Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

сочинение_методические рекомендации_для_эксперт... Инструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение 15 Образцы формулировок тем итогового сочинения 16 Подготовка к итоговому сочинению


НазваниеИнструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение 15 Образцы формулировок тем итогового сочинения 16 Подготовка к итоговому сочинению
Анкорсочинение методические рекомендации для эксперт.
Дата13.01.2017
Размер1.14 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsochinenie_metodicheskie_rekomendatsii_dlya_expert.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипИнструкция
#3812
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Методические рекомендации для
экспертов, участвующих в проверке
итогового сочинения (изложения)
Москва
2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
3
2. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
(ИЗЛОЖЕНИЯ)
5
3. ПРОВЕРКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
11
4. ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
13
Особенности формулировок тем итогового сочинения
13
Инструкция для выпускников, пишущих итоговое сочинение
15
Образцы формулировок тем итогового сочинения
16
Подготовка к итоговому сочинению
17
Анализ сочинений
19
5. ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
52
Особенности текстов для итогового изложения
52
Инструкция для выпускников, пишущих итоговое изложение
52
Образец текста для итогового изложения
52
Процедура проведения итогового изложения
54
Подготовка к итоговому изложению
55
Анализ изложений
61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
(ИЗЛОЖЕНИЯ), ЗАЧИТЫВАЕМАЯ ЧЛЕНОМ КОМИССИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) В
УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
(ИЗЛОЖЕНИЯ)
66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ ОШИБОК ПРИ
ПРОВЕРКЕ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ (ИЗЛОЖЕНИЙ)
75

1.
О целях и задачах проведения итогового сочинения (изложения)
В 2014-2015 учебном году проводится итоговое сочинение (изложение) в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России
15.08.2014 г., регистрационный №33604).
Данное решение принято с целью реализации Послания Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от
12.12.2013 года во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений
Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при
Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г.
№2699.
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.
Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры.
Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой в системе «зачет- незачет»). В отличие от изложения, итоговое сочинение – это форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза – до 10 баллов к результатам ЕГЭ).
Информация о данной форме промежуточной аттестации содержится в следующих документах и материалах:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования» №923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом
России 15.08.2014 г., регистрационный №33604);

Информационное письмо Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. №НТ-904/08;

Организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения);

Инструктивные материалы по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях;

Данные методические рекомендации.

2.
Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения
(изложения)
Общие положения.
Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА).
Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования
(или образовательные программы среднего (полного) общего образования), могут участвовать в итоговом сочинении (изложении) по желанию.
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или
«незачёт».
Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке.
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для: иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования; обучающихся, получающих среднее общее образование, в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами среднего общего образования (при наличии у такой образовательной организации свидетельства о государственной
аккредитации по образовательной программе среднего общего образования); обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Итоговое сочинение также может проводиться для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, и граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях
(далее – выпускники прошлых лет). Выпускники прошлых лет пишут итоговое сочинение по желанию с целью использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования.
Изложение вправе писать: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети- инвалиды и инвалиды; обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового изложения предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и/или индивидуальной программы реабилитации для обучающихся детей- инвалидов и инвалидов, а также оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности
и выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях и местах проведения, расположение, которых определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Лица, привлекаемые к проведению итогового сочинения (изложения): руководитель образовательной организации (далее – руководитель) или уполномоченное им лицо; технические специалисты, оказывающие информационно- технологическую помощь руководителю, а также осуществляющие копирование (сканирование) бланков итогового сочинения (изложения); члены комиссии, участвующие в организации итогового сочинения
(изложения); члены (эксперты) комиссии, участвующие в проверке итогового сочинения (изложения); медицинские работники, ассистенты, оказывающие необходимую помощь участникам с ОВЗ, с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития, в том числе непосредственно при проведении итогового сочинения (изложения); дежурные, контролирующие соблюдение порядка проведения итогового сочинения (изложения).
Доставка тем итогового сочинения (текстов изложения): за 20 минут до проведения итогового сочинения темы направляются в региональные центры обработки информации субъектов Российской
Федерации по закрытым каналам связи для публикации на региональных информационных ресурсах, за 15 минут темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (
https://www.ege.edu.ru/
, https://fipi.ru/).

Способ и места передачи образовательным организациям комплектов тем итогового сочинения (текстов изложения) определяется органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в сфере образования.
Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном году: итоговое сочинение (изложение) проводится 3 декабря 2014 года для обучающихся, выпускников прошлых лет. Для выпускников прошлых лет итоговое сочинение (изложение) может проводиться 4 февраля 2015 года и
6 мая 2015 года; для обучающихся итоговое сочинение (изложение) может проводиться в дополнительные сроки (4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).
Продолжительность итогового сочинения (изложения): продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут; продолжительность проведения итогового изложения составляет 235 минут; для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (далее – участники с ОВЗ) продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Проведение итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете: не позднее чем за 15 минут до начала член комиссии принимает у руководителя темы сочинения (тексты изложения) и бланки итогового сочинения (изложения). Темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или размещены на доске (информационном стенде), текст изложения выдается члену комиссии для прочтения участникам; глухим, слабослышащим выпускникам, а также выпускникам с тяжелыми нарушениями речи текст для изложения выдается на 40 минут (в нем разрешается делать пометы); по истечении этого времени исходный
текст сдается, и в оставшееся время выпускники пишут изложение; члены комиссии проводят инструктаж для участников, информируют о порядке проведения итогового сочинения (изложения); по указанию членов комиссии участники итогового сочинения
(изложения) заполняют регистрационные поля бланков. По завершении заполнения регистрационных бланков итогового сочинения (изложения) всеми участниками члены комиссии объявляют начало и время окончания итогового сочинения (изложения), фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего участники могут приступить к выполнению работы.
Работа выполняется гелевой, капиллярной или перьевой ручками с чернилами черного цвета; в случае нехватки места в бланке записи по запросу участника члены комиссии выдают ему дополнительный бланк записи; во время проведения итогового сочинения (изложения) участники имеют право выходить из учебного кабинета и перемещаться по образовательной организации в сопровождении одного из дежурных.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) запрещается: участникам – иметь при себе средства связи, электронно- вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений
(тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения); членам комиссии, ассистентам, оказывающим необходимую помощь участникам с ОВЗ, техническим специалистам – иметь при себе средства связи;
Завершение итогового сочинения (изложения): по истечении установленного времени члены комиссии объявляют об окончании выполнения заданий. В организованном порядке члены комиссии производят сбор бланков итогового сочинения (изложения) у участников.

Все бланки участников итогового сочинения и сопроводительные документы члены комиссии передают руководителю; руководитель после сбора материалов и заполнения, соответствующих форм передает все материалы техническому специалисту для копирования
(сканирования) и передачи на проверку экспертам комиссии.

11
3.
Проверка итогового сочинения (изложения)
Зачетная система оценивания используется в целях решения
вопроса о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации
по программам среднего общего образования.
Итоговые сочинения (изложения) оцениваются в системе «зачет» или
«незачет» по следующим критериям:

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (Приложение 2);

Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования (Приложение 3).
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:
Сочинение
Изложение
1
Соответствие теме
Содержание изложения
2
Аргументация.
Привлечение литературного материала
Логичность изложения
3
Композиция и логика рассуждения
Использование элементов стиля исходного текста
4
Качество письменной речи
5
Грамотность
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном

12 порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (сочинение – не менее 250 слов, изложение – не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно.
Члены
(эксперты) комиссии образовательной организации осуществляют проверку итоговых сочинений (изложений) участников и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, утвержденными
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Проверка каждого сочинения (изложения) проводится однократно.
При выявлении сочинений, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50 процентов, члены комиссии образовательной организации протоколируют данный факт и сообщают о нем в соответствующие органы управления образованием. За такие сочинения выставляется «незачет».
Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка вносятся в копию бланка регистрации.
Копии бланков итогового сочинения (изложения) участников эксперты комиссии образовательной организации передают руководителю образовательной организации.
Член комиссии, назначенный руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения
(изложения).

13
4.
Итоговое сочинение
Особенности формулировок тем итогового сочинения
Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Итоговое сочинение позволит проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Ниже перечислены открытые тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений 2014-2015 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.
Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра
Солженицына. Краткий комментарий к тематическим направлениям подготовлен специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобрен Советом.

Тематическое
направление
Комментарий
1.
«Недаром помнит
вся Россия…» (200-
летний юбилей
М.Ю. Лермонтова)
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю.
Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и

14 т.п.
2.
Вопросы, заданные
человечеству
войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
3.
Человек и природа в
отечественной
и
мировой
литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
4.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей