Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка (1-2). Историческое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители


НазваниеИсторическое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители
Анкорметодичка (1-2).doc
Дата11.10.2017
Размер1.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка (1-2).doc
ТипДокументы
#28060
страница2 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПОДГОТОВКА ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Научная подготовка экспедиции состоит главным образом в том, что будущие ее участники определяют, что уже известно по намеченной теме (или темам) и исходя из этого определяют объем и задачи предстоящих полевых исследований. Для этого в первую очередь изучается по возможности вся относящаяся к делу этнографическая литература, откуда тщательно извлекаются все конкретные данные (описания, рисунки, фотографии и прочие материалы) о культуре исследуемой группы населения. Кроме того, если есть возможность, надо обязательно посмотреть музейные экспонаты, характеризующие объект изучения. Изучая их, этнограф как бы заглядывает вперед, предварительно знакомится с тем, что может встретиться ему в экспедиции.

Программу работы составляет руководитель этнографической работы. При ее составлении необходимо учитывать:

- объединенную тему исследования;

- уровень знаний и умений учащихся;

- возраст и физические возможности участников экспедиции;

- материальное обеспечение экспедиции.

В программе указываются:

1) Общие направления научного поиска.

2) Перечень тем, по которым будут собираться полевые материалы, необходимые для решения главной задачи.

3) Район работы экспедиции, и ее маршрут.

4) Расчет времени на отдельных отрезках маршрута и общее время.

5) Состав участников и закрепленная за каждым из них отдельная тема или часть темы (раздел).

6) Краткие методические разработки, где перечисляются основные особенности изучаемой культуры, на которые следует обратить внимание и основные приемы исследований (опрос, анкеты и т.д.)

В дополнение к программе и одновременно с ней подготавливаются и утверждаются различные подсобные документы экспедиции; анкеты, бланки и т.п.

Необходимо оговориться, что под словами "этнографическая экспедиция " не обязательно понимать какой-то дальний выезд учащихся. Такая экспедиция может работать и стационарно, в родном селе.

Экспедиция школьников в таком случае - скорее некий замкнутый цикл работы - от определения цели до анализа проделанной работы и дальнейших планов.

Различные методические рекомендации по этнографической работе приводятся в приложении.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам.

Вещественные памятники – это орудия труда, домашняя утварь, оружие, украшения и другое, все то, что сделано руками человека. Остатки древних поселений или погребений, так же как и другие древние сооружения или вещи, являются памятниками той эпохи, когда они были созданы. Обычно их называют археологическими памятниками, которые условно можно разделить на несколько групп или категорий. Самые крупные из них две - поселения и погребения. Кроме того, выделяются мастерские, горные выработки, святилища, каналы, оборонные валы и другие сооружения, наскальные рисунки, отдельные находки. Раскопки поселений дают большинство сведений о жизни древних людей.

Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты) и погребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Погребения говорят о возрасте умерших, а следовательно и о средней длительности жизни человека, о его образе жизни, о том, чем он питался. И конечно обряд захоронения свидетельствует о религиозных воззрениях, верованиях, мировоззрении соплеменников похороненного.

Итак, основные типы археологических памятников - поселения и погребения. Но мало сообщить учащимся типы археологических памятников, необходимо еще привлечь школьников к изучению археологических памятников своего района.

Для этого необходимо знать:

а) какие памятники встречаются в районе: их тип, названия, местоположение, степень изученности;

б) какие памятники полностью исследованы, а какие только нанесены на археологическую карту района;

в) где школьники могут узнать о результатах раскопок - в музее, в отделах образования (районном или городском) или где-то еще; в какой литературе они могут прочитать об этом.

Причем для школьников очень важно на первом этапе историко-краеведческой работы иметь возможность непосредственно ознакомиться с результатами раскопок того или иного археологического памятника. Желание поглубже заняться археологией часто возникает в том случае, если есть возможность своими глазами увидеть, и если это возможно -подержать в руках археологический материал. Это можно объяснить психологическими особенностями школьного возраста. Детям необходим динамизм эмоций, их разнообразие, ибо изобилие однотипных, положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А возможность непосредственно познакомиться с археологическим материалом, полевые условия работы на раскопках, общение с единомышленниками, радость открытий - это и есть возможность динамизма эмоций.

Местная периодическая печать является источником, из которого почерпнуты знания, о прошлом района может практически любой желающий. Но существует и специальная научная литература с подробной информацией об археологическом наследии района. (См. список рекомендуемой литературы).

Любому краеведу необходимо твердо помнить, что самостоятельно, без особого разрешения (так называемого "открытого листа"), без специалистов - археологов ни в коем случае нельзя вести раскопки!

Археологическое краеведение – очень интересная, но и очень ответственная работа, руководить которой может только человек, имеющий соответствующую подготовку.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Одним из видов творческих работ, очень важным является, по мнению А.Худякова (см. № 44 в списке литературы) ведение летописи школы, села, города, района. В летописи фиксируется все - обычная жизнь школы, лучшие достижения учащихся, события, судьбы, выпускников и т.д. Надо сказать, что редко в школе ведется летопись села или города. А между тем она особенно интересна и нужна. Ценность ее заключается в том, что она постоянно связывает школу с жизнью, деятельностью местных производственных коллективов, работников культуры, рассказывает об их успехах, привлекает к ним внимание, заставляет определять их значение, знакомит с передовыми людьми, с трудностями, которые они встречают и опытом преодоления этих трудностей. Нельзя забывать, что летопись - своеобразный тип исторического произведения, который строится на основе простой хронологической последовательности изложения.

Поэтому для летописи нормой является недостаточная связь между отдельными записями и по теме и по их характеру. Строить ее как гладкий очерк вряд - ли целесообразно, да и невозможно.

И еще один вид творческой работы учащихся – чтение и обсуждение художественной литературы, написанной на местном материале. Обсуждение целесообразно проводить по определенному плану, который заранее должен быть известен участникам обсуждения и присутствующим на нем. Примерный план обсуждения:

1) Сведения об авторе книги и источниках, которыми он пользовался при ее написании.

2) Что в книге достоверно?

3) Какие отступления от точного воспроизведения прошлого допущены автором и почему?

4) Чем книга особенно интересна?

5) Какую пользу приносит она читателю?

Обсуждение может быть проведено и не по книге в целом, а в целом по отдельным ее частям (о судьбе героя, о ходе событий, освещенных в ней) или нескольким книгам, отражающим одно и то же событие.

Представляется важным собрать письменные отзывы о прочитанных книгах. Это укажет, в каком направлении нужно работать, чтобы чтение приносило больше пользы читателям, а с другой стороны - является средством пропаганды историко - краеведческой книги.

Творческие задания - это и художественная обработка краеведческого материала. Такая работа развивает у школьника умение осмыслить материал, как бы окунуться в него. При этом формируется образное мышление школьника, умение применять слово и мысль, связывать друг с другом факты, развивает логичность мышления и подачи материала.
ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Опыт показывает, что наилучшей базой организации краеведческой работы в школе может служить школьный музей. Выбор профиля школьного музея зависит от потребностей учебно - воспитательной работы школы, так и от реальных возможностей данной местности в сборе предметов- подлинников и памятников - первоисточников, фонд которых должен лежать в основе музейной экспозиции.

Наиболее распространены в школах краеведческие музеи широкого профиля, отражающие природу, историю, экономику и культуру своего региона. Процесс создания музея (от замысла до открытия) состоит из ряда этапов, определяющих последовательность действий. В самых общих чертах суть их заключается в следующем:

1. Создается инициативная группа (оргкомитет) из учителей и учащихся, представителей шефов (если таковые есть!), которая является ответственной за создание музея. Для ответственного отношения к делу оргкомитет утверждается на заседании педсовета.

2. Составляется тематический план музея - перечень отделов будущей экспозиции. Наличие такого документа является условием целенаправленного поиска необходимых материалов.

3.Поисково-исследовательская работа (сбор, изучение материала, а также его инвентаризация)

4.Составление тематико-экспозиционного плана, т.е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые намечаются включению в экспозицию. Тематико-экспозиционный план составляется по залам, отделам, стендам.

5.Художник оформитель делает эскиз оформления (желательно в цвете) с учетом интерьера помещения.

Параллельно со всеми этапами решаются и другие вопросы: помещения для музея, оборудование для экспозиции (витрины, стенды и пр.), способы освещения, сохранности подлинников, изготавливаются необходимые вспомогательные экспонаты (копии фотографий, схемы, муляжи, тексты и пр.).

Отделы краеведческого музея состоят из различных разделов, экспозиции которых раскрываются наглядными материалами - экспонатами, составляющими главное богатство музея. Все музейные экспонаты, независимо от того, находятся они в экспозиции или хранилище, относятся к основному или вспомогательному фонду. Основной фонд образуют подлинные памятники. Принято выделять четыре группы подлинных музейных экспонатов:

I. Вещественные памятники: орудия труда, промышленное оборудование или детали, образцы полезных ископаемых, сельскохозяйственных культур, гербарии образцов естественной и культурной растительности, насекомых, вредителей сельского хозяйства, монолиты почв; значки, монеты, печати, ордена, медали; оружие, предметы военной техники, военного обмундирования; предметы быта и домашняя утварь, одежда, украшения, предметы мебели, детали жилища, личные вещи отдельных людей и пр.

II. Письменные материалы: печатные и рукописные документы, листовки, прокламации, книги, газеты, журналы и другие издания.

III. Подлинные фотографии и кино - видеодокументы.

IV. Произведения искусства и подлинные наглядно – изобразительные и графические материалы: картины, рисунки, скульптура; плакаты, открытки, марки; планы, карты, схемы, чертежи, графики, фономатериалы.

Такая группировка подлинных материалов по их внешней характеристике обусловлена требованиями практики музейной работы и различными условиями хранения и использования экспонатов, относящихся к названным выше группам.

К вспомогательному фонду относятся материалы, которые специально создаются для пояснения подлинных экспонатов: диорамы, карты, схемы, таблицы. Они служат обобщающим наглядным материалом. В ряде случаев вспомогательные материалы создаются взамен отсутствующих подлинников, необходимых для раскрытия темы. Это различного рода копии, репродукции, макеты, модели, муляжи, чучела животных и птиц и др. Вспомогательный фонд обычно включает и накапливает записи воспоминаний людей, представляющие интерес для данного музея.

Проводимая школьным краеведческим музеем работа многообразна по своему содержанию и формами.

Школьный музей:

- изучает собранные материалы;

- обеспечивает учет и хранение музейных экспонатов;

- создает экспозиции и устраивает постоянные и временные выставки;

- оказывает помощь учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;

- проводит экскурсии по музею;

- устанавливает связи с другими школьными музеями, а также с государственными музеями;

- проводит викторины, конкурсы, вечера краеведческого содержания;

- постоянно пополняет свои фонды.

Путей сбора краеведческого материала для музея очень много. Широко практикуются экспедиции, походы, переписка с отдельными лицами и организациями, встречи и беседы с людьми, работы с периодической печатью, литературой, обращение в архивы, музеи.

Все материалы, которые поступают в школьный музей, подлежат инвентаризации, т.е. записи в соответствующую книгу. Таких книг две: инвентарная книга (книга поступлений основного фонда, куда заносятся только подлинники) и книга поступлений вспомогательного фонда. Инвентарная книга требует к себе особого отношения, так как является документом учета золотого фонда музея - его подлинников. По правилам музейной работы она должна быть прошнурована, страницы пронумерованы, запись должна производиться чернилами, никакие исправления не разрешаются. Инвентарная книга скреплена подписью директора школы и печатью.

Запись предметов в инвентарную книгу производится по следующей схеме:



п/п

Дата поступления

Название

предмета

Описание предмета и его происхождения (история создания, место пребывания и т.д.)

Материал

Степень

сохранности

Откуда

поступил

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8



Очень неплохо для удобства работы иметь в музее различные научно справочные картотеки. Такая картотека нужна для того, чтобы лишний раз не перелистывать инвентарную книгу. На карточке можно сделать более подробное описание предмета, дать его фотокопию. Карточка позволяет дополнять характеристику предмета новыми сведениями, полученными уже после того, как предмет был занесен в инвентарную книгу.

Наличие книг поступлений, специальных карточек - не формальное требование. Правильный учет и хранение музейных материалов - очень важный вид работы, хотя и не обладает для ребят такой привлекательностью, как поиск. Поэтому на работу целесообразно подобрать школьников способных тщательно и педантично выполнять работу.

К сожалению, в реальной практике школьных музеев учет и хранение музейных экспонатов является наиболее уязвимым местом работы. Нередко теряются, исчезают из школьных коллекций ценные материалы или разрушаются, портятся из-за неумения ответственных лиц обеспечить их сохранность.

Создание школьного музея - это определенный этап краеведческой работы, а отнюдь не ее завершение.

В рамках данного методического пособия, необходимо остановиться еще на двух обязательных компонентах музейной работы. Это шифрование и полевой учет экспонатов.
ШИФРОВАНИЕ

Одновременно с записью в инвентарную книгу на каждом предмете пишется его шифр - инвентарный номер. Инвентарные номера наносятся на предметы тушью или краской, чтобы при этом не повредить предмет и чтобы номера не бросались в глаза. На рисунках, фотографиях, документах и других материалах на бумажной основе инвентарные номера пишутся на оборотной стороне в левом нижнем углу простым мягким карандашом. Запрещается пользоваться химическим карандашом и чернилами.

Если инвентарный номер написать на предмете невозможно, то к нему прикрепляется с помощью нитки бирка из тонкого картона. Это в первую очередь относится к орденам, медалям, значкам, одежде, чучелам животных и птиц.

Инвентарные номера монет, памятных медалей и фотонегативов пишутся на конвертах и пакетиках, в которых они хранятся. Дополнительные рекомендации по хранению экспонатов см. приложение.
ПОЛЕВОЙ УЧЕТ

В описанную выше инвентарную книгу последовательно заносятся все т.н. текущие поступления. Материалы же, собираемые во время экспедиций (походов) т.е. в полевых условиях, должны регистрироваться непосредственно в процессе сбора в коллекционной описи. Коллекционная опись является составной частью инвентарной книги, имеет ту же форму и порядок заполнения. В инвентарной книге она регистрируется под одним номер еще перед началом похода (экспедиции). В графе "способ поступления" записывается название экспедиции (поисковой группы), остальные графы заполняются после возвращения учащихся из похода и сдачи в музей собранных материалов и документации. Тот номер, под которым коллекционная опись записана в инвентарной книге, становится общим инвентарным номером собранной затем коллекции. Отдельные предметы этой коллекции получат двойные номера, состоящие из номера коллекции и порядкового номера предмета по данной коллекционной описи. Например, если в инвентарной книге записаны 93 отдельных предмета или коллекций, то новая коллекция получит номер 94, а все предметы, значащиеся в ее описи, будут иметь номера: 94/1, 94/2, 94/3 и т.д. За последним номером коллекционной описи должен значиться (экспедиционный походный) дневник группы, в которой заносятся описания маршрута, наблюдения, сделанные в пути, местные легенды и сказания, зарисовываются схематические планы местности и т.д.

Если материал собирают несколько групп, работающих по разным темам, то необходимо, чтобы каждая группа вела свою отдельную коллекционную опись.

Коллекционная опись и дневник должны вестись в отдельных тетрадях, имеющих прочные обложки и пронумерованные листы. Первая страница коллекционной описи должна содержать следующие данные:
Инвентарный номер

КОЛЛЕКЦИОННАЯ ОПИСЬ

Экспедиция, поисковая группа____________________________________

Место работы ((район, населенный пункт)__________________________

Начата________________________________________________________

Окончена______________________________________________________

Число описанных предметов______________________________________

Ответственный за ведение _______________________________________
Одновременно с регистрацией собранных материалов в коллекционной описи производится их шифрование в соответствии с указанным выше правилами. Однако в полевых условиях иногда бывает трудно проставить номер непосредственно на предмете или прикрепить к нему бирку. В этом случае на каждый предмет или группу однородных предметов, условия находки которых совпадают, пишется этикетка по следующей форме:
Экспедиция, поисковая группа…………………………………………

Наименование предмета…………………………………………………

Инвентарный номер……………………………………………………..

Дата……………………………………………………………………….

Подпись заполнявшего …………………………………………………
Этикетка складывается и завертывается вместе с предметом (предметами), на который она написана.

Во время походов и экспедиций большое значение имеет правильное хранение материалов. Плоскостные материалы помещаются в папки, небольшие объемные материалы могут быть помещены в коробочки, а большие объемные завертываются в прочную бумагу. Хрупкие предметы необходимо прокладывать ватой или бумагой. Для предохранения материалов на бумажной основе от сырости их необходимо помещать в полиэтиленовые мешочки.

При дальнейшей научной обработке материалов в музее на предметах проставляют инвентарные номера, а полевые этикетки уничтожают. По прибытии из экспедиции (похода) или завершении поиска по определенному заданию все материалы вместе с документацией (коллекционными описями, дневниками, актами приема-выдачи) должны быть сразу же сданы в музей. В главе " Школьный краеведческий музей" даны минимально необходимые требования к организации музея в школе. В приложении приводятся дополнительные рекомендации, а в списке литературы – своеобразные "первоисточники" музейного дела.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей