Приложения 124 125 Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы приводятся практические примеры различных техники приёмов по созданию безбарьерной среды в школе. Что в действительности может снять напряжение между реализацией права обучающегося на доступное образование и обязанностью школы создать условия для безбарьерной среды при минимальных финансовых затратах. Важной особенностью пособия является то, что оно получилось живым. Читатель встречается не только с сухим текстом тезисов, аксиом, нормативных формулировок, но и с реальными историями жизни детей с инвалидностью. С повседневными барьерами, с которыми приходится им сталкиваться в привычной для нас обстановке. Авторы приводят ссылки на наиболее важные нормативные акты, регулирующие вопросы инвалидности в России, и необходимые интернет-ресурсы с практическими материалами. Представленная информация позволяет любому заинтересованному лицу расширить свои знания по вопросу инвалидности и ин- клюзии. Особое внимание заслуживает раздел, посвящённый дискриминации по признаку инвалидности. Безусловно, такое социальное явление для российского общества ещё ново и не всегда практический работник сферы образования может определить, где наличествует нарушение прав лица с инвалидностью, а где дискриминация. И представленное в пособии соответствующее разъяснение является крайне важными полезным как для учителей, таки для детей с инвалидностью и их семей. Практической стороной пособия является демонстрация различных моделей инклюзивного образования, таких как сообразование, консультация, партнёрство с ассистентами и другими вспомогательными специалистами и иные. Демонстрация соответствующих методик как раз отвечает на распро- странённый вопрос многих учителей, а как работать с такими детьми в общем классе Где взять соответствующие ресурсы Как обучать нормальных детей, когда в классе есть такие дети И многие другие вопросы, которые возникают при слове «ин- клюзия». Как можно заключить из содержания пособия, фактически страх перед инклюзивным образованием сводится к нежеланию перестраивать привычный образовательный процесс. В методических рекомендациях подробно описаны типичные ошибки при формировании инклюзивной среды в школе. Приведены примеры этических норм общения с лицами с инвалидностью. В работе освещается важный элемент внедрения инклюзивно- го образования, так называемые уроки доброты или уроки по пониманию инвалидности. Причём содержание тренинговых занятий ориентировано не только на детей, но и на родителей, учителей, органы власти и иных заинтересованных лиц. Несомненным достоинством пособия является его наглядность и жизненные примеры, рассказывающие об известных личностях, но неизвестной их истории, связанной именно с инвалидностью. Такой подход помогает не только понять, что такое инвалидность, но и взглянуть по-другому как на свои собственные стереотипы, таки страхи. Резюмируя сказанное, стоит подчеркнуть, материал представлен и изложен в доступной для понимания форме. Содержит отсылочные данные на дополнительные ресурсы, что расширяет круг возможностей для педагогов образовательных организаций. Включает подробный анализ типичных вопросов и ошибок, с которыми встречаются образовательные организации при работе с детьми с инвалидностью. В целом такое пособие может быть рекомендовано в качестве базового учебно- го-методического пособия для образовательных организаций, обучающих педагогов. Ларионова Мария Александровна, ст. преподаватель кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права ФГБОУ ВО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», юрист ПРОБО Общество помощи лицам с РАС, г. Пермь Приложения126127Методическое пособие для педагога общеобразовательной школыоТзыВ на Книгу «уроКи По ПониМанию инВалидноСТи В шКолЕ: ПоСоБиЕ для уЧиТЕля. инКлюзиВноЕ оБразоВаниЕ»Книга, написанная в соавторстве Т.Н. Седовиной, председателем общественной организации родителей детей-инвалидов Забота, и ЕЮ. Шинкаревой, кандидатом юридических наук, юристом региональной общественной организации Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области, является хорошим методическим пособием для педагогов, работающих в школе, которая ориентируется в своей работе на политику и практику инклюзивного образования, родителей имеющих детей с ОВЗ. Материал в пособии хорошо структурирован и последовательно изложен. Удачно использованы яркие жизненные примеры семей, имеющих детей-инвалидов, указаны проблемы, с которыми сталкиваются родители. Чётко сформулированы термины, указана нормативная база документов, имеются необходимые ссылки на используемые интернет-ресурсы. Подробно рассмотрены особые образовательные потребности детей-инва- лидов и детей с ОВЗ. Обращается внимание на возможную дискриминацию людей с ОВЗ, указываются пути, как её избежать. Проанализированы такие понятия, как «инклюзивная школа, «инклюзивное образование, отмечена необходимость сотрудничества всех членов педагогического коллектива как внутри образовательной организации, таки в рамках сетевого сотруд- ничества. В пособии даются практические советы по правилам этикета общения с людьми-инвалидами, сформулирована необходимая терминология. Описана конкретная работа с классом, в котором учатся дети с инвалидностью разработана тематика уроков доброты, классных часов по пониманию людей-инвалидов, сформулирована структура, и определено содержание, даны методические рекомендации по их проведению. Список используемых фильмов сопровождают методические рекомендации по просмотру и обсуждению. Данная книга написана доступным языком, она будет хорошим помощником и проводником в построении отношений между детьми, родителями и педагогами. В качестве рекомендации можно добавить следующее. Психологические особенности людей с инвалидностью. Для того чтобы понять, как и чем живёт человек, нужно узнать его особенности, его внутренний мир. Многие люди с инвалидностью относятся к себе по-особенному, жалея себя и постоянно размышляя о том, почему именно они стали такими людьми. Поняв их внутренний мир, окружающие будут лучше принимать таких людей. Данный параметр можно проиллюстрировать примерами (рассказами) самих людей с инвалидностью о их жизни их чувства, переживания, размышления. Отношение родителей к детям с инвалидностью. Работа с родителями. Работа с родителями – неотъемлемая часть работы педагогов, в особенности с родителями особых детей. Такая работа должна быть направлена на развитие, просвещение родителей, сопровождение, оказание им поддержки. Работа специалистов группы сопровождения (логопед, психолог, медицинский работник) в образовательном учреждении сданной категорией детей. В данном параметре можно указать общие направления работы специалистов с детьми с инва- лидностью. Борисова Наталья Юрьевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 19, г. Северодвинск Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для Учителя Инклюзивное образование Редактор: Т. Овчинникова Корректор: С. Калинина Дизайн, вёрстка: П. Заросликова 16+ Издательский оригинал-макет – Литературно-издательский центр «ЛОЦИЯ» г. Архангельск, ул. Поморская, Тел +7 (952)308-17-43, факс 65-42-37 www.lotsiya.ru, e-mail: lotsiya@yandex.ru vk.com/lotsiya, Отпечатано в АО Первая Образцовая типография» Филиал Чеховский Печатный Двор, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. Сайт www.chpd.ru, e-mail: sales@chpd.ru, тел. Подписано в печать Формат 60×90/16. Усл. печ. л. 8. Тираж 1000 экз. Заказ
Инклюзивное образованиеЭто методическое пособие предназначено для педагогов школ и содержит подборку материалов в помощь учителю, работающему в школе, которая ориентируется в своей работе на политику и практику инклюзивного образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (иначе – ученики с особыми образовательными потребностями, являются равноправными обучающимися в системе образования наряду с другими учащимися и нуждаются в том, чтобы их понимали и принимали как обычных учеников. Материалы данного методического пособия не дают ответов на все вопросы, возникающие перед педагогом при появлении в классе или группе ребенка с особыми образовательными потребностями. Задача скорее в том, чтобы помочь учителю избегать стереотипного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, принимать особых детей как учеников и преодолевать ошибки в процессе создания образовательной среды, благоприятной для всех учащихся, то есть инклюзивного образования. Методическое пособие для педагога общеобразовательной школы перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |