|
Isbn 978-5-86775-484-6 ISBN 978-5-86775-484-6
785867 "7 54846
БИБЛИОТЕКА ВОСПИТАТЕЛЯ 01.10
По вопросам приобретения книг и пособий
по дошкольному воспитанию обращайтесь в издательство «Мозаика-Синтез» по телефонам:
*
(499) 788-36-10
(многоканальный)
При издательстве работает магазин по адресу:
123308, г. Москва, ул. Мневники, д. 7, корп. 1. Проезд: м. «Полежаевская», авт. 48, 271, 800 до ост. «МЖК Атом»
Полный каталог издательства «Мозаика-Синтез» смотрите на сайте:
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
И* А. Морозова, М* А. Пуакарева
Развитие
элементарных
математических
представлений
Конспекты
занятий
Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва • 2009
Морозова И. А., Пушкарева М. А.
Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — М,: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009.-216 с.
Данное методическое пособие содержит конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, а также планирование работы с данной категорией детей.
Конспекты занятий могут быть использованы воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами, родителями, а также учителями-де- фектологами начальных классов в работе с детьми, испытывающими проблемы в усвоении учебного материала при подготовке к школе.
© Морозова И. А„ Пушкарева М. А., 2007 ISBN 978-5-86775-484-6 © «Мозаика-Синтез», 2007
Введение
Среди детей с трудностями в обучении выделяют группу, которую определяют как «дети с задержкой психического развития (ЗПР)»: количество таких детей среди дошкольников составляет 25%, среди неуспевающих младших школьников—50%.
Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению: знания и представления об окружающем мире; умственные операции, действия и навыки; речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи; познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации; регуляция поведения. В данном учебно-методическом пособии предлагается система коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ЗПР.
Представленные в пособии примерные конспекты занятий разработаны с учетом методических рекомендаций С. Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. — Книга 1, 2. — М.: Школьная Пресса, 2004).
Г-245
В конспектах большинства занятий при объяснении материала используется такой вид работы, как беседа. В скобках даются предполагаемые ответы детей в краткой форме (дефектолог должен добиваться указанного ответа в полном объеме).
Занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет проводятся 3 раза в неделю. Их продолжительность составляет 20—25 минут (в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН от 02.04.01. 1249-03»).
Представленное в пособии планирование занятий предполагает системный подход к организации работы всех специалистов (логопед, психолог, музыкальный руководитель и др.) с данной категорией детей 6—7 лет. Опираясь на это планирование, каждый педагог подбирает соответствующий теме материал.
Предлагаемые конспекты занятий могут быть использованы воспитателями специализированных групп детского сада, родителями в работе с детьми, испытывающими проблемы в усвоении учебного материала при подготовке к школе; а также учителями-дефектологами начальных классов.
Месяц Ознакомление с окружающим миром н развитие речи Подготовка к обучению грамоте Развитие
элементарных
математических
представлений Вццы работы с психологом Сентябрь Обследование детей
Начало осени. Игрушки в группе. Изменения в жизни растений и животных осенью. Деревья и кустарники. Звуки а, о, у, ы. Звуки м, мь, н, нь. Звук и буква И.
Звуки в, вь, п, пь. Цвет предметов. Количественные отношения: один— много—столько же. Числа от 1 до 10. Понятия большой —маленький. Образование числа 2. Числа от 1 до 10. Выделение лишнего признака по цвету, на слух. Рассмотри и запомни картинки. Нарисуй нужную фигуру. Продолжи ряддеревьев. Логическая таблица. «Зашумленные» картинки. Октябрь Цвет предметов (красный, синий, желтый). Растения огорода. Цвет предметов (красный, синий, желтый). Деревья и кустарники сада. Звуки с, сь. Буква С. Звуки с, сь. Буква С. Звуки с, сь. Буква С. Звуки л, ль. Буква Л. Понятия большой —мален ький. Образование числа 2. Цифра, число и количество в пределах 10. Анализ и сравнение совокупности предметов. Образование числа 3. Цифра, число и количество в пределах 10. Игра «Огород». Найди овощи, которые ты видел. Подбери разные слова об одном и том же. «Зашумленные» предметы. «Вставки». Обведи нужным цветом.
Месяц
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Подготовка к обучению грамоте
Развитие
элементарных
математических
представлений
Вида работы с психологом
Октябрь Цвет предметов (оранжевый). Овощи, фрукты, ЯГОДЫ. Цвет предметов (желтый, красный, оранжевый). Обобщающие понятия (фрукты, ягоды).Осень, Бытовые приборы. Звуки л, ль. Буквам.Звуковой анализ двусложных слов. Различение твердых и мягких звуков: л— ль, ппь, с— сь.Звуки т,ть. Буква Т.Повторение. Повторение. (. Количество предметов.
Образование числа 3. Геометрические фигуры. Количество и счет. Состав чисел 2, 3. Геометрические фигуры. Повторение. ]. «Вставки».
Расположи в указанном порядке. «Четвертый лишний». «Вставки». Расположи в указанном порядке. «Четвертый лишний». Повторение. Ноябрь Поздняя осень. Овощи, фрукты, ягоды. Цвет предметов (зеленый). Посуда. Цвет предметов (фиолетовый). Мебель. Цвет предметов (черный и белый). Домашние птицы. Звуковой диктант. Звуки р, рь.Звуки р, рь.Звуки р, рь.]. Звуковой диктант.
Звуки г, гь. Буква Г.Дифференциация звуков г— к.Звук ш.Количество и счет. Образование числа 4. Геометрические фигуры. Состав числа 4. Состав числа 4. Геометрические фигуры. Образование числа 5. Состав числа 5. Образование числа 6. Состав числа 5. Сложение. Образование числа 6. Запомни и назови. Простые аналогии. «Четвертый лишний». Подбери чашку к блюдцу В предмете что- то недорисовано. «Четвертый лишний». Подбери спинку к дивану. Чего не хватает? Существенный признак. «Нелепицы». «Кто чем питается?» Второй период (с 1 декабря по 28 февраля) Месяц Ознакомление с окружаю* щнм миром и развитие речи Подготовка к обучению грамоте Развитие
элементарных
математических
представлений Виды работы с психологом Декабрь Цвет, форма и величина предметов. Домашние животные. Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков сш. Повторение изученных звуков и букв. Состав числа 6. Сложение. Образование числа 7. «Нелепицы». «Четвертый лишний». Рабата над содержанием загадок. Работа над смыслом крылатого выражения.
Повторение. Дикие животные. 1.Звуковой диктант.
2. Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных, Состав числа 6. Вычитание. Состав числа 7. «Зашумленные» предметы. «Какое слово нужно исключить?» Работа над смыслом пословицы.
Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Домашние и дикие животные. Звуки б, бь. Буква В. Ударение, Состав числа. Вычитание. Образование числа 8. Работа над смыслом крылатого выражения. «Почему так называется?»
Сравнение предметов по величине. Новый год в семье. Дифференциация звуков п—6. Звуковой диктант. Состав числа 7. Сложение и вычитание. Состав числа 8. Существенные признаки. Выполни группировку. Нарисуй картинку и расскажи по ней. Январь Каникулы
водный и воздушный транспорт. Повторение. Звуки д, дь. Буква Д. Звуки д. дь. Буква Д. Состав числа 7. Сложение и вычитание. Образование числа 9. «Четвертый лишний». Простые аналогии. Сложи фигурки из счетных палочек.
Месяц Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Подготовка к обучению грамоте Развитие
элементарных
математических
представлений Виды работы с психологом Январь Городской наземный транспорт Железнодорожный (междугородний) транспорт. Обобщающее занятие «Знаешь ли ты цвета?* Одежда. Условия жизни диких животных. Зимующие птицы. Дифференциация звуков т—д. Звуковой анализ слов. Звукч. Буква Ч.
Звук ж. Буква Ж.
). Звук и буква Ж. Буквы А, О, И, У, Ы.
2. Дифференциация звуков ш—ж. Состав числа. Вычисления в пределах 10. Состав числа 9. Состав числа 8. Вычислений в пределах 10. Образование числа 10. Сослав числа 8. Арифметическая задача. Порядковый счет в пределах 10. «Какой автомобиль не подходит?* «Сделай так». «Четвертый лишний». «Заплаточки*. Методика Пьеррона—Рузера, Классификация по разным признакам. Пересчет зимующих птиц в секторе круга. Тест Бурдона. Методика Косса. Февраль Стройка и строительные профессии Профессии работников детского сада. Общественные здания. Профессии работников детского сада. День защитника Отечества. Обувь. Дифференциация звуков ш—ж. Звуки ф, фь. Буква Ф. Звуки ф, фь. Буква Ф, Дифференциация звуков в — ф, вь—фь. Звуковой анализ слов, Звуковой диктант. Состав числа. Решение задач. Порядковый счет. Состав числа 9. Решение задач. Количество и счет. Состав числа 10. Решение задач. Равенство и неравенство совокупностей предметов. Тест кодирования. Методика Косса. Работа над смыслом крылатого выражения. Пересчет геометрических фигур. Работа над смыслом пословицы. «Что изменилось?» Дорисуй предмет. Разложи серию сюжетных картинок и составь рассказ. Пространственные фигурки.
|
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |