Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Цветкова Л.С. Методический альбом. Инструкция по работе с Методическим альбомом


НазваниеИнструкция по работе с Методическим альбомом
АнкорЦветкова Л.С. Методический альбом
Дата30.09.2017
Размер2.63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЦветкова Л.С. Методический альбом.doc
ТипИнструкция
#22067
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

СОДЕРЖАНИЕ

Инструкция по работе с «Методическим альбомом»..............................................4

Исследование объема и уровня знаний, ориентировки в месте и времени.............6

Эмоции........................................................................................................................7

Эмоционально-волевая сфера.............................................................................7

Основные эмоции человека.................................................................................8

Опознание эмоционального состояния, изображенного на картинах...........10

Личность...................................................................................................................12

Исследование самооценки личности для детей от 5-7, 8-10 лет.....................12

Внимание...................................................................................................................13

Исследование произвольного внимания и работоспособности.....................13

Произвольное внимание....................................................................................14

Поиск заданной фигуры среди ряда других.....................................................15

Исследование произвольных форм деятельности...........................................16

Гнозис........................................................................................................................17

Акустический гнозис..........................................................................................17

Исследование восприятия простых и сложных ритмов

(или исследование слухомоторных координации).....................................19

Исследование зрительно-пространственного гнозиса....................................20

Зрительно-пространственный гнозис...............................................................22

Узнавание букв, пространственный и оптический гнозис..............................23

Зрительный гнозис. Восприятие предметов

и образы-представления предметов.............................................................24

Исследование образа-представление и образа-восприятия. Сенсибилизированные (усложненные) пробы

на зрительно-предметный гнозис (восприятие)..........................................28

Зашумленные (сенсибилизированные) предметные картинки.......................31

Выделение существенных признаков предмета...............................................33

Зрительное восприятие и называние букв и цифр...........................................34

Память......................................................................................................................35

Исследование зрительно-предметной памяти..................................................35

Исследование узнавания геометрических фигур........................................35

Зрительно-предметная память...........................................................................36

Воспроизведение фигур по памяти..............................................................36

Исследование запоминания невербализованных фигур............................37

Исследование слухо-речевой памяти................................................................38

Вербальный материал...................................................................................38

Исследования запоминания предложений.......................................................38

Запоминание и воспроизведение текста......................................................38

Исследования общей вербальной памяти........................................................39

Речь...........................................................................................................................40

Исследование речи и речевых процессов.........................................................40

Экспрессивная речь.......................................................................................40

Импрессивная речь........................................................................................42

Письмо......................................................................................................................45

Исследование письма.........................................................................................45

Чтение.......................................................................................................................46

Исследование чтения..........................................................................................46

Чтение и узнавание букв....................................................................................46

Чтение слов, предложений и текстов................................................................47

Интеллектуальная деятельность............................................................................48

Исследование вербально-логического мышления...........................................48

Исключение понятий..........................................................................................50

Простые аналогии..............................................................................................50

Наглядно-образное мышление................................................................................51

Предметные картинки, серии сюжетных картинок, понимание содержания серии сюжетных картинок и нахождение

последовательности картин в серии............................................................51

Исследование понимания содержания серии сюжетных картин

и их последовательности..............................................................................55

Исследование восприятия и оценки эмоциональных состояний....................60

Исследование счета и счетных операций.........................................................69

Исследование понятия числа и его разрядной структуры,

понимания роли и места цифры «0» в числе...............................................70

Дополнительные пробы на исследование речи

и вербально-логического мышления...........................................................71

Исследование решения арифметических задач................................................72

Решение арифметических задач........................................................................72
Инструкция по работе с «Методическим альбомом»

Методический материал построен в соответствии с содержанием и последовательностью глав, которые описаны в «Методике нейропсихологической диагностики детей». Есть лишь одно исключение - в «Методическом альбоме» мною на первое место (первые страницы) вынесены тесты, направленные на исследование эмоциональной сферы, произвольных форм деятельности и внимания, так как это соответствует реальной практике нейропсихологического обследования и детей, и взрослых пациентов. Дело в том, что с самого начала исследующий (нейропсихолог, врач, психолог, логопед) должен установить контакт с ребенком, исследовать состояние его эмоциональной сферы как со стороны восприятия и оценки эмоционального состояния человека (по картинке, по схематическому изображению мимики - «химеры»), так и со стороны воспроизведения самим ребенком той или другой эмоции. Для этого ему даются пробы на дорисовывание мимики и пробы на воспроизведение заданной вербальным способом эмоции (мимикой, позой и др.). Например, ребенку говорят: изобрази «радость», «горе», «страх», «внимание» и т.д., но нельзя говорить: засмейся, заплачь и т.д. Эти пробы принципиально отличаются друг от друга: первая инструкция исследует связь слова с соответствующим выражением эмоции, которая вызывается этим словом, а вторая - направлена на вызывание прямого действия (а не его поиска). Уже здесь обнаруживается значимая и весьма существенная роль инструкции в получении точного материала, а не артефактов.

Хорошо провести сразу краткий вариант самооценки личности, а затем повторить этот тест в конце обследования, тем самым можно увидеть: а) динамику самооценки (или ее отсутствие, б) наличие (или отсутствие) критичности, в) отношение к успеху (неуспеху) и др.

Сразу же необходимо узнать и состояние внимания ребенка, способность удерживать, переключать и распределять внимание. Это первая задача.

А вторая - это исследование устойчивости внимания в течение длительного времени обследования. Для этого в конце обследования не-

обходимо повторить пробу Шульте и сравнить результаты 1-го и 2-го предъявления теста. Этот тест исследует не только динамику внимания, но и работоспособность ребенка.

Произвольные формы деятельности, как правило, еще или не сформированы, или не устойчивы, а поэтому их надо исследовать вначале, чтобы не ошибиться в оценке невыполнения проб: первичной несфор-мированности или вторичной - за счет утомления, если исследовать этот психический процесс в конце (или в середине) обследования. Все, что я написала выше, представляет важное диагностическое значение. Это первая и важная особенность составленного мною «Методического альбома» для нейропсихологического обследования. После исследования указанных сфер психической деятельности последовательность сфер психики в альбоме повторяет последовательность, данную в самой «Методике нейропсихологической диагностики детей».

Хочу отметить и вторую особенность «Методического альбома» - я сделала попытку по возможности представить не только собственно методический вербальный и картиночный материал, но дать инструкции и для обследующего, и те инструкции, которые специалист должен дать ребенку. Это сделано по трем основаниям: 1) с целью упрощения работы специалиста («все под рукой»), 2) с целью унификации работы разных специалистов, 3) с целью уточнения инструкций, т.е. каждая проба должна сопровождаться только такими инструкциями и никакими другими, т.к. известно, как зависит ответ испытуемого (правильность или ошибочность) от инструкции.

Третья особенность «Методического альбома» заключается в увеличении количества материала (вербального и невербального) по каждой сфере психической деятельности. Эта особенность позволяет исследующему специалисту выбирать материал по степени его сложности, строить различные варианты плана проведения обследования (например, начинать с понимания низко-частотных слов и идти к знакомым словам, или наоборот; группировать картиночный материал по сходству и различию и т.д.). Объем материала дает возможность узнатьтонкие трудности (дефекты, несформированность) в выполнении тестов, а следовательно, не всегда видимые трудности при однородном и малом объеме материала.

Четвертая особенность методического материала, в целом характерного для нейропсихологического обследования пациента - ребенка или взрослого человека, представленного в этом альбоме, - это то обстоятельство, что каждый тест, с одной стороны, направлен на исследование состояния именно данной психической функции, и мы получаем точные сведения о ее состоянии при правильной процедуре применения пробы и качественном анализе результата. А с другой - практически каждый тест многозначен и, используя его, можно увидеть состояние не одной, а нескольких функций. Но в этом случае очень важно, если, исследуя одну функцию, специалист обнаружил некоторые неполадки в другой, дать соответствующие инструкции, чтобы подтвердить возникшую гипотезу о нарушении еще и другого (а не только исследуемого) психического процесса, или отвергнуть ее.

Например, ребенку дается тест - сюжетная картинка - с заданием связно и подробно рассказать, какое событие нарисовано на картинке, что там происходит. Слушая и записывая произвольную связную речь испытуемого, Вы обнаруживаете дефекты речи, например, возрастное снижение объема и качества словаря, отсутствие связности и последовательности в речевом высказывании, но Вы обнаружили и непонимание сюжета картинки, происходящих событий, а это уже относится к невербальному мышлению. И тогда параллельно испытуемому нужно задать ряд вопросов, которые могли бы показать, понимает он или не понимает фактологическую сторону картинки, ее событийность, последовательность событий, взаимодействие субъектов картинки, в целом ее смысл и мораль. Возможно, что речь будет больше нарушена, чем невербальное мышление, или наоборот. Эту же картинку можно использовать и для оценки эмоционального состояния отдельных персонажей картинки, или в целом эмоционального тона картинки (грустная, веселая, страшная, обычная) и т.д.

Еще пример. Тест - предметные картинки. Прямое назначение этого теста Россолимо - исследование процесса называния предметов, изображенных на картинках. Нейропсихология позволяет с большой степенью точности использовать «метод предметных картинок» для исследования процесса зрительного восприятия: 1. предметного гнозиса (восприятия предметов);

2. способности к сравнению, анализу и обобщению предметных картинок;

3. исследования способности вычленения существенных признаков предметов; исследования зрительно-предметной памяти и подвижности процессов запоминания (в конфликтных пробах см. стр. 87 «Методики» Л.С. Цветковой*);

4. исследования речи - ее иноминативной функции (называние картинок) и понимания слов-наименований и др.;

5. исследования интеллектуальной деятельности: метод классификации предметных картинок, для исследования нарушения или сохранности семантики предметного мира, зрительно-предметной памяти.

Для выполнения последних заданий предметные картинки нужно вырезать и наклеить на плотную основу. Метод классификации можно проводить и не вырезая картинок, а с помощью инструкции**, в которой дается задание: покажи предметы одной и той же группы, или по слову: покажи группу предметов, которые относятся к мебели (посуде и т.д.). Однако наиболее точный метод - это работа со «свободными» картинками.

Я отметила лишь основные особенности методического материала, представленного в альбоме.

Успешность в постановке топического диагноза, выделении фактора и анализе состава синдрома, в постановке окончательного диагноза об уровне развития психической деятельности ребенка, о зонах снижения развития высших психических функций и функциональной слабости мозговых зон зависит от многих условий. Одним их них является прочное знание и понимание предлагаемой системы нейро-психологических методов, роли каждого теста в оценке состояния не одной, а целой системы психических функций, умение вычленить фактор, знание особенностей методического материала.

Одним из условий "работы с разработанной мной «Методикой ней-ропсихологической диагностики детей» и «Методическим альбомом» является прочное знание и понимание тестов и процедуры их применения. А для этого необходима тренировка, прежде, чем начинать работать с детьми.

* Ссылки на номера страниц книги Цветковой Л.С. «Методика ней-ропсихологической диагностики детей».

** Все инструкции даны для исследующего (нейропсихолога, врача, логопеда и др.), но не для исследуемого.Исследование объема и уровня знаний, ориентировки в месте и времени

Сколько тебе лет?

Как тебя зовут?

Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)?

Назови все времена года.

Сейчас утро, день или вечер?

Сколько сейчас времени?

Во сколько часов ты идешь в школу?

А зачем пришел (пришла) сюда?

Назови все дни недели. 1-й день какой? Понедельник. Дальше сам.

Назови все месяцы года.

Какой сейчас год?

Какой сейчас месяц?

Какое сегодня число?

Где ты живешь? Скажи свой адрес, телефон.

Какие деревья ты знаешь? Назови.

Чем отличается лес от дерева?

Чем отличается дерево от травы?

Назови домашних животных.

Назови диких зверей.

Сколько ног у собаки?

Сколько ног у петуха?

Что бывает после зимы - какое время года?

А перед зимой? А перед весной? А после осени?

Что больше - рука или нога человека?

Сколько глаз у куклы?

Сколько глах у тебя?

Сколько глаз у мамы?

Сколько глаз у собаки?

Зачем нужен нос человеку?

Зачем нужны глаза человеку?

Зачем нужны руки человеку?

Зачем нужны ноги человеку?

Зачем нужна голова человеку?

Что такое дождь?

Что такое снег?

Чем отличается зима от лета?

Какие страны ты знаешь?

Как называется страна, в которой ты живешь?

Что такое столица?

Когда бывает завтрак, обед и ужин?

Кем работает мама?

Кем работает папа?

Что делает врач?

Что делает учитель?

Что делает шофер?

Сколько тебе лет?

А сколько буде через два года?

Снег может быть летом? Почему?эмоции

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА (с. 76)*



Инструкция.

Нарисуй рот так, чтобы было видно, что у человека радость (горе), что он смеется (плачет) и т.д.



ОСНОВНЫЕ ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Узнавание (восприятие) эмоций человека.

1. Интерес - взволнованность.

2. Удовольствие - радость.

3. Удивление.

4. Горе - страдание.

5. Гнев - ярость.

6. Отвращение - омерзение.

7. Презрение - пренебрежение.

8. Страх - ужас.

9. Стыд - застенчивость.



  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей