве. Кто-то из них рассказывал, что видел пандус при входе в магазин, но под очень крутым наклоном и без перил, поэтому людям на инвалидных колясках будет сложно самостоятельно заехать по нему.
Кто-то радостно делился новостью – в Москве появились автобусы с подъёмниками. Словом, ребята правильно оценивали ситуацию, стали замечать то, мимо чего раньше проходили. Главное – вовремя дать им информацию к размышлению, направить их по верному пути. Ведь дети очень любознательны, восприимчивы и меньше, чем взрослые, подвержены влиянию стереотипов.
Словом, к концу наших занятий детей, безразлично относящихся к проблеме, непонимающих нужды людей с инвалидностью, в классе не осталось».
рЕСурСныЕ цЕнТры В архангЕльСКой оБлаСТи
Правовыми актами министерства образования и науки Архангельской области установлен перечень образовательных организаций, имеющих статус ресурсных центров (данные приводятся по состоянию на 1 сентября 2016 года. Эти организации оказывают поддержку образовательным организациями педагогам по вопросам создания специальных условий получения образования.
ресурсные центры сопровождения
инклюзивного образования, созданные на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций архангельской области. Наименование учреждения государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Адрес учреждения 165340, Архангельская область, г. Котлас, пос. Вычегодский, ул. Ульянова, д. Руководитель учреждения Балдакова Ольга Валерьевна
Контактный телефон 8(81837) Категория детей дети с нарушением слуха. Наименование учреждения государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Нян- домская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Адрес учреждения 162200, Архангельская область,
Няндомский район, г. Няндома, ул. Строителей, д. Руководитель учреждения
Сидоровский Михаил Геннадьевич
Контактный телефон 8(81838) Категория детей дети с умственной отсталостью. Наименование учреждения государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области Северодвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Приложения
90
91
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Адрес учреждения 164507, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Воронина, д. Руководитель учреждения
Антуфьев Иван Николаевич
Контактный телефон 8(8184) Категория детей дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью. Наименование учреждения государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № Адрес учреждения 164900, Архангельская область, г. Новодвинск, ул. й Пятилетки, д. Руководитель учреждения Байкова Надежда Федоровна
Контактный телефон 8 (81852) Категория детей дети с умственной отсталостью. Наименование учреждения государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № Адрес учреждения 163002, г. Архангельск, просп. Ленинградский, д. Руководитель учреждения Малков Станислав Евгеньевич
Контактный телефон 8(8182) 64-35-23, 8(8182) 68-51-44,
8(8182) Категория детей дети с умственной отсталостью
центры психолого-педагогической медико-социальной помощи детям и подросткам на территории архангельской области. Наименование учреждения государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения ˝Надежда˝»
Адрес учреждения 163069 г. Архангельск, ул. Попова, д. Руководитель учреждения
Соколова Татьяна Аркадьевна
Контактный телефон (8182) 20-62-80 2. Наименование учреждения муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции ˝Надежда˝»
Адрес учреждения 165150, г. Вельск, ул. Комсомольская, д. Руководитель учреждения Машакова Ирина Пантелеймановна
Контактный телефон (81836) 6-20-88 3. Наименование учреждения муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр психоло- го-педагогической реабилитации и коррекции "Гармония"»
Адрес учреждения 164902, г. Новодвинск, ул. Космонавтов, д. 4, к.1
Руководитель учреждения Бабушкина Валентина Михайловна
Контактный телефон (8-81852) 4-25-13 4. Наименование учреждения муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2», структурное подразделение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Адрес учреждения 165210, Устьянский район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 29а
Директор школы Кокорина Эльза Валовна, руководитель структурного подразделения
Лазарева Алла Ивановна
Контактный телефон (81855) 5-13-94 5. Наименование учреждения муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Город Архангельск Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагоги- ческого и информационно-методического сопровождения "Леда"»
Адрес учреждения 163000, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. Руководитель учреждения Бедрина Валентина Васильевна
Контактный телефон (8182) 28-56-96, 28-64-75 6. Наименование учреждения муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Адрес учреждения 164500, г. Северодвинск, ул. Советская, д. б

Приложения
92
93
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Руководитель учреждения Чевлытко Наталья Васильевна
Контактный телефон (8184) 56-16-75 7. Наименование учреждения муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Ко- ряжмы», структурное подразделение Центр психолого-медико- социального сопровождения»
Адрес учреждения 165654, г. Коряжма, ул. Гоголя, д. Руководитель учреждения Аршинова Наталья Николаевна
Контактный телефон (81850) 3-48-60 8. Наименование учреждения муниципальное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогиче- ской, медицинской и социальной помощи "Радуга"»
Адрес учреждения 165313, г. Котлас, ул. Кедрова, д. Руководитель учреждения Кириллова Ирина Николаевна
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей