Главная страница
qrcode

Ю. Эльстер - Объяснение социального поведения. Еще раз об основах социальных наук. Инны кушнаревой


Скачать 11.02 Mb.
НазваниеИнны кушнаревой
АнкорЮ. Эльстер - Объяснение социального поведения. Еще раз об основах социальных наук.pdf
Дата20.03.2017
Размер11.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаYu_Elster_-_Obyasnenie_sotsialnogo_povedenia_Esche_raz_ob_osnova
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#12763
страница1 из 58
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

ОБЪЯСНЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ: еще раз об основах социальных наук
ЮН ЭЛЬ СТЕР Перевод с английского
ИННЫ КУШНАРЕВОЙ
Li
Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики МОСКВА, 2011

EXPLAINING
SOCIAL
BEHAVIOR:
More Nuts and Bolts
for the Social Sciences
JON E L S T E R

УДК 316.6
ББК 60.5
Э53
Составитель серии ВАЛЕРИЙ АНАШВИЛИ
Научный редактор АРТЕМ СМИРНОВ
Дизайн серии ВАЛЕРИЙ КОРШУНОВ
Эльстер, Ю.
Э53 Объяснение социального поведения еще раз об основах социальных наук [Текст]/пер. с англ. И. Кушнаревой; Гос. унт — Высшая школа экономики. — М Изд. дом Гос. унта — Высшей школы экономики, 2011. —
472 с. — (Социальная теория. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0821-3 (в пер.).
Эта книга, опубликованная в 2007 году издательством Cambridge Uni­
versity Press, является исправленными дополненным изданием встретивших неоднозначные отклики Основ социальных наук (1989). Автор предлагает свой взгляд на природу объяснения в социальных науках анализ психических состояний, которые предшествуют поступкам систематическое сравнение моделей поведения, основанных на рациональном выборе, с альтернативными концепциями исследование возможных заимствований социальных наук из нейронауки и эволюционной биологии обзор механизмов ранжирования социальных взаимодействий от стратегического поведения до коллективного принятия решений. В провокационном заключении он настаивает на центральном значении качественной социальной науки в войне против мягких (литературных) и жестких (математических) форм обскурантизма.
УДК 316.6
ББК 60.5
First published by Cambridge University Press in 2007.
ISBN 978-5-7598-0821-3 (pyc.)
ISBN 978-0-521-77179-5 (англ Jon Elster 2007
© Оформление. Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2011

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЕ . ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЪЯСНЕНИЕ ИМ Е ХАН И ЗМ Ы .

17
I. ОБЪЯСНЕНИЕ .
21
II. МЕХАНИЗМЫ.
43
III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ . ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЗУМ .

77
IV. МОТИВАЦИИ
87
V. ЭГОИЗМ И АЛЬТРУИЗМ
106
VI. БЛИЗОРУКОСТЬ И ПРОЗОРЛИВОСТЬ
121
VII. ВЕРОВАНИЯ.
134
VIII. ЭМОЦИИ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ДЕЙСТВИЕ.
171
IX. ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ.
175
X. ЛЮДИ И СИТУАЦИИ.
188
XI. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР
201
XII. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ
201
XIII. ОТВЕЧАЯ НА РАЦИОНАЛЬНОСТЬ.
241
XIV. НЕКОТОРЫЕ СЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ТЕКСТОВ . ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. УРОКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
265
XV. ФИЗИОЛОГИЯ И НЕЙРОНАУКА.
271
XVI.
ОБЪЯСНЕНИЕ СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ
И ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
2 8 0
XVII. ОТБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ .
310
XIX. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
322

XX. ИГРЫ И ПОВЕДЕНИЕ
34 0
XXI. ДОВЕРИЕ.
352
XXII. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
361
XXIII. КОЛЛЕКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЙ
379
XXIV. КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
394
XXV. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
4 0 6
XXVI. ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВОЗМОЖНА ЛИ СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА 4 9

ПРЕДИСЛОВИЕ
Э
та книга замышлялась как переработанное издание Основ социальных наук («Nuts and Bolts for the Social Sciences»), выпущенных мной в 1989 году. Однако в результате получилась гораздо более амбициозная работа. В ней поднято большее количество теми рассматриваются они более подробно и совсем вином ключе. Хотя девять глав книги сохранили те же названия, что в предыдущем издании, без изменений в сущности остались только главы
IX и При всем стремлении к полноте тематического охвата эта книга не стала трактатом, в чем-то превосходя этот жанра в чем-то до него не дотягивая. В ней дается простой, свободный и честный взгляд, обладающий, как я считаю, значительным потенциалом для объяснения социального поведения. Множество используемых мной примеров взяты из анекдотов или имеют литературные корни, лишь некоторые почерпнуты из более систематических исследований. Изредка применяемая здесь алгебра не выходит за рамки школьной программы. В тоже время методологический и философский уклон этой книги обычно несвойствен учебным курсам. В ней предпринимается попытка поместить социальные науки в один ряд с другими науками — как естественными, таки гуманитарными. Книга также пытается заставить читателя постоянно помнить о том, какие ограничения налагают общие принципы научного анализа на любые объяснительные теории.
Стиль библиографических примечаний отражает развитие Интернета, в особенности Википедии, Google.com и Scholar.Google.com1. Поскольку читатели в течение минуты могут найти источники любых приведенных в тексте высказываний, я опустил ссылки многих тезисов и утверждений. Вместо этого я стараюсь указать читателям на важнейшие работы, современные тексты, признанные классическими, книги и статьи, содержащие сведения, которые труднее отследить в Интернете, и на авторов, от которых я взял так много, что не упомянуть их означало бы оправдать одно из значений своей фамилии
(Elster, по-немецки, — это сорока, болтун. Хотя основной текст содержит несколько ссылок на современных ученых, я обильно цитирую Аристотеля, Сенеку, Монтеня, Ларошфуко, Сэмюэля Джонсона, Ханса
Кристиана Андерсена, Стендаля, Токвиля, Пруста и других классиков, остающихся в буквальном смысле неистощимым источником каузаль­
1 Один из сервисов Google, позволяющий осуществлять широкий научно библиографический поиск. — Примеч. пер
Объяснение bbс о ц и аль ног оп о ведения bbн ы х
гипотез. Мы лишились бы многих догадок, если бы игнорировали механизмы, подсказанные философией, литературой, драматургией и поэзией. Если бы мы отказались от размышлений о разуме, действии и взаимодействии, которые велись в течение двух с половиной тысяч лет, в пользу созданного за последние стоили десять лет, мы нанесли бы себе серьезный вред. Я цитирую этих авторов не столько ради апелляции к их авторитету, сколько для того, чтобы подчеркнуть, что широкая начитанность лучше узкого кругозора. Эта книга, находящаяся в прямой оппозиции к тому, что я воспринимаю как неумолимую профессионализацию социальных (особенно американских) наук, отвращающую студентов от изучения иностранных языков и чтения старых книг, является развернутым призывом к более широкому подходу к изучению общества.
При подготовке рукописи я получал подсказки и комментарии от многих людей. Прежде всего я должен поблагодарить моих студентов из Колумбийского университета за их острые вопросы и замечания к курсу, материалы которого легли в основу этой книги. Особенно полезными оказались предложения, сделанные Пабло Калмановичем
(Pablo Kalmanovitz). Аананд Хилланд (Aanund Hylland) и Оле-Йорген
Ског (Ole-Jorgen Skog) провели со мной три дня в Коллиуре, обсуждая черновик книги. С Хилландом, Карлом О. Мене (Karl О.Моепе) и Джоном Ремером (John Roemer) мы также в течение полутора дней вели дискуссию в Осло. Их замечания не только спасли меня от многочисленных (!) ошибок, но и подсказали, как я могу дополнить и усилить изложение. Я особенно благодарен Ремеру зато, что он побудил меня написать заключение. Я получил письменные замечания по рукописи от Диего Гамбетты (Diego Gambetta), Раджа Сааха (Raj Saah) и от анонимного рецензента. Замечания Гамбетты были особенно подробными и полезными. У меня также состоялся полезный разговор с Уолтером
Мишелом (Walter Mischel) об идеях, изложенных в главе X, которыми я во многом обязан ему. Кроме того, я получил ценные письменные замечания от Джорджа Эйнсли (George Ainslie) касательно проблем, изложенных в главе I, многие из которых поднял он сам. Бернар М а­
нен (Bernard M anin) сделал конструктивные замечания к главе
XXV.
Робин Доуз (Robyn Dawes) представил острые замечания к главами. Наконец, в течение последних нескольких летя представлял черновики отдельных глав книги членам «Monday group», которая начиная с 1995 г. каждую неделю собиралась в Нью-Йорке осенью и изредка
весной, — Джону Ферджону (John Ferejohn), Ракель Фернандес (Raquel
Fernandez), Расселу Хардину (Russell Hardin), Стивену Холмсу (Stephen
Holmes), Стивену Льюксу (Steven Lukes), Бернару Манену, Паскуале к
Пасквино (Pasquale Pasquino), Адаму Пшеворскому (Adam Przeworski) и Джону Ремеру. Я благодарю их всех за дружеские и конструктивные возражения.
Я посвящаю эту книгу Джонатану и Джоанне Коул (Jonathan and
Joanna Cole) — они знают, почему.
П РЕДИС ЛОВИ Е

ВВЕДЕНИЕ
З
то книга об объяснении социального поведения. Впервой части я изложу мою концепцию объяснения, а остальные четыре посвящу инструментарию из концептов и механизмов, которые можно применить к частным случаям. Излишне говорить, что я не претендую на полноту. Вместо того чтобы заполнять пробелы, которые, конечно же, будут, позвольте начать с перечисления фрагментов головоломок (puzzles), которые, как я считаю, могут быть прояснены принятым мною подходом. В заключении я вернусь к тем же головоломкам с короткими отсылка­
ми к объяснениям, которые были даны в предшествующих частях книги.
Для рассмотрения примеров и объяснений необходимо сделать две оговорки. Во-первых, я не утверждаю, что все объясняемое (explananda) является твердо установленным фактом. В самом объяснении это, конечно, важнейший первый шаг бессмысленно объяснять то, чего не существует. Однако для формирования инструментария необязательно придерживаться строгих правил. Во-вторых, даже в случае хорошо задокументированного объясняемого я не утверждаю, что приведенные мною объяснения являются правильными. Я только утверждаю, что они удовлетворяют минимальным требованиям для объяснения, а именно имеют своим логическим следствием объясняемое. Предполагается, что головоломки и объяснения должны показать если такого рода вещи происходят, вот механизм, который мог бы это объяснить а также если действует такой механизм, вот что он может произвести. С учетом данных предуве­
домлений приведу головоломки, собранные в довольно произвольном порядке (поскольку многие из них подпадают сразу под несколько категорий) в соответствии с четырьмя основными частями книги. Разум bПочему одни игроки полагают, что если пять раз подряд выпадало красное, то более вероятно, что именно оно, а не черное, выпадет в следующий раз?
• Почему другие игроки полагают, что если пять раз подряд вы Хотя этот список в какой-то мере пересекается со списком головоломок представленных в главе

XI, в целях проблематизации теории рационального выбора, он не имеет полемических целей и призван лишь возбудить любопытство читателя
Введение bпадало красное, то выше вероятность, что дальше выпадет черное, а не красное?
• Почему предпочтения иногда меняются стечением времен^?
• Почему многие из тех, кто верит в жизнь после смерти, тем не менее хотят, чтобы смерть наступила как можно позже?
• Почему люди неохотно признаются себе и другим в том, что они завистливы?
• Почему люди неохотно признаются себе и другим в том, что они чего-то не знают?
• Почему вера в то, что человеку предопределено попасть в рай или ад, приносила новообращенным кальвинистам
XVI века большее успокоение, чем вера в то, что спасения можно достичь добрыми делами?
• Почему иногда верно, что тот, кто обидел, не может про­
стить»?
• Почему в некоторых культурах стыд важнее вины?
• Почему победа французской сборной в 1998 году на ЧМ по футболу вызвала в стране такую радость, и почему тот факт, что французская сборная не смогла выйти из группы на ЧМ
2002 года, поверг страну в такое уныние?
• Почему женщины часто испытывают стыд, став жертвой из­
насилования?
• Почему унизительные ритуалы инициации вызывают большую, а не меньшую, верность группе. Действие bПочему сегодня на бродвейских шоу аплодируют стоя чаще, чем двадцать лет назад?
• Почему наказания могут привести к увеличению, а не к уменьшению, количества преступлений, которые они призваны предотвратить?
Почему люди так неохотно нарушают правила, которые сами себе установили, даже если их соблюдение не имеет смысла?
• Почему существует месть по модели два ока заодно, а не по модели око за око»?
• Почему долгосрочный доход по акциям гораздо выше, чем по облигациям (то есть почему стоимость акций не поднимается, чтобы сравняться доходами)?
• Почему количество самоубийств падает, когда опасные лекарства начинают продавать в блистерных упаковках, а не в бутылочках
Объяснение bbс о ц и аль ног оп о ведения bПочему ни один из тридцати восьми очевидцев не вызвал полицию, когда убивали Китти Дженовезе1?
• Почему были люди, скрывавшие и спасавшие евреев от на­
цистов?
• Почему президент Ширак в 1997 году объявил досрочные выборы, в результате только потеряв большинство в парламенте?
• Почему при разводе родители часто соглашаются на совместную опеку над ребенком даже в тех случаях, когда, обратившись в суд, один из них мог бы добиться исключительного права опеки?
• Почему вероятность эмиграции малоимущих ниже?
• Почему некоторые люди выбирают рождественские вклады, по которым не выплачивается процент и с которых нельзя снять деньги до Рождества?
• Почему люди занимаются такими изначально неприбыльны­
ми проектами, как"создание авиалайнера «Конкорд»?
• Почему в юстиции переходного типа (когда агентов автократического режима отдают под суд после перехода к демократии, те, кого судят сразу после такого перехода, получают более суровые приговоры, чем те, кого судят позднее?
• Почему в шекспировской пьесе Гамлет откладывает месть до последнего акта. Уроки bbе ст ест вен н ы хна у к

• Почему родители чаще убивают приемных детей и пасынков, чем своих биологических детей?
• Почему так редок инцест между потомством одних родителей, учитывая возникающие соблазны и все имеющиеся для этого возможности?
• Почему люди вкладывают деньги в проекты под руководством третьих лиц, даже если те свободно могут оставить себе всю прибыль?
• Почему люди мстят, хотя месть приносит имматериальные убытки и не приносит материальной выгоды?
• Почему люди торопятся с выводами, выходя за рамки имеющихся доказательств Американка итальянского происхождения, забитая до смерти на глазах нескольких свидетелей, не предпринявших никаких попыток оказать помощь Инцидент вошел в учебники социальной психологии под названием синдром Дженовезе».
14
Введение. Взаимодействие Почему приверженцы социалистических партий иногда голосуют за коммунистов и тем самым препятствуют победе своей партии?
• Почему новые независимые государства принимают в качестве официального язык своих бывших империалистических угнетателей?
• Почему палатки с мороженым на пляже часто стоят рядом, тогда как и для покупателей, и для продавцов было бы удобнее, если бы они стояли на отдалении друг от друга?
• Почему люди голосуют на выборах, когда почти точно знают, что их голоса никак не повлияют на результат?
• Почему в современных западных обществах экономически успешные люди-обычно стройнее остальных?
• Почему люди воздерживаются от некоторых сделок, которые могли бы всем принести выгоду (например, не просят впере- дистоящего продать свое место в очереди к автобусу)?
• Почему президент Никсон старался казаться Советскому Союзу человеком, склонным к нерациональному поведению?
• Почему военачальники иногда сжигают за собой мосты (или собственные корабли)?
• Почему люди всегда придают большое значение в сущности незначительным вопросам этикета?
• Почему пассажиры оставляют чаевые таксистам, а посетители ресторанов — официантам даже при посещении иностранного города, в который они не предполагают вернуться?
• Почему фирмы инвестируют в большие запасы товара на складе, даже когда не предвидят остановки производства?
• Почему в группе студентов каждый думает, что другие поняли сложный текст лучше, чем он?
• Почему на многих политических ассамблеях проводятся поименные голосования?
• Почему договоренности по принципу Ты — мне, я — тебе чаще встречаются в обычных законодательных органах, чем на конституционных ассамблеях?
Возможные объяснения этих явлений будут даны в разных частях этой книги и кратко резюмированы в Заключении. Здесь я хочу только сделать общее замечание о двух видах объяснения, которые не представляются полезными. Как читатель увидит в самой первой части и с учетом нескольких напоминаний походу дела, одна из целей этой книги — вну­
i
15
Объяснение bbс о ц и аль ног оп о ведения bшить скептицизм по отношению к двум распространенным линиям рассуждений. Во-первых, за несколькими исключениями, социальные науки не могут полагаться на функциональное объяснение, которое оценивает действия или модели поведения через их следствия, а не через их причины. Разве система чаевых существует потому, что посетители могут проследить за официантами эффективнее, чем владелец ресторана Я так не думаю. Во-вторых, сегодня я полагаю, что теория рационального выбора обладает меньшей объясняющей способностью, чем мне казалось ранее. Разве реальные люди действуют, исходя из расчетов, заполняющих многие страницы математических приложений к ведущим журналам Я так не думаю.
Тем не менее как минимум потрем пунктам теория рационального выбора составляет значимую часть инструментария. Понятая в качественном ключе здравого смысла, она способна объяснить многое в повседневном поведении. Даже когда она мало что объясняет, она может иметь огромную концептуальную ценность. В частности, теория игр прояснила структуру социального взаимодействия, выйдя далеко за рамки прозрений, полученных в предшествующие столетия. Человек, наконец, хочет быть рациональным. Желание иметь прочные основания своих поступков, а не быть марионеткой неосознанно действующих психических сил, оказывает постоянное противодействие многим иррациональным механизмам, исследуемым мною в этой книге.
Хотя я критически отношусь ко многим объяснениям через рациональный выбор, я считаю концепцию выбора фундаментальной. В книге я рассматриваю несколько альтернатив объяснениям через рациональный выбор и прихожу к заключению, что хотя многие из них иногда являются полезным дополнением к этому подходу, полностью заменить его они не могут. Тот факт, что люди совершают поступки под действием различных ограничений, например, часто может объяснить значительное число вариаций в поведении. В некоторых случаях можно возразить, что за наблюдаемое поведение отвечает скорее отбор агентов, нежели их собственный выбор. Однако в общем и целом я полагаю, что субъективный фактор выбора обладает большей объясняющей способностью, чем объективные факторы ограничений и отбора. Очевидно, что это интуитивная догадка, которая не может быть доказана в строгом смысле слова. В любом случае представители социальных наук должны найти в своем инструментарии место для всех факторов
ОБЪЯСНЕНИЕ И МЕХАНИЗМЫ
Ч АС Т Ь ПЕРВАЯ Основа этой книги — особый подход к проблеме объяснения в социальных науках. Не являясь трудом по философии социальных наук как таковой, книга заимствует и отстаивает определенные методологические принципы объяснения социальных явлений. В первых трех частях эти принципы изложены прямо. В оставшейся части книги они присутствуют в неявном виде, хотя время от времени, а именно в главах споив Заключении, снова выходят на первый план.
Я утверждаю, что всякое объяснение каузально. Объяснить какое-то явление (экспланандум) — значит привести более раннее явление экс
плананс), которое стало его причиной. Ратуя за каузальные объяснения, я не отрицаю возможность .щденционального объяснения поведения. Намерения могут выступать в качестве причин. Отдельная разновидность интенционального объяснения — объяснение через рациональный выбор — будет подробно рассмотрена в последующих главах. Многие ин- тенциональные объяснения, однако, основываются на допущении, что агенты так или иначе иррациональны Сама по себе иррациональность — просто негативная или остаточная идея, включающая все то, что нерационально. Чтобы эта идея имела какую-то объяснительную ценность, мы должны апеллировать к особым формам иррациональности со специфическими последствиями для поведения. Например, в
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

перейти в каталог файлов


связь с админом