Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Интегрированные занятия в детском саду


НазваниеИнтегрированные занятия в детском саду
АнкорIntegrirovannye zanyatia.doc
Дата25.09.2017
Размер77 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаIntegrirovannye_zanyatia.doc
ТипПрограмма
#19439
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Интегрированные занятия в детском саду

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Цели и задачи
интегрированных занятий


Система интегрированных занятий на основе синтеза видов искусств и художественных видов деятельности под руководством С.И. Мерзляковой, одного из авторов модульной программы художественно-эстетического развития детей 3–7 лет "Росинка", доц. кафедры дошкольного воспитания МИОО, реализуется в ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы.

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

  • формирование эстетического восприятия окружающего мира;

  • приобщение к миру искусства;

  • воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

  • развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

  • детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

Представим более подробно, какие виды искусства и художественной деятельности можно синтезировать в одном занятии.

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Для этого педагог рассказывает детям о различных музыкальных жанрах, развивает у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности. Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке.

Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности.

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Особенности
организации занятий


Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

В каждой возрастной группе проводится 1–2 занятия в месяц, с учетом необходимого времени для своеобразного погружения в тему. Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий разнообразна: "Погляди, подсолнушки!", "Я живу в Москве", "Кружевные сказки", "Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!", "Моя семья" (к Международному дню семьи) и т. д.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду. Так, по теме "Слава хлебу на столе!" в зале оборудуется выставка хлебобулочных изделий, представляются разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. В процессе интегрированного занятия дети просматривают фрагменты из кинофильма "Кубанские казаки", знакомятся с профессией комбайнера, играют в музыкально-ритмическую игру "Трактористы", рассказывают пословицы и стихи о хлебе, рассматривают репродукции картин С. Андрияки, Б. Кустодиева, сами сажают в землю зерна пшеницы для последующего наблюдения и ухода за ними в группе. В конце занятия воспитанники готовят булочки из настоящего теста.

При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки). Например, на занятии "Богатыри" (ко Дню защитников Отечества) предварительная работа ведется в группе с воспитателем (чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о богатырях), совместно с родителями (экскурсия в музей "Палаты XVI–XVII вв. в Зарядье"), педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности (знакомство с портретом, обучение техническим приемам изображения фигуры и лица человека).

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Во-первых, им необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии. В качестве примера в приложении представлен пример циклограммы проведения интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (организуют экскурсии с детьми в музеи и выставочные залы, посещение театров, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

Кроме того, они могут непосредственно участвовать в занятиях с детьми. Например, на занятии "Поликлиника" мамы исполняли роли врачей; разгадывали кроссворды о семье, представляли семейные фотографии на занятии "Моя семья". Таким образом, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса позволяет получить хорошие результаты. Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников сформировалось эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повысились творческая активность, самостоятельность, инициативность, снизились напряженность, скованность, поведение стало более открытым.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.

Приложение

Пример циклограммы проведения интегрированных занятий
для детей старшего дошкольного возраста


Месяц

Тема занятия

Совместная деятельность детей и педагогов

Музыкальный руководитель

Педагог по ИЗО

Воспитатель

Месяц

Тема занятия

Совместная деятельность детей и педагогов

Музыкальный руководитель

Педагог по ИЗО

Воспитатель

Сентябрь

"Погляди, подсолнушки!"

Слушание сочинений Э. Грига "Утро", А. Моцарта "Маленькая ночная серенада". Танцевальная импровизация. Разучивание песни "Подсолнух", муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой

Рассматривание репродукций картин Э. Сарояна, В. Ван Гога, П. Гогена. Предварительная подготовка тонированных листов бумаги для рисования подсолнухов (натюрморт)

Чтение загадок, стихов о подсолнухе, художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя об использовании семян в пищевой промышленности.
Просмотр фрагмента мультфильма "Антошка", реж. Л. Носырева

Октябрь

"Болдинская осень"

Слушание произведений Г. Свиридова "Романс" к драме А.С. Пушкина "Метель", П.И. Чайковского "Осенняя песня" ("Октябрь") из цикла "Времена года". Сочинение песен на стихи А.С. Пушкина. Разучивание песни
"Уж небо осенью дышало", муз. Г. Струве. Исполнение хоровода под мелодию "Девицы, красавицы" из оперы "Евгений Онегин" П.И. Чайковского. Танец-импровизация на музыку Г. Свиридова "Отзвуки вальса"

Просмотр осенних пейзажей, репродукций картин на тему осени. Рисование осеннего пейзажа (гуашь, щетинная кисть, элементы линейной перспективы – 2–3 плана)

Знакомство детей с творчеством
А.С. Пушкина: рассказ воспитателя о поэте, заучивание стихов, выставка детских книг и иллюстраций на тему осени, просмотр видеофильма "Дом-музей А.С. Пушкина"

Ноябрь

"Я живу в Москве"

Просмотр видеозаписи "Праздник День города". Слушание песен о Москве, русской плясовой.
Исполнение несложных пьес в оркестре

Рассматривание фотографий
о Москве, рисование на тему "Салют над городом"

Беседы о Москве. Чтение: "Главный город" С. Баруздина, "Москва" Л. Кассиля. Выставка книг и иллюстраций о столице. Викторина "Юный знаток Москвы"

Декабрь

"Кружевные сказки"

Музыкальная игра "Заплети узор под музыку". Слушание песни "Кружевные сказки", муз. Ю. Чичкова,
сл. П. Синявского

Рассматривание репродукции картины В.А. Тропинина "Кружевница", иллюстраций кружевных изделий вологодских мастериц. Рисование "Кружева"

Рассказ воспитателя о вологодских кружевницах. Выставка изделий
из кружева

Январь

"Книга о зиме"

Просмотр видеозаписи с зарисовками зимних пейзажей. Слушание произведения П.И. Чайковского "Декабрь" ("Святки") из цикла "Времена года",
песен "Зимний лес", "Грустная песня", муз. и сл. Е. Тиличеевой

Рисование на тему "Заснеженный лес" (гуашь, подмалевок, время суток – утро, вечер, ночь)

Организация наблюдений в природе. Проведение бесед, чтение загадок, пословиц и поговорок о зиме. Знакомство со сказкой Г. Скребицкого "Четыре художника. Зима". Разучивание стихотворений о зиме

Февраль

"Богатыри" (ко Дню защитника Отечества)

Слушание отрывка из симфонии № 2 "Богатырская" А. Бородина. Инсценировка фрагмента из оперы
Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" – выход 33 богатырей. Знакомство с песней "Моя Россия", муз. и сл. Г. Струве

Рассматривание репродукций:
"Богатыри" В. Васнецова, "Витязь" И. Глазунова, "Богатыри" И. Билибина. Просмотр отрывка из учебного видеофильма "Виктор Васнецов". Рисование "Портрет витязя" (сангина, уголь)

Чтение сказки и просмотр видеофильмов "Сказка о царе Салтане" и "Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях". Изготовление атрибутов богатыря: шлем, меч, щит, лук и стрелы

Март

"Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!"

Просмотр отрывков из балета "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. Разучивание песен "День добрый" К. Андреаса, "Сказки гуляют по свету" сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
Выполнение игрового упражнения на муз. А. Петрова "Утро", психогимнастических этюдов на выражение различных эмоций. Импровизация танцев Феи Карабос и Феи Сирени из балета "Спящая красавица" П.И. Чайковского

Рисование "чародеев" –изображение сказочного образа с акцентом на цветовой и мимической выразительности характера

Чтение русских народных сказок, беседы на тему "Добрый и злой сказочный герой". Выставка книг "Моя любимая сказка"

Апрель

"Прогулка за весенними сюрпризами"

Слушание мелодий: "Подснежник" П.И. Чайковского из цикла "Времена года", А. Вивальди "Весна". Танец-импровизация с цветами

Рассматривание иллюстраций картин И. Левитана "Март",

А. Саврасова "Грачи прилетели". Рисование "Подснежники" (гуашь, подмалевок)

Беседа о весне. Разучивание стихотворения "Подснежник" Е. Серова, пословиц и поговорок о весне. Выставка детских книг и иллюстраций на весеннюю тематику

Май

"Моя семья" (к Международному дню семьи)

Инсценировка стихов и шуток-малюток на тему "Моя семья". Слушание песен: "Моя семья" Е. Гомоновой, "Воскресенье" Л. Олифировой, "Самая хорошая", муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой, "Любимый папа", муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, "Бабушкины сказки", муз. Г. Струве, сл. С. Есенина, "Из чего наш мир состоит?" Б. Савельева. Импровизация танцев на русскую народную песню "Перевоз Дуня держала", полька "Дедушка", танцевальная композиция на песню "Милые взрослые", муз. А. Клевицкого, сл. И. Резника

Рассматривание репродукций "Опять двойка" Ф.П. Решетникова, "На террасе в Харькове" и "За завтраком" З. Серебрякова, "Новые хозяева" Н.П. Богданова-Бельского, "Голубой домик" Б.М. Кустодиева. Рисование
на тему "Моя семья"

Беседы на темы: "Моя семья", "Лучшие часы и минуты семейного досуга",
"Семейные будни и праздники",
"Родословная моей семьи", "Забота о ближних" и пр. Разучивание стихотворений "Моя семья" Е. Гомоновой
и "Моя родня" Я. Акима, пословиц и поговорок о семье. Подготовка и презентация семейных фото и видеоальбомов

 

 

Е.В. Авдонина,

старший воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 6, 2011
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей