Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Покровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология. Iсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association


Скачать 80.96 Mb.
НазваниеIсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association
АнкорПокровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология.doc
Дата08.11.2016
Размер80.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPokrovskiy_Briko_Ruk-vo_Obschaya_Epidemiologia.doc
ТипРеферат
#1280
страница14 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

Особенности организации и проведения экспериментальных исследований

Неконтролируемый эксперимент

Неконтролируемый эксперимент в виде наблюдения за результатами вмешательства — самый простой вид эксперимента. Он дает достаточные основания для оценки вмешательства только если размер эффекта огро­мен. Так, хинин при малярии и нитроглицерин при стенокардии демонс­трируют замечательный эффект, не требующий дальнейшей проверки. За редкими исключениями медицинские вмешательства незначительно влияют на исход болезни. Поэтому эффект легко не заметить, если про­водить неконтролируемый эксперимент и так же легко обнаружить эф­фект там, где его нет.

Испытание в параллельных группах

Простейший случай КИ — сравнение результатов вмешательства в двух группах, контрольной и основной. Пациенты основной группы получают исследуемый препарат, а контрольной — плацебо (рис. 4-1). Такую методику обозначают как проспективное исследование с вмеша­тельством и с параллельным контролем.

Перекрестное испытание

Чтобы максимально устранить неизбежную межиндивидуальную вари­абельность, применяют перекрестную организацию (рис. 4-3). При этом между основной и контрольной группами почти нет отличий: обе группы по очереди получают изучаемый препарат и плацебо (или референц пре­парат). Таким образом, обе группы одновременно основные и контроль­ные. Главное достоинство такой схемы — экономичность. Статистически значимый результат можно получить при числе пациентов в 2 раза мень­шем, чем при параллельном контроле.





Факторная структура эксперимента

В случае факторной структуры эксперимента можно сравнить бо­лее двух вмешательств на одной группе пациентов (табл. 4-1), Для этого сначала рандомизируют пациентов для препарата 1 и плацебо, а затем — для препарата 2 и плацебо. Как результат:

• пациенты, получающие препарат А и В;

• пациенты, получающие препарат В и плацебо;

• пациенты, получающие препарат Аи плацебо;

• пациенты, получающие только плацебо.

Такая структура эксперимента экономически выгодна по сравнению с проведением двух самостоятельных испытаний. Таблица 4-1. Пример факторной структуры эксперимента

Препарат А

Препарат 8



Да

Нет (плацебо)

Да

АВ

А —

Нет (плацебо)

— В



Трудности назначения препарата

Независимо от характера вмешательства (лечебное, диагностичес­кое, профилактическое) оно должно быть ясно описано и стандартизи­ровано.

При назначении некоторых вмешательств подбор дозы не вызывает трудностей: парентеральное введение препарата по схеме обеспечивает поступление в организм известного количества активного вещества. Применение пероральных форм препаратов уже приводит к трудностям в дози­ровке. В зависимости от комплайенса пациенты могут не принять суточную дозу, а в случае выраженных побочных эффектов — и вовсе ее уменьшить. Есть вмешательства, дозировать которые трудно. К ним относят оператив­ные вмешательства, мануальную терапию, иглорефлексотерапию.

В ходе КИ обычно прекращают лечение, ранее назначенное пациенту. Срок после прекращения прошлого лечения и до начала КИ устанавли­вают таким образом, чтобы упала концентрация активного вещества. Если пациенты основной группы принимают дополнительные препараты (коинтервенция), то может возникнуть смещение результатов в сторону более высокой эффективности. Если пациенты контрольной группы ис­пользуют те же препараты, что и в основной группе (контаминация, за­грязнение), то результат может быть сдвинут в сторону неэффективности препарата.

В испытании принимают меры по предотвращению контаминации и коинтервенции и по повышению комплайенса пациентов и персонала в выполнении предписанных протоколом действий. Один из способов — проведение вводного этапа до испытания. На этом этапе не соблюдаю­щих режим пациентов выявляют, например, путем определения в моче веществ, введенных в препарат в качестве метки. Затем в испытание вклю­чают только исполнительных пациентов. Коинтервенция и контаминация почти неизбежны, их необходимо учитывать при анализе данных.

Исходы («целевые» признаки) — события, по которым будут оцени­вать эффективность лечения или других вмешательств. Виды исходов:

• клинически важные исходы (летальность, продолжительность жизни, частота обострений, сохранение работоспособности);

• промежуточные;

• косвенные;

• суррогатные исходы.

Качество жизни

При оценке эффективности вмешательства не следует забывать об оценке качества жизни. Иногда небольшого увеличения продолжи­тельности жизни можно достичь неприемлемыми страданиями в про­цессе лечения, например, в онкологии. Для оценки качества жизни применяют сложные шкалы, итоговую оценку на которых получают в ре­зультате суммирования разнообразных сведений (об интенсивности боли, настроении, состоянии дыхания, способности мыться самостоятельно, обслуживать себя).

Прекращение испытания

Длительность КИ планируют исходя из количества участников, ожи­даемой частоты исходов и различия между вмешательствами (размера эффекта), из планируемой статистической значимости результата. Про­водить испытания до того момента, когда его результат станет статисти­чески значимым, неправильно, поскольку рано или поздно можно до­стичь статистически значимые различия. Именно поэтому длительность КИ устанавливают заранее.

В длительных испытаниях правила прекращения КИ устанавливают в связи с необходимостью обеспечения безопасности участников и с воз­можным получением убедительных результатов в пользу одного из изу­чаемых вмешательств.
Испытания с анализом данных в зависимости от назначенного

или полученного лечения
Результаты контролируемых рандомизированных испытаний можно анализировать и представлять двумя способами: либо на основании факта назначения того или иного лечения при рандомизации, либо на основа­нии лечения, полученного пациентом фактически. Правильное представ­ление результатов зависит от постановки вопроса.

• Если вопрос втом, какая тактика лечения более предпочтительна для принятия клинического решения, то следует применять анализ, исходящий из лечения, назначенного при рандомизации, независимо от того, все ли пациенты на самом деле получали это лечение. Этот подход называют анализом в зависимости от назначенного лечения. Достоинства такого подхода: поставленный вопрос соответствует тому, который обычно интересует клинициста при назначении лечения, а сравниваемые пациенты действительно распределены по группам случайным образом. Недостаток: если мно­гие пациенты не получали предписанного лечения, то различия между экспериментальной и контрольной группами исчезают, вероятность отрицательного результата исследования растет. В таком случае от­сутствие различия между группами может быть трактовано по-раз­ному: то ли экспериментальное вмешательство на самом деле неэф­фективно, то ли оно просто не было применено.

• Если нас интересует, действительно ли экспериментальное лечение лучше контрольного. В этом случае для ответа больше подходит ана­лиз, исходящий из полученного лечения, т. е. оценка эффекта того лечения, которое каждый больной получал в действительности и вне зависимости от того, какое лечение ему было назначено при рандо­мизации. При этом выясняют механизм изучаемого эффекта. Не­достаток этого подхода: если большинство пациентов не получали предписанного лечения, испытание перестает быть рандомизиро­ванным и становится обычным когортным исследованием. Это зна­чит, что все различия между группами, исключая способ лечения, должны быть каким-то образом нивелированы (путем введения ог­раничений, подбора пар, разделения на подгруппы или стандарти­зации) для достижения полной сопоставимости, как это происходит при неэкспериментальных исследованиях,

Статистическая оценка результатов испытания

Таблица 4-2. Таблица для расчета показателей эффективности

Лечение

Неблагоприятный исход был

Неблагоприятный исход отсутствовал

Итоги

Препарат

А

В

А+В

Плацебо

С

0

С+D





Таблица 4-3. Таблица для расчета показателей оценки побочных эффектов вмешательства

Лечение

Неблагоприятный исход был

Неблагоприятный исход отсутствовал

Итого

Препарат

А

8

А+В

Плацебо

С

0

С+D


Статистические показатели для расчета побочных эффектов

вмешательства


Организации, отвечающие за проверку результатов клинических испытаний

В большинстве стран мира открыты специальные отделы, относящи­еся к министерству здравоохранения или другим департаментам, отвеча­ющие за проверку результатов КИ, проводимых по новым препаратам, и за выдачу разрешений на поступление медицинского продукта (препа­рата, аппарата) в сеть аптек.

Например, в Соединенных Штатах, это —FDA. Это учрежде­ние действует в соответствии со статьей 21 кодекса федеральных законов. В России в составе Минздрава РФ есть отдел, действующий на основании приказа № 266 «Об утверждении Правил клинической практики в РФ» от 19 июля 2003г.

Международные требования

Основа проведения КИ — документ международной организации «Международной Конференции по Гармонизации» (IСН). Этот документ называют GСР («Описание стандарта ССР», GСР часто переводят как «Надлежащая (качественная) клиничес­кая практика»).

Кроме врачей, в области КИ работают и другие специалисты по КИ.

КИ необходимо проводить в соответствии с основополагающими этическими принципами Хельсинкской Декларации, стандарта ССР и действующими нормативными требованиями. До начала КИ необхо­димо оценивать соотношения предвидимого риска с ожидаемой пользой для испытуемого и общества. Во главе угла — принцип приоритета прав, безопасности и здоровья испытуемого над интересами науки и общества. Испытуемый может быть включен в исследование только на основании добровольного информированного согласия, полученного после деталь­ного ознакомления с материалами исследования. Это согласие заверяют подписью пациента (волонтера).

КИ должно быть научно обосновано, подробной ясно описано в про­токоле исследования. Оценка соотношения рисков и пользы, а также рассмотрение и одобрение протокола исследования и другой докумен­тации, связанной с проведением КИ, входят в обязанности Экспертного совета организации/Независимого этического комитета (ЭСО/НЭК). После получения одобрения от ЭСО/НЭК можно приступать к прове­дению КИ.

Разработка ЛС и их КИ — процедуры оченьдорогие. Некоторые фирмы, стремясь снизить стоимость испытаний, проводят их вначале в странах, где требования и стоимость значительно ниже, чем в стране фирмы-разработ­чика. Так, многие вакцины первоначально были испытаны в Индии, Китае и других странах третьего мира. В качестве 2—3 этапа КИ использовали и бла­готворительные поставки вакцин в страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Принципы качественных клинических испытаний

В РФ Приказом Федерального агентства по техническому регулирова­нию и метрологии от 27 сентября 2005 г. № 232-ст утвержден Националь­ный стандарт РФ (см. Приложение 1). Настоящий стандарт идентичен Руководству по надлежащей клинической практике.

Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации фармацевтических продуктов, предназначенных для при­менения человеком. Он под­готовлен Ассоциацией международных фармацевтических производите­лей, Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП), РАМН. Надлежащая клиническая практика: международный этический и научный стандарт планирования и проведения исследований с учас­тием человека в качестве субъекта, а также документального оформления и представления результатов таких исследований.

Соблюдение указанного стандарта служит для общества гарантией того, что права, безопасность и благополучие субъектов исследования защищены, согласованы с принципами, заложенными Хельсинкской декларацией (см. Приложение 2) Всемирной медицинской ассоциации, и что данные КИ достоверны.

Цель настоящего национального стандарта — установление единых со странами Европейского Союза, США и Японией правил, способству­ющих взаимному признанию данных КИ уполномоченными органами названных стран.

Принципы качественных КИ (GСР).

• КИ необходимо проводить в соответствии с основополагающими этическими принципами Хельсинской декларации, Правилами GСР и действующими нормативными требованиями.

• До начала КИ должна быть проведена оценка соотношения предви­димого риска с ожидаемой пользой для испытуемого и общества. КИ может быть начато и продолжено только в случае преобладания ожи­даемой пользы над риском.

• Права, безопасность и здоровье испытуемого важнее интересов науки и общества.

• Обоснованием планируемого КИ должны служить данные доклини­ческого и клинического изучения исследуемого препарата.

• КИ должно быть научно обосновано, подробно и ясно описано в про­токоле исследования.

• КИ проводят в соответствии с протоколом, заблаговременно утверж­денным/одобренным Экспертным Советом/Комитетом по этике.

• Ответственность за оказание медицинской помощи испытуемому мо­жет взять только квалифицированный врач.

• Все лица. Участвующие в проведении КИ. должны получить профессиональное образование и опыт, соответствующий поставленным задачам.

• Испытуемый может быть включен в испытание только на основании добровольного информированного согласия, полученного после де­тального ознакомления с материалами исследования.

• Сбор, обработка и хранение информации, полученной в ходе КИ, должны обеспечивать точное и правильное представление, объясне­ние и подтверждение данных.

• Документы, позволяющие установить личность испытуемого, необ­ходимо сохранять в тайне от неуполномоченных лиц.

• Производство и хранение исследуемого препарата, а также обраще­ние с ним осуществляют в соответствии с Правилами организации производства и контроля качества ЛС, или GМР. Препарат используют в соответствии с утвержденным прото­колом исследования.

Документы, необходимые для проведения рандомизированного клинического испытания

• Протокол исследования и поправки к нему.

• Форма письменного информированного согласия, ее последующие редакции.

• Материалы для привлечения испытуемых в исследование (например, рекламные объявления).

• Брошюра исследователя.

• Информация по безопасности исследуемого препарата.

• Информация о выплатах и компенсациях испытуемым.

• CV исследователя на настоящий момент и/или другие ма­териалы, подтверждающие его квалификацию.

• Любые другие документы, которые могут быть необходимы Эксперт­ному совету/Комитету по этике для исполнения своих обязанностей.

Экспертный совет/Комитет по этике

Согласно Указу Минздрава РФ от 19 августа 1999г. № 891-У функции Комитета по этике при Федеральном органе контроля качества, эффектив­ности и безопасности ЛС возложены на Национальный этический комитет.

Основная задача Экспертного совета/Комитета по этике — защита прав и здоровья испытуемых, а также гарантия их безопасности. Осо­бое внимание уделено исследованиям, участниками которых могут стать уязвимые испытуемые. Экспертный совет/Комитет по этике получает на рассмотрение документы, указанные выше (документы, необходимые для проведения РКИ).

Экспертный совет/Комитет по этике рассматривает вопрос о проведе­нии КИ в установленные сроки и дает письменное заключение, указывая название исследования, рассмотренные документы и дату одного из сле­дующих возможных решений:

• разрешения/одобрения на проведение исследования;

• требования о внесении изменений в предоставленную документацию для получения разрешения/одобрения на проведение испытания;

• отказа в разрешении/одобрении на проведение исследования;

• отмены/приостановления данных ранее разрешения/одобрения на проведение исследования.

Экспертный совет/Комитет по этике оценивает квалификацию иссле­дователя на основании его CVна настоящий момент и/или другой необходимой документации, полученной по запросу Экспертного совета/Комитета по этике.

В процессе исследования Экспертный совет/Комитет по этике рас­сматривает документацию с частотой, зависящей от степени риска ис­пытуемых, но не реже одного раза в год.

Если протокол указывает на невозможность получения согласия испы­туемого или его законного представителя до момента включения в иссле­дование (например, при терапии неотложных состояний), Экспертный совет/Комитет по этике должен убедиться в том, что в предоставленном протоколе и/или другой документации полноценно отражены этические аспекты этого исследования.

Во избежание необоснованной заинтересованности или принуждения испытуемых Экспертный совет/Комитет по этике рассматривает порядок и суммы выплат испытуемым.

В состав Экспертного совета/Комитета по этике должно входить до­статочное количество лиц, обладающих необходимым опытом и квали­фикацией для экспертной оценки научных, медицинских и этических аспектов планируемого исследования.

В состав Экспертного совета/Комитета по этике рекомендовано вклю­чение:

• не менее пяти членов; среди них:

• одного члена и более не научного работника;

• одного члена и более не сотрудника медицинского учреждения/иссле­довательского центра, в котором проводят испытание.

Только члены Экспертного совета/Комитета по этике, не являющи­еся сотрудниками исследователя или спонсора, могут участвовать в го­лосовании по вопросу разрешения/одобрения исследования. Экспертный совет/Комитет по этике оформляет список своих членов с указанием их квалификации. Экспертный совет/Комитет по этике действует в соот­ветствии с утвержденными стандартными процедурами, ведет необходи­мую документацию и протоколирует заседания. Его деятельность должна соответствовать Правилам GСР и действующим нормативным требова­ниям. На официальных заседаниях Экспертный совет/Комитет по этике принимает решения при наличии кворума, определенного соответствую­щим положением. Только члены Экспертного Совета/Комитета по этике, непосредственно участвующие в рассмотрении документации по иссле­дованию и его обсуждении, могут голосовать и давать рекомендации по вопросу разрешения/одобрения испытания. Исследователь предо­ставляет информацию Экспертному совету/Комитету по этике по любым аспектам исследования, однако не участвует в прениях или в голосовании по вопросу разрешения/одобрения испытания.

Информированное согласие

Доктрина информированного согласия (см. Приложение 2 п. 4.8 и Приложение 3) означает, что врач, прежде чем попросить у пациента согласие на проведение курса лечения или отдельной процедуры, свя­занных с риском и имеющих альтернативы (особенно если шансы до­стичь успеха невысоки), должен предоставить пациенту следующую ин­формацию:

• суть предлагаемого лечения (процедуры);

• риски и выгоды рекомендуемых мер, степень опасности самых небла­гоприятных исходов (гибели или тяжелой инвалидности);

• альтернативные методы лечения (процедуры), риски, опасность не­благоприятных исходов;

• последствия отложенного или не начатого лечения;

вероятность успешного исхода, проявление этого успеха;

• вероятные трудности и длительность периода реабилитации и воз­врата пациента к нормальному для него объему деятельности;

• прочие сопутствующие сведения в форме ответов на вопросы, изло­жение аналогичных случаев из своего опыта, опыта бригады и т. п. Информация должна быть предоставлена в доступной для пациента

форме, на понятном для него языке. Вопрос о компетентности решения часто возникает при заведомой неправоспособности пациента (дети, лица, признанные недееспособными в силу психических нарушений, дебильности, старческого слабоумия и т.д.). Здесь решения принимают по тем же схемам, с участием опекунов или попечителей. Относительно

бездомных людей решения принимают социальные работники, специ­ально на это уполномоченные. Если в семье или в органах опеки нет единого мнения, то вопрос о единственном опекуне решает суд. Добро­вольность — отсутствие какого-либо внешнего давления (угроза, подкуп, кабальные финансовые условия) на пациента при принятии решения, особенно при подписании письменных согласий или отказов.

Эталоны ответов к заданиям для самоподготовки

К задаче 1. Различные ЛС могут обладать специфическим действием (например, антибактериальные препараты), смешанным действием (на­пример, наркотические препараты) и неспецифическим действием (на­пример, противозудные препараты). При этом препараты с неспецифи­ческим действием оказывают влияние за счет психологического эффекта. Также следует обратить внимание на «эффект плацебо».

Оба активных препарата и плацебо давали примерно одинаковое сни­жение выраженности зуда в отличие от отсутствия вмешательства.

Причина эффективности плацебо — «эффект плацебо», причина эф­фективности препаратов — неспецифическое действие противозудных препаратов.

К задаче 2. Пациенты и медицинский персонал могли отгадать при­надлежность испытуемого к контрольной или основной группе по урежению частоты сердечных сокращений.

Пациенты контрольной группы, узнав, что они получают плацебо, мо­гут начать прием активного препарата, таким образом, возможно смещение результата в сторону занижения эффективности испытуемого препарата.

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Вопросы для отработки на практическом занятии

1. РКИ — «золотой» стандарт экспериментальных исследований по оценке потенциальной эффективности лечебных и профилакти­ческих препаратов (Задачи № 1—9).

2. Цели РКИ. Оценка безопасности и эффективности (действенность и собственно эффективность). Внутренняя и внешняя достоверность РКИ (Задачи № 1-9).

3. Фазы РКИ.

Оценка эффективности и безопасности профилактических и лекарственных препаратов 207

4. Случайные и систематические ошибки (Задачи № 1—9).

5. Организация РКИ:

О Планирование числа участников.

О Критерии включения/исключения. Согласие участников. Комплайенс.

О Формирование выборки.

О Рандомизация: цели, методы, ошибки. Псевдорандомизация (Задача 1).

О Плацебо: цели применения плацебо (Задача 6).

О Ослепление (маскирование) исследования: слепое, двойное трой­ное и четверное слепое испытание (Задачи 2, 3, 5).

О Распределение и применение вмешательств. Испытания в парал­лельных группах (независимые и связанные выборки), перекрест­ное испытание, факторная структура эксперимента, исторический и внешний контроль.

О Трудности назначения препарата (Задача 7).

О Исходы исследования: методы оценки. Клинически важные ис­ходы, промежуточные, косвенные, суррогатные исходы. Качество жизни (Задача 4).

О Прекращение испытания: планированиедлительностиэксперимента.

6. Статистическая и клиническая значимость результатов. Показатели величины эффекта. Оценка клинической значимости (Задачи 8, 9).

7. Изучение побочных эффектов вмешательства.

8. Стандарт отрасли ОСТ 42-511-99 «Правила проведения качественных КИ в Российской Федерации». Область применения.

9. Принципы качественных КИ (GСР).

10. Основные документы, необходимые для проведения исследования.

11. Этические аспекты проведения РКИ.

Указанные вопросы отрабатывают при решении ситуационных задач.

Ситуационные задачи

Задача 1. При проведении КИ двух ЛС пациентов делили на группы разными способами. В первом случае пациентов делили по четности но­мера карты (четные номера — основная группа, нечетные — контроль­ная). Во втором случае — по дню недели поступления в стационар (по­недельник, среда, пятница, воскресенье — основная группа, вторник, четверг, суббота — контрольная).

Оцените правильность организации первого и второго исследования.

Дайте рекомендации по проведению рандомизации.

Задача 2.

1) В КИ нового препарата для снижения уровня триглицеридов крови пациенты были поделены на две группы. Пациенты первой группы получали препарат, второй группы — плацебо. Пациенты знали свою принадлежность к группе.

2) В КИ антибиотика у пациентов с пневмонией результат оценивали по изменению рентгенологической картины. Врач, проводивший ис­пытание, знал принадлежность пациентов к контрольной или основ­ной группе. При этом улучшение рентгенологической картины врач быстрее выявлял у пациентов экспериментальной группы.

3) Было проведено КИ нового дорогостоящего препарата класса статинов. Статистик, оценивающий результаты, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. По совместительству статистик работал в фармацевтической компании, заказавшей это исследование.

Оцените правильность организации исследований в указанных случаях.

Объясните, каким образом такая организация исследования могла пов­лиять на полученные результаты.

Задача 3. В исследовании первичной профилактики сердечно-сосу­дистых заболеваний было использовано практически идеальное плацебо. Одни участники получали колестирамин (экспериментальная группа), дру­гие — плацебо (контрольная группа). Однако побочные эффекты были от­мечены существенно чаще в экспериментальной группе. В конце первого года испытания у пациентов экспериментальной группы чаще, чем конт­рольной, были запоры (39% против 10%), изжога (27% против 10%), от­рыжка и метеоризм (27 % против 16 %), а также тошнота (16 % прошв 8 %).

Оцените, каким образом данная ситуация может повлиять на получен­ные результаты.

Задача 4. В крупном исследовании изучали влияния нескольких ги-полипидемических препаратов на развитие стенокардии 1103 мужчи­нам был назначен клофибрат и 2789 мужчинам — плацебо. Летальность за последние 5 лет составила в среднем 20,0 % в группе принимавших клофибрат и 20,9 % в группе принимавших плацебо, что указывает на неэффективность препарата. В то же время было обнаружено, что не все пациенты принимали ЛС. Был ли клофибрат эффективен у тех, кто действительно принимал препарат? Ответ был утвердительным. В экспе­риментальной группе летальность за последние 5 лет среди пациентов, действительно принимавших клофибрат, составила 11,0 % по сравнению с 26,4% у пациентов, не соблюдавших схему лечения (р< 0,05). Леталь­ность среди больных, строго выполнявших назначения и принимавших плацебо, также снизилась. В данном случае летальность за последние 5 лет у пациентов, действительно принимавших препарат, составила 19,3 % против 25,3 % среди тех, кто не принимал его (р< 0,05 ).

Оцените полученные результаты.

Укажите причины, повлиявшие на результаты исследования.

Сделайте предварительный вывод об эффективности препарата.

Задача 5. Проанализируйте перечисленные методы медицинского вмешательства. О Внутривенные инъекции.

О Пероральная форма ЛС.

О Мануальная терапия.

О Иглорефлексотерапия.

О Оперативное вмешательство.

Определите возможные трудности стандартизации и дозиметрии ука­занных методов.

Дайте обоснование принятого решения.

Задача 6. При отсутствии адекватного лечения больные СПИДом погибают в течение нескольких лет после появления симптомов. Изу­чению эффективности методов лечения больных СПИДом препятс­твует нарушение обычных процедур рандомизированных испытаний, поскольку пациенты хотят увеличить свои шансы на выживание. В ходе рандомизированных испытаний пациенты иногда обмениваются препа­ратами или получают через «лекарственные клубы» препараты, не ис­пользуемые в испытании. О таких поступках они не сообщают иссле­дователям, поэтому эти факторы невозможно учесть при подведении итогов испытания.

Определите, каким образом такое вмешательство в исследование ока­зывает влияние на получаемые результаты.

Задача 7. При проведении КИ нового антибиотика была произве­дена выборка больных пневмонией легкой формы течения. Случай­ным образом были сформированы четыре группы пациентов. В пер­вой группе вмешательство не проводили, наблюдение за состоянием пациента не было установлено; за пациентами второй группы было ус­тановлено наблюдение; в третьей группе пациенты получали плацебо;

в четвертой — исследуемый препарат. Через неделю была проведена оценка эффективности лечения. Критерий эффективности — клини­ческое улучшение состояния. В первой группе улучшение состояния от­мечено у 15 % пациентов, во второй — у 23 %, в третьей — у 35 %, в чет­вертой-у 85%.



Рис. 4-4. Вклад различных причин в суммарный лечебный эффект

Оцените полученные результаты.

Проанализируйте представленный материал (рис. 4-4) и оцените вклад различных причин в суммарный лечебный эффект, дайте объяснение по­лученным результатам.

Укажите причины, повлиявшие на результаты.

Задача 8. При проведении РКИ эффективности препарата арбидол среди детей в возрасте от 2 до 6 лет было сформировано две группы: основ­ная (экспериментальная) группа численностью 143 пациента и контроль­ная — 151 пациент. Пациенты основной группы получали арбидол в дозе 0,05 в течение 6 дней, пациенты контрольной группы получали плацебо. Исследование шло в течение 3-х мес, после чего оценивали результаты по числу заболевших гриппом и ОРВИ, а также число случаев осложне­ний гриппа и ОРВИ. В опытной группе заболели 66 пациентов, при этом осложнения были у 7 из них, в контрольной группе заболели 95 пациен­тов, осложнения были у 20.

Оцените эффективность препарата Арбидол по предотвращению разви­тия заболевания гриппом, ОРВИ и осложнений.

Задача 9. Схема составлена на основании данных, изложенных в пуб­ликации «Формалин-инактивированная вакцина гепатита А, Приложе­ние 1. А. Верзбергер и др.



Изучите представленную схему и составьте ее заголовок.

Укажите, какими терминами следует обозначить дизайн данного иссле­дования и объясните основные его этапы.

Определите цель этого исследования.

Укажите, какой или какие показатели (величины, коэффициенты) рас­считываются при такой организации исследования и расшифруйте их эпидемиологический смысл.

Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достовер­ность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования считать абсолютно истинными

Итоговый контроль знаний

Выберите один или несколько ответов.

1. РКИ предназначены:

а) для оценки эффективности ЛС и иммунобиологических препа­ратов;

б) для оценки работы лечебно-профилактических учреждений;

в) для оценки безопасности ЛС и иммунобиологических препа­ратов;

г) для опенки валидности диагностических и скрининговых тестов.

2. Первую фазу РКИ проводят на:

а) здоровых добровольцах;

б) лабораторных животных;

в) больных людях (при невозможности включения здоровых);

г) врачах и среднем медицинском персонале.

3. ЛС разрешают к применению после проведения:

а) первой фазы РКИ;

б) второй фазы РКИ;

в) третьей фазы РКИ;

г) четвертой фазы РКИ.

4. Основополагающие факторы определения числа участников испы­тания:

а) предполагаемая величина эффекта;

б) структура исследования;

в) бюджет планируемого исследования;

г) заранее установленный порог статистической значимости обнару­жения эффекта.

5. Формирование выборки основано на критериях:

а) включения;

б) обоснования;

в) исключения;

г) формирования.

6. КИ организуют на основании международного стандарта:

а) Food and Drug Administration;

б) Good Manufacturing Practice;

в) GСР;

7. Выберите среди указанных вариантов ответа пример псевдорандоми­зации:

а) подбрасывание монеты;

б) выбор пациентов по четности года рождения;

в) использование таблицы случайных чисел;

г) по номеру палаты.

8. Выберите, какими свойствами должно обладать плацебо:

а) ярко красный цвет;

б) полная копия внешнего вида изучаемого ЛС;

в) маркировка «плацебо»

г) соответствие вкуса, цвета и запаха изучаемому препарату.

9. Простое слепое КИ подразумевает, что:

а) пациент не знает свою принадлежность к основной или контроль­ной группе;

б) будут определять поля зрения испытуемого;

в) врач не знает принадлежность пациента к основной или контроль­ной группе;

г) врач не знает диагноза пациента.

Ответьте на следующие вопросы

1. Укажите основные варианты распределения вмешательств, использу­емые при РКИ.

2. Перечислите основные особенности проведения второй, третьей, чет­вертой фазы РКИ.

3. Укажите основные особенности проведения двойного, тройного и чет­верного КИ.

4. Перечислите основные статистические показатели для измерения эф­фективности ЛС.

5. Перечислите случайные и систематические ошибки при проведении РКИ.

6. Укажите, какой стандарт при проведении КИ используют в РФ.

7. Перечислите основные документы, используемые при проведении КИ.

8. Перечислите основные показатели оценки эффективности и безопас­ности лекарственных и профилактических препаратов;

9. Перечислите основные показатели оценки побочных эффектов вме­шательства.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей