Маршалкина Ирина Васильевна, учитель-логопед
Детский сад №203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В дошкольном возрасте дети задают много вопросов, и каждый ответ рождает новые
вопросы. Самостоятельно дети еще не могут найти ответы на все интересующие их вопросы, особенно, дети с общим недоразвитием речи, т.к. у них нарушены все компоненты языковой системы: звукопроизношение, грамматический строй речи и связное высказывание, что сочетается с недостаточностью развития внимания, памяти и мышления.
В работе с такими детьми эффективны методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно -исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, головоломок и др. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.
Форма проведения подобных занятий может быть любой: от путешествий до
занятий с элементами драматизации. Такая интеграция дает хорошие результаты в развитии познавательных и творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. В коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи мы
используем интегрированный метод обучения. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Например, давая детям полное
представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла
знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-
эстетического цикла — с образами домашних животных в произведениях писателей,
поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве
художников-иллюстраторов. На логопедических занятиях логопед, в свою очередь,
формирует грамматические формы слов и нормы их употребления, введение их в
предложение и формирование связной речи по данной теме. Учит детей описывать животное с опорой на план, составлять повествовательный рассказ с опорой на предметно-графическую схему, грамматически и логически правильно высказывать свое мнение, что особенно важно для детей с ОНР.
Следует отметить, что в нашей работе используется метод полной интеграции, когда
один из разделов проекта интегрируется со всеми другими разделами программы, так и
метод частичной интеграции. В представленном проекте использован метод полной
интеграции: ОБЖ и экологическое воспитание сочетается с художественной литературой,
изобразительной деятельностью, и музыкальным воспитанием, а также познавательным и
коррекционным развитием, представлена взаимосвязь с родителями детей группы в процессе подготовки проекта. Результатом данного проекта являются поделки животных из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нѐм, совместно с
воспитателем; сценарий развлечения в средней группе «Как лечили петушка» и его
инсценировка; интерактивная речевая газета; книжки – малышки о диком или домашнем
животном с составлением описательного рассказа о них; речевая газета « Осенняя сказка »- коллективное составление сказки про животных с опорой на аппликацию из осенних
листьев; конспект занятия «Драматизация р.н.с. сказки «Теремок» и конспект «Пересказ
р. н.с. «Зимовье животных» с использованием символов.»
Технологическая карта проекта Название проекта
«В мире животных» Тип проекта
Творческий проект Возраст детей
4 – 5 лет (Средний дошкольный возраст ) Продолжительность
проектной деятельности Краткосрочный (продолжительность 1неделя )
Раздел программы «ДЕТСТВО»
Познание, коммуникация, социализация, чтение худ. литературы, худ. творчество, музыка.
Программа Т.Б. Филичевой , Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада».
Темы программы
«Домашние и дикие животные» Тематическое поле
Среда обитания, условия жизни, повадки.
Проблема
1)Недостаточность знаний детей о диких и домашних животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания и их повадках.
2)Низкая активность родителей в совместных мероприятиях д/с и семьи.
Цель
Создать условия для развития познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей в процессе подготовки и проведения образовательного проекта «В мире животных».
Причины
1. Дети среднего дошкольного возраста (в том числе с речевыми нарушениями) имеют недостаточные знания о диких и домашних животных, навыки словообразования и словоизменения по теме, затрудняются в составлении рассказа о животных.
2.Детям недостаточно известны правила поведения и правила безопасности при общении с домашними и дикими животными.
3.Дети могут бояться животных или негативно относиться к ним.
4. У родителей недостаточно выстроена система по передаче информации детям по теме.
Задачи
1. . *Обогащать знания детей о диких и домашних животных, особенностях внешнего вида, их повадках, образе жизни; развивать умение анализировать и обобщать предметы по теме .
*активизировать и расширять словарный запас по теме, развивать умение различать и сравнивать диких и домашних животных и выражать это в речи; уточнять названия детенышей животных , используя способ словообразования ; развивать умение рассказать о животном по схеме с помощью взрослого, пересказывать текст;
*развивать творческие способности детей в ходе подготовки и реализации праздника.
2.Сформировать навыки безопасности и изучить правила поведения при общении с животными.
3. Создать эмоционально-положительный настрой к животным, воспитывать бережное отношение к ним, прививать желание заботиться о «братьях наших меньших».
4.Организовать работу с родителями по данной теме
и провести праздник с участием детей и родителей. Мероприятия по
решению задач
Совместная деятельность педагога с детьми: 1) Выпуск речевой газеты « Осенняя сказка »- коллективное составление сказки про животных с опорой на аппликацию из осенних листьев.
2) Оформление альбома из рисунков детей «Эти интересные животные».
3) Трудовая деятельность
Изготовление поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нем.
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
«Зимовье зверей» , «Петушок и бобовое зернышко»,
драматизация сказки «Теремок»
5) Социализация
Общение .Беседа «Как вести себя с животными в зоопарке?» (безопасность, культура поведения)
6) Пантомима «Изобрази животного»,
Пальчиковая гимнастика «Кролик», «Коза», «Сидит белка на тележке», «Есть у каждого свой дом»
Физ.минутки: «На водопой» «У медведя дом большой», (с. 96)
«Лесные жители» (С.88-89)
«Песенка про зайку!( с. 38)
Подвижные игры «Мамы и детки», «Пустое место» «Узнай по голосу»
7) Музыкальное развлечение в средней группе «Как животные лечили петушка» «Деревенская песенка». Свободная пляска. Дети исполняют песню «Я Хрю-хрюшка» Сценка с куклами-марионетками «Гуси» Инсц-е стихотворения П.Синявского «Теленок». «Ромашки» танцуют вокруг коровы и теленка. «Ромашки» собирают и несут траву Буренушке. «Деревенская песенка» Народная игра с родителями «Курочка по сенечкам». Угощение от Буренки – молочный шоколад. 8) НОД
1)Игра «Угадай героя сказки» с демонстрацией иллюстраций к сказкам «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Кот и петух», «Соломенный бычок»
2) Игра «Чем похожи?»
3) Игра с мячом « У кого кто? (детеныши животных)»
4)Подвижная игра «Угадай , кто я? ( танец- имитация движений животных)
5) Игра «Кто куда спрятался» (развитие ориентации в пространстве , употребление предлогов)
6) Викторина «Кто больше назовет?» (дифференциация домашних и диких животных)
7) Д/и « кто в домике живет?»
Познавательно-исследовательская деятельность
1)«Котенок в лесу» (доказательство принадлежности к домашним животным»
1)«Сочиним сказку» (развитие диалога). (Как? Почему? Изображаем события )
2) Игра- соревнование «Кто скажет правильно?»
« У кого кто?» «Скажи ласково»
3)Игра - диалог «У Айболита»
Рисование животных к альбому «Эти интересные животные»
Лепка «Поросенок»
Самостоятельная деятельность 1)Сюжетно-ролевая игра «Построим для животных зоопарк»
2)Настольные игры « Герои русских сказок»
Пазлы « Чей домик» « У кого кто?» «Составь животное» « Дорисуй животное»
Работа с родителями: 1)Конкурс на создание лучшей книжки-малышки с загадками-описаниями.
2)Участие родителей в создании интерактивной речевой газеты «Осенняя сказка»
3)Выставка книг о животных , рекомендуемых для чтения дома.
4) «А у нас …» подборка мультфильмов, слайдов о животных, аудио-сказок для обмена между родителями для домашнего просмотра.
5)Рекомендация о посещении зоопарка вместе с детьми.
6)«Игротека» подборка игр, раскрасок,игр-пазлов с изображениями животных, д/и,
7)Рисование, лепка, аппликация дома по желанию ребенка на тему: «Мое любимое животное»
Результат
Продукт проектной деятельности: 1)Конспект «Драматизация р.н.с. сказки «Теремок».
2)Конспект «Пересказ р. н.с. «Зимовье животных» с использованием символов.»
3)Книжки – малышки о диком или домашнем животном с составлением описательного рассказа о них ( домашнее задание – совместное изготовление детьми и родителями)
4) Речевая газета « Осенняя сказка »- коллективное составление сказки про животных с опорой на аппликацию из осенних листьев.
5)Поделки животных из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нём ,совместно с воспитателем.
6) Сценарий развлечения в средней группе «Как лечили петушка»
Результат 1)Сформированные знания о домашних и диких животных, особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и способах приспособления к среде обитания, закреплены обобщающие понятия «Дикие животные», «Домашние животные»
2) Сформированные умения сравнивать и обобщать животных по нескольким признакам; умение составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы с помощью взрослого; пересказывать связно и последовательно содержание литературного текста с опорой на предметные картинки или символы, выражать голосом и движением повадки животных.
Ресурсы
1)Логопед, воспитатели, родители, муз. руководитель, преподаватель ИЗО, дети средних логопедических и общеобразовательных групп.
2) Книги, журналы, худ. литература, диафильмы, д/и, изобразительные средства, костюмы, маски, аудио- видеоаппаратура, природный материал.
Формы презентации
Слайд- шоу Фрагменты инсценировок Музыкальная игра Речевая газета Выставка поделок Подборка книг Выставка книжек- малышек
Литература:
1. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., М.С. Зуйкова. Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения.- М., 2006.
2. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область
«Чтение художественной литературы. - М, 2011.
3.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада. - М.:2003__ |