Интеллект - картыэто графическое изображение процессов мышления с помощью схем, это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект - карты реализуются в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект (радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет интеллект - карте неограниченно расти и дополняться. Интеллект - карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. Метод интеллект - карт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". По способу построения интеллект - карты отражают процесс ассоциативного мышления. Ассоциативные зоны являются функциональными зонами коры головного мозга. Эти зоны участвуют в процессах запоминания, учения и мышления, и результаты их деятельности составляют то, что обычно называют интеллектом. Поэтому формирование ассоциативных связей в процессе обучения имеет особую значимость. Бьюзен находит одно из возможных решений в визуализации процесса построения ассоциаций, в котором используется гораздо большее число сенсорных каналов получения информации, чем в традиционных способах её представления. Правила оформления интеллект - карт • Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат А4. Лист необходимо расположить горизонтально • В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания • От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие • Использовать желательно печатные буквы • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки • Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме Привожу пример интеллект – карты, выполненной обучающимися группы 1-Тп-60 по теме «Производная». Работа выполнена во время обобщающего учебного занятия по данной теме. Время выполнения 80 минут. Применение интеллект - карт в образовании Основные направления применения интеллект - карт в образовании изображены на следующем рисунке, выполненном в стиле интеллект - карты. Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект - карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения обучающихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект - карт позволяет:
• глубоко изучать личность обучающихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений; • вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с обучающимися в образовательном процессе; • разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений; • развивать креативность обучающихся; • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект - карт; • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контентанализа и т. д.); • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) обучающихся; • ускорять процесс обучения; • формировать организационно - деятельностные умения; • формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности; • учить обучающихся решать проблемы. Остановлюсь на некоторых практических аспектах применения интеллект - карт на занятиях математики. Мониторинг и коррекция когнитивных затруднений обучающихся при изучении конкретной темы. Посмотрите на интеллект – карту, составленную обучающейся группы 2-Т-169 по теме «Системы линейных уравнений». Обратите внимание, как поэтапно описывается метод Крамера. Придуманы звездочки (удачная находка). Студентка демонстрирует полное понимание данной темы и «присвоение» этих знаний. А вот метод Гаусса решения систем линейных уравнений остался непонятым. Обучающаяся демонстрирует затруднения с анализом и применением данного метода, что подтвердила и контрольная работа – обучающаяся не смогла решить систему уравнений методом Гаусса, тогда как с двумя другими методами она справилась. Что касается метода обратной матрицы, то на интеллект – карте отражен не сам метод, а лишь этапы нахождения обратной матрицы, которая является частью данного метода. Сравните следующие две интеллект – карты по теме «Производная». Обе карты выполнены обучающимися группы 1-О-28 во время обобщающего учебного занятия в процессе групповой деятельности. На первой карте вся информация по данной теме структурирована. По такой карте легко и удобно готовиться к зачету, экзамену. Вторая карта хоть и выглядит красочнее, но представляет собой лишь набор терминов по данной теме. Ветви «Признак убывания» и «Признак возрастания» располагаются отдельно от ветви «Монотонность», «Max, min»-отдельно от ветви «Экстремум». Да и разбросанные по полю карты формулы не всегда имеют отношение к нарисованной рядом ветви. Очевидно, что обучающиеся что-то запомнили из темы «Производная», но их знания не систематизированы и требуют коррекции. Хочется отметить, что такой метод контроля и коррекции знаний обучающихся, в отличие от стандартных методов (контрольная, проверочная работы), комфортен, не несет в себе стресса, напротив, влечет за собой только положительные эмоции. Развитие креативности обучающихся. Рисунок - один из древнейших видов искусства и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека. Не только дети, но и взрослые люди любят рисовать. Как утверждал психолог Грегг Фурт, рисунки помогают освободить от тревоги наше сознание. Мы часто рисуем во время утомительного ожидания или в минуты тревоги. Рисование доставляет удовольствие большинству из нас. Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что рисунок несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения и т. д. Именно поэтому я рекомендую рисовать интеллект – карты «от руки», без использования компьютерных программПроцесс рисования сам по себе уже творческий процесс. А здесь он соединяется с математическим творчеством. Математика- это креативная наука. Но обучающиеся не хотят поверить в это. Для большинства из них математика является сложным нелюбимым предметом, особенно для обучающихся в системе СПО. И вдруг им предлагают порисовать на уроке математики. Начинается процесс созидания. Открываются творческие способности учащихся, которые, возможно, не проявлялись в математическом мышлении, но могут проявляться в чувствах, в общении, в художественной одаренности, в присутствии вкуса, в наличии внутренней культуры человека. Более того, идет процесс развития этих способностей обучающихся. Рассмотрите внимательно следующую интеллект – карту. Сколько интересных идей на ней! И ключи от таблицы производных, и техника дифференцирования, и признаки (призраки) возрастания и убывания, и многое другое. Ребята из группы 1-О-28, выполняя эту работу, испытывали радость творчества - я это наблюдала, и в конце охарактеризовали занятие как очень позитивное. Интересно, что большинство ассоциаций, обучающихся выстраиваются по фонетическому признаку. Например, производная-производство, признаки-призраки, физический смысл производной - физическая форма. Подобное вы увидите и на последней интеллект – карте. Следующая - очень красивая - интеллект-карта составлена обучающимися группы 1-Тп60 по теме «Математика в моей жизни». Обратите внимание на фрактал изображенный на ветке «Творчество». Авторы этой карты не будут профессиональными математиками, да и их будущая профессия не связана напрямую с математикой, но можно сказать с уверенностью, что мои уроки математики не прошли зря. Полагаю, что, глядя на эту работу можно сделать следующий вывод: математика как предмет и как наука воспринимается данными обучающимися с положительной, позитивной стороны. Хочется верить, что все сказанное и сделанное мною прорастет в такое прекрасное древо с плодами. Формирование коммуникативной компетентности в процессе групповой деятельности по составлению интеллект - карт. Необходимо отметить, что не все обучающиеся могут грамотно составить интеллект – карту в силу различных когнитивных затруднений. Но, работая в группе, ребята дополняют друг друга, учатся друг у друга. Метод интеллект - карт как нельзя лучше подходит для формирования коммуникативной компетентности обучающихся. Давая задание составить интеллект – карту, я разрешаю учащимся объединиться в группы по их усмотрению. Обычно создаются группы по 2-4 человека. Но можно сделать разбиение по группам и исходя из педагогических целей и задач, стоящих на занятии.
Заключение Формат данной работы позволяет остановиться лишь на некоторых практических аспектах применения интеллект - карт на занятиях математики. За пределами нашего внимания остаются вопросы формирования различных компетенций, обучающихся с помощью интеллект – карт. Надеюсь, что творческий и психологический потенциал рассматриваемого метода приведет Вас к новым творческим педагогическим идеям в профессиональной деятельности. P.S. : В математике такой метод называется ГРАФЫ
перейти в каталог файлов
|