Главная страница
qrcode

Прошивка инструкция. Итак, решил всё-таки создать отдельную тему Для поделиться своими мыслями, и может ещё кто добавит что-то


НазваниеИтак, решил всё-таки создать отдельную тему Для поделиться своими мыслями, и может ещё кто добавит что-то
Дата10.08.2019
Размер4.78 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрошивка инструкция.docx
ТипРассказ
#62534
Каталог

Итак, решил всё-таки создать отдельную тему… Для поделиться своими мыслями, и может ещё кто добавит что-то :)

Рассказывать буду по своему дизелю, т.к. до бензиновых машин я ещё не добрался :)
Да и стрёмно как-то, в новых авто всё кодировано… :) Но на примете у меня только отцовская Лачетти :mrgreen:

Что надо для начала, чтобы понять что и как…
1. Надо понимать как работает ваш двигатель
2. Надо знать какой тип ECU у вас стоит, версия и т.д.
3. Надо знать особенности оборудования двигателя, который у вас стоит — всякие параметры максимальной подачи топлива, скорости работы и т.д.
4. Софт и железо для скачивания и заливки прошивок
5. Софт для правки прошивок и подсчёта контрольных сумм…

По 1-му всё индивидуально… :) Но устройство двигателя надо знать и что делает каждое контрольное устройство в нём — тоже. Далее — подразумеваю что вы уже это знаете :)
По 2-му — это будет нужно для того, чтобы правильно подбирать готовые драйвера или прошивки для примера. т.к. различие на 1 цифру в номере может много чего поменять… Это ещё нужно, чтобы найти мануалы производителя на ваш ЭБУ с описаниями.
По 3-му — тут всё просто. Надо знать, чтобы не требовать от машины больше чем она может и не навредить ей.
4-ый пункт, довольно сложный… Я тут боюсь что-то посоветовать. Я для своего авто использовал старый шнурок с софтом KWP2000+. Покупал его очень давно за 1500р с Е-Бея… Сейчас уже вовсю есть более новые версии, такие как MPPS. Если берете его — берите пока V13. V16 пока глючная как говорят. Есть деньги на проф-оборудование — лучше конечно его брать :) Хотя, на моей машине MPPS как-то странно работает… целиком дамп не скачивает, чек-сумму считает криво… Я не рискую им что-то делать.
5-ый пункт, наверное, наиболее проблемный ввиду постоянного обновления операционок.
Из софта вам нужен однозначно WinOLS. Лучше версию поновее, но с ними обычно проблемы. :( взломанная версия не считает чек-суммы. Есть деньги — можете купить лицензию. Из дополнительного софта я использую ECM Titanium, версии 2001 (6.3) — он позволяет создавать драйвера самому, неприхотлив к ОС, считает чек-суммы. Не очень удобен ввиду кривизны настроек для драйверов, сам не ищет карты. Ещё полезная штука для обучения и поиска карт VAGEDC15 Suite. Он нацелен на VAG, но он ищет сам карты, при этом неплохо их визуализирует. Также, для просто просмотра и сравнения прошивок очень удобно использовать свежии версии ECM-Titanium 1.61.

Сам процесс "чип-тюнига" без извращений выглядит обычно так: Слили стоковую прошивку, подправили, залили назад в машину. А вот извращения бывают разные — выпаивания чипа из блока, декодинг, подключение щупами или иголками к ПЗУшке… За это я не берусь — для этого есть спецы :)

Я буду рассказывать по своей машине для примера, чтобы было понятнее и мне и вам…

Итак, у нас есть слитая прошивка. У меня она свежая, только обновлённая недвано через ProgMan :)
Вот мой сток: 
Если у вас есть готовый Дамос-файл или драйвер на этот ECU — вам повезло! Нифига не надо искать самому :)))
Дамос (или драйвер) — это по сути описание для каждого ECU, в нём описано где и какая карта находится, какие шкалы у этих карт…
Если дамоса или драйвера у вас нет — значит надо искать самому, или просить у кого-то, кто такой ECU уже пользовал.

Итак… ищем карты… :)

Для примера я решил взять карту запроса топлива. Или Желание Водителя, или Driver Wish, как часто её называют.

Карта обычно начинается сразу после "пика"… Чаще всего этот пик бывает до максимального значения в 16-bit системе… т.е. 65к Но не всегда!

Сразу после этого пика идёт описание матрицы карты: сначала идёт количество параметров в шкале 1 (обычно Y), потом идут значения этой шкалы 1. Потом идёт опять пик. Сразу после пика идёт количество параметров в шкале 2 (обычно X), потом идут значения для этой шкалы 2. А потом уже идут значения для всей этой матрицы — собственно сама карта.

Как это выглядит в прошивке, если смотреть через WinOLS:


Карта Drivers wish в дампе

Если включить 2-D режим, то выглядит это так:


Карта Drivers Wish в линейном 2-D виде

Если включить 3-D режим, то так:


Красивый 3D график карты Drivers Wish

А в виде карты (матрицы) это выглядит как-то так:


Карта Drivers Wish удобный для редактирования вид

На цвет не обращаем внимания, это показывается отличие от модификаций которые я делал. На данных скриншотах всё стоковое.

Для поиска карт я обычно использую 2-D режим. Так проще обнаружить карту. А уж для её идентификации — все остальные виды.

Это карта DW (Driver Wish), обычно она рисуется по шкалам Y — обороты двигателя, X — Нажатие педали в %. Сами значения в матрице — это количество топлива (IQ), которое надо подать, чтобы поехать как захотел водятел :)

Сразу я бы хотел отметить, что все значения указаны не прям точно как в реальности. Что я имею ввиду:
К примеру, шкала X у нас — это степень нажатия на педаль. т.е. измеряется в % от 0 до 100. А если взглянуть на первый скриншот — то там значения шкалы от 00118 до 10000 (смотрите 8 значений после 00008). Для нормального отображения вы потом сможете сами настроить "точность". Но сейчас это не главное. :)
То же самое и для количества топлива — при 100% нажатии на педаль у нас на низких оборотах максимальная подача топлива 5600. В реальности же это значит — 56 мг топлива на ход поршня. (т.е. 56mg/stroke). В WinOLS всё это можно настроить, чтобы отображалось как вам удобнее. Для поиска карт и идентификации это пока не требуется.

Опишу другой вариант карты — "линейная" карта. Ограничение крутящего момента. Или как ещё можно сказать — ограничения подачи топлива.

Линейная карта — значит у неё всего одна шкала. (не важно X или Y ).

Выглядит это так в прошивке (их у меня 3 подряд идут):


3 карты подряд в дампе

Линейный режим (2-D):


3 карты Torque Limiter'а в 2D режиме

Отдельно же каждая карта выглядит примерно так:


Карта Torque Limiter

Это карта ограничения подачи топлива, в зависимости от оборотов двигателя. т.е. топлива больше чем в этой карте для определённых оборотов подаваться не будет.
Шкала для этой карты одна, это обороты двигателя. Параметры в этой карте (в матрице) — это количество топлива. Как вы видите — максимальное количество топлива в карте разрешено на 1751 RPM. Если вспомнить характеристики двигателя M47 — как раз отсюда где-то начинается полка максмального момента.

Карт по ограничению момента может быть несколько. В моём случае у меня их 3 штуки. Я думаю что это для АКПП и МКПП, а так же для аварийного режима, либо задней скорости :))))

А ща буду более подробно по основным картам рассказывать… :)

Для начала расскажу про карты, которые относятся к топливу…
Для тех кто не любит читать, НЕ любит двигатель и любит все сразу, скажу просто — на дизеле больше налил и поехал веселее… Но недолго… :))))

Поэтому начнём с топлива. :)
Так сказать — основная карта… Drivers Wish или Желание Водителя, Запрос топлива — кому как нравится.

Как-то так она выглядит в дампе моей прошивки:


Выделенная карта в дампе

в 2D режиме:


DW в 2D режиме

в 3D режиме:


Карта в 3D

Матричный режим для редактирования, уже настроенный мной:


Собственно карта DW

Карта простая — в зависимости от оборотов и нажатия педали ЭБУ требует налить столько-то топлива…
т.е. шкалы это обороты двигателя, % нажатия педали. А в поле матрицы — количество топлива мг/такт
Таких карт может быть много, У меня их всего 2. Предполагаю что для АКПП и МКПП.

Ещё одна топливная карта — ограничение дымности двигателя. Smoke Map.
Карта одна, и это логично.

В дампе:


Smoke Map

в 2D:


Smoke Map 2D

в 3D:


Smoke Map 3D

Матрица:


Smoke Map plot

Карта дымности — своего рода ограничитель, чтобы ваша машина не дымила… Много топлива и мало воздуха — это обычно много дыма :)
Для дизеля являются обыкновенными обеднённые смеси, но при этом в нагруженных режимах считается соотношение 17:1 приемлемым. т.е. 17 частей воздуха на 1 часть топлива — это точно бездымное горение… Не забываем там про температуру и всё такое. :)
Соответсвенно, в карте шкалы — количество воздуха, которое прошло через ДМРВ в мг/такт и обороты двигателя. В поле матрицы — максимальное количество топлива, которое бездымно может сгореть в мг/такт.

Следующая карта — ограничитель момента. Torque Limiter, ограничтель подачи топлива…
Карта линейная, но зато их 3 меня аж 3 штуки :)

В дампе все 3 идут подряд:


3x Torque Limiter

Линейно каждая карта имеет приблизительно такой вид:


2D Torque Limiter

Сам матричный вид такой:


Torque Limiter

Карта — ограничитель. Ограничивает подачу топлива, чтобы защитить двигатель от повышенного момента, т.к. именно момент ломает детали :)
В кате все просто — в зависимости от оборотов указано максимальное количество топлива, которое можно подать в мг/такт.
Таких карт у меня 3. Скорее всего АКПП/МКПП и одна аварийная либо задняя передача…

Теперь немного о неосновных топливных картах из прошивки…
1. — Карта ускорения, или стартовой подачи…
Различные виды карты:


Матричный вид

2D Вид

3D вид

Матричный вид…

Карта работает как Pedal Booster :) По крайней мере так её получилось выловить по ощущениям :) Смысл её в том, что если вы резко надавили на педаль, первая порция топлива будет считаться по этой карте… Была ещё идея, что это может быть подготовленное количество топлива в ТНВД для впрыска, но попробовав поиграть с настройками пришли к выводу о Pedal-Booster'е :) При увеличении значений отклик на педаль увеличивается, но не сильно. А вот если значения уменьшить — разница очень ощущается в худшую сторону.
В карте прописывается, какое количество топлива надо подать на раскрутку ДВС при указанных оборотах и указанном запросе топлива.

2. — Подача топлива при заводке двигателя.
Различные виды карты:


Starting Engine в дампе

Starting Engine 2D

Starting Engine 3D

Starting Engine в матрице

Эта карта для подачи топлива при запуске двигателя. В зависимости от температуры ОЖ и оборотов, какое количество топлива надо подать для запуска и поддержки двигателя. Многие правят количество топлива в околонулевой зоне — обычно это те, у кого проблемы с топливной и ТНВД… :)

По топливным картам вроде всё… Если что-то ещё вспомню — допишу.

Итак, продолжаем про карты… Теперь "комплект" про буст…

Карта запроса наддува — Boost Request.

Выглядит на картах так:


Карта буста в дампе.

Карта буста в 2D

Карта буста в 3D

Матричный вариант — запрос буста

Данная карта показывает, какой буст необходим чтобы воспламенить указанное количество топлива при определённых оборотах. Соответственно шкалы — обороты ДВС, впрыскиваемое количество топлива. В поле матрицы — буст в милибарах, абсолютное значение.

Буст запросили — надо его и ограничить :)
Карта Boost Limiter:

Выглядит так:


Boost Limiter в дампе

Boost Limiter в 2D

Boost Limiter в 3D

Матричный вариант карты Boost Limiter

Чтобы наш двигатель не разорвало от разницы давлений — надо ограничить то, что может надуть турбина :)
Для этого и есть карта наддува со шкалами — Атмосферное давление в милибарах, обороты ДВС. В поле матрицы — максимальное значение наддува в милибарах, абсолютное значение. В моей среде обитания атмосферное давление обычно от 970 до 1050 мБар…

Есть ещё один ограничитель наддува — SVBL (Single Value Boost Limiter). Это просто одно число в дампе, выше которого наддува не будет. Очень полезная штука :) измеряется в мБар, абсолютное значение.
Обычно находится около карт наддува в дампе, выглядит так:


SVBL В Дампе

SVBL в матрице

Ещё одна интересная карта, которая не даёт замучиться до смерти регулировке наддува за счёт геометрии…
Разрешенная точность регулировки турбины — Turbo Deviation.
Смысл в том, что точно отрегулировать наддув как мы хотим наша система регулировок не сможет, либо это будет очень медленно… Вот эту точность и задаёт данная карта…
Выглядит так:


Deviation в Дампе

Deviation в 2D виде

Deviation в матрице

Карта линейная, и в ней просто % разрешенного отклонения наддува от заданного значения в зависимости от оборотов.

Ещё одна карта, которую обычно не трогают при стоковой турбе — карта калибровки клапана вестгейта, или N75 или геометрии. Названий куча, но смысл одинаковый…
Показывает в какое положение надо установить клапан управления геометрией турбины, чтобы обеспечить нужный наддув. Это изначально положение, которое потом корректируется на основе фактического наддува. Чем точнее калибровка — тем меньше системе придётся регулировать наддув на основе карты запроса буста.

Выглядит так:


в Дампе

в 2D виде

в 3D виде

в матричном виде

Шкалы — количество впрыскиваемого топлива и обороты ДВС, а в матрице — положение клапана в %.
Обычно эту карту не трогают, и меняют только если меняют турбину на другую. И то это надо делать фактически онлайн.

По наддуву — вроде тоже всё. Для простого чипа — этого достаточно. Карты связанные с опережением впрыска не показываю, т.к. на данном ТНВД смысла от них нету — на нём стоит стоит свой ЭБУ который регулирует опережение в зависимости от показаний датчиков коленвала, датчика подъёма иглы и датчика положения вала внутри ТНВД. Карты опережения впрыска обычно большие, их несколько, и на шкалах обороты-топливо, а в поле матрицы — угол в градусах. Отдельно бывают карты для холодного запуска — там в шкале температура вместо топлива…

Собственно, остались вроде не основные карты, но интересные :)

1. Карта работы клапана EGR (AGR):
Для чего нужен ЕГР, объяснять не буду — в инете полно информации и споров по нему.
Карта выглядит так:


EGR Valve в Дампе

EGR Valve в 2D

EGR Valve в 3D

Матричный вид карты EGR Valve

Шкалы на карте — это обороты двигателя и количество впрыскиваемого топлива. В поле карты — % закрытия клапана ЕГР. Как мы видим, в стоке ЕГР открывается в довольно узком диапазоне (где 102% — это клапан закрыт), и только в зоне малых и средних нагрузок (подача топлива от 0 до 38 мг/такт). На холостых, когда машина стоит — клапан закрыт.

2. Условия включения и выключения системы EGR (AGR):
Кроме самой карты управления клапаном ЕГР, есть ещё условия, при которых АГР может работать, а при которых — нет.
Это условия как раз есть в линейной карте, которая выглядит так:


Условия в дампе

в 2D режиме

Матричный вид условий

Условия включения простые — должен быть определённый диапазон температур двигателя и должен быть определённый диапазон атмосферного давления.
В карте первые 2 числа — это минимальная температура включения при атмосферном давлении, которое указано в следующих двух числах. Последние 2 цифры — это максимальная температура, выше которой ЕГР уже не работает. У меня ЕГР удалён физически, стоит кастомный фланец вместо клапана. Я прописал давление включения такое, которого у нас не бывает. Как итог — ЕГР не включается. Ошибки по нему нет. Сразу скажу — на EDC16 не так :)

3. Ещё карта — ограничитель скорости.
Максимальная скорость в картах ограничивается как просто значением, так и в зависимости от температуры ДВС.
Карты выглядят так:


Ограничители скорости в дампе

Ограничители скорости в 2D

Ограничители скорости в 3D

Карта ограничения скорости по температуре

Шкалы простые — температура двигателя и максимальная скорость. В поле матрицы указан % на сколько достижима максимальнаня скорость. Скорее всего просто ограничивается подача топлива до этого %, но я не проверял. :) Я просто поднял максимальную скорость до 250 и всё :) Если раньше я упирался в 215 по GPS, то сейчас уже смог разогнаться до 226 по GPS. Выше — поток мешает :) Да и где так ездить?

Теперь по тому как чиповать…
Как уже писал в начале — надо слить стоковую прошивку с машины. Далее сделать несколько её копий в разные места. :)
Далее берем что-то для редактирования. Лучше WinOLS. Ищем перечисленные карты и изменяем них параметры :)
На первом этапе я просто отключал ЕГР и увеличил максимальную скорость.
Далее уже, когда я накопал литературу на своё двигло, спеки на ТНВД, форсунки и турбу — начал править остальные карты.
Править надо карты запроса топлива, далее карту дымности и потом ограничитель момента. Для начала лучше править значения только при тапке в пол, т.е. на 100% педали. Не забываем, что топливо с увеличением оборотов надо уменьшать, иначе двигло перегреется и будет Ой…
Далее, для того чтобы сжечь то что вы налили надо добавить буста. Буст нам добавит воздух, чтобы бездымно сжечь топливо и снизит температуру, т.к. смесь будет беднее. Соответственно, правим карты запроса буста, ограничитель наддува и SVBL если надо.
Чтобы попробовать — просто повышайте всё на определённый %. К примеру 5-10% в зоне больших оборотов и тестируйте. Так будет понятнее что вы наделали :)))) Это будет кривой чип, который не посчитан, но результат вы почувствуете точно. Чтобы хорошо всё настроить — надо будет уже тратить больше времени, разбираться и считать, увеличивать шкалы и т.д.
Изменили прошивку, сделали контрольку чек-суммы и заливаете в авто. Залили — через диагностическую прогу сбрасываете адаптации и вперед ездить.

И помните — всё вы делаете на свой страх и риск :) Я у себя остановился пока на 9-ой модификации для своей прошивки. :)


Советы, уточнения и комменты — велкам! Я тоже ещё учусь :)

Итак, что можно сделать чтобы машина поехала веселее…
Самое первое что надо сделать — проверить турбину, топливную и поршневую что с ней всё ОК. Иначе если там будет какой-то косяк — изменения быстро усугубят ситуацию.

Чтобы поехала веселее, для EDC15 надо изменить: Карты запроса топлива, карты наддува, ограничители по топливу и наддуву, карту дымности. В зависимости от кол-ва топлива — опережение впрыска. Дополнительно отключить ЕГР.
Далее уже подразумевается, что ваша прошивка с ЭБУ уже считана и карты найдены.


Список карт

Начёнм с простого — отключаем ЕГР.
Надо сделать порог по атмосферному давлению такой, чтобы ЕГР не получал команду на включение. К примеру тут — выставлено 1100мбар на выключение и 1080мбар на включение.


Отключаем ЕГР

Такого давления у нас не бывает, поэтому ЕГР просто не будет работать. И как итог, если он заглушен физически или удалён — ошибки по нему не будет. При этом, карту управления клапаном ЕГР можно вообще не трогать. :)

Теперь переходим к топливу… Изначально стоит добавить топливо только при нажатой педали в 80-100%. Сразу скажу, что стабильный максимум для форсунок у М47 около 64-65 мг на такт. Если надо больше — то надо менять распылители Итак, берем нашу карту запроса топлива DriverWish, и добавляем там топлива… Добавляем при сильном нажатии педали во всём диапазоне, можно в % но чтобы в пиках было не больше 64 мг. Пики в нашем случае — это диапазон максимального крутящего момента нашего двигла. Далее с увеличением оборотов топливо надо снижать. В диапазоне малого нажатия педали (накат) при ваших обычных оборотах наката (2000-3000) можно чуть снизить подачу топлива. Пример:


Карта запроса топлива



Далее нам надо ограничить топливо по дымности… Чтобы не очень сильно дымила и двигло не перегревалось… :) Карта дымности показывает при каком кол-ве воздуха можно сколько налить топлива, и при каких оборотах. Нам надо немного увеличить шкалу, т.к. мы поднимем наддув и будет немного больше воздуха, а так же изменить кол-ва топлива. Расчёт простой — соотношение воздуха/топливо должно быть не менее 15,5/1. Иначе будет дым. В стоке при максимальном нажатии педали соотношение где-то 17,9/1. Опять же — максимальное значение должно быть в области максимального момента.


Карта ограничение дымности



Далее нам надо чуть поднять ограничители момента по топливу… Для примера я взял ограничители из одной прошивки с Е-Бея… Странно, но они довольно высоки, при этом машина на них ездит отлично. :) Тем более что физически столько топлива форсунки не могут подать.


Ограничители момента по топливу…



Далее, чтобы машинка была более отзывчивая на педаль — можно чуть добавить топлива в карту "наполнения". Это своего рода как дополнительная порция топлива, которое кратковременно подаёт ТНВД.


Карта наполнения (Педаль-Бустер)



Далее можно и наддув править.
Чтобы эффективно сжигать наше топливо и не дымить — нам надо больше воздуха. Лишний наддув также будет понижать температуру ДВС. Поэтому — добавляем наддув. :)


Карта запроса наддува



Далее надо ограничить наддув, в зависимости от атмосферного давления воздуха. Чтобы не лопнуть :)


Ограничение наддува по атмосферному давлению



Теперь ещё один ограничитель наддува, и карта девиации к нему.
SVBL — давление, выше которого наддув не должен подниматься.
Тут просто одно число, лучше его ставить 2,35 Бар. Можно больше — но наша турба долго не проживет, уже есть прецеденты в 1 год :)

Карта девиации — это карта ограничитель, которая показывает на сколько фактический наддув может отличаться от заданного. Если отличие больше — ЭБУ будет за счет геометрии стараться исправить ситуацию.
Я чуть "зажал" пределы для регулирования, чтобы более точно попадать в целевые значения.


Разрешенная девиация турбины.

Осталось только чуть подтянуть угол впрыска, и всё… :)
Угол мы чуть увеличиваем в области высоких оборотов, в пределах не более 1,5 градуса для большого количества топлива. В данном случае особо разбежаться не получится, т.к. встроенные ЭБУ на ТНВД всё равно по своему будет регулировать угол. Мы же правим изначальные параметры, от которых ТНВД будет плясать.


Угол опережения впрыска.

Теперь всё это сохраняем как пробный МОД-1, проверяем чек-сумму, готовим для прошивки в машину… Шьёмся, сбрасываем все адаптации и едем пробовать. Проверяем что нравится и что нет, когда дымит если дымит, звук работы двигателя. Всё это лучше запоминать и записывать, чтобы потом можно было более точно отстроить прошивку. Есть возможно писать логи параметров с ЭБУ — вообще отличный вариант! Но всё равно надо будет как-то чекать моменты, когда что-то не понравилось.

ЗЫ: Ещё для почитать, правда по ВАГу есть 
Может что забыл, или не так сказал — пишите! Обсудим и подправим. :) А то тяжко мне немецкое описание на EDC15 даётся… :)


перейти в каталог файлов


связь с админом