Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Покровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология. Iсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association


Скачать 80.96 Mb.
НазваниеIсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association
АнкорПокровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология.doc
Дата08.11.2016
Размер80.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPokrovskiy_Briko_Ruk-vo_Obschaya_Epidemiologia.doc
ТипРеферат
#1280
страница4 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Эталоны ответов к заданиям для самоподготовки
К тестовым заданиям — см. «Сборник тестовых заданий» / Приложе­ние к учебнику «Инфекционные болезни и эпидемиология». М.: ГЭО-ТАР-МЕД,2004г.

К задаче 1. На основании представленных данных могут быть рассчи­таны:

ИПинцидентности (заболеваемости);

ИП РRР (распространенности периода) доля новых случаев болезни X среди всех случаев данного заболевания (ЭП);

показатель инцидентности составляет 30,0 °/0000, отражает частоту возникновения новых случаев болезни Хв изучаемой группе населения;

показатель РRР составляет 90,0 0/0000 отражает распространенность (частоту встречаемости) болезни Х в изучаемой группе населения;

ЭП составляет 33,3 %, показывает, какую долю в структуре болезни X составляют новые случаи данного заболевания.

К задаче 2. На основании представленных данных могут быть рассчи­таны:

• - ИП инцидентности (заболеваемости);

ИП РR (распространенности);

ЭП, отражающий долю новых случаев заболевания сахарным диабетом среди всех случаев данного заболевания.

Результаты расчетов приведены в табл. 1 -9.

Таблица 1-9. Заболеваемость сахарным диабетом в РФ в 2001—2005гг.

Годы

Среднего­довая чис­ленность населения

Число лиц с сахарным диабетом на конец года

Число

новых

случаев сахарного диабета

Показатель РR на 100000 человек

Показатель инцидент­ности на 100000 человек

Доля новых случаев сахарного диабета.

2001

144387000

2117686

182937

1466,7

126,7

8,6

2002

143526000

2184033

208916

1521,7

145,6

9,6

2003

143453000

2268362

214420

1581,3

149,5

9,5

2004

143821000

2387107

240253

1659,8

167,1

10,1

2005

143114000

2518429

250880

1759,7

175,3

10,0

Рассчитанные показатели могут быть интерпретированы следующим образом. Показатель инцидентности (заболеваемости) показывает, с ка­кой частотой у жителей РФ возникают новые случаи заболевания са­харным диабетом, отражая риск (вероятность) для жителя РФ заболеть сахарным диабетом. Например, риск заболеть сахарным диабетом для жителя РФ в 2005 г. составляла 175,3 на 100 000.

Показатель РК (распространенности) представляет частоту заболева­ний сахарным диабетом жителей РФ, отражая риск (вероятность) того, что житель РФ болен сахарным диабетом. Например, вероятность того, что житель РФ болен сахарным диабетом в 2005 г. составляла 1759,7 на 100000.

ЭП представляет, какую долю в структуре больных сахарным диабе­том составляют новые (возникшие или выявленные в данном году) слу­чаи заболевания.

Результаты расчетов приведены в табл. 1-10:

Таблица 1-10. Заболеваемость сахарным диабетом в РФ в 2001—2005гг.

Годы

Показатель

Показатель

Показатель

Показатель




РR на 100 000

наглядности РR

инцидентности

наглядности




человек




на 100 000

инцидентности










человек




2001

1466,7

100,0

126,7

100,0

2002

1521,7

103,7

145,6

114,9

2003

1581,3

107,8

149,5

118,0

2004

1659,8

113,2

167,1

131,9

2005

1 759,7

120,0

175,3

138,4

К задаче 3. Так как неизвестны сроки возникновения нарушения то­лерантности к глюкозе, 42,5 % является показателем РКМ.

В данном случае показатель отражает частоту встречаемости явления (нарушение толерантности к глюкозе) в среде (пациентки с хронической ановуляцией и гиперандрогенией), а не структуру явления. Поэтому по­лученный показатель 42,5 % является интенсивным.

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Вопросы для отработки на практическом занятии

• Сравнительные характеристики ИП и ЭП, области их применения (задачи 1—4).

• Эпидемиологический смысл ИП и ЭП (задачи 1—4).

• Возможные ошибки интерпретации ИП и ЭП (задачи 5, 6). Указанные вопросы отрабатываются при решении следующих ситу­ационных задач.

Ситуационные задачи

Задача!. По данным, представленным в табл. 1-11:

рассчитайте показатели распространенности (превалентности) и за­болеваемости (инцидентности) ревматизмом населения г. Москвы в 1998г.;

выявите и объясните причины различий между значениями показате­лей распространенности (превалентности) и заболеваемости (инци­дентности) ревматизмом населения г. Москвы в 1998г. и в изучаемый период;

раскройте эпидемиологический смысл показателей распространенности (превалентности) и заболеваемости (инцидентности)ревматизмом на­селения г. Москвы в 1998г.

Таблица 1-11. Заболеваемость ревматизмом населения г. Москвы в 1992—1998гг. в показателях превалентности и инцидентности на 100000 человек

Год

Население

Количество больных:

Превалентносгь

0/0000

Инцидент­ность 0/0000





всего

впервые выявленные





1992

9044600

2689

40

29,73

0,44

1993

8837050

2290

45

25,91

0,51

1994

8792900

2161

48

24,58

0,55

1995

8792900

2045

39

23,26

0,44

1996

8755100

1999

45

22,83

0,51

1997

8690900

1942

46

22,35

0,53

1998

8690800

1832

55

???????

???????


Задача 2.

По донным, представленным в таб. 1-12, рассчитайте показатель заболе­ваемости (инцидентности) скарлатиной населения г. Москвы в 1998г.

Выскажите и аргументируйте ваши соображения о возможности рас­чета показателя РК по представленным данным.

Выскажите и аргументируйте ваши соображения о целесообразности оценки заболеваемости скарлатиной с помощью показателя РК.

Раскройте эпидемиологический смысл показателя заболеваемости скар­латиной населения г. Москвы в 1998г.

Таблица 1-12. Заболеваемость скарлатиной населения г. Москвы в 1992—1998гг. на 100 000 человек

Год

Население

Выявлено случаев

Заболеваемость (инцидентность)

0/0000

1992

9044600

6653

73,6

1993

8337050

7700

87,1

1994

8/92900

7990

90,9

1995

3792900

6831

78,3

1996

8755100

7465

85,3

1997

8690900

5726

65,9

1998

8690800

9353

???????

Задача 3.

Поданным, представленным в табл. 1-13, рассчитайте долю детей до 14 лет среди заболевших острыми вирусными гепатитами в РФ в 2005г.

Какие данные (абсолютные числа или ИП) вы выбрали для расчета ? Объ­ясните почему.

Можно ли по данным таблицы 3 рассчитать величину показателя забо­леваемости (инцидентности) острыми вирусными гепатитами взрослых (старше 14лет), их долю среди заболевших?Рассчитайте возможные по­казатели. Объясните свое решение.

Объясните, почему при более высокой заболеваемости детей до 14лет их удельный вес среди заболевших острыми вирусными гепатитами в Рос­сийской Федерации в 2005 году меньше, чем удельный вес взрослых.

Таблица 1-13. Заболеваемость острыми вирусными гепатитами в РФ в 2005 г.

Всего:

Дети до 14 лет:

абс. число

на 100 000 человек

абс. число

на 100 000 человек

64967

44,94

13307

57,65

Задача 4.

* По данным, представленным в табл. 1-14, рассчитайте доли заболевших гепатитами А, В и С среди заболевших острыми вирусными гепатитами в Российской Федерации в 2005г.

Какие данные (абсолютные числа или ИП) вы выбрали для расчета ? Объ­ясните почему.

Таблица 1-14. Заболеваемость острыми вирусными гепатитами в РФ в 2005 г.




Всего:

Дети до 14 лет:



абс. число

на 100 000 населения

абс. число

на 100 000 населения

Острые вирусные гепатиты

64967

44,94

13307

57,65

В т. ч. гепатит А

43433

30,05

12246

53,05

Гепатит В

12379

8,56

438

1,90

Гепатит С

6455

4,47

179

0,78

Задача 5.

Объясните причины увеличения в 2005 году доли заболевших гепатитом А в структуре заболеваемости острыми вирусными гепатитами в РФ. Таблица 1-15. Заболеваемость острыми вирусными гепатитами в Российской Федерации в 2004—2005 гг.

Инфекция

2004:

2005:






абс.

число

на 100 000

человек

%

абс.

число

на 100 000

человек

%

Острые вирусные гепатиты

67906

47,31

100

64967

44,94

100

В т.ч. гепатит А

43396

30,24

63,91

43433

30,05

66,85

Гепатит В

14967

10,44

22,04

12379

8,56

19,05

Гепатит С

6889

4,8

10,14

6455

4,47

9,94

Задача 6.

«По возрастному составу среди больных раком предстательной же­лезы преобладали лица старше 60 лет. Средний возраст мужчин составил 66,7 лет. Минимальное количество больных выявлено в возрасте от 40 до 50 лет. Максимальное количество — в возрасте от 60 до 70 лет, что со­ставляет более половины всех больных. После 70 лет роста обращаемости и выявления заболевания мы не выявили. Причины данной возрастной зависимости требуют дальнейшего изучения». «Российский медицинс­кий журнал» т. 11, № 24 (196), 2003.

Оцените соответствие названия таблицы 1-16 представленным в ней данным. Какие терминологические и методические ошибки допущены ав­торами в данном фрагменте исследования ?

С какими выводами авторов можно согласиться, а какие являются оши­бочными?

Таблица 1-16. Зависимость частоты выявления рака простаты от возраста пациентов

Возраст пациента

Количество выявленных случаев заболевания раком простаты

%

41—50

8

2,27

51—60

57

16,19

61—70

192

54,55

71—80

80

22,73

81—90

15

4,26

Всего

352

100


Итоговый контроль знаний

Ответьте на следующие вопросы.

1. Почему при изучении заболеваемости необходимо использовать от­носительные величины?

2. Какие объективные и субъективные факторы влияют на величину по­казателей заболеваемости?

3. В чем заключается различие между ИП и ЭП заболеваемости?

4. В чем заключается различие эпидемиологической интерпретации по­казателей инцидентности и превалентности?

5. При каких характеристиках заболевания целесообразно использовать показатель превалентности?

6. Какие показатели следует использовать для изучения структуры забо­леваемости?

7. Почему нельзя использовать ЭП для выводов о частоте и риске забо­леваемости? Какие распределения ЭП заболеваемости являются ис­ключением из этого правила?

8. Можно ли по величине показателя наглядности оценить частоту за­болеваемости?

9. Что такое дизайн эпидемиологического исследования?

10. Как классифицируются эпидемиологические исследования в зави­симости от их целей?

11. Как классифицируются эпидемиологические исследования в зави­симости применяемого общенаучного метода?

12. Что такое репрезентативная выборка? Как обеспечивается репрезен­тативность выборочных исследований?

13. Какой классификационный признак используется при разделении эпидемиологических исследований на ретроспективные и проспек­тивные?

14. На каком этапе эпидемиологического исследования формулируется рабочая гипотеза?

15. В чем различие между объектом и единицей исследования?

16. Что включает в себя программа эпидемиологического исследова­ния?

17. Что включает в себя первичная статистическая обработка получен­ной информации? На каком этапе эпидемиологического исследова­ния она проводится?

18. Что входит в заключительный этап эпидемиологического исследо­вания?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей