Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка (1-2). Историческое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители


НазваниеИсторическое краеведение для открытия своего дела. (Методические рекомендации краеведу) Авторы-составители
Анкорметодичка (1-2).doc
Дата11.10.2017
Размер1.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка (1-2).doc
ТипДокументы
#28060
страница8 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9




ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПЕЧИ:

ЧЕЛО ОБРАЩЕНО:

КО ВХОДУ

К СТЕНЕ ПРОТИВ ВХОДА

К БОКОВОЙ СТЕНЕ













МЕСТО ПЕЧИ:

РАЗМЕРЫ РУССКОЙ ПЕЧИ:

  1. в центре дома

Ширина

  1. у стены возле входной двери

Длина

  1. у стены против входной двери




  1. у боковой стены










ВХОД В НИЖНЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ:

НАЗВАНИЯ УГЛОВ

А. из избы:

А. угол по диагонали от печи:

  1. ящик у печи

  1. чистый

  1. шкаф у печи

  1. красный

  1. люк в полу

  1. передний

  1. подъемная половица

  1. святой

Б. другие варианты

Б. угол против печи:

  1. из сеней

  1. кутный

  1. с улицы

  1. покуть

  1. с крытого двора

  1. куть




  1. сутки




В. Другие углы










МЕБЕЛЬ НЕПОДВИЖНАЯ:

МЕБЕЛЬ ПОДВИЖНАЯ (ОСНОВНАЯ)

  1. полати

  1. стол высокий

  1. воронец

  1. стулья

  1. грядки

  1. табурет

  1. верхний голбец

  1. лавки

  1. нары

  1. кровать

  1. полатцы

  1. диван

  1. полки встроенные

  1. шкаф

  1. лавки встроенные







ПОЛОЖЕНИЕ СТОЛА В КОМНАТЕ, С РУССКОЙ ПЕЧЬЮ:

  1. в углу по диагонали от печи

  1. против устья печи

  1. между окон параллельно печи

  1. между окон перпендикулярно печи

  1. в центре




ПОЛОЖЕНИЕ ДОМА ОТНОСИТЕЛЬНО УЛИЦЫ:

А. выходит на улицу:

Б. стоит в глубине усадьбы, к улице

  1. узкой стороной

  1. узкой стороной

  1. широкой стороной

  1. широкой стороной

  1. углом

  1. углом







ДОМ ОРИЕНТИРОВАН ПО НАПРАВЛЕНИЮ:

  1. улицы




  1. солнца




  1. воды




  1. ветра










ОГРАДА УСАДЬБЫ:




  1. нет




  1. тесовый забор




  1. бревенчатый забор




  1. изгородь из горизонтальных жердей




  1. изгородь из косых жердей




  1. частокол




  1. плетень вертикальный




  1. плетень горизонтальный




  1. глинобитная




  1. камень










РАЗМЕРЫ УСАДЕБНОГО ДВОРА

(С ДОМОМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПОСТРОЙКАМИ)

длина

ширина







ЗАСТРОЙКА УСАДЬБЫ:




  1. крытый двор примыкающий к дому

  1. постройки расположены по периметру усадьбы

  1. постройки свободно расположены на усадьбе








НАЗВАНИЯ ВСЕХ ЖИЛЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОСТРОЕК, НАХОДЯЩИХСЯ НА УСАДЬБЕ:


























НАЗВАНИЯ ВСЕХ ЖИЛЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОСТРОЕК, НАХОДЯЩИХСЯ ВНЕ УСАДЬБЫ:

















ПЛАН УСАДЬБЫ:

(с обозначением названий всех построек)



ПЛАН ДОМА:



ВЕРТИКАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ ДОМА:



РАЗРЕЗЫ ДОМА:

ДЛИНА___________________________________________________________

ШИРИНА_________________________________________________________

ТОЛЩИНА СТЕНЫ________________________________________________

ВЫСОТА I ЭТ._______+_____________________________________________

ВЫСОТА II ЭТ.____________________________________________________

ВЫСОТА ДО ПОЛА________________________________________________

ВЫСОТА СТЕНЫ__________________________________________________

ВЫСОТА КРЫШИ__________________________________________________
СОСТАВИТЕЛЬ ___________________________________________________

ИНФОРМАТОР____________________________________________________

ГОД РОЖДЕНИЯ______________________________________________________

МЕСТО РОЖДЕНИЯ________________________________________________

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА_____________________________________________

20__г. ____________________________________________________________

Приложение 22

ИЗУЧЕНИЕ УЛИЦЫ


  1. Первоначальное название улицы, с чем это связано.

  2. Причины и даты переименований улицы.

  3. Топонимика улицы.

  4. Самые старые здания (дома) улицы.

  5. Описать наиболее интересные здания (дома) улицы по плану (см. выше).

  6. Список достопримечательностей улицы.

  7. Составить паспорт экскурсионных объектов (если есть), исторических памятников.

  8. Записать рассказы сторожилов об изменении внешнего вида улицы, событиях, происходивших на ней.

  9. Выявить интересных людей, проживающих на улице, составить альбом, рассказывающий об этих людях.

  10. Соберите фотографии прошлых лет с изображением участков улицы, отдельных зданий, которые помогут сделать сравнение с прошлым.

  11. Выясните перспективы дальнейшего благоустройства и застройки улицы.


Приложение 23

ПАСПОРТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА.


  1. Место нахождения памятника (населенный пункт, улица).

  2. Наименование памятника.

  3. Типологическая принадлежность (памятник археологии, истории, архитектуры, монументального искусства).

  4. Датировка памятника.

  5. Характер современного использования (по первоначальному назначению, культурно-просветительное, туристко - экскурсионное, лечебно-оздоровительное, жилые помещения, хозяйственное, не используется).

  6. Предложения по использованию.

  7. Характеристика состояния (хорошее, среднее, плохое, аварийное).

  8. Категория охраны (федеральная, краевая, местная, не охраняется).

  9. Наличие утвержденной охранной зоны.

  10. Наличие документации (паспорт, фотографии, обмеры, материалы реставрации).

  11. Фото или схематический план.

  12. Краткое описание.

  13. Ответственный за оформление паспорта.

  14. Дата оформления паспорта.


Приложение 24

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ИСЧЕЗНУВШЕГО ИЛИ ИСЧЕЗАЮЩЕГО СЕЛА.
I. Общие данные.

1. Современное название села.

2. Сельский Совет (администрация).

3. Район.

4. Область, край.

II. История возникновения села.

1. Время образования.

2. Причины образования (казачий форпост, выселок, что еще?).

3. Название в прошлом.

4. Административная принадлежность в прошлом (губерния, уезд, волость, район и т.д.).

III. Описание местоположения села:

1. Географическое положение села относительно реки, тракта, железной дороги, центральной усадьбы (для отделения САО), районного центра, города.

2. Топонимия окрестностей (местные названия ручьев, гор, болот, лесов, и др.).

3. Легенды и были о происхождении местных названий.

4. Производительное пространство деревни (пахота, сенокосы, выпасы, пасека, охотничьи и рыбные угодья, лесозаготовки, ягодные и грибные места).

IV. Экономика села:

1. Традиционные отрасли земледелия:

а) хлебопашество (какое?);

б) производство других земледельческих культур (гречиха, просо, ячмень и др.);

в) производство технических культур (лен, конопля, подсолнечник др.);

г) огородничество (что в огороде - традиционные культуры, оригинальные?);

д) земледельческие орудия труда;

е) традиционные способы обработки земли;

ж) земледельческий календарь.

2. Скотоводство (КРС, коневодство, свиноводство, что еще?)

а) способы содержания скота

б) знаменитые породы (лошадей, коров, чем славились?)

в) распространенные породы

3. Птицеводство (куры, гуси, утки, индюки и др.)

4. Традиционные крестьянские промыслы: (рыболовство, пчеловодство, охота, табаководство, сбор орехов, ягод, грибов, что еще?). Яркие, необычные случаи, связанные с этим.

5. Кустарная промышленность и ремесло:

а) по переработке сельскохозяйственных продуктов (маслоделие сливочное, подсолнечное, маковое, конопляное, льняное производство, мукомольное, овчинное, пимокатное, шубное, какое еще?)

б) деревообрабатывающее: щепное, бондарное, дегтярное, смолокуренное.

в) железоделательное,

г) гончарное,

д) какое еще?

6. Промышленные заведения: мельница (шутовка, ветряная), крупорушка, маслозавод, сырзавод, кузница, ремесленная мастерская, мелкоративные каналы, что еще?

7. Местная торговля.

а) периодические пункты торговли: ярмарка, базар, автолавка.

б) постоянные пункты торговли: лавка, магазин,

в) характер: меновая, скупщическая, кредитная, потребительская, кооперативная, государственная

г) характеристика товаров (что продавали и покупали?)

V. СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ.

1. Первые фамилии села, родословные потомственных крестьян. Характеристика самобытных имен и фамилий.

2. Массовые миграции в село:

а) причины переселения (ссылка, реформы, что еще?)

б) места выселения (откуда прибывали - губернии, области, края)

в) положение переселенцев (приписанные, не приписанные, батрачество и т.д.)

3. Переселение в советское время:

а) причины (раскулачивание и репрессии, депортация, ссылка, из центральной России во время холеры, Олимпиады и др.)

б) места выселения (Поволжье, Украина, Молдавия, Москва и т.д.)

в) положение переселенцев.

4. Знаменитые люди, оказавшие влияние на судьбу деревни, края, страны (деятели культуры и науки: ученые, писатели, художники, певцы, композиторы; герои войн;народные врачеватели и умельцы, изобретатели, политические деятели, краеведы).

5. Численность населения в разные исторические периоды (какие события влияли на увеличение численности населения в селе?).

VI.ТРАДИЦИИ, БЫТ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА.

1. Состав верующих (староверы, православные, баптисты, другие секты) и здания религиозного культа (церковь, собор, монастырь, молельный дом, мечеть, синагога).

2. Взаимоотношения в семье (между родителями и детьми, между мужем и женой, между родственниками). Распределение трудовых обязанностей в семье. Финансовое положение семьи. Отношения между сельчанами. Форма общения:

а) трудовая (совместные виды работ, субботники и т.д.)

б) отдых (посиделки, собрания, торжественные обряды, сельские праздники).

VII.ВНЕШНИЙ ОБЛИК СЕЛА. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ.

1.Плотность застройки. Планировка села (одна улица вдоль реки, у подножья горы, как еще?)

2.Архитектурная структура (в центре села площадь... как еще?)

3.Памятники архитектуры (церковь, часовня, купеческий дом...)

4.Исторические достопримечательности (здания или места, связанные с посещением или проживанием знаменитых людей), здания или места, связанные с историческими событиями (первый крестьянский дом, сельская управа, штаб партизанского отряда и т.д.), памятники, посвященные каким-либо событиям или людям.

5. Географические достопримечательности (пещера, озеро, родники, лечебные ключи и т.д.).

VIII.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ГЛАВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В СУДЬБЕ СЕЛА.

1.Влияние НЭПа на жизнь села.

2.Проведение политики сплошной коллективизации и борьба с кулачеством в деревне.

3.Влияние Великой Отечественной войны на жизнь деревни.

4.Какие послевоенные события оказали влияние на жизнь деревни (целина, реформы 50-60-х гг., укрупнение села, ликвидация неперспективных деревень...).

XI.ВРЕМЯ И ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ СЕЛА.

1.Время основного потока миграции.

2.Причины, вызвавшие миграцию.

3.Места миграции (в другие села района, в другие районы, области, края).

4.Когда и кто последним, покинул село?

5.Что осталось на том месте (материальные остатки жилищ, памятники, кладбище...?).
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей