С этим файлом связано 53 файл(ов). Среди них: ZHukova_L_V__Kacva_L_A__Istoriya_Rossii_v_datah_BookZZ_org.djvu, history-ege-all-daty.pdf, Daty_Mirovaya_istoria.docx, IMG_4541.png, IMG_4540.png, IS_KODIF_2016.pdf, IS_DEMO_2016.pdf, Sochinenie.docx, History_2015_11.zip, s6.docx и ещё 43 файл(а). Показать все связанные файлы Три основных течения: консервативно-охранительное, либеральное (западники и славянофилы) и радикально-демократическое.
Консервативно-охранительное.
Теория официальной народности.
Задача правительства - противопоставить что-либо идеологии декабристов.
1834 г. - С.С.Уваров предлагает "теорию официальной народности".
С .С.Уваров - археолог и историк, профессор МУ, в молодости - вольнодумец и преуспевающий чиновник; после разорения стал подхалимом и карьеристом.
Распространяли идеи журналисты Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, драматург Н.В.Кукольник.
Разработчики концепционной идеи: профессор МУ М.П.Погодин, специалист по русской литературе С.П.Шевырев.
Противопоставление
"гниющего Запада"
| России
| Постоянные революции
Республики
отсутствие крепостного права
| спокойствие
благодетельное влияние самодержца
попечительство самодержца = крепостное право - RuLeZ!!!
| НО
ТЕОРИЯ НЕ ПОДДЕРЖАНА ОБЩЕСТВОМ!!!
Либеральное движение.
П.Я.Чаадаев.
Выдающийся русский мыслитель.
Блестящий гусар, друг Пушкина.
1821 г. - выходит в отставку, уезжает за границу.
Возвращается почти сразу после декабристского восстания.
"Декабрист без декабря"
1829-1831гг. - "Философические письма"1
1836 г. - публикация 1-го "Философического письма" в "Телескопе"
Широчайший общественный резонанс.
Главная идея: Россия "выпала" из мирового исторического процесса.
"Мы не принадлежим ни Западу, ни Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода…"
«Прошлое России ужасно, настоящее тщетно, будущего у нее нет»2
Россия отстает в развитии от Европы. Ей нечем перед ней гордиться.
Главная причина: православное миросозерцание. Уделяется внимание потусторонним сферам, а не преобразованиям реальной жизни.
Чаадаев объявлен сумасшедшим; "Телескоп" закрыт; Н.И.Надеждин, редактор, отправлен в ссылку; цензор отправлен в отставку.
"Философские письма" ускорили вызревание крупных идейных течений.
Западники и славянофилы.
Поражение декабристов показало: прежде чем браться за коренное переустройство России, надо понять, каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие.
Конец 20-х - 30-х гг. - разгромлены кружки при МУ (Н.П.Сунгурова, А.И.Герцена, Н.П.Огарева).
1830-1840 гг. – центры общественной мысли – светские салоны, журналы, университетские кафедры.
Французские просветители не популярны, немецкие философы популярны (Г.Гегель).
1833 г. – кружок Н.В.Станкевича (Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, К.С.Аксаков, М.А.Бакунин, М.Н.Катков).
к концу 1830-х гг. – сформировались течения западников и славянофилов.
| Западники
| Славянофилы
| Представители
| Историки
Т.Н.Грановский
П.Н.Кудрявцев
С.М.Соловьев
Юристы
К.Д.Кавелин
Б.Н.Чичерин
Литераторы
В.П.Боткин
П.В.Анненков
В.Ф.Корш
| А.С.Хомяков
И.В.Киреевский
П.В.Киреевский
К.С.Аксаков
И.С.Аксаков
Ю.Ф.Самарин
| Различающиеся идеи
| Единство исторических путей России и Европы
| Своеобразный исторический путь России
|
| Европейский путь России
| Самобытный путь России
|
| Конституционная
Монархия Политические свободы (совести, слова, печати)
| «Сила власти – царю,
силу мнения – народу!»3
(К.С.Аксаков)
Власть монарха неограниченна, но народ получает право выражать свое мнение в печати и на земских соборах, получает свободу совести.
|
| Индивидуализм, конкуренция
| Общинность, коллегиальность, «соборность»
|
| Развитие предпринимательства
| Преобладание традиций над новшествами;
Первые собиратели русского фольклора и его публикаторы (Афанасьев, Киреевские, Аксаковы)
|
|
| Преобладающая роль религии и церкви
|
| Петр Mu$Die!!!
| Петр RuLeZ!
Абсолютизация насилия
резкость разрыва с прошлым
+ историческая закономерность
+ высокие побуждения Петра I
«Он ударил по России как страшная, но благодетельная гроза» (Хомяков)
| Общие идеи
| общественной свободы
против деспотизма и бюрократизма,
крепостничества
- неприятие революции
| А.И.Герцен: западники и славянофилы – двуликий Янус.
Смотрят в разные стороны, но общее сердце.
Поэтому оба движения относят к либеральным 3. Радикально-социалистические течения.
В.Г.Белинский и А.И.Герцен.
Отделились от западников, т.к. считали, что уклад современной им Европы предоставлял людям политические свободы, не спасая тысячи людей от нищеты.
Надо, чтобы был социализм: отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком. Виссарион Григорьевич Белинский, 1814-1838. «Общество 11-го нумера» - чтение запрещенной литературы, в том числе драмы В.Г.Б. «Дмитрий Калинин». Белинский исключен с «волчьим билетом». Главная идея Белинского – принципиальная возможность общества, где «нет ни богатых, ни бедных, но есть братья, есть люди». Материалист. Атеист.
Письмо Белинского к Гоголю. России нужны «права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение».
Александр Иванович Герцен, 1812-1870. Дали клятву с Огаревым на Воробьевых горах.
1834 – сослан в Вятку за рев. Взгляды;
В 1842 г. – в Москву «сложившимся революционером и социалистом»;
1842-1848 – «самая деятельная, изящная и полная полоса жизни»: написал «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват?».
1848 г. – уехал в Европу; поражение революции в ней – неудавшаяся битва за социализм.
1852 – Вольная Типография в Лондоне. Колокол. Полярная звезда.
Теория «русского социализма» Герцена.
Основа для социалистического общества – Россия, т.к. в ней буржуазные принципы еще не были привиты.
Основа – крестьянская община.
В советской историографии социализм Герцена - утопический4.
Русские леворадикалы - революционные методы освободительной борьбы. Революционные кружки.
Социалистические взгляды получают широкое распространение.
Кружки 20-х гг.: Сунгуровское общество, кружок Станкевича, кружок братьев Критских – чтение западной литературы, надежда на революцию и установление КМ, Общество 11 нумера (В.Г.Б.), Огарев-Герцен в МУ.
1844 г., Петербург – кружок В.М.Буташевича-Петрашевского.
Члены – учителя, студенты, литераторы, чиновники.
На собраниях бывали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский.
Республиканское устройство, освобождение крестьян без выкупа.
Популярно учение Фурье. Обсуждались планы народного восстания.
Издание Словаря Иностранных слов. Под видом обычного словаря – пропаганда (конституция, революция, социализм).
1845 г., Украина – Кирилло-Мефодиевское общество.
Член – Тарас Шевченко. 1847-1849 гг. – правительство разгромило петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество
Петрашевцы: 21 человек приговорен к расстрелу, в т.ч. Ф.М.Достоевский. Перед казнью заменен арестантскими ротами и каторгой.
1848-1855 гг. – период правительственной реакции, «мрачное семилетье» (после революций в Европе).
Но идей и интеллектуальный запас стал основой для нового подъема, начавшегося с 1855 г. 2 А.Ф.Бенкендорф: «Прошлое России – прекрасно, настоящее – великолепно, а будущее лучше, чем может себе представить самое пылкое воображение»
3 Народ не претендует на участие в политической жизни, а государство не вмешивается в духовную жизнь и прислушивается к народному мнению
4 Социализм Маркса – закономерный плод развития капиталистической экономики.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |