Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Шнейдер И.В., Федоров П.А. Изложение техники иконописи. Изложение техники иконописи 2 Молится об изучении иконописи св апостолу Иоанну Богослову


НазваниеИзложение техники иконописи 2 Молится об изучении иконописи св апостолу Иоанну Богослову
АнкорШнейдер И.В., Федоров П.А. Изложение техники иконописи.pdf
Дата29.03.2017
Размер0.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShneyder_I_V__Fedorov_P_A_Izlozhenie_tekhniki_ikonopisi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипИзложение
#13386
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

1
И.В. Шнейдер, П.А. Федоров
ИЗЛОЖЕНИЕ
ТЕХНИКИ ИКОНОПИСИ

2
«Молится об изучении иконописи св. апостолу Иоанну Богослову»
(из Сказаний о св. Иоанне Богослове)
В последнее время ряд художников и исследователей обратил внимание художественного мира на поразительное совершенство памятников древней православной иконописи как со стороны своеобразного подхода и приемов к разрешению сложных художественных задач, так и со стороны чисто технической.
Особенно поражали художников изумительная долговечность и стойкость основ и красок.
В то время как современная живопись, обладая всей полнотой знаний в области технических приемов и материальной части живописи, при всем богатстве художественных принадлежностей и красочных материалов и, наконец, умелого музейного храпения картин, не может похвалиться долговечностью основ, красок и прочностью цвето-красочных сочетаний.
Образцовая древняя иконопись, при значительно слабейшем состоянии перечисленных условий, веками сохраняет свои основы, силу своих красок и прежнюю свежесть их соотношений.
Техника иконописания совершенно своеобразна и сложна, а последовательность всего писания иконы выработана долгой практикой старинных иконописцев. Она почти всецело применяется и современными мастерами и изменению не подлежит, я потому начинающие иконописцы должны во всей строгости неуклонно ее придерживаться.
В последующем изложении приведены указания по писанию икон приемами и традициями старинных иконописцев. Однако иконописная техника имеет свою историческую жизнь. С течением времени появились новые материалы, к которым иконописцы приспособлялись, изучая их и применяя на практике. Так, в XVI веке, впервые появилось твореное, золото, стали пользоваться новым левкасом, вводились в употребление, новые краски, изменился даже способ крепления досок. В паши дни иконописцы-эмигранты принуждены употреблять те материалы, которые дают им местные рынки.
Но, отступая в силу обстоятельств, от некоторых приемов и материалов, указанных в подлинниках, каждый иконописец должен более всего бояться нарушить главное: установленную последовательность в построении иконы, ибо икона не только писалась, она как бы лепилась исходя из традиционных требовании своеобразного иконного строения.
Вследствие того в некоторых случаях, наряду с указаниями приготовления того или другого состава или краски но старинным рецептам, даны новые названия готовых красок или продуктов, имеющихся теперь в продаже, и способы их применения.
Порядок действий в главнейших приемах иконописания таков.
1.
Выбор доски и ее обработка.
2.
Приготовление доски к грунтовке, процарапывание, проклейка и наложение паволоки.
3. Приготовление левкаса.
4. Левкашение и обработка левкаса.
5 . Знамение, перевод, увеличение и уменьшение рисунка, графья.
6. Золочение площадей.
7.
Приготовление красок и раскрытие иконы.

3 8.
Обработка доличного.
9. Штриховал разделка доличпого.
10. Санкирение. Первое, второе, и третье вохрение, обработка личного.
11. Подправка всей описи и росписи, закрашивание полей, отводка и опушка, венчики, надписи.
12. Сохранение иконы, олифление, лакировка и полировка.
1. Выбор доски и ее обработка
Исходя из того основного положения, что «икона вечна», особенное внимание иконописца должно быть обращено на «основу» будущей иконы, то есть на доску, на породу и на качество дерева. Выбор доски имеет огромное значение как для писания иконы, так и для ее сохранности, и посему он должен быть сугубо строгий и тщательный.
Самыми подходящими для писания икон считаются доски несмолистых пород, как-то; липа, ольха, ясень, береза, кипарис, буи, чинара, пальма и т.д. Однако нередко употреблялась и сосна.
В древности иконописцы употребляли колотые доски для икон, которые имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно когда они были расколоты по радиусу и вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными, а в позднейшее время вошли в употребление, особенно среди зарубежных мастеров, доски из фанеры.
Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева, без сучков, изъянов, чистая, с отлично выструганною и выглаженною поверхностью. Просушка дерева обыкновенно производилась весьма длительно на вольном воздухе, а затем она подвергалась обезвреживанию живых вредителей. По способу Черча, хорошо обработанная доска опускалась в водяную ванну, в которой поддерживалась температура в 50 С. Этим достигалось свертывание и удаление белковины, являющейся весьма вредным элементом, способствующим порче дерева. После этого доску сушили и пропитывали сулемой для полного уничтожения вредителей.
Из такой просушенной, обезвреженной и тщательно обработанной доски отрезали кусок по размерам будущей иконы и намечали, которая сторона должна быть лицевой для изображения иконы. Почти всякая просушенная доска имеет более пли менее заметный прогиб лицевой стороной [ и ] , в таком случае, должна быть выпуклая.
Кроме того, конечно, весьма важно, чтобы будущая икона расположилась на отрезе доски так, что ее вертикальные боковые стороны были [ бы] параллельны направлению волокон дерева. Фанерные доски в процессе их заготовки также подвергаются просушке, освобождению от белковины и обезвреживанию.
Кипарисовые доски всегда особенно ценились иконописцами за легкость их обработки и особый церковный запах. Эти доски нужно чрезвычайно внимательно осматривать, даже в лупу, ибо они часто имеют тончайшие волосные трещины. Поэтому, хотя кипарисовые доски отличаются свойством не коробиться, их полезно ставить на шпонки.
Для предохранения досок от возможности со временем покоробиться и потрескаться уже издревле принято было укреплять их с тыловой стороны двумя поперечными шпонками — наверху и внизу, которые, в свою очередь, предпочтительно изготовлять из более твердого дерева, чем сама доска.

4
Площадь, предназначенную для писания иконы, некоторые иконописцы выдалбливали, то есть делали в доске выемку в 1 — 4 миллиметра глубиной и в 5 миллиметров для особо больших икон, приготовляя так называемый «ковчег»,- или «ковчежец», иконы.
На полях некоторых икон, особенно так называемых «семейных», иногда писались святые пли их жития. Такие иконки назывались «с клеймами».
Углубление для ковчежца имеет следующее практическое значение: 1) он изменяет профиль сечения иконной доски, чем укрепляет ее сопротивление на изгиб и 2) повышенные поля дают иконописцу возможность положить на них линейку для опоры руки во время писания иконы. чем предохраняются от прикосновения и порчи уже написанные места ее.
Уступ от полей к ковчежцу делается па скол и называется «лузгой». Ноля иконы, как с ковчежцем, так и без оного, делаются разных размеров в зависимости от величины иконы и ее содержания. Но следует отметить, что традиционно делаются три различных вида: 1) все поля по ширине равны, 2) вертикальные поля несколько уже горизонтальных и 3) вертикальные - и верхние горизонтальные одинаковы по ширине, а нижние несколько шире.
Выделывание выемки для ковчежца сложно и дорого; его иногда заменяют наклейкой на полях доски узких деревянных полосок высотой от 1 до 5 мм. Более практично выпиливать рамку из целой фанеры по точным нужным размерам и наклеивать ее па доску. Таким же путем делаются ковчежцы па фанерных досках.
Когда нужно для иконы заготовить очень широкую доску, то ее можно составить т
двух, трех и более узких досок, плотно склеенных и прочно скрепленных. Такая доска ни в чем не уступает по крепости доске из цельного дерена. Иногда на такую составную доску наклеивают на лицевую и тыловую ее стороны тонкие фанеры.
Фанерные доски, употребляемые зарубежными иконописцами, бывают [по толщине] размерами от 1 мм до 4 см. Фанерные доски больших размеров, например для икон иконостасов, можно наклеивать на подрамки.
2. Приготовление доски к грунтовке, прооцарапывание, проклейка и
наложение паволоки
На лицевой стороне вполне приготовленной доски, на которой будет написана икона, проводят острым шилом или ножом два ряда параллельных неглубоких царапин па расстоянии от 1 до 5 см одна от другой. Царапины эти перпендикулярны между собой и наносятся под [углом в] 45 к линиям волокон дерева. Такал насечка делается для того, чтобы проклей проник в доску и тем крепче связал бы дерево с будущим грунтом. Затем приступают к покрытию поверхности доски слоем жидкого клея («проклей») при помощи широкой щетинной кисти и оставляют сушиться. Вторичный проклей производят уже более густым отваром 1слея. Хорошо высохшая проклеенная поверхность доски должна быть глянцевитой. При наложении клея нужно наблюдать, чтобы он ложился равномерно, без пузырьков, а при сушке сберегать доску от пыли, сора и т.п. Топкие доски лучше проклеивать также и с обратной стороны, дабы тем уменьшить возможность покоробления доски во время процесса проклеивания. Вообще двойная проклейка доски имеет целью предохранить ее от проникновения губительной сырости в глубь доски, а также от возможности потрескаться. Для предохранения от червоточины тыловую сторону доски иногда покрывают льняным вареным маслом.

5
Наложение паволоки. Среди древних икон весьма редко встречаются иконные доски с
«паволокой», то есть куском редкой материи, наклеенной между лицевой стороной доски и грунтом - «левкасом». Гораздо чаще встречаются иконные доски без паволоки; иконная доска, после насечки и проклейки, просто загрунтовывалась левкасом, по которому писалось красками иконное изображение. В русских древних иконах паволока стала замечаться только со второй половины XIV столетия.
Значение паволоки в будущей жизни иконы весьма велико. Ввиду почти неизбежного покоробления иконной доски, ломкий левкас, подвергаюсь изгибу, дает трещины, отрываясь от доски, и даже нередко кусками выпадает прочь. Паволока служит в данном случае упругой подкладкой под всей поверхностью левкаса, и она в огромной степени устраняет возможность как растрескивания самой доски, так и отставания от нее левкаса.
Кроме того, паволока, соединяясь с левкасом, образует с ним однородное плотное тело, составляющее то крепкое основание, на котором будет написана икона.
Прием наложения паволоки таков. Самая пригодная для паволоки материя это- серпянка — редкая, легкая пеньковая ткань. Вырезывают из нее кусок, несколько полнее размеров доски, лицевую сторону которой предварительно промазывают при помощи широкой щетинной кисти слоем густого горячего клея. Приготовленный заранее кусок серпянки опускают в этот же клей, выжимают слегка и затем ровно накладывают на доску, старательно приглаживая рукой по всем направлениям, дабы не получилось никаких складок.
Когда серпянка плотно приклеится к доске, ее оставляют сохнуть, не менее как [на] сутки. При наложении мокрой паволоки па доску с ковчежцем надо обратить строжайшее внимание, дабы паволока пристала совершенно вплотную, особенно по углам полей и в углах ковчежца, иначе левкас может отстать и потрескаться в этих местах.
Если доска для иконы большого размера, то, покрыв клеем часть ее. тотчас же налагают на нее чат, мокрой паволоки, ровняют и затем кроют следующую часть доски клеем, налагают следующую часть паволоки и продолжают так до наклейки всей паволоки.
После высушки обрезают ножницами излишние концы материи, выступающие за края доски.
Кроме серпянки в старину паволокой служил также редкий холст. В наше время с успехом пользуются особою накрахмаленной матерней, употребляемой для выкроек дамских платьев.
При восстановлении старинных испорченных икон почти всегда обнаруживали паволоку из редких тканей, что должно служить указаниием, что не следует для этой цели употреблять плотных материй. Нужно помнить, что чем плотнее материя, взятая для паволоки, тем внимательнее нужно наблюдать за тем, чтобы она особенно хорошо приклеилась к доске, ибо в противном случае, при левкашение пли даже при писании иконы, могут произойти неожиданности в виде отставания залевкашенного слоя с паволокой.
В случае появления па паволоке вспухших пузырей их разрезают острым ножом, подпускают столярного клея и прижимают, дабы вспухшее место выровнялось и приклеилось. Во всяком случае, писать иконы без паволоки не следует, хотя в старину иногда писали без нее. Однако нужно сказать, что иконы, писанные без паволоки, почти всегда оказывались в более худшем состоянии, чем иконы с паволокой.

6
После окончательной высушки некоторые иконописцы покрывают паволоку тонким слоем «побела», то есть проклеем. но слегка разбавленным водой и немного подбеленным мелом.
Можно, конечно, наклеивать на доску и сухую материю-паволоку, то есть не смоченную предварительно в клее, но в таком случае по наложении наволоки па проклеенную доску и по выравнивании всей поверхности паволоки на доске необходимо тотчас же покрыть ее слоем крепкого навара клея.
Должно еще добавить, что в случаях, когда иконные доски закрепляются в рамах «на постоянную», как, например, в рамах иконостасов, можно обходиться и без наложения паволоки на такие доски.
3. Приготовление левкаса.
Приступая к описанию приготовления левкаса, грунта па доске, уместно заметить, что это дело довольно сложное и требует от иконописца большого внимания, аккуратности и умения. Вообще в искусстве живописи грунт служит для окончательной обработки основного материала.
Грунт является посредником между этим основным материалом и красочным слоем.
Поэтому он должен быть в некотором сродстве как с первым, так и со вторым, то есть способным к крепкому соединению с ними.
Нo грунт одновременно должен совершенно разъединять красочный слон от основы, не допуская проникновения красочных составов во время самого художественного исполнения.
Подход и технические приемы для выполнения сложных художественных задач в иконописи совершенно особенны и своеобразны. Поэтому вполне, понятны та исключительная забота и внимание, которые древние мастера проявляли при изготовлении левкасного слоя.
Требования, предъявляемые к левкасу в иконописи, следующие: оп должен быть очень крепок и однороден по составу, ровно бел и гладок по всей поверхности и, кроме того, он должен устойчиво сопротивляться всем видам разрушения.
Левкас — это алебастровый пли меловой грунт, который несколькими слоями последовательно накладывается па лицевую сторону доски.
Приготовление левкаса на алебастре известно было еще в Древней Руси и перешло к нам из Византии. Этот левкас всегда ценился как самый лучший для иконописи по своей испытанной прочности и стойкости.
Левкас, приготовленный па мелу, вошел и технику русской иконописи значительно позднее, и, как более дешевый, он постепенно заменил алебастровый, будучи, однако, менее прочным, не таким долговечным и даже вредно действующим па позолоту.
Свежеобожженный алебастр при осязании прилипает к пальцам, в отличие от старого, который более сух. Оп должен быть однородный, без примесей, мелкий, легко растворяться в воде и быстро твердеть.
Мел для приготовления левкаса должен быть бел и чист, без посторонних примесей и превращен и топкий порошок. В России хорошего качества мел [был известен] под названием «плавленого», во Франции оп называется «блан д'Эспань» пли «блан де
Медон», в тонко растертом порошке пли в прессованных кусках.

7
В старину для приготовления левкаса употребляли рыбий клей, как самый чистый и самый крепкий. Однако с развитием иконописания и особенно при распространении массового, кустарного производства икон постепенно вошли в употребление более; простые сорта животного клея, а именно мездровый, шубный, костяной, столярный и другие.
Вот несколько рецептов варки клея для левкаса.
Рыбий, осетровый пли белужий клей варят так: берут 1 часть по весу клея и 4 части воды и варят до полной выварки пузырей; затем его процеживают сквозь сито, иклей готов.
Мездровый клей, разломанный на мелкие кусочки, бросают в холодную воду в пропорции 1 фунт клея на три стакана воды и ставят для разбухания па 12 часов. Затем его варят та к. чтобы при кипении оп поднялся два-три раза, и тогда клей считается готовым. При варке необходимо постоянно его мешать деревянною лопаточкою.
Клей из кроличьих шкурок «коль де лапен» светлый, отличного качества, но сравнительно дорогой. Накануне его заливают холодной водой и в плотно закрытом сосуде, для предохранения его от пыли, дают ему распуститься и только перед самым употреблением согревают, отнюдь не давая ему кипеть.
Нужно всегда помнить, что при приготовлении левкаса алебастр или мел обязательно должно смешивать с горячим наваром клея. От недоваренного клея левкас будет непрочен и может потрескаться. Переваренный же клей теряет свою клеющую способность.
Вот рецепт приготовления левкаса: в широкий сосуд, кастрюлю или таз, наливают нужное количество горячего клея и понемногу всыпают алебастра или мела, размешивая деревянной ложкой или широкой кистью до получения хорошо смешанной однородной массы, приблизительно густоты сметаны. При мешании полезно добавить несколько капель пареного льняного масла для замедления сушки и для обеспечения устойчивости его при обработке водой.
Следует обратить особое внимание на то, что каждый следующий слой левкаса должен приготовляться на более слабом клеевом наваре.
Лучшим животным клеем во Франции считается «коль де по». Хороший животный клей должен обладать следующими качествами: окраска бурая, в холодной воде набухает, но не растворяется, в горячей же воде, наоборот, распускается. В готовом, сваренном виде хороший клей при опускании в него синей лакмусовой бумаги не должен изменять ее цвета.
Французский рыбий клей, хотя и крепко клеющий, не обладает, однако, отмеченными качествами русского осетрового клея.
При выварке овечьих шкур получается во Франции особый клей под названием
«желатин». Оп дорог и может портиться в разведенном состоянии, но по удобству приготовления и своим качествам вполне может применяться при изготовлении матового левкаса.
4. Левкашение и обработка левкаса
Приготовленный вышеуказанным путем жидкий левкас накладывают на лицевую сторону доски при помощи щетинной кисти, старалась при атом сразу же шпателем выгладить возможно ровно весь ел oil левкаса по всей поверхности доски.

8
Если после наложения левкаса будут замечены горбы пли впадины, их нужно немедленно исправить, а именно — пройти шпателем по свежему грунту. После этого доску кладут горизонтально и оставляют сохнуть в течение суток, тщательно предохраняя от пыли л всякого сора. Высушенную залевкашенную доску осматривают очень внимательно выравнивают при помощи грубой стеклянной бумаги или куском пемзы, смочив ее в воде. Вытерев затем доску от слоя снятого левкаса, приступают к наложению второго слоя левкаса, заново приготовленного па наваре клея, более слабого по крепости.
Накладывая второй слой левкаса, стараются, чтобы он был приблизительно топ же толщины, что и первый. Затем доска вновь кладется горизонтально на сутки для просушки.
Важно отметить еще раз, что нижние слои левкаса всегда должны быть плотнее и крепче верхних, ибо в противном случае при высыхании будут разрываться нижние слон левкаса и это может окончательно испортить приготовленную доску.
Нужно также следить, чтобы клеи для левкаса верхних слоев не был слишком горячий, что может вызвать порчу нижних слоев и даже их отделение от доски.
Сколько слоев [левкаса] следует наносить па лицевую сторону доски с просушкой, каждый раз по 24 часа, и выглаживанием ее? Ответить можно так: чем больше слоев и чем тщательнее будет обработка их — тем лучше. Практически же иконописцы обыкновенно накладывали, сушили и обрабатывали левкас [но] 3—4 раза.
Выглаживание и шлифовка левкаса производится следующим образом. Берут крупный кусок пемзы, рабочая сторона которого плоская, и, смочив губкою пли широкою кистью поверхность левкаса, начинают растирать ее пемзою но всем направлениям. От такого действия пемзы на поверхности доски появляется жидкая масса, которую смывают губ- кою и продолжают шлифовку. Обнаружив ладонью, что поверхность еще недостаточно гладка, смывают старательно накопившуюся белую массу и продолжают шлифовать пемзою до тех пор, пока поверхность доски на ощупь не покажется совершенно гладкой.
Тогда мокрую шлифовку прекращают и дают левкасу просохнуть приблизительно в тече- ние получаса.
Окончательную полировку грунта доски обыкновенно производят мелкой стеклянной бумагой, номерами 00 и 000. В заключение мягкою суконкой удаляют пыль пемзы и стеклянной бумаги.
Нужно хорошо помнить, что порошинки эти очень вредны как для последующей позолоты, так и для красок.
В старину мастера «лощили» левкас в последний раз мокрой ладонью, растирая его
10—15 минут.
Окончательно отшлифованный и очищенный левкас должен иметь матовый вид, и в таком состоянии доска окончательно готова для писания на ней иконы.
Как было уже сказано выше, применяясь к местным условиям, проживающие во
Франции иконописцы употребляют особый сорт плавленого мела (блан д'Эспань), который, как показала практика, дает вполне хорошие результаты. Пропорция клея и этого мела для приготовления левкаса приблизительно такова: 1 весовая часть клея к 10—
20 весовым частям мела при таком количестве воды, которое потребуется для получения левкаса густоты сметаны.

9
Окончательно готовую доску тщательно осматривают и намечают ту часть ее, безукоризненно отделанную, на которой и будет написан лик будущего изображения и окружающий его венчик.
Эта часть доски должна быть, можно сказать, идеально ровна и гладка, как это требуется при накладке позолоты.
Шлифовку левкаса, особенно при больших поверхностях досок, полезно производить искусственной пемзой немецкого производства. В продаже; имеется несколько сортов крепости и тонкости ее, в зависимости от количества введенного в ее состав песка.
Особенно можно рекомендовать помер третий.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей