|
Покровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология. Iсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical AssociationГлава 3
Аналитические исследования. Выявление и оценка факторов риска
возникновения и распространения болезней Цель занятия: изучение отдельных способов выявления и оценки причин (факторов риска) возникновения и распространения болезней человека; ознакомиться с основными принципами организации и проведения наблюдательных аналитических исследований.
В результате изучения темы студенты должны знать:
• место наблюдательных аналитических исследований в общей структуре эпидемиологических исследований, их виды и особенности;
• предназначение и особенности организации исследований случай-контроль и когортного исследования;
• этапы проведения когортного исследования и исследования случай-контроль;
• достоинства и недостатки исследований случай-контроль, когортных, поперечных (одномоментных) исследований;
• особенности экологических исследований;
• ретроспективный эпидемиологический анализ: общие понятия;
• случайные и систематические ошибки в аналитических исследованиях.
В результате изучения темы студенты должны уметь:
• давать эпидемиологическую интерпретацию результатов аналитических исследований;
• оценивать правильность организации когортных, поперечных исследований и исследований случай-контроль;
• проводить оценку статистической достоверности результатов аналитических исследований;
• выявлять систематические ошибки в организации и результатах аналитических исследований.
САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ
В процессе подготовки к занятию студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу и приведенный в главе информационный материал.
Вопросы для самоподготовки
1. Классификация эпидемиологических исследований.
2. Особенности аналитических исследований.
3. Классификация аналитических исследований.
4. Организация когортных исследований:
5. Источники случайных и систематических ошибок в когортных исследованиях.
6. Эпидемиологический смысл относительного риска, атрибутивного риска, этиологической доли, добавочного популяциоиного риска.
7. Достоинства и недостатки когортных исследований.
8. Организация исследований случай—контроль:
9. Эпидемиологический смысл вероятности воздействия изучаемой причины, шансов и показателя отношения шансов.
10. Источники случайных и систематических ошибок в исследованиях случай—контроль.
11. Достоинства и недостатки исследований случай—контроль.
12. Цель поперечных (одномоментных) исследований.
13. Достоинства и недостатки поперечно-проведенных (одномоментных) исследований.
14. Особенности экологического (корреляционного) исследования.
15. Место ретроспективного эпидемиологического анализа в работе врача-эпидемиолога санитарной службы.
Контроль самоподготовки
Выполнить тестовые задания из «Сборника тестовых заданий» (приложение к учебнику «Инфекционные болезни и эпидемиология»), М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 (раздел «Эпидемиологические исследования», с. 145—162, тесты № 4—12, 34—40); выполнить предложенные задачи.
Задача 1. По табл. 3-1 дать сравнительную характеристику трех представленных исследований (при соответствии признака исследованию в ячейке предлагается поставить знак «+», в противном случае — «—»).
Таблица 3-1. Соответствие ряда признаков аналитическим исследованиям
Признак
| Когортное исследование
| Исследование случай-контроль
| Поперечно-проведенное исследование
| 1
| 2
| 3
| 4
| Сравнительно невысокие денежные затраты на исследование
|
|
|
| Позволяют определять редко встречающиеся причины
|
|
|
| Исследование может быть ретроспективным
|
|
|
| Относят к экспериментальному исследованию
|
|
|
| Большая продолжительность исследования
|
|
|
| Специалист, зная о принадлежности пациента к основной или контрольной группе, может исказить результаты своей работы в угоду изучаемой гипотезы
|
|
|
| Факт воздействия определенной причины оценивают по памяти участника исследования
|
|
|
| Возможность определить несколько факторов риска конкретного заболевания
|
|
|
| По классификации относят к наблюдательным исследованиям
|
|
|
| Рассчитывают показатель превалентности
|
|
|
| Непродолжительное время проведения исследования
|
|
|
| Продолжение табл. 3-1
1
| 2
| 3
| 4
| Ошибочные суждения о последовательности событий во времени (что есть причина а что следствие)
|
|
|
| Рассчитывают показатель отношения шансов
|
|
|
| Описывает клиническую картину заболеваемости с одновременной регистрацией факта воздействия изучаемой причины
|
|
|
| Оценка достоверности различия показателей
|
|
|
| Поиск причинно-следственной связи от следствия к причине
|
|
|
| Рассчитывают атрибутивный риск
|
|
|
| Возможность изучать причины редко встречающихся заболеваний
|
|
|
| Позволяют одновременно выявлять несколько факторов риска одного или нескольких заболеваний
|
|
|
| Рассчитывают показатель инцидентности
|
|
|
| Трудно изучать коротко протекающие заболевания
|
|
|
| Высокая стоимость исследования
|
|
|
| Систематическая ошибка, связанная с ошибками воспоминания у пациентов
|
|
|
| Рассчитывают этиологическую долю
|
|
|
| Исследование может быть проспективным
|
|
|
| Участники контрольной группы — относительно здоровые люди
|
|
|
|
Окончание табл. 3-1
1
| 2
| 3
| 4
| Исследование относят к продольному
|
|
|
| Возможность получить достоверную информации об этиологии изучаемой болезни
|
|
|
| Поиск причинно-следственной связи от причины к следствию
|
|
|
| Относят к контролируемому исследованию
|
|
|
| Исследования могут быть выборочными
|
|
|
| Рассчитывают относительный риск
|
|
|
|
Задача 2. Заполнить табл. 3-2на основе данных, приведенных в табл. 3-3, сделать соответствующие выводы.
Таблица 3-2. Показатели, рассчитанные на основе данных когортного исследования
Показатели
| Группы сравнения
|
| Группа F+
| Группа F-
| Инцидентность в группах
|
|
| Атрибутивный риск
|
|
| Относительный риск
|
|
| Этиологическая доля
|
|
| Отношение шансов
|
|
| Таблица 3-3. Число новых случаев артериальной гипертонии в городе М. среди женщин 20—69 лет при наличии или отсутствия у них гиперхолестеринемии в 2000-2007 гг.
Группы
| Новые случаи артериальной гипертонии
| Всего
|
| есть
| нет
|
| Основная группа: гиперхолестринемия присутствует
| 64
| 79
| 143
| Контрольная группа: гиперхолестеринемия отсутствует
| 219
| 815
| 1034
| Всего
| 283
| 894
| 1177
|
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|
|