Главная страница

Логопедические_карты_для_диагностики_речевых_нарушений_Е.Д._Дмитрова. Исследование речевых и неречевых функций


Скачать 3.31 Mb.
НазваниеИсследование речевых и неречевых функций
АнкорЛогопедические_карты_для_диагностики_речевых_нарушений_Е.Д._Дмитрова.pdf
Дата20.05.2017
Размер3.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLogopedicheskie_karty_dlya_diagnostiki_rechevykh_narusheniy_E_D_
оригинальный pdf просмотр
ТипИсследование
#20291
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7

2 Дмитрова, ЕД Логопедические карты для диагностики речевых расстройств М АСТ: Астрель, 2008. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. 3 Логопедическая карта для диагностики дислалии .............................................. 6 Логопедическая карта для диагностики заикания ............................................. 14 Логопедическая карта для диагностики дизартрии ........................................... 19 Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия) ............................................................. 23 Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса ............................. 31 Логопедическая карта для диагностики ринолалии .......................................... 33 Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно- психического развития детей от 0 дох лет ..................................................... 37 Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно- психического развития детей старше х лет ..................................................... 46 Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций детей и взрослых с речевыми расстройствами ................................................................ 71 Карта комплексной диагностики больных с афазией ....................................... 84 Приложения ........................................................................................................... 88 Приложение 1. Задания для исследования письма и чтения ......................... 88 Приложение 2. Тексты для чтения и пересказа .............................................. 94 Приложение 3. Исследование речевых и неречевых функций ................... 106

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей послеродовых осложне- ний.
Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, тку данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.
Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С. Выготского.
Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.
Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.
Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.
Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения.
Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.
Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции

4 Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, ас другой — комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений — яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.
Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе — испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны ив работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, таки неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции

5 Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.
Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела общую и речевую диагностическую схему. В общем разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В речевом разделе представлены симптомы речевых расстройств нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слу- хоречевой памяти.
Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ри- нолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, таки в развернутом вариантах.
Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

6 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ

Дата обращения________________________________________
Фамилия _____________________________________________
Имя__________________________________________________
Отчество______________________________________________
Пол мужской, женский
Год рождения_________________________________________
Возраст_______________________________________________
Родной язык___________________________________________
Сведения о родителях:
мать_________________________________________________
возраст_________________ профессия_____________________
образование___________________________________________
отец_________________________________________________
возраст_________________ профессия_____________________
образование___________________________________________
Домашний адрес_______________________________________
Телефон______________________________________________
Посещает:
детский сад массовый, специализированный (какой),
школа: общеобразовательная, специализированная (какая),
интернат,
домашнее обучение____________________________________
Кто в семье занимается воспитанием______________________
Жалобы:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Анамнез
Наследственные и хронические заболевания отметить, у кого, какие)
Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников указать, у кого)
а) Нарушение зрения б) Нарушение слуха

7 в) Нарушение функций опорно-двигательного аппарата Патология речи у родственников (отметить, у кого
__________________________________________________________
Дискалькулия
Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить, какие и у кого) Ведущая рука:
у ближайших родственников (родители, братья, сестры)
правая, левая, амбидекстр _______________________________ у ребенка правая, левая, амбидекстр
Особенности течения беременности иродов От какой по счету беременности__________________________
Какой по счету ребенок_________________________________
Возраст родителей при зачатии данного ребенка. отца. матери_________________________________________
Вредные привычки — курение (1), злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами (отца матери Течение данной беременности:
Токсикоз: — й половины — легкий, умеренный, тяжелый й половины — легкий, умеренный, тяжелый травмы, интоксикации, заболевания
_____________________________________________________ фактор положительный, отрицательный, совместимость наличие анемии (указать, на каком сроке)__________________
Течение родов:
роды — срочные, преждевременные, запоздалые, обезвоженные характер родов — самостоятельные, вызванные, оперативные продолжительность родов
— физиологические, стремительные, быстрые, затяжные

8 родовспоможение
— стимуляция механическая, химическая, электростимуляция
наличие близнецовости: да, нет Постнатальное состояние Закричал — сразу, нет
Асфиксия: белая, синяя Масса, рост Приложен к грудина сутки, грудь взял хорошо
(1), вяло (Выписан из роддома на_______сутки, задержан в роддоме из- за состояния матери или ребенка Отклонения в поведении впервые месяца жизни Перенесенные заболевания
До 1 месяца___________________________________________
До года После года____________________________________________
До х лет_____________________________________________
После х лет__________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Держит голову_____Ползает_____Сидит______Ходит_______
Первые зубы___________________
Характер моторики расторможен, дискоординация движений, заторможен, неповоротлив, трудности переключаемости движений.
Раннее речевое развитие
Гуление____Лепет____Первые слова____Первая фраза______
Грубые искажения звукослоговой структуры слова и аграмма- тизмы после х лет Нарушения звукопроизношения (какие звуки долго произносились неправильно)________________________________________
Использование жестов__________________________________
Занятия с логопедом и их эффективность__________________
Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

9 Строение артикуляционного аппарата

а) губы норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др) б) зубы норма, комплектация полная, отсутствие__________,
редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.
____________________________________________________________________________________)
в) прикус норма, прогения, прогнатия, открытый передний, боковой глубокий перекрест)
г) язык норма, массивный, маленький, девиация кончика влево вправо)
д) подъязычная связка норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)
е) твердое нѐбо норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
ж) мягкое нѐбо норма, укороченное, провисание справа, слева расщелины увуля: норма, не сформирована, раздвоена)
Параметры движения (губ, щек, языка):
а) объем движений в полном объеме, ограничен б) точность выполнения сохранна, нарушена в) тонус без особенностей, повышен, снижен г) темп движений нормальный, медленный быстрый д) переключаемость движений нормальная, замедленная, персеверации, замена движений е) тремор усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение
Состояние звукопроизношения:
Характер проявления:
а) изолированные нарушения б) нарушения в слогах в) нарушения в словах г) нарушения во фразах
Инструкция: Повторяй за мной.
1. Слоги:
са — сосу сы се — ся — си — сѐ — сю ас — ос — ус — ыс спа — сна — сва — тса — лса — ска — сма — мса

10 При необходимости аналогично проводится уточнение произношения и других звуков. Слова:
Ш:
шапка — мишка — малыш
С:
сумка — посуда — пульс
СЬ:
сито — лисята — лось
З:
зонт — изба
ЗЬ:
зима — корзина
Ж:
жаба — лыжи
Щ:
щеки — роща — плащ
Ч:
часы — ночка — дочь
Ц:
цыпленок — водица — заяц
Р:
руки — парус — удар
ТР:
травы — матросы — театр
РЬ:
реки — варежки — ударь
Л:
луна — белка — гол
ЛЬ:
лес — плита — соль
Б:
банан — забор
БЬ:
белка — обед
В:
вата — сова
ВЬ:
ветер — муравей
Г:
галка — огород
ГЬ:
гитара — сапоги
Д:
дым — задача
ДЬ:
диван — одежда
К:
кот — окно — замок
КЬ:
кит — санки
М:
муха — комната — дом
МЬ:
мел — камин
Н:
норы — санки — сон
НЬ:
нитки — коньки — день
П:
пол — дупло — суп
ПЬ:
песня — записка — выпь
Т:
туман — лента — кот
ТЬ:
тюлень — затея — петь
Ф:
фары — туфли — пуф
ФЬ:
фикус — конфета
X:
хурма — ухват — петух
ХЬ:
хитрый — мухи

11 Я, ЕЮ ястреб — енот — ѐлка — юбка
Й:
мойка — зайка — лейка — змей дай — стой — танцуй — плюй.
2. Фразы
М, МН, Н, Л, Л, В, В, Ф, Ф, П, П, Т, Т, X, X', Д, ДБ, Б, К, КГ, Г Лампа на потолке. Мама купила лимоны. Ампула упала на пол. Поля полола пионы. Томе купили новые туфли. В фильме мы видели филина. Телята пили воду. У Таниновый бант. У папы билет на футбол. В комнатах хорошо пахло хвоей. Петухи поют уха- ты. Мила мыла малину. Дети ели миндальные вафли. В комнате открыли окно. В море плыла голубая глыба льда. Кате купили меховую куртку. Белые снега укрыли луга. У елки колкие иголки. Гена играет на гитаре.
С — С Самолет оставил в небе белый след. На снегу видны следы лося и лисы. Сима написала письмо Васе.
З — З В магазин привезли арбузы. Замели землю зимние метели. Зине купили изюм. На полях взошла зеленая озимь.
С — З Наступила золотая осень. В лесу поспела земляника. Вася разрезал спелый арбуз. В синем небе засияла золотая звезда.
Ц: У овцы куцый хвост. Курица снесла яйцо под крыльцом. На кустах акации расцвели цветы. Пословица недаром молвится.
Ш: Миша пошел в школу. Кошка Крошка сидит на окошке. На вешалке шуба и шапка.
С — ШУ Саши пушистая шапка. Осина шелестит листьями. Малышу купили ушастого мишку. Соне снился страшный сон.
Ж: На лужайке кружились и жужжали жуки. Женя бежал на лыжах по лыжне.
Ш — Ж В машине большие повреждения. У Шуры шелковый жилет. Женя слушает шум дождя за окошком. Даша нашла на опушке ежевику.
Ж — З Ежи — полезные животные. На дорогах зимой снежные заносы. Зина и Женя запускали бумажного змея.
Ч: Танечка ловит бабочек. Олечка пьет черный чай с печеньем. Из почки показался колючий листочек.
Ч — СУ нас на даче песочные часы. У девочки новый сачок. Света сломала сучок.
Ч — Т Птичка вылетела из клеточки. Птенчик забрался под крылечко. Дети хотят качать качели. Мама хочет напечь печенья

12 Ч — Ш Маша налила чай в чашки. В бабушкиной шкатулочке катушечки и клубочки. Кувшинчики и ковшички стоят на по- лочке.
Щ: Петя поймал щуку и леща. Лила любит сгущенное молоко. В дощатом ящике клещи и гвозди.
Щ — Ч В пирожки положили овощную начинку. На крючок попался золотистый лещ.
Р — Р Утром на тропинке сверкали капли росы. Матросы идут по корабельному трапу. Роман собрал ведро рыжиков и груз- дей.
Хорек — хищный зверек. Рита варит варенье из черешен. Царевна живет врезном тереме.
Ярко сверкает роса на зорьке. Римма пригласила Рому на праздник. Марина прыгает через веревочку.
Р — Л Лариса приготовила заливную рыбу. В саду созрели сладкие персики. Дворец построили из белого мрамора. Орел парил над горами. Соревнования по лыжам проходили в феврале.
Из
ол
и
р
ова
н
но
Слог Слово Фраза поп речь
СГ поп поп поп bbовторbbениюbbНачало Середина Конец поп н
азы
ва
нии
п
о п
овтор
ению
п
р
и
н
аз
ы
ва
нии
п
о п
овтор
ению
п
р
и
н
аз
ы
ва
нии
А О У Ы Э И Б
Б
'
П
П
'
В
В
'
Д Д

13 Окончание таблицы
Из
ол
и
р
ова
н
но
Слог Слово Фраза поп речь
СГ поп поп поп bbовторbbениюbbНачало Середина Конец поп н
азы
ва
нии
п
о п
овтор
ению
п
р
и
н
аз
ы
ва
нии
п
о п
овтор
ению
п
р
и
н
аз
ы
ва
нии
Т
Т
'
Г
Г
'
К
К
'
Х
Х
'
З
З
'
С СМ МЛ
Л
'
Р
Р
'
Н
Н
'
Ш Ж Ц Ч Щ Й

14 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗАИКАНИЯ

Фамилия, имя_________________________________________
Год рождения_________________________________________
Сведения о семье
Мать (ФИО, образование, место работы Отец (ФИО, образование, место работы Возраст матери вовремя беременности ___________________ Какая по счету беременность ____________________________ Как протекала беременность ____________________________ Как протекали роды ____________________________________ Оценка состояния ребенка по шкале Апгар ________________ Особенности при рождении _____________________________ Заболевания ребенка дох лет __________________________
__________________________________________________________ Речевой анамнез
Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка ___________________________________________________ Время появления:
• гуления _____________________________________________ лепета ______________________________________________ первых слов _________________________________________ фразовой речи _______________________________________ Необычный характер:
• первых слов _________________________________________ первых фраз _________________________________________ Особенности темпа речи ________________________________ Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность Предполагаемая причина заикания _______________________ Реакция ребенка на первые признаки заикания Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания Оказывалась ли ранее специализированная помощь _________
__________________________________________________________ Какое образовательное учреждение посещает ______________
__________________________________________________________ Заключение психоневролога _____________________________ Заключение отоларинголога _____________________________ Заключение окулиста ___________________________________ Личностные особенности
Работоспособность Агрессивность ________________________________________ Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний ________ Переключаемость с одного вида деятельности на другой _____
__________________________________________________________ Нерешительность, колебания при принятии решений ________
__________________________________________________________ Тревожность Обидчивость, ранимость Демонстративность действий Упрямство Интеллектуальное развитие
Память_______________________________________________
Внимание_____________________________________________
Наглядно-действенное мышление________________________
Логическое мышление__________________________________
Сформированность обобщающих понятий _________________ Временные представления Пространственные понятия Психомоторные функции
Статическая координация движений ______________________
__________________________________________________________ Динамическая координация движений ____________________
__________________________________________________________ Переключаемость движений _____________________________ Пространственная организация движений _________________
__________________________________________________________ Двигательная память, переключаемость движений самоконтроля Произвольное торможение движения _____________________ Внимание ____________________________________________ Произвольная моторика пальцев рук Оральный праксис _____________________________________ Объем и качество движений губ Объем и качество движений мышц щек Объем и качество движений языка________________________
Произвольная мимическая моторика Объем и качество движения мышц лба ____________________ Объем и качество движений мышц глаз Возможность произвольного формирования определенных мимических поз ____________________________________________
__________________________________________________________ Продолжительность выдоха _____________________________ Темп движений Сенсорные функции
Слуховое внимание Музыкальный слух Восприятие музыки ____________________________________
Звуковысотный слух ___________________________________ Тембровый слух Динамический слух Ритмическое чувство Строение органов артикуляции
Прикус _______________________________________________
Нѐбный свод __________________________________________ Зубы _________________________________________________
Язык_________________________________________________
Губы ________________________________________________ Артикуляционный праксис
Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного аппарата __________________________________________________ Переключаемость Реципрокная иннервация _______________________________ Тремор Синергии, синкинезии __________________________________
Гиперсаливация _______________________________________

17 Исследование речи
Звукопроизношение____________________________________
__________________________________________________________ Фонематический слух___________________________________
Фонематическое восприятие_____________________________
Слоговая структура слова Экспрессивный словарь_________________________________
Импрессивный словарь_________________________________
Словообразование Наличие аграмматизма Фразовая речь Тип дыхания___________________________________________
Голос_________________________________________________
Наличие судорог_______________________________________
• дыхательные_________________________________________
• голосовые___________________________________________
• артикуляционные_____________________________________
Тип судорог___________________________________________
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом