Главная страница

методичка (1-2). Историческое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители


Скачать 1.53 Mb.
НазваниеИсторическое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители
Анкорметодичка (1-2).doc
Дата11.10.2017
Размер1.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка (1-2).doc
ТипДокументы
#28060
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Для открытия своего дела.

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КРАЕВЕДУ)

Авторы-составители:

Андюсев Б.Е., к.и.н., доцент КГПУ им. В.П. Астафьева

Сенють П.А., учитель истории, г. Шарыпово



г. Красноярск


"...Человек начинается с памяти: рождаясь, и подрастая, он впитывает сердцем духовные богатства своего - да и не только своего отечества; узнает историю земли и географию; учится жить и любить на достойных примерах былого...

Без этой памяти человеку очень трудно выстоять в любые времена, а в сегодняшние дни- особенно: с неимоверной силой захлестывает нас бурьян беспамятства, крапива и полынь людского равнодушия ..."

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАЯ

На первом этапе краеведческой работы необходимо четко определить, из каких источников будут пополняться знания о своем крае.

Это поможет ориентироваться в информационном поле во время исследования той или иной краеведческой темы

.

ЗНАНИЯ

ИСТОЧНИКИ

О природе края

устные памятники природы печатные статистические картографические природные явления

О населении края

устные археологические этнографические печатные картографические архивные

Об экономике края

устные

печатные статистическое картографические архивные


об истории и культуре

устные археологические этнографические печатные памятники истории и культуры

статистические

картографические

архивные


Некоторые виды источников соотносительно с историческим краеведением необходимо рассмотреть подробно.


УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ
К ним относятся предания и сказания о местном крае, об образе жизни предков, о лицах, оставивших о себе память у потомков, пословицы с историческим содержанием, рассказы участников войн, работников местных предприятий, учреждений и организаций, простых тружеников, деятелей литературы и искусства.

Предания и рассказы - это ценный источник информации о прошлом и настоящем природы, населения, хозяйства и культуры края. В народной памяти живы имена тех, кто развивал хозяйство, управлял, строил, торговал. Жители из поколения в поколение передают рассказы о событиях, происходивших в данной местности.

Устным источником изучения края являются также имена, фамилии, прозвища людей. В именах людей отражается история нашей страны и отдельных ее регионов. Имена помогают выявить этнический состав местного края в прошлом и настоящем. Имена людей говорят о миграции населения, помогают датировать письменные памятники, некоторые имена и фамилии доносят до нас забытые значения слов и т.д.

Таким образом, наука о собственных именах - ономастика - является одним из обязательных устных источников.

Наибольший интерес для краеведа представляет раздел ономастики - топонимика. Это наука, которая занимается выяснением происхождения и развития географических названий - топонимов. В любой местности есть необъятное поле для топонимических исследований. Названия могут жить века и даже тысячелетия, передавая от поколения к поколению память о том времени, когда они возникли.

Если собирать сведения непосредственно на местности, то результатом будут, разумеется, названия современные. Но этого недостаточно известно, что названия с течением времени изменяются или даже заменяются (порой неоднократно) на совершенно новые. Понятно, что для успеха краеведческого поиска необходимо установить первичную форму названия. Для этого нужно обратиться к историческим источникам, к всевозможным инвентарным, актовым, картографическим материалам - их можно найти в библиотеках или архивах. Работа в подобных учреждениях с текстовыми источниками и картами не менее важна и интересна, чем сбор материала у местных жителей. Топонимический материал, собранный разными лицами в разное время и в разных источниках, надо систематизировать таким образом, чтобы обеспечить его удобное и эффективное использование. Лучший способ для этого составление картотеки. Каждое название с дополнительной информацией заносится на отдельную карточку. Из карточек можно создавать самые разнообразные информационные блоки – в зависимости от характера исследования. (см. приложение 1) Теперь подробнее о том, как вести полевой сбор топонимов.

ПРАВИЛА ПОЛЕВОГО СБОРА ТОПОНИМОВ
1.При полевом сборе запись лучше вести в небольшом блокноте, четко, разборчиво. Прежде всего надо занести в такой дневник сведения о себе: фамилия, имя, домашний адрес, место учебы или работы и - обязательно - указывать дату записи топонима - год, месяц, число.

2. Очень важно выбрать знающего собеседника, поскольку в любой деревне далеко не все жители одинаково хорошо знают топонимию. Люди старших поколений обычно лучше знают старые названия.

3. Для полноты получаемых сведений, а также для того , чтобы быть уверенными в их правильности, в каждом селении следует опрашивать несколько человек, причем беседовать с ними следует отдельно. В начале беседы нужно объяснить, зачем собираются сведения, кто и как будет ими пользоваться, какую они представляют ценность. О человеке, сообщившем нам сведения, нужно сделать запись в дневнике: фамилия, имя, отчество, где родился и с какого времени живет в том селении, где ведется запись, возраст, домашний адрес. При этом обязательно надо объяснить человеку, для чего записываются сведения о нем: для научности сведений, для того, чтобы знать, где его найти в другой раз, если потребуется дополнить сведения.

4. О селении, в котором ведется сбор материала, нужно записать: современное официальное название; к какой сельской администрации, району относится; сколько в нем дворов (хозяйств); как называют жители селения себя сами, как называют их соседи, нет ли прозвища жителей. По такому же принципу ведется сбор материала о городе, исключая, разумеется, вопросы, составляющие сельскую специфику.

5. Записи, сделанные в разных селениях и занесенные в полевой журнал, должны быть четко отделены друг от друга.

6. Названия записываются в соответствии с правилами русской орфографии, обязательно с обозначением ударения. Для решения большей части краеведческих задач такой записи вполне достаточно. Вопросы для полевого сбора названий (см. приложение 3.)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ И КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Текстовые источники: справочники административно–территориального деления областей, краев и республик, списки и каталоги различных объектов (рек, озер и т.п.) с их названиями, географические словари, периодическая печать. Обязательно нужно использовать и различные литературно - описательные источники: географические, исторические характеристики, дневники путешественников, актовый материал. При выборе названий и других данных из текстовых источников необходимо указывать фамилию и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницу. Например: Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. - Москва, 1974.-стр. 271

Особое место среди источников топонимической информации принадлежит географическим картам. Прежде всего, карты - это источник собственно географических названий, причем названий тщательно выверенных, принятых в официальной форме. Совместное использование карт одной и той же территории, изданных в разное время, позволяет проследить процесс изменения названий, его динамику. Кроме современных карт целесообразно привлекать землеустроительные и лесные планы, а также (по возможности) старинные карты, межевые карты и планы различных масштабов.

Об источнике, из которого получены сведения, сообщаются следующие данные: название карты или атласа, для многолистных карт - номер листа, для атласа - страница, место и год издания, для рукописных карт - год составления, автор карты. Для карт, хранящихся в архиве, указываются также название архива, название и номер фонда, номера описи, дела, единицы хранения. Помните, что если не указан источник, приведенные сведения лишаются практической ценности, поскольку нет возможности убедиться в достоверности информации.

Наиболее приемлемыми, распространенными и эффективными методами сбора информации (особенно- исторической) является опрос двух видов: анкетирование (письменная форма общения с респондентом), и интервьюирование (устная форма). Необходимо заранее подготовить вопросники, которые станут той конкретной программой, с которой школьники будут обращаться к очевидцам и участникам исторических событий по ходу их собирательской работы.

Одним из лучших на наш взгляд пособий по устной истории является «Методика сбора устных исторических источников», Барнаул, 1992. Автор – Щеглова Т.К. Приведём отрывок из этого пособия, касающийся методики сбора меморатов – документов, составленных на основе рассказов очевидцев, старожилов, современников.
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

Интервью представляет собой беседу двух или нескольких заинтересованных людей, проводимую по определенному плану, причем запись ответов производится либо вручную, либо механически. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы уметь и знать:

1) о чем именно спрашивать,

2) как спрашивать,

3) кого спрашивать,

4) какие задавать вопросы,

5) где вести беседу,

6) как обрабатывать данные.

Обычно интервью строится поэтапно.
I. Введение и установление контакта.

Цель этого этапа - вызвать интерес к беседе, убедить людей, как важны для науки их знания. Обращаться к собеседнику нужно уважительно, по имени и отчеству, а не фамильярно. Обязательным условием является информация о себе и организации, которую представляешь (школа, музей). Ведущий обязан объяснить, где и как будет использоваться полученная информация. Успех всего интервью определяется именно вступительной беседой.
II. Программные вопросы.

Первые вопросы не должны быть сложными, это как бы разминка. Переход к основным вопросам должен быть понятен, опрашиваемому. Можно выделить их фразой: "Теперь позвольте перейти к наиболее важным вопросам. " Завершение беседы должно состояться из несложных вопросов. Можно уточнить какие - либо вопросы, вернуться к недосказанному. Оптимальная продолжительность всего интервью 40 - 50 минут. Дальнейшее расспрашивание не даст ожидаемого эффекта, лучше перенести беседу на другой день.
III. Оформление паспортички.

Сбор сведений об интервьюированном (о том человеке, у кого берут интервью) является обязательным условием научной записи. Об этом уже говорилось выше. В меморатах обычно паспортичка содержит следующие вопросы:

1.Ф.И.О.

2. Год рождения

3. Место рождения

4. Профессия

5. Где и в каком качестве работал или работает (если на пенсии, то с какого времени)

6. Адрес.
Вопросы во время устного опроса надо задавать так, чтобы не задеть самолюбие респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого (опасение за последствия опроса, печальные воспоминания и т.п.) Поэтому интервьюер должен уметь не только вызвать респондента на искренность, но и не нарушать его душевный комфорт и покой.

Интервьюер должен сознавать, что создает документы, являющиеся историческим источником для будущих историков.

Поэтому необходимо тщательно документировать результаты опроса. Для этого существуют определенные правила.

1.Интервью должно записываться только после того, как респондент извещен о своих правах на материалы беседы.

2.Интервьюер должен вести информативный диалог с респондентом, задавая вопросы, стимулирующие более широкое освещение темы.

3.Интервьюер обязан защищать опрашиваемого от возможных психологических травм. Даже если ответы вызывают сомнение, интервьюер не должен проявлять недовольства.

4.Интервьюер несет ответственность за правильное цитирование материалов.

5.Исследователи, вовлекающие в такого рода работу учащихся, обязаны познакомить их с правилами опроса и с ответственностью в целом за данный опрос.

6. Материалы опросов, правильно оформленные, заверяются печатью школы или сельской администрации и сдаются в архив (школьный, музейный). Печать удостоверяет работу, является гарантом того, что опрос действительно имел место.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПИСИ

Чтобы записи опроса, интервью, анкетирования могли быть опубликованы и взяты в научный оборот, необходимо соблюдать ряд обязательных условий.

1.Воспоминание записывается непосредственно вслед за рассказом дословно без пропусков отдельных слов и фраз и излагается от первого, а не третьего лица.

2.Запоминание и перенесение рассказа позже на бумагу категорически запрещается. Такой способ неизбежно повлечет за собой неполноту записи воспоминаний, искажение фактов, оценок и суждений рассказчика. Такая запись неотвратимо преломится через сознание и мировоззрение интервьюера, и будет нести неполноценную и искаженную информацию.

3.Недопустимо собственное редактирование текста, если даже кажется речь безграмотной. Запись должна отражать тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Если встречаются непонятные слова, их выясняют в ходе беседы и фиксируют их объяснения в интересах рассказчика. Олитературивание текста недопустимо.

4.Черновая запись осуществляется на одной стороне листа, слева оставляются поля. Обратная сторона и поля используются для дополнений рассказчика, если он возвращается к этому событию, для уточнения непонятного, для своих замечаний.

5.Чистовой вариант рассказа оформляется вручную или на печатной машине на развернутом листе бумаги с одной стороны с соблюдением полей 2.5 - 3 см слева для сшивания листов.
АНКЕТИРОВАНИЕ
В отличие от интервьюирования, в анкетировании могут участвовать менее подготовленные учащиеся, т.к. качество работы больше зависит от правильного оформления анкеты и формулировки вопросов. Педагог, прежде чем посылать учащихся с анкетами по адресам, должен быть уверен в совершенстве анкеты. Респондент заполняет анкету самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Допустима совместная форма работы, когда анкетер записывает ответы на вопросы под диктовку. Краеведам можно широко применять письменное, почтовое анкетирование по целому ряду тем: анкетирование бывших жителей исчезнувших сел района; односельчан, подвергнутых раскулачиванию и т. п.; проживающих не только в крае, но и за его пределами. Варианты некоторых анкет ( - см. приложения 6-9, 14.)
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ХРАНЕНИЮ МАТЕРИАЛА
Результатом работы по сбору устных свидетельств должно стать формирование информационных банков (устных архивов) при учебных заведениях, музеях, детских клубах. Параллельно с опросом необходимо вести работу по упорядочению собранного материала: разбору, систематизации и учету документов. На каждый документ составляется карточка: место записи, время, данные об интервьюере, тема документа № единицы хранения. В будущем создается картотека устных рассказов. Обязательно ведется опись устных источников в конторских тетрадях по форме:
ФОРМА УЧЕТА МАТЕРИАЛА

п/п

единицы хранения

Где собран материал

Наименование документа. Краткое содержание

От кого получен материал

Дата поступления


Воспоминания сшиваются, раскладываются по папкам и хранятся вертикально на стеллажах в определенном порядке (годам, по темам и т.д.). При хранении документов должны соблюдаться все правила, предъявляемые к хранению документов в государственных архивах.


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Этнография - историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимоотношения. Слово "этнография " происходит от двух греческих слов: " этнос " - народ и " графо " - писать, т.е. в переводе - народоописание, народоведение. Предметом изучения этнографии являются материальная и духовная культура народов, их семейный и общественный быт, хозяйственные занятия и этнические процессы. Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройками, одежду комплексом украшений, пищу, орудия труда и средства передвижения.

Духовная культура - обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (например: народная медицина), народная музыка и хореография, традиционное изобразительное и устно - поэтическое творчество, а также игры (т.ч. детские и спортивные).

Этнографические занятия школьников при правильной их организации являются одной из форм приобщения детей к науке. Эти занятия, расширяющие кругозор и повышающие культурный уровень школьников, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора и анализа научных материалов. Этнографическую работу со школьниками можно вести в трех формах: лекционного курса и семинарских занятий, организации материалов в музейные экспозиции на основе систематизации, экспедиционной работы. Экспедиционные выезды и выходы во время каникул, подготовленные в научном плане в течении учебного года, дают практику этнографической работы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом