Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Покровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология. Iсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association


Скачать 80.96 Mb.
НазваниеIсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association
АнкорПокровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология.doc
Дата08.11.2016
Размер80.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPokrovskiy_Briko_Ruk-vo_Obschaya_Epidemiologia.doc
ТипРеферат
#1280
страница8 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23
Глава 3

Аналитические исследования. Выявление и оценка факторов риска

возникновения и распространения болезней
Цель занятия: изучение отдельных способов выявления и оценки при­чин (факторов риска) возникновения и распространения болезней чело­века; ознакомиться с основными принципами организации и проведения наблюдательных аналитических исследований.

В результате изучения темы студенты должны знать:

место наблюдательных аналитических исследований в общей структуре эпидемиологических исследований, их виды и особенности;

предназначение и особенности организации исследований случай-конт­роль и когортного исследования;

этапы проведения когортного исследования и исследования случай-конт­роль;

достоинства и недостатки исследований случай-контроль, когортных, поперечных (одномоментных) исследований;

особенности экологических исследований;

ретроспективный эпидемиологический анализ: общие понятия;

случайные и систематические ошибки в аналитических исследованиях.

В результате изучения темы студенты должны уметь:

давать эпидемиологическую интерпретацию результатов аналитичес­ких исследований;

оценивать правильность организации когортных, поперечных исследова­ний и исследований случай-контроль;

проводить оценку статистической достоверности результатов анали­тических исследований;

выявлять систематические ошибки в организации и результатах ана­литических исследований.



САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

В процессе подготовки к занятию студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу и приведенный в главе информационный материал.

Вопросы для самоподготовки

1. Классификация эпидемиологических исследований.

2. Особенности аналитических исследований.

3. Классификация аналитических исследований.

4. Организация когортных исследований:

5. Источники случайных и систематических ошибок в когортных иссле­дованиях.

6. Эпидемиологический смысл относительного риска, атрибутивного риска, этиологической доли, добавочного популяциоиного риска.

7. Достоинства и недостатки когортных исследований.

8. Организация исследований случай—контроль:

9. Эпидемиологический смысл вероятности воздействия изучаемой причины, шансов и показателя отношения шансов.

10. Источники случайных и систематических ошибок в исследованиях случай—контроль.

11. Достоинства и недостатки исследований случай—контроль.

12. Цель поперечных (одномоментных) исследований.

13. Достоинства и недостатки поперечно-проведенных (одномоментных) исследований.

14. Особенности экологического (корреляционного) исследования.

15. Место ретроспективного эпидемиологического анализа в работе врача-эпидемиолога санитарной службы.

Контроль самоподготовки

Выполнить тестовые задания из «Сборника тестовых заданий» (приложение к учебнику «Инфекционные болезни и эпидемиоло­гия»), М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 (раздел «Эпидемиологические исследо­вания», с. 145—162, тесты № 4—12, 34—40); выполнить предложенные задачи.

Задача 1. По табл. 3-1 дать сравнительную характеристику трех пред­ставленных исследований (при соответствии признака исследованию в ячейке предлагается поставить знак «+», в противном случае — «—»).

Таблица 3-1. Соответствие ряда признаков аналитическим исследованиям

Признак

Когортное исследование

Исследование случай-контроль

Поперечно-проведенное исследование

1

2

3

4

Сравнительно невысокие денежные затраты на исследование










Позволяют определять редко встречающиеся причины










Исследование может быть ретроспективным










Относят к эксперименталь­ному исследованию










Большая продолжитель­ность исследования










Специалист, зная о при­надлежности пациента к основной или контроль­ной группе, может исказить результаты своей работы в угоду изучаемой гипотезы










Факт воздействия опреде­ленной причины оценивают по памяти участника иссле­дования










Возможность определить несколько факторов риска конкретного заболевания










По классификации относят к наблюдательным исследо­ваниям










Рассчитывают показатель превалентности










Непродолжительное время проведения исследования










Продолжение табл. 3-1

1

2

3

4

Ошибочные суждения о последовательности со­бытий во времени (что есть причина а что следствие)










Рассчитывают показатель отношения шансов










Описывает клиническую картину заболеваемости с одновременной регист­рацией факта воздействия изучаемой причины










Оценка достоверности различия показателей










Поиск причинно-следст­венной связи от следствия к причине










Рассчитывают атрибутивный риск










Возможность изучать при­чины редко встречающихся заболеваний










Позволяют одновременно выявлять несколько факторов риска одного или нескольких заболеваний










Рассчитывают показатель инцидентности










Трудно изучать коротко протекающие заболевания










Высокая стоимость исследования










Систематическая ошибка, связанная с ошибками воспоминания у пациентов










Рассчитывают этиологическую долю










Исследование может быть проспективным










Участники контрольной группы — относительно здоровые люди











Окончание табл. 3-1

1

2

3

4

Исследование относят к продольному










Возможность получить достоверную информации об этиологии изучаемой болезни










Поиск причинно-следс­твенной связи от причины к следствию










Относят к контролируемому исследованию










Исследования могут быть выборочными










Рассчитывают относительный риск











Задача 2. Заполнить табл. 3-2на основе данных, приведенных в табл. 3-3, сделать соответствующие выводы.

Таблица 3-2. Показатели, рассчитанные на основе данных когортного исследования

Показатели

Группы сравнения



Группа F+

Группа F-

Инцидентность в группах







Атрибутивный риск







Относительный риск







Этиологическая доля







Отношение шансов







Таблица 3-3. Число новых случаев артериальной гипертонии в городе М. среди женщин 20—69 лет при наличии или отсутствия у них гиперхолестеринемии в 2000-2007 гг.

Группы

Новые случаи артериальной гипертонии

Всего



есть

нет



Основная группа: гиперхолестринемия присутствует

64

79

143

Контрольная группа: гиперхолестеринемия отсутствует

219

815

1034

Всего

283

894

1177

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей