Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Покровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология. Iсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association


Скачать 80.96 Mb.
НазваниеIсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association
АнкорПокровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология.doc
Дата08.11.2016
Размер80.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPokrovskiy_Briko_Ruk-vo_Obschaya_Epidemiologia.doc
ТипРеферат
#1280
страница3 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Показатели наглядности

Показатели наглядности позволяют представить ряд сравниваемых аб­солютных величин или ИП и ЭП в легко воспринимаемом виде. Для этого одна из величин ряда — исходная величина — приравнивается к 100 (воз­можно любое число, равное 10"), а остальные величины ряда пересчитыва­ются по отношению к исходной. За исходную величину, как правило, при­нимается минимальная или максимальная величина из сравниваемого ряда.

Показатели наглядности позволяют абстрагироваться от фактических значений сравниваемых величин, но при этом более доступно иллюстри­руют различия между ними и возможную тенденцию их изменения. Чаще всего показатели наглядности используют для отображения различий по­казателей заболеваемости в группах населения, выделенных по признаку «лица» и (или) «места».

Таблица 1-7. Заболеваемость эпидемическим паротитом в различных группах населения г. N в 2000 г.

Контингенты

Показатель заболеваемости (0/0000)

Показатель наглядности %

«Неорганизованные» дети до 2 лет

108,5

15,7

«Неорганизованные» дети 3 — 6 лет

315,0

45,5

«Организованные» дети до 2 лет

191,9

27,7

«Организованные» дети 3 — 6 лет

151,0

21,8

Школьники

692,9

100,0

Взрослые

125,0

18,0

Всего

189,8

27,4

Из табл. 1-7 следует, что показатели наглядности, сохранив факти­ческое соотношение величин, более доступно демонстрируют различия в частоте заболеваний эпидемическим паротитом в различных группах населения г N в 2000 г.

Дизайн эпидемиологических исследований

Дизайн, способы проведения и организации исследований — эти тер­мины являются синонимами термина структура.

Под дизайном эпидемиологического исследования понимают все осо­бенности проведения конкретного исследования, предусмотренные его планом. Эти особенности обозначают многочисленными терминами, и только их сочетание позволяет отразить все характерные черты иссле­дования. Многообразие видов и различия в организации и проведении эпидемиологических исследований представлены в табл. 1-8.

Таблица1-8. Основные термины, характеризующие отдельные особенности эпидемиологических исследований

Окончание табл. 1-8

Классификационный признак

Название исследования в соответствии с классификационным признаком

1

2

Цель исследования: • описать заболеваемость или другое явление, относящееся к предметной области эпидемиологии; • объяснить выявленные проявления заболеваемости и т.д.

• описательное

• аналитическое (основные варианты — исследование случай — контроль и когортное исследование)

Общенаучный метод: • наблюдение; • эксперимент

•наблюдательное; • экспериментальное (рандомизированное полевое и клиническое испытание)

Объем изучаемого явления: • все явление (генеральная совокупность) • специально выбранная часть явления

• сплошное

• выборочное

Вид познавательной деятельности: • научная (специальная); * обыденная

• научное (специальное) • рутинное

1

2

Наличие изучаемых случаев (болезнь, смерть и др.) к началу исследования: • случаи уже состоялись (произошли); • предполагается появление случаев; • случаи состоялись, но также предполагается появление новых случаев

• ретроспективное • проспективное • комбинированное

Время проведения исследования: • какой-либо момент; • какой-либо период

• одномоментное (поперечное) • динамическое (продольное)

Место проведения исследования: • в клинике и других лечебно-профилактических учреждениях; • вне клиник

• клиническое • полевое

Примечание. Часть терминов, не вошедших в таблицу, описываются в разделах, которые посвящены отдельным типам исследований.

Поскольку описательные и аналитические исследования подробно разбираются в отдельных главах, здесь более детально рассматриваются особенности организации сплошных и выборочных исследований. Дру­гим исследованиям дана лишь краткая характеристика.

Сплошные исследования

Сплошные эпидемиологические исследования — это исследования, проводимые в объеме генеральной совокупности, которую в эпидемио­логии чаще обозначают термином популяция. В общем случае популя­цией называют объект наблюдения, представляющий совокупность всех единиц наблюдения, которые обладают определенными признаками, их часто называют признаками включения/исключения в популяцию. В эпидемиологии, как уже отмечалось ранее, эти признаки относятся к признакам времени, места и «лица». Идея проведения сплошного ис­следования связана со стремлением получить исчерпывающую информа­цию об изучаемом явлении. Объем популяции, а следовательно, и объем сплошного исследования в научных и рутинных исследованиях сущест­венно различаются. Если допустить, что цель научного исследования — выяснить причины возникновения и распространения данной болезни в настоящее время в целом, а не применительно к какой-то территории и группе населения, то популяцией в таком случае должно быть все население, которое подвержено риску возникновения этой болезни.

Если цель научного исследования — изучить причины болезней только в данной стране или городе, то популяция — это соответствующее населе­ние страны или города. Еще меньше по объему генеральная совокупность в рутинных аналитических исследованиях, например при расследовании вспышки болезни в «организованном» коллективе детей. В этом случае популяция — все дети и весь персонал данного учреждения или одной (нескольких) групп, в зависимости от первоначальной гипотезы о при­чине данной вспышки.

Несмотря на изучение явления в полном его объеме, не следует ду­мать, что результаты сплошного исследования заведомо точнее выбо­рочного. Точность данных сплошного исследования зависит от многих факторов. Например, если сплошное исследование является крупно­масштабным, значит в его проведении участвует значительное число сотрудников, стандартизировать квалификацию которых достаточно сложно, это скажется на результатах исследования. Главными же недо­статками сплошных исследований являются большие затраты времени, сил и средств, нередко невозможность их проведения.

Преодолеть недостатки сплошных позволяют выборочные исследова­ния, которые являются основным специальным инструментом многих наук.

Выборочные исследования

Выборочные эпидемиологические исследования основаны на дан­ных, полученных при изучении заболеваемости относительно неболь­шой части населения— выборки. На их основании делают выводы об особенностях изучаемого явления во всей популяции (генеральной совокупности), из которой данная выборка была сформирована. Таким образом, цель выборочных исследований — получить репрезентатив­ную информацию, которую можно было бы экстраполировать на всю популяцию.

Корректность данных напрямую зависит от репрезентативности вы­борки, которая прежде всего определяется правильным выбором ге­неральной совокупности. Впоследствии из генеральной совокупности выбирают часть единиц наблюдения. По желанию исследователя гене­ральная совокупность может быть ограничена различными признаками (временем, территорией, возрастом, профессией и другими социальными и биологическими признаками людей).

Кроме того, репрезентативность выборки обеспечивается:

необходимой численностью (объемом, размером) выборки;

соблюдением принципа рандомизации.

Численность выборки зависит от многих составляющих, и в первую очередь от характера исследования. Если цель исследования — оценка заболеваемости среди населения, то необходимо;

выбрать (задать) степень достоверности измерения заболеваемости, т. е. величину возможного отклонения выборочных данных от данных изучения популяции;

приблизительно знать частоту заболеваний, которая может быть об-

наружена.



где (для обеих формул)

n — искомая численность выборки;

N — численность популяции;

t — критерий достоверности (чаще всего равен 1 ,96 = 2);

I — предполагаемая частота заболеваний;

q = (R — I), где R — используемая размерность показателя I;

дельта — выбранная предельно допустимая ошибка показателя. Обычно максимально допустимая ошибка составляет не более 25 % от величины показателя (I).




Второе условие достижения репрезентативности выборки — принцип рандомизации. Рандомизация обеспечивает случайный отбор из числа лиц, представляющих генеральную совокуп­ность. Другими словами, рандомизация — это равный шанс каждой еди­нице наблюдения из генеральной совокупности попасть в выборку, что снижает опасность непреднамеренного искажения состава выборки, но не может полностью исключить недобросовестность исследователя при ее формировании.

Соблюдение принципа рандомизации обеспечивается различными способами формирования выборки. Выбор способа зависит

от дизайна исследования;

предполагаемой точности результатов;

объема генеральной совокупности;

возможности использования самого точного метода (см. ниже) и дру­гих объективных и субъективных причин.

В настоящее время идеальным принципом рандомизации считается использование для выборки единиц наблюдения таблиц случайных чи­сел или аналогичных им компьютерных программ. Этот способ обеспечи­вает случайный бесповторный отбор, при котором единица наблюдения выбирается из генеральной совокупности только один раз. Такой под­ход является обязательным для формирования опытной и контрольной группы при проведении большинства РКИ различных средств и спосо­бов лечения больных. Это способствует соблюдению принцийа беспри­страстности исследования и минимизации непреднамеренного искаже­ния состава групп. И в значительной степени при соблюдении дизайна исследования обеспечивает надежные выводы. Однако следует помнить, что никакой дизайн не может полностью исключить недобросовестность конкретного исследователя.

Следующие способы основаны на определенной плановости в от­боре единиц наблюдения, что, естественно, снижает соблюдение при­нципа рандомизации.

Механический отбор

Вначале единицы наблюдения располагают по порядку исходя из ка­кого-либо случайного признака: номер истории болезни, амбулаторная карта, первая буква фамилии и т. п. Затем необходимо определить интервал, через который из списка генеральной совокупности механически будут выбраны единицы наблюдения (например, каждая пятая). Для определения интервала численность генеральной совокупности следует разделить на численность необходимой выборки.

Типологическая (типическая) выборка

Вначале генеральная совокупность разбивается на группы по какому-либо типичному признаку. Чаще всего используют различные индиви­дуальные признаки людей, такие как возраст, профессия, воздействие предполагаемых факторов риска, болезнь и т. п. Далее случайным или ме­ханическим способом из каждой группы отбирается необходимое число единиц наблюдения. Объем выборки из каждой группы должен быть также заранее определен, а соотношение объемов выборок (например, по возрасту) должно соответствовать структуре генеральной совокуп­ности. Такую выборку нередко называют взвешенной типологической выборкой. Этот способ чаще всего используется в наблюдательных ана­литических исследованиях.

Серийный (гнездовой) отбор

Серийный (гнездовой) отбор похож на типический. Различие в том, что при серийном отборе из генеральной совокупности случайным спосо­бом выбираются не отдельные единицы наблюдения, а целые их группы, которые называют сериями, или «гнездами». «Гнездами» могут быть от­дельные учреждения, цеха, врачебные участки, отделения, палаты и т.д. Затем в каждом «гнезде» проводится сплошное изучение всех единиц на­блюдения.

Метод направленного отбора

Метод направленного отбора предполагает еще на этапе определения генеральной совокупности исключать из аналитического изучения не­которые факторы, влияние которых хорошо известно. Например, вли­яние курения на риск заболеть раком легких хорошо известно, но это не единственный фактор. Поэтому исследователи, поставившие цель выявить другие дополнительные факторы риска рака легких, не должны включать в генеральную совокупность, а следовательно, и в выборку ку­рящих людей.

Преимущество выборочного исследования над сплошным заключа­ется в том, что при правильной организации достоверные данные можно получить, затратив гораздо меньше сил, средств и времени. При проведении выборочных исследований за счет их меньшего объема гораздо легче проконтролировать получение унифицированной информации и свести возможные ошибки к минимуму. Вместе с тем по объективным причи­нам во многих исследованиях изучаются так называемые смещенные вы­борки, обладающие недостаточной репрезентативностью по отношению ко всей популяции, что следует принимать во внимание при оценке вы­водов таких исследований.

Характеристика некоторых терминов, определяющих дизайн эпидемиологических исследований

Описательное исследование предусматривает получение описатель­ных эпидемиологических данных, т.е. данных о проявлениях заболева­емости. Такое исследование может быть самостоятельным, но получен­ные новые описательные эпидемиологические данные побуждают тех же или других исследователей к продолжению исследования, чтобы объяс­нить выявленные проявления заболеваемости. Поэтому описательное ис­следование является, как правило, только первой частью полноценного эпидемиологического исследования, обязательно включающего также и аналитическую часть.

Аналитическое исследование посвящено выявлению причин возник­новения и распространения болезней. Процесс поиска соответствует общенаучным представлениям о двух приемах (направлениях) выяв­ления связей между предполагаемой причиной и следствием. Первый прием — от следствия к причине. При его использовании, отталкиваясь от состоявшегося следствия (например, болезни), пытаются в прошлом найти события, которые можно было бы рассматривать как причины этого следствия. Другой прием — от причины к следствию. Ориентируясь на воздействие предполагаемой причины, ожидают появление причинно обусловленного следствия.

В соответствии с приемами поиска причин разработаны два типа ана­литических исследований: случай-контроль и когортное исследование.

Исследование случай-контроль — аналитическое ретроспективное ис­следование, целью которого является выявление факторов риска изуча­емой болезни. Основную группу отбирают из больных изучаемым забо­леванием, контрольную группу составляют лица, не страдающие данным заболеванием. Факт воздействия изучаемых факторов риска определяется опросом лиц в сравниваемых группах, их родственников, по архивным данным. Сравнение частоты встречаемости отдельных факторов в основ-

Статистические показатели, используемые для измерения заболеваемости... 37

ной и контрольной группе позволяет рассчитать показатель отношение шансов (ОК), по величине которого ориентировочно оценивается нали­чие причинно-следственной связи.

Когортное исследование — аналитическое исследование, в котором определенная когорта лиц наблюдается в течение некоторого пери­ода с целью выяснения, что с ними произойдет в дальнейшем. Когор­тное исследование позволяет оценить относительный возникновения (распространения) болезни, связанный с предполагаемыми факто­рами риска.

Особенности организации исследований случай-контроль и когор-тных исследований подробно описаны в главе «Аналитические иссле­дования».

Наблюдательное исследование не предусматривает вмешательства в естественный процесс возникновения и распространения болезней. К ним также относится изучение заболеваемости в ситуациях, когда вмешательство стало обязательной практикой. Например, рутинное изучение заболеваемости инфекциями, управляемыми иммунопрофи­лактикой.

Во время экспериментального исследования, наоборот, предусмотрено контролируемое и воспроизводимое вмешательство в естественное раз­витие заболеваемости с целью выявления ее причин (подробнее см. главу «Аналитические исследования»). При этом эпидемиологический экс­перимент должен полностью соответствовать и другим общенаучным требованиям, предъявляемым к любому эксперименту. В связи с этим используемые некоторыми авторами термины «естественный», «некон­тролируемый эпидемиологический эксперимент» являются некоррект­ными. Поскольку в результате эксперимента нужно ответить на вопрос, почему произошло так, как описано в эксперименте, любое эксперимен­тальное исследование всегда аналитическое.

Наиболее оптимальный дизайн эпидемиологических эксперимен­тов — рандомизированные контролируемые испытания в двух вариантах: клинические (КИ) и полевые.

Рандомизированное контролируемое КИ — это вариант эксперимен­тального эпидемиологического исследования, основанный на принципах проведения проспективного когортного исследования, предназначенный для оценки потенциальной эффективности средств и способов лечения и диагностики больных.

Рандомизированное контролируемое полевое испытание, или строго контролируемый эпидемиологический опыт — это экспериментальное изучение в полевых условиях потенциальной эффективности любых средств (способов), предупреждающих возникновение болезни.

Научное (специальное) исследование организуется именно для полу­чения (подтверждения) новых данных.

Рутинным считается любое эпидемиологическое исследование, соот­ветствующее служебным обязанностям. Оно не предусматривает полу­чения новых научных данных, наоборот, рутинное исследование прово­дится в рамках существующих на данный момент научных представлений о причинах возникновения и распространения болезни. Типичный при­мер — расследование вспышки инфекционной болезни, когда поиск при­чины ее возникновения основывается на существующем научном пред­ставлении обо всех возможных причинах таких вспышек.

Ретроспективное исследование основано на изучении информации о возникших случаях болезни за какой-либо период времени в прошлом, при этом используется первый прием поиска причинно-следственных связей — от следствия к причине. Основным источником информации служит существующая система регистрации и учета больных. Ретрос­пективное исследование может быть как описательным, так и анали­тическим.

Проспективное исследование предусматривает изучение информации по мере появления новых (свежих) случаев болезни, не существовавших к началу исследования, изучение причинно-следственных связей осно­вано на втором приеме — от причины к следствию. При этом исследование основано на вероятности возникновения новых случаев болезни (следс­твие) среди группы населения, подверженного влиянию фактора риска (причина). Проспективные исследования всегда только аналитические.

Одномоментные (поперечные) исследования могут быть как описатель­ными, так и аналитическими. Видимо, поэтому в различных эпидемио­логических изданиях их относят то к описательным, то к аналитическим исследованиям. В любом случае главная цель этих исследований — по­лучение информации о заболеваемости населения какой-либо болезнью за ограниченный отрезок времени, при необходимости такие исследо­вания могут повторяться. Так как одномоментным исследованием пре­дусмотрено выявление всех случаев болезни, существующих на данный момент, его также называют исследованием на распространенность (по-раженность), а результаты одномоментного исследования нередко выра­жаются в показателях РК.М.

Если выявленные случаи связывают с влиянием какого-либо фактора риска, исследование может стать аналитическим.

Динамическое (продольное) исследование предусматривает система­тическое изучение информации о заболеваемости среди одной и той же группы населения. При этом исследование может быть непрерывным или повторяться через короткие промежутки времени. Типичным при­мером динамического исследования является рутинный оперативный и ретроспективный анализ заболеваемости населения, проводимый спе­циалистами центров санитарно-эпидемиологического надзора.

Хотя понятие «клинический» связано с местом проведения эпидеми­ологического исследования, его применяют лишь для обозначения про­водимых в клинике экспериментов по оценке потенциальной эффек­тивности лечебных препаратов, способов диагностики, схем лечения больных. Такие исследования называют РКИ.

Полевым считается исследование, проводимое вне лечебно-профи­лактических учреждений. Его масштабы весьма разнообразны, от рас­следования небольшой вспышки до общенационального исследования. Полевое исследование может быть:

описательным и аналитическим;

наблюдательным и экспериментальным;

сплошным и выборочным;

рутинным и научным;

ретроспективным и проспективным;

одномоментным и динамическим.

Ни один из перечисленных выше терминов не может самостоятельно раскрыть все особенности проведения эпидемиологического исследо­вания. Например, исследование вспышки какой-либо болезни — это не только наблюдательное, неодновременно и аналитическое, чаще всего рутинное, сплошное, одномоментное, ретроспективное или ком­бинированное клиническое или полевое испытание.

Организация исследования — это согласованная, упорядоченная, вза­имосвязанная совокупность разнообразных действий, приводящих к до­стижению намеченной цели. Состоит из нескольких этапов:

подготовительный;

сбор информации и первичная статистическая обработка;

статистический и логический анализ полученной информации;

формулирование выводов (заключительный этап). Подготовительный этап включает в себя:

обоснование актуальности (необходимости) проведения исследования;

формулирование окончательной (конечной) и промежуточных целей;

формулирование рабочей гипотезы;

выбор объекта и единицы исследования;

составление программы;

составление плана;

проведение пилотного исследования.

Большинство эпидемиологических исследований предусматривают достижение аналитической цели, т. е. направлены на выявление причин возникновения и распространения изучаемой патологии. Первой состав­ной частью является описательный раздел. Не менее важными являются исследования, посвященные оценке потенциальной эффективности предлагаемых средств и способов борьбы с распространением болезней. В практической деятельности выявляется не потенциальная эффектив­ность, а реальное качество и эффективность исполнительской деятель­ности. В соответствии с данными, полученными при анализе литературы, и с поставленной целью вырабатывается рабочая гипотеза — предполо­жительное объяснение изучаемого явления. Например, гипотеза о при­чинах возникновения и распространения недостаточно изученной бо­лезни или (для рутинных исследований) гипотеза о причине вспышки какой-либо болезни, но в рамках известных науке возможных причин ее возникновения. Рабочая гипотеза определяет все дальнейшие действия и значительную часть всего дизайна исследования. В ходе исследования в рабочую гипотезу могут вноситься коррективы, однако если это приво­дит к изменению программы, то исследование следует начать заново.

Объектом исследования (наблюдения) в эпидемиологических иссле­дованиях являются группы сравнения, которые в различных исследова­ниях называют по-разному:

экспонированные и неэкспонированные;

больные и здоровые;

основная и контрольная;

опытная и контрольная и т. д.

Эти группы состоят из больных и (или) здоровых людей — единиц наблюдения, каждая из которых подлежит обязательной регистрации. Крайне важно как в научных, так и в практических исследованиях уже на подготовительном этапе определить критерии, на основании которых человек будет считаться больным, т. е. сформулировать признаки стандарт­ного случая конкретной болезни. Больные и здоровые люди (единицы на­блюдения) являются носителями различных признаков. Те признаки, ко­торые предполагается учитывать (регистрировать), называют учетными.

Программа исследования включает программу сбора информации и программу сводки и группировки данных. Программа сбора информации — это регистрационный документ, существующий или специально разработанный, в котором содержится перечень учетных признаков, не­обходимых для выполнения промежуточных и конечной целей исследо­вания. Учетные признаки используются на следующих этапах для груп­пировки полученных данных, поэтому они являются группировочными признаками. Существуют различные классификации учетных (группи-ровочных) признаков.

Основная эпидемиологическая классификация группировочных при­знаков основана на выделении:

диагноза;

признаков времени;

признаков места (территории);

признаков «лица» (индивидуальных признаков).

С помощью таких признаков можно провести разнообразную груп­пировку и больных, и здоровых лиц. Кроме указанной классификации учетные признаки подразделяют, в частности, на факторные (фактори-альные) и результативные. Факторными являются те признаки, под вли­янием которых изменяется состояние здоровья человека. Результативные признаки — это различные оценки состояния здоровья человека, вклю­чая результаты анализов и поставленный диагноз.

Разделение учетных признаков на факториальные и результативные должно быть обосновано рабочей гипотезой о причинно-следственных связях предполагаемых факторов риска и заболеваемости. Нередко все признаки подразделяют на относящиеся к единице наблюдения — боль­ному или здоровому человеку, их называют факторами хозяина, и на при­знаки среды обитания — факторы среды.

В каждом регистрационном документе кроме учетных признаков должна быть «паспортная» часть. В ней отмечаются:

номер регистрационного документа (данной единицы наблюдения);

дата заполнения;

номер страхового полиса;

удостоверение личности;

фамилия больного (здорового);

возраст и другие, обязательные для любых исследований данные. Заканчивается регистрационный документ подписью лица, его за­полнявшего.

Программа сводки и группировки данных — это набор макетов таб­лиц, которые нередко называют разработочными. Их предполагается использовать на втором этапе исследования. В них будут заносить учетные признаки из регистрационных документов. Макет должен быть таким, чтобы таблица после заполнения содержала все особенности изучаемого явления, которые предполагается выявить. Таким обра­зом, макеты таблиц должны соответствовать целям и рабочей гипотезе исследования.

Составление макетов таблиц не только техническая работа, а главным образом целенаправленные, продуманные действия. Главное — это вы­бор группировочных признаков, необходимых для построения конкрет­ной таблицы. В эпидемиологических исследованиях используют все три типа статистических таблиц: простые, групповые и комбинированные.

План исследования — документ, в котором отражены все основные действия, необходимые для достижения целей. При этом в плане указы­вается место, время проведения исследования, необходимые финансовые и технические средства, кадры, уровень их подготовки, сроки выполне­ния отдельных действий и др. В результате окончательно определяется дизайн данного эпидемиологического исследования, который должен способствовать выполнению поставленных целей.

В настоящее время при организации научных эпидемиологических исследований большое значение придается проведению так называемых пилотных (пробных, ориентировочных) исследований.

Пилотные исследования, в частности, позволяют:

уточнить цели и рабочую гипотезу;

уточнить программу сбора информации и макеты таблиц;

проверить способы сбора информации и методы ее изучения;

оценить подготовленность персонала;

получить представление о вариативности учетных признаков;

оценить правильность выбора дизайна исследования;

уточнить объем необходимых средств и сил;

уточнить время проведения.

Важным является этап сбора информации и ее первичной статисти­ческой обработки.

Под сбором информации понимается процесс получения необходи­мых данных и заполнение регистрационных документов. Необходимо строго следовать разработанной программе сбора информации, не до­пускать нарушений правила отбора единиц наблюдения, исключения учетных признаков, изменения способов и методов сбора информации. В процессе сбора информации периодически оценивается ее качество, контролируется соблюдение установленных правил. Собираемую ин­формацию неоднократно сводят и группируют в соответствии с макетами таблиц. Такие действия называются первичной статистической об­работкой данных исследования. Продолжительность этапа в зависимости от дизайна исследования может колебаться от нескольких часов (рассле­дование вспышки) до нескольких десятков лет (проспективное когортное исследование). В общем случае сбор данных продолжается столько вре­мени, сколько нужно для получения необходимого объема информации, предусмотренной программой исследования.

Заключительный этап эпидемиологического исследования вклю­чает дальнейшую статистическую и логическую обработку полученной информации, организацию полученных эпидемиологических данных и описание исследования, формулирование выводов (заключения).

Дальнейшая — после сводки и группировки — статистическая обра­ботка данных может быть весьма разнообразной и включать значительное количество статистических методов. Эти методы позволяют всесторонне и достоверно описать динамику и структуру заболеваемости, а также из­мерить (не выявить!) причинно-следственную связь предполагаемых факторов риска и заболеваемости. Несмотря на разнообразие статисти­ческих методов, выбор конкретного метода должен быть строго статис­тически и логически обоснован. Нарушение этого правила неминуемо приведет к ошибочным выводам.

Для изучения собранной информации и представления результатов исследования большое значение имеет так называемая организация эпи­демиологических данных, т. е. их табличное и графическое отображение. В ходе заключительного этапа создаются новые таблицы, в которых обя­зательно указываются результаты статистической оценки различий срав­ниваемых величин.

Графическое отображение полученной информации позволяет проде­монстрировать имеющиеся в таблице особенности (закономерности) ди­намики и структуры изучаемого явл
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей