Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка (1-2). Историческое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители


НазваниеИсторическое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители
Анкорметодичка (1-2).doc
Дата11.10.2017
Размер1.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка (1-2).doc
ТипДокументы
#28060
страница4 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Приложение 5

КРАТКИЕ ВАРИАНТЫ ВОПРОСНИКОВ.
Если к сбору топонимов привлекаются участники непродолжительных туристских походов или учащиеся, недостаточно знакомые с топонимикой, можно использовать упрощенные варианты вопросников. Требования к методике опроса (выбор информаторов, принципы работы с ними), а также к записи названий (правильность, разборчивость, указание ударения) остаются неизменными.
Вариант I.

1.Как называется деревня, (село, поселок, город)? В каком она районе, сельской администрации?

2.На какой реке (озере) находится деревня?

3.Как называется лес, ближайший к деревне?

4.Какие названия имеют луга вокруг деревни?

5.Как называется самое высокое место (гора, холм, бугор) возле деревни?

6.Есть ли вблизи деревни овраги, имеющие собственные названия? Какие это названия?

7.Как называется ближайшее к деревне болото?

8.Есть ли около деревни колодцы, ключи, родники, имеющие свои названия? Какие они?

9.Есть ли около деревни другие места, имеющие собственные названия? Какие?

В каждом случае следует спрашивать о происхождении названия (почему, в связи с чем оно дано?).
Вариант II.

(Может использоваться новичками, начинающими знакомство с топонимикой со своего родного селения).

1.Как называется селение, его части, улицы.

2.На какой реке (каком озере) оно стоит?

3.Перечислите названия полей, лугов, болот, гор, логов, возвышенностей и других мест, расположенных по правой (левой) стороне от реки (дороги).

4.Вспомните, как называются отдельные места в лесу, где жители деревни собирают ягоды, грибы, заготавливают дрова, пасут скот.

5.Что рассказывают ваши дедушки и бабушки о происхождении записанных вами названий?

Материалы, полученные по любому из этих вопросников, выписываются на карточки и включаются в общую картотеку, а в процессе дальнейшей обработки дополняются по данным текстовых и картографических источников.
Приложение 6

АНКЕТА №1 (ПЕРЕСЕЛЕНЦА)

Уважаемый товарищ!

Для написания истории района …..……… средняя школа проводит опрос переселенцев 1940-1950-х гг. Просим ответить Вас на ряд вопросов.
Фамилия, имя, отчество ……………………………………………………..

Дата и место рождения ………………………………………………...

Национальность………………………………………………………………

Вероисповедание……………………………………………………………

Сведения на момент переселения.

Где проживали до переселения………………………………………………

(город, село, область, район)

Образование…………………………Профессия……………………………

Место работы…………………………………………………………………

Материальное положение семьи (дом, хозяйство)…………………………

Занятия членов семьи…………………………………………………………

Партийность…………………………………………………………………

Участие в общественной, политической, культурной жизни……………

Время переселения……………………………………………………………

Причины переселения………………………………………………………

Способ и пути переселения…………………………………………………

Сколько членов семьи переселялось…………………………………………

Условия переселения………………………………………………………….

Дата и пункт прибытия………………………………………………………

Адрес постоянного места жительства………………………………………

Вид жилья (дом, барак, комната и т.п.)……………………………..………

Как скоро Вы приступили к работе и соответствовала ли она Вашей прежней специализации? …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

Условия работы………………………………………………………………

Была ли возможность перехода на другую работу?…………………….…

Где работали и чем занимались Ваши родные?……………………………

В чем состояли отличия в положении переселенцев и местных жителей?……………………….…………………….……………………………..

Каково было отношение местных жителей к Вам?………………………...

Материальное положение семьи после переселения…………………….…

Была ли у Вас возможность свободного возвращения на прежнее место жительства или выезда для проживания в другом месте?…………..…..

Бывали ли Вы после переселения на своей родине? Не возникало ли желание вернуться?…………………………………………………………….

Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?……………………………………………………………………………...

Согласны ли Вы в случае необходимости, дать более подробное интервью по истории переселения Вашей семьи?……………………………….

Сообщите, пожалуйста, свой почтовый адрес и телефон …………………

…………………………………………………………………………………

Где и кем Выработаете (если находитесь на пенсии, укажите, с какого года, и последнее место работы)………………………………………….

Благодарим за помощь!

Мы гарантируем, что полученная от Вас информация будет использоваться только в научных целях.

Приложение 7

АНКЕТА №2 (РЕПРЕСИРОВАННЫХ)

Уважаемый товарищ!

…………… средняя школа обращается к Вам с просьбой ознакомиться с вопросами анкеты и ответить на них. Ваши ответы окажут неоценимую помощь в восстановлении исторической правды и справедливости. Результаты данного опроса составят самостоятельный архив по истории необоснованных репрессий в советское время и будут использованы в научной работе.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании.

Инструкция к заполнению анкеты.

Ответы даются в произвольной свободной форме на любых чистых листах бумаги.

Текст пишется на одной стороне развернутого листа (слева оставляются поля 2-3 см).

Размеры Вашего ответа не ограничиваются. Для нас важны все подробности, которые хранятся в памяти. Вопрос переписывать не обязательно. Можно указать его номер перед Вашим ответом. Прежде всего, позвольте задать Вам ряд вопросов о Вашей жизни до рокового события (ареста).

1.Где проживали до ареста?

2.Чем занимались? (образование, профессия, должность, место работы).

3.Какие происходившие в стране события Вам запомнились или Вы сами в них участвовали?

4.Как оценивали происходящие вокруг Вас события?

Далее просим Вас ответить на вопросы, касающиеся неприятных для Вас событий ареста, следствия и суда.

5.Когда и при каких обстоятельствах Вы были арестованы?

6.Как проходили следствие и суд (действия и поведение следственных и судебных органов власти, Ваше поведение)?

7.Где и сколько времени находились в период следствия?

8.Какие порядки существовали в следственном изоляторе? Какие случаи запомнились?

9.Какие обвинения были Вам предъявлены и какой вынесен приговор?

10.Как отразился Ваш арест на положении семьи, родственников и друзей?

Следующая группа вопросов относится к периоду отбывания наказания.

11.Где отбывали наказание (название, местонахождение, основное назначение)?

12.Как выглядел лагерь (жилые помещения, административные здания, столовая, строительный материал, окрестные места)?

13.Какой преобладал контингент заключенных?

14.Как осуществлялась связь с внешним миром (семьей, родственниками, жителями окрестных мест)?

15.Какие существовали в лагере (тюрьме) порядки в организации труда, дисциплины, жизни?

16.Какие наказания применялись за нарушение внутреннего режима?

17.Кто из заключенных, охранников запомнился больше всего и почему?

18.Какие наиболее трагичные, и светлые случаи из лагерной жизни помните?

19.Пытались ли Вы добиться освобождения?

Следующая группа вопросов относится к периоду освобождения.

20.Когда и при каких обстоятельствах Вы были освобождены?

21.Где и как обустроились после освобождения?

22.Как повлияло отбывание наказания на Вашу дальнейшую судьбу?

23.Как относились к Вашему прошлому знакомые, родственники, сослуживцы?

24.Изменилось ли что в Вашей жизни в период хрущевской оттепели?

25.Какие события в стране реально изменили Ваше положение?

И в заключение, пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе (см. вопросы паспортички). Благодарим Вас за Ваши воспоминания!

Приложение 8
АНКЕТА №3 (РАСКУЛАЧЕННЫХ)

1.Где проживала Ваша семья?

2.Какая была семья (состав семьи, образование, занятия членов семьи)?

3.Сколько было земли в хозяйстве?

4.Сколько имели скота (лошадей, коров, овец и т.д.)?

5.Какие технические средства применялись в хозяйстве?

6.Как распоряжались продуктами хозяйства?

7.Как распределялись трудовые обязанности в семье?

8.Применялся ли в хозяйстве наемный труд?

9.Расскажите о крестьянском до колхозном быте.

10.Когда Ваша семья была подвергнута раскулачиванию?

11.Кем и как была обоснована целесообразность и необходимость раскулачивания Вашей семьи?

12.Как проходило раскулачивание (действия местных органов власти, НКВД, суда)?

13.Какие меры и кем были определены Вашим членам семьи?

14.Какой материальный и моральный ущерб понесла Ваша семья?

15.Изменилось ли отношение к Вашей семье в селе?

16.Куда Ваша семья была сослана?

17.Как добиралась семья до места ссылки?

18.Как обустроилась семья на новом месте (жилье, место работы, материальное положение)?

19.Пытались ли члены Вашей семьи вернуться домой?

20.С какими событиями связано Ваше возвращение домой?

21.Отразилось ли раскулачивание на дальнейшей Вашей работе, учебе, жизни?
Приложение 9
АНКЕТА №4 (ЧЛЕНОВ КОЛХОЗОВ)

1.Где проживала Ваша семья?

2.Какая была семья (состав семьи, образование, занятия членов семьи)?

3.Сколько было земли в хозяйстве?

4.Сколько имели скота (лошадей, коров, овец и т.д.)?

5.Какие технические средства применялись в хозяйстве?

6.Как распоряжались продуктами хозяйства?

7.Как распределялись трудовые обязанности в семье?

8.Применялся ли в хозяйстве наемный труд?

9.Расскажите о крестьянском до колхозном быте.

10.Каким было Ваше до колхозное хозяйство: бедняцким, середняцким, кулацким?

11.Почему Вы вступили в колхоз? Как это происходило?

12.Как жили и работали в колхозе?

13.Как проводились хлебозаготовки? Были ли случаи недовольства крестьян хлебозаготовками? Какие?

14.Как работали магазины, "кооперация"?

15.Были ли случаи воровства продуктов, зерна из колхозных амбаров, у соседей?

16.Что было радостного и трудного в первый год создания колхозов?

17.Как жили в семье, чем питались?

18.Чем занимались в свободное время: читали газеты, слушали радио, ходили в клуб, и т.п.)?

19.Что знали о Ленине, Сталине?

20.Как в Вашей семье относились к кулакам?

21.Как проходило раскулачивание в Вашем селе?

22.Как оценивали политику раскулачивания и действия местных властей, органов НКВД?

23.Был ли голод в Вашем селе?

24.Что Вы думаете о создании колхозов, о современных САО, о крестьянском труде и судьбе крестьянина?
Приложение 10

АНКЕТА №5

(УКРУПНЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ НЕПЕРСПЕКТИВНЫХ СЁЛ).

Сначала хотелось бы задать Вам ряд вопросов, касающихся истории села до укрупнения (ликвидации).

1.Каким был административный статус села (сельсовет, отделение, бригада и т.д.)?

2.Сколько было дворов?

3.Сколько населения проживало в селе?

4.Каковы были основные отрасли производства? Основные занятия местных жителей?

5.Какой производительной базой обладало село (пахотные земли, скот, техника и т.д.)?

6.Какие производственные достижения односельчан помните (в полеводстве, овощеводстве, скотоводстве, пчеловодстве и т.д.)?

7. Какие государственные, культурные, медицинские, учреждения существовали в селе?

8. Как традиционно проводили свой досуг односельчане?

9.Какие положительные и отрицательные (природные, культурные, производительные) условия влияли на развитие села?
Затем группа вопросов, касающихся периода укрепления и ликвидации неперспективных сел:

10.Когда и где Вы узнали о предстоящем укрупнении (ликвидации) Вашего села?

11.Кто определял судьбу Вашего села (местные органы власти, партийные органы власти, партийные организации, конкретные партийные и хозяйственные деятели)?

12.Почему, по-вашему, мнению, село попало в разряд неперспективных?

13.Согласны были Вы с оценкой бесперспективности Вашего села?

14.С каких конкретных мероприятий началось укрупнение (ликвидация) села?

15.Какими методами проводилось укрупнение села (принудительно, добровольно, как еще?)?

16.Как отнеслись Вы, односельчане к укрупнению (ликвидации) Вашего села?

17.Были ли случаи сопротивления ликвидации села? Что вызвало недовольство людей?

18.Когда и почему началась миграция из Вашего села?

19.Куда шел основной поток миграции (села района, края, города, другие края и области)?

20.По каким причинам и куда уехала Ваша семья?

21.Какую помощь в переселении оказывал колхоз (совхоз)? Или нет?

22.Как решался вопрос с Вашим жильем на новом месте (перевозили дом, получали квартиру и т.д.)?

23.Как повлиял переезд на жизнь и занятия членов семьи, состояние приусадебного хозяйства?

24.Когда, и кто уехал последним из села?

25.Какие материальные остатки существуют на месте села в настоящее время?

26.Бывали ли Вы на месте бывшей Вашей деревни? Если бываете, то с какой целью?

27.Хотелось бы Вам вернуться на старые места?

28.Как Вы оцениваете результаты и последствия укрупнения (ликвидации) Вашего села?

29.Можно было бы, по Вашему мнению, возродить село? Каким способом?
Приложение 11

АНКЕТА № 6

(ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ КРЕСТЬЯНСТВА ПРОИЗОШЕДШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ И РАСКУЛАЧИВАНИЯ)

Для этого необходимо проследить изменения психического склада крестьян в следующих аспектах:

1). Отношение крестьян к земле, хозяйству, "добру";

2). Отношение крестьян к труду;

3). Отношение крестьян к власти, ее представителям, к законам;

4). Взаимоотношения в семье, сельском обществе;

5).Отношение крестьян к процессам коллективизации и раскулачивания, их участникам.

Исходя из этого, анкета включает в себя 5 соответствующих блоков вопросов.

При работе с анкетой следует обращать внимание именно на изменения в психологии крестьян. Для этого каждый вопрос (или блок вопросов) ставится следующим образом: "Как было до коллективизации и раскулачивания?" - "Как стало после?"

В оценочной стороне воспоминаний следует учитывать, как интроспективные, так и ретроспективные оценки.

Вопрос ставится в этом случае так: "Как оценивали происходящие события тогда?" - "А как оцениваете сейчас?"

Предлагаемую анкету с небольшими изменениями можно использовать и для изучения психологии крестьян и других периодов.

I.

1.Где проживала Ваша семья?

2.Какой была Ваша семья (численность, состав и т.д.)?

3. Как строились отношения в Вашей семье между старшими и младшими, между женщинами и мужчинами и т.д.?

4.Кто считался главой семьи? Кто пользовался наибольшим авторитетом и уважением?

5.Каким было отношение к старшим?

II.

6.Каким было хозяйство Вашей семьи (использовалась ли техника, наемные рабочие и т.д.)?

7.Как распределялись трудовые обязанности у Вас в семье? Почему так, а не иначе?

8.Если это традиция, то знаете ли Вы, откуда она пошла?

9.Каким было отношение к труду? Почему?

10.Каким было отношение к хозяйству, "добру"?

11.Как относились к богатым и бедным у Вас в селе? Почему?

12.Какие черты характера людей ценились и уважались, а какие осуждались?

13. Каким было отношение к земле? Считали ли Вы ее своей собственностью? Почему?

14.Как распределялась земля и угодья между хозяевами у Вас в селе?

15.Были ли какие-либо ограничения на количество земли, которой пользовалась одна земля? Хотели ли Вы иметь земли побольше? Почему?

III.

16.Существовал ли у Вас в селе обычай помощи соседям? Какая, в каких случаях оказывалась и как называлась? Как она организовывалась?

17.Была ли помощь соседям бескорыстной или за плату?

18.Как Вы и Ваши односельчане относились к таким "помощам"?

19.Каким было отношение к людям, попавшим в беду (погорельцы, вдовы, сироты и т.д.)?

20.Существовали ли какие-либо связанные с этим традиции?

21.Какими были взаимоотношения с соседями, односельчанами вообще?

IV.

22.Какие органы самоуправления существовали у Вас в селе? Как они формировались? Каковы были их функции?

23. Каковы были Ваши взаимоотношения с органами местного самоуправления (сход и др.), с их представителями (например - староста)? Принимали ли Вы сами участие в работе этих органов? Выбирали ли Вас на должность старосты, старшины, и т.д.?

24.Кто контролировал работу должностных лиц в органах самоуправления? Как это происходило?

25.Являлись ли решения органов самоуправления обязательными для всех жителей села? Кто и как следил за их выполнением?

26.С какими органами государственной власти Вам приходилось сталкиваться? Как это происходило?

27.Кто и как следил у Вас в селе за выполнением общегосударственных законов?

28.Как Вы относились к законам (положительно, отрицательно, другое)? Почему?

29.Как Вы относились к представителям власти разных уровней (от районного до государственного)?
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей