Исследование межличностных отношений младшего школьника Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР" В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики
- Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра. - Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить? - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему? - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло. - Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это. - Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.). Затем волшебник попадает в школу. - В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь. - Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему? - Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему? - Что бы ты сделал для себя? Почему? - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему? - А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему? - Спасибо, ты - настоящий волшебник! - Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему? - Ты можешь превратиться в любое животное. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.
кошка
лев
маленький козленок, олененок
змея
орел
мышь
обезьяна
тигр
заяц
собака
птичка (например, синица)
- Ты отлично справился с заданием. - Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему? - А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)? - А почему... (2-й невыбранный вариант)? - А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему? - Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка). - А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята? - Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в? - А почему (именно эти) ? - Отлично. А подумай: - Чего больше всего боятся дети? Почему? - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему? - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему? - Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация результатов
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов. При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Интерпретационные портреты объектов
Принц, принцесса:
потребность вызывать восхищение, быть центром;
стремление к богатству, роскоши, изобилию;
потребность быть благородным, отзывчивым;
потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество).
Король, королева:
потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):
потребность помогать, защищать других;
потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).
Волшебник:
стремление к власти, силе;
потребность в творчестве, изобретательности, активности;
потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция);
стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).
Дракон
часто отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.
"Характеристики" животных
Кошка:
потребность быть полезным, помогать другим;
потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;
потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;
потребность в безопасности, доме, удобстве;
потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".
Лев:
Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе: агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;
потребность в свободе, независимости;
желание быть красивым, вызывать восхищение.
Маленький козленок, олененок:
потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;
потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;
потребность в свободе.
Змея:
потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.
Орел:
потребность в свободе, "взлете";
потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);
потребность в доминировании (царь птиц);
частично агрессивная и защитная позиция.
Мышь:
выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция). Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.
Обезьяна:
потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;
потребность в лакомствах, сладостях;
клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;
потребность быть умным, изобретательным;
потребность быть милым, привлекательным.
Тигр:
потребность в физической силе;
потребность в красивом внешнем виде;
исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;
потребность вызывать чувство страха.
Заяц:
выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:
потребность вызывать удивление, быть красивым;
потребность свободы.
Собака:
потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;
потребность в красивом внешнем виде, быть милым;
агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;
потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принадлежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.
Птичка (например, синичка):
потребность свободы, "взлета", независимости:
потребность быть любимым;
потребность приносить радость;
потребность быть полезным;
потребность в красивом внешнем виде;
потребность в уверенности, избегать опасности;
потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.
Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ "не знаю", или индифферентный, или отрицательный ответ "ничего". Если ребенок перечисляет "подарки", то можно сказать: "хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи" - иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: "...хорошо, а что еще?".
Для детей, имеющих нарушения в развитии можно использовать картинки для предъявления.
Стимульный материал 1:
Стимульный материал 2:
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |