Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие. Инклюзивное образование


НазваниеИнклюзивное образование
АнкорМетодическое пособие.pdf
Дата19.03.2017
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#12688
страница8 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Приложения
112
113
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы п/п
н
апр
ав
ление
дея
те
льнос
ти
н
аим
енов
ание м
ероприя
тия
Срок
реа
лиз
ации
о
тве
тс
твенный
об есп еч ени е получения профессионального обучения обучающимися со грани ченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования годы министерство образования и науки Архангельской области, министерство культуры Архангельской области создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзив- но го профессионального образования инвалидов ежегодно министерство образования и науки Архангельской области 5Подг от овка кадров для обучения детей- инвалидов идет ей с ограниченными возможностями здоровья организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с деть- ми-инв али дами и детьми со грани ченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования си сп оль
- зова ни ем их н ау чн о-пр ак ти че ск ого потенциала годы министерство образования и науки Архангельской области, АО И
О
О,
фе дер альн ое государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северный (Ар кти че ский) федеральный университет имени МВ. Ломоносова из учение, обобщение и распространение лучшего опыта в области инк лю зивн ого образования годы министерство образования и науки Архангельской области, АО И
О
О, образовательные организации, подведомственные министерству образования и науки Архангельской области п/п
н
апр
ав
ление
дея
те
льнос
ти
н
аим
енов
ание м
ероприя
тия
Срок
реа
лиз
ации
о
тве
тс
твенный
ф ор миров ани е системы площадок методического сопровождения организации обучения д ет ей-инв али до вид ет ей со грани- ченными возможностями здоровья наб азе отдельных образовательных организаций, осуществляющих обучение детей со грани- ченными возможностями здоровья годы министерство образования и науки Архангельской области, образовательные организации, выполняющие функции ресурсных центров поддержки инк лю зивн ого образ о- ва ния
6
Об учение детей ст яж елыми и множественными нарушениями развития проведение мониторинга количества обучающихся ст яж елыми и множественными нарушениями развития годы министерство образования и науки Архангельской области, органы местного самоуправления проведение н ау чн о-пр ак ти че ских семинаров, конференций по вопросам оказания корр екци онн о-р азвив аю щей помощи детям, имеющим тяжелые и множественные нарушения развития, с целью повышения квалификации педагогических работников, ат акж ер аспр остр ан ения лучших практик работы с детьми указанной категории ежегодно министерство образования и науки Архангельской области, министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, образовательные организации, выполняющие функции ресурсных центров поддержки инк лю зивн ого образования, АО И
О
О
со здание необходимых условий для организации обучения детей ст яж елыми и множественными нарушениями развития (создание архитектурной доступности организаций, обучающих детей ст яж елыми и множественными нарушениями развития, предоставление услуг ассистента помощника годы министерство образования и науки Архангельской области, министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, органы местного самоуправления
Приложения
114
115
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы п/п
н
апр
ав
ление
дея
те
льнос
ти
н
аим
енов
ание м
ероприя
тия
Срок
реа
лиз
ации
о
тве
тс
твенный
7
Об учение детей с расстройствами ау ти сти че ск ого спектра сб ор сведений о количестве детей с расстройствами а ути сти че ск ого спектра годы министерство образования и науки Архангельской области, органы местного самоуправления, региональная общественная благотворительная организация Общество помощи а ути чным детям Ангел организация работы поп овыш ению квалификации педагогических работников, подготовке ассистентов помощников) для работы с детьми, имеющими расстройства а ути сти
- че ск ого спектра годы министерство образования и науки Архангельской области, АО И
О
О
по дг от овка методических материалов для педагогических работников по вопросам организации корр екци онн о-р азвив аю щей работы с детьми, имеющими расстройства ау ти сти че ск ого спектра год министерство образования и науки Архангельской обл ас ти,
АО
И
О
О
СаМооцЕнКа КаЧЕСТВа инКлюзии
В данном приложении представлены материалы, которые могут быть использованы образовательной организацией для самооценки. Показатели оценки и формы анкет составлены на основе пособия Показатели инклюзии. Практическое пособие, эти формы являются примерными. Внутреннее исследование и самооценка того, насколько инклюзивной является школа, осуществляется на основе анализа опросов учителей и непедаго- гического персонала школы, родителей и самих учащихся. Мы рекомендуем такую оценку проводить регулярно, вовлекая вис- следование всех участников образовательного процесса, и даже в том случае, если на текущий момент образовательную организацию не посещают дети с инвалидностью или особыми образовательными потребностями. Постепенное и поэтапное движение к инклюзивному образованию и инклюзивному обществу, принимающему различия, гораздо важнее показателей численности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и количества разработанных индивидуальных программ. Для начала можно провести самооценку хотя бы по одному показателю, чтобы определить, насколько готова образовательная организация двинуться к следующему шагу, например, достаточно ли принимается инклю- зивная идеология всем персоналом школы, чтобы переходить к практике инклюзии.
Для того чтобы упростить сбор информации, можно размещать анкеты на сайте образовательной организации. Для получения объективных и реалистичных результатов рекомендуется процесс заполнения и учёта анкет сделать обезличенными анонимным, а сбор данных вести одновременно по всем участникам образовательного процесса (руководители, педагоги, непедагоги- ческий персонал образовательной организации, родители (законные представители, ученики В полном объёме материалы пособия Показатели инклюзии. Практическое пособие доступны на сайте РООИ Перспектива. https://
perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/magz/vw-1300/.

Приложения
116
117
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Материалы опроса включают:
Перечень индикаторов оценки;
Опросный лист сотрудника школы;
Опросный лист родителя (законного представителя) ребёнка;
Опросный лист учащегося;
Перечень индикаторов оценки.
Индикаторы оценки (или показатели качества инклюзии) включают набор основных характеристик, соответствующих основным этапам формирования инклюзивной образовательной организации. Такими индикаторами являются. Создание инклюзивной культуры. Построение школьного сообщества каждый чувствует, что ему в школе рады и относятся доброжелательно ученики помогают друг другу сотрудники работают в партнёрстве друг с другом ученики и учителя относятся друг к другу с уважением между учителями и родителями (законными представителями) партнёрские отношения школа и представители органов управления образованием работают в сотрудничестве школа привлекает к своей работе организации дополнительного образования, культуры, социальной сферы, спорта, общественные организации и сотрудничает с другими местными организациями. Принятие инклюзивных ценностей от всех учеников школы ожидают достижений сотрудники школы, органы управления образованием, ученики и родители разделяют идеологию инклюзивного образования всех учеников ценят учителя и ученики относятся друг к другу по-человечески, а непросто играют свои роли учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного всех учеников во всех аспектах школьной жизни школа стремится минимизировать дискриминацию. Разработка инклюзивной политики. Развитие школы для всех
– назначение сотрудников и их повышение в должности является справедливым всем новым сотрудникам помогают влиться в коллектив школы школа стремится к тому, чтобы в ней учились все дети, живущие поблизости школьные здания доступны для людей с физической инвалидностью (нарушениями опорно-двигательного аппарата всем новым ученикам помогают адаптироваться в школе распределение учеников по классами группам обучения происходит так, что ценится каждый ученик. Организация поддержки разнообразия все виды поддержки, предоставляемые школой, скоординированы между собой (например, если полностью доступны лишь отдельные помещения школы, то доступ в другие помещения ученику с инвалидностью должен быть обеспечен с помощью помощника или иным образом если для всего класса запланирован поход в музей, театр или классный вечер, то участие ученика с инвалидностью должно быть также предусмотрено с помощью продуманных мер поддержки если в классной комнате организовано специальное рабочее место для ученика с инвалидностью, то и доступ к доске должен быть продуман повышение профессиональной квалификации сотрудников помогает им более адекватно реагировать на разнообразие потребностей учащихся школьная политика образования – инклюзивная;
– поддержка ученикам, получающим образование на неродном языке, координируется с другими видами поддержки исключены или ограничены барьеры, мешающие посещению занятий минимизируется риск запугивания и психологического террора учеников со стороны групп одноклассников. Развитие инклюзивной практики. Управление процессом обучения

Приложения
118
119
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы учебный процесс планируется с учётом образовательных потребностей всех учеников на уроках поощряется участие каждого ученика в процессе обучения уроки помогают развить у учеников понимание отличий ученики принимают активное участие в обучении ученики учатся вместе и помогают друг другу оценивание помогает улучшить достижения всех учеников дисциплина в классе основана на взаимном уважении учителя разрабатывают учебные планы, преподают и оценивают успехи в сотрудничестве друг с другом ассистенты учителей оказывают поддержку обучению и полноценному участию всех учеников в школьной жизни домашние задания направлены на обучение всех учеников все ученики принимают участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Объединение ресурсов различия между учениками – это ресурс, который используется в процессе обучения опыт учителей используется полностью сотрудники школы находят дополнительные ресурсы для обучения и полноценного участия всех детей в школьной жизни ресурсы местного сообщества известны и привлекаются к работе школы школьные ресурсы распределяются справедливо и способствуют инклюзии.
В данном методическом пособии (Показатели инклюзии. Практическое пособие) каждый из индикаторов раскрыт с помощью набора вопросов, ответить на которые сможет любой сотрудник, равно как и наблюдатель, посещающий образовательную организацию впервые. Например, для оценки по показателю Построение школьного сообщества предлагаются следующие вопросы:
Критерий: Каждый чувствует, что ему в школе рады и относятся доброжелательно. Когда люди впервые приходят в школу, чувствуют ли они, что им здесь рады. Дружелюбно ли школа настроена по отношению ко всем ученикам, включая детей с нарушениями здоровья, иностранцев или беженцев. Хорошо ли в школе относятся ко всем родителям (законным представителям. Доступна ли всем родителями жителям округа или микрорайона информация о школе, независимо от их нарушения здоровья (например, информация набрана крупным шрифтом или шрифтом Брайля)?
5. Доступны ли переводчики с языка жестов, когда в них возникает необходимость. Насколько чётко говорится в документах школы, в информации о школе для поступающих в школу учиться или работать о том, что школа поддерживает разнообразие учеников и их культур. Зайдя в школу, сразу ли можно получить представление о школе и о тех, кто в ней работает/учится?
8. Чувствуют ли ученики, родители, сотрудники школы, что школа в целом принадлежит им?
Для оценки по показателю Построение школьного сообщества предлагаются такие вопросы:
Критерий: Между учителями и родителями (законными представителями) существуют партнёрские отношения. Уважают ли родители и сотрудники школы друг друга. Считают ли родители, что у них хорошие отношения с сотрудниками школы. Хорошо ли информированы родители о политике и практике школы. Хорошо ли информированы родители о приоритетах плана развития школы. Всем ли родителям предоставляется возможность повлиять на решения, принимаемые в отношении школы. Известно ли сотрудникам школы и администрации, что некоторые родители боятся приходить в школу и обсуждать проблемы, и предпринимаются ли необходимые шаги, чтобы помочь таким родителям

Приложения
120
121
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы. Существует ли в школе разнообразие возможностей вовлечения родителей в школьную жизнь. Много ли у родителей возможностей для обсуждения прогресса детей в обучении и вопросов, вызывающих родительское беспокойство. Одинаково ли ценятся те разнообразные вклады в развитие школьного сообщества, которые могут сделать родители. Ценят ли сотрудники те знания о детях, которыми обладают родители. Поощряют ли сотрудники участие родителей в обучении их детей. Понимают ли родители, что они могут сделать дома, чтобы помочь ребёнку учиться. Всели родители считают, что их детей в школе ценят. Всели родители считают, что школа серьёзно относится к вопросам, вызывающим у них беспокойство?
Примерный опросный лист родителя/законного представителя и ученика
Пожалуйста, укажите, кто Выученик родитель
Поставьте галочку в клетке, которая наиболее точно отражает Ваше мнение:
Полно-
стью со-
гласен
Скорее
согла-
сен
не со-
гласен
нужна дополнительная
инфор-
мация
Культура
1 В школе ко всем относятся доброжелательно Ученики помогают друг другу
Полно-
стью со-
гласен
Скорее
согла-
сен
не со-
гласен
нужна дополнительная информация Ученики и сотрудники школы с уважением относятся друг к другу Сотрудники школы успешно сотрудничают между собой Родители чувствуют, что они вовлечены в школьную жизнь Учителя не выделяют группы учеников и не противопоставляют их другим Учителя стараются помочь каждому добиться наилучших результатов Учителя считают, что все ученики одинаково важны
Политика
9 Детям и молодым людям с инвалидностью легко посещать школу Приходящим в школу впервые помогают адаптироваться Учителя стараются решить проблемы с поведением, не желая при этом, чтобы дети покинули школу Учителя работают над тем, чтобы школа стала тем местом, куда хочется ходить

Приложения
122
123
Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы
Полно-
стью со-
гласен
Скорее
согла-
сен
не со-
гласен
нужна дополнительная информация Делается всё возможное, чтобы не было драк, оскорблений и запугивания Практика Учителя стараются, чтобы уроки были понятны всем Учеников учат уважению к тем, кто является необычным Ученики обычно знают, о чём будет говориться наследующем уроке Вовремя уроков учителя хотят, чтобы ученики помогали друг другу Обычно вовремя уроков ученики и учителя хорошо друг к другу относятся Учителя помогают всему кого трудности с учёбой
20 Домашние задания понятны и помогают в учёбе
21 Во внеклассное время проводятся мероприятия, интересные всем
Какие три вещи Вы бы изменили в школе:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
оТзыВ на Книгу «уроКи По ПониМанию
инВалидноСТи В шКолЕ: ПоСоБиЕ для уЧиТЕля.
инКлюзиВноЕ оБразоВаниЕ»
Современная система образования России провозгласила в качестве одного из лидирующих принципов – принцип доступности образования для всех без исключения. В связи с чем в закон Об образовании в Российской Федерации было введено понятие «инклюзивное образование. Также профессиональный стандарт педагога обязывает учителей общеобразовательных организаций знать, владеть и применять на практике коррекционную педагогику, психологию.
Тем не менее, несмотря на законодательное закрепление столь высоких гарантий на образование для всех, стоит признать, что не все учителя готовы к реализации инклюзивного образования в России. И зачастую это связано не столько с нежеланием самих учителей работать по новым требованиям, сколько с незнанием и неумением это делать. Как известно, любое незнание порождает страхи социальный конфликт между должными сущим, между правом и обязанностью, между учителями и обучающимися и их родителями. Пробел между теорией и практикой инклюзивного образования призваны решать методические материалы, коих, к сожалению, пока не так много. Одной из таких методических рекомендаций для учителей по реализации инклюзивного образования стало представленное к рассмотрению пособие, подготовленное при поддержке региональной общественной организации лиц с инвалидностью Перспектива в рамках гранта Европейского союза. Достоинством пособия является, во-первых, доступность понимания сложных юридических понятий, таких как инвалид, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, доступная среда и иные во-вторых, пособие ориентировано на изменение отношения педагогов к детям с особыми образовательными потребностями, авторы в первую очередь говорят о сотрудничестве и преодолении барьеров, а не о рассмотрении инвалидности как медицинской проблемы человека в-третьих,

1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей