Главная страница
qrcode

Элипа Мини исследование. Изучение экспрессивной лексики дошкольников в условиях билингвизма на базе мбдоу 1 Шовда


Скачать 50.07 Kb.
НазваниеИзучение экспрессивной лексики дошкольников в условиях билингвизма на базе мбдоу 1 Шовда
Дата13.02.2020
Размер50.07 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭлипа Мини исследование.doc
ТипИсследование
#67059
Каталог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Шовда» п. Ойсхар

Гудермесского муниципального района.

Мини-исследование на тему:

«Изучение экспрессивной лексики дошкольников в условиях билингвизма на базе МБДОУ №1 «Шовда» п. Ойсхар».

Учителя-логопеда: Индербиевой Э. А.

2014 г.

Введение



Коррекционная работа приводит к тому, что ребенок начинает правильно строить собственные речевые высказывания, не испытывает трудностей в общении, в игровой и учебной деятельности. Успех коррекционно – развивающего обучения в значительной степени зависит также от взаимосвязи в работе логопеда , психолога, воспитателя и родителей.


Изучение экспрессивной лексики у детей дошкольного возраста.

Экспрессивная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, ярко выражает симпатии или антипатии детей, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний.
Передо мной стояла задача сделать так, чтобы детский сад был источником развития экспрессивной лексики для наших дошкольников, чтобы они больше узнали, запомнили и использовали новые слова. Осуществлялась эта работа по трём блокам: на занятиях, в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности детей. Сначала мне надо было провести работу для определения уровня лексического развития детей в группах.

Моей целью было:

1)
2) изучить методические рекомендации по организации коррекционно-логопедической работы для развития лексики у данной категории детей.

3) провести коррекционно- логопедическую работу на базе нашего детского сада.

Я применяла различные методы: изучала методическую литературу по проблеме; сравнивала состояния словаря в разных группах детей, наблюдала, проводила беседы с детьми, их родителями, воспитателями.

Описание диагностических методик.

. В исследовании принимали участие 10 детей посещающих старшую группу МБДОУ «Шовда» Гудермесского района. В состав группы для обследования вошли дети 5- 6 лет.

Для исследования были использованы следующие диагностические материалы: диагностическая методика определения уровня сформированности лексики, методика обследования словарного запаса детей, иллюстративный материал для обследования Иншаковой О.Б.

Задание.№ 1.Назвать части туловища.

Задание.№ 2.Назвать части лица.

Задание.№ 3. Назвать и подобрать обобщающее слово.

Задание.№ 4. Состояние словаря существительных.

Методика обследования лексики.

Ребенку даю задание перечислить известные ему овощи, фрукты, птиц, мебель; ягод, насекомых, животных, транспорт . Затем  предлагаю  назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов. Ребенок должен назвать по картинкам нос, рот, шею, живот, рукав, воротник, пуговицу, кабину машины и руль; локоть, ладонь, затылок, висок, фары, мотор, манжету, петлю для пуговицы.   Далее  проверяю способность ребенка к обобщению.  Ребенок получает заданием «назвать одним словом» изображения   мебели, овощей, фруктов; ягод, насекомых, животных, транспорта .

Проверяя, умеет ли ребенок называть цвета, предлагаю ему рассмотреть листы с нарисованными на них разноцветными чашками, блюдцами, носками. Пятилетний ребенок называет красную, желтую, синюю, зеленую, белую и черную, оранжевую, розовую и голубую чашки; шестилетний – фиолетовые, серые и коричневые носки. Далее ребенок получает задание назвать форму предметов, изображенных на картинке. Помогаю ребенку вопросами: «Мяч какой формы? Какой формы огурец? На какую фигуру похож платок? Если платок похож на квадрат, какой он формы?» Ребенок образует словосочетания: солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный, руль круглый, окно прямоугольное, флажок треугольный, слива овальная, салфетка многоугольная.

Методика обследования грамматического строя речи.

Начинаю с проверки способности ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Предлагаю ребенку назвать пары картинок.  Ребенку предлагаю следующие пары: глаз – глаза, рот – рты, река – реки, ухо – уши, кольцо – кольца, лист – листья, стул – стулья, воробей – воробьи, дерево – деревья.  

Затем проверяю, умеет ли ребенок образовывать форму имен существительных в косвенных падежах. Ребенок отвечает по картинкам на вопрос «Много чего?» (шаров, ключей, берез, ложек, окон; карандашей, листьев, книг, вилок, ведер). Следующим пунктом исследования грамматического строя речи является проверка способности ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа.

Проверяя способность ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными, предлагаю ему сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «Сколько?» Ребенок образует словосочетания: два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон, два воробья, пять воробьёв, два ведра, пять ведер и т.д.  

Способность ребенка пользоваться суффиксальным способом словообразования проверяю, предложив ему назвать по картинкам большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен называть «ласково», ребенок образует следующие пары: дом- домик, забор – заборчик, носок – носочек, лента – ленточка, окно – окошечко; палец – пальчик, цветок – цветочек, заяц – зайчик.  Далее ребенок образует названия детенышей животных. Ребенок образует следующие названия детенышей животных: «У медведицы – медвежонок. У собаки – щенок. У коровы – теленок».

Анализ результатов

Результаты обследования состояния лексики у детей старшей группы

 

Ф.И.О.ребенка


Уровень состояния словаря существительных
Уровень словообразования существительных
В
С
Н
В
С
Н
1
Ахматова Амина
в



в




2
Гереев Амир


с




с


3
Дулаев Муслим

с





н
4
Каимов Ибрагим
в






н
5
Косумова Марха




н




н
6
Музуруева Петимат
в






с

7
Магомадов Хан-Магомед


с





н
8
Хажимурадова Сурьяна


с




с


9
Солтимурадов Ислам



н




н
10
Тимергераев Муслим
в




с



Высокий уровень – В

Средний уровень – С

Низкий уровень – Н
    Особенности экспрессивной лексики у детей дошкольного возраста в условиях билингвизма
    Чечня является многонациональной республикой. Большая часть коренного населения – чеченцы – свободно владеют родным языком (чеченским) и русским, как языком межнационального общения. Традиционно на русском языке общаются представители всех национальностей республики. Это создает дополнительные возможности при формировании речевых навыков дошкольников. Целью МБДОУ является развитие личности дошкольника, освоившего ценности родного языка, готового к взаимодействию на государственном языке, освоение старшими дошкольниками базовых норм и правил родного и русского языков в пределах возраста, формирование умений применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками .

    Задачи:

    1. Формировать пассивный и активный словарь чеченского и русского языков у старших дошкольников.

    2. Формировать звукопроизношение: чёткую артикуляцию звуков, речевой слух, навыки звукового анализа слов.

    3. Формировать грамматическую правильность речи обоих языков у старших дошкольников.

    4. Формировать разговорную монологическую и диалогическую речь на обоих языках.

    5. Подготовить детей к обучению грамоте.

    В дошкольном возрасте у ребенка начинается становление личностного типа общения, в основе которого лежит интерес к человеческим отношениям, общепринятым нормам поведения, поэтому данный возраст очень благоприятен для развития всех сторон и функций речи. Билингвизм не затрудняет процесс развития ребёнка, а напротив, обогащает его, если у ребенка нет речевых нарушений.

    В речи человека, владеющего двумя языками, происходит не только взаимодействие языковых систем, но и проявляется присутствие двух различных культур. Межкультурная коммуникация предполагает взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам. Билингвизм как явление межкультурной коммуникации представляет интерес для всех членов общества.

    Развитие речи старших дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, однако главным видом обучения является специальная организованная учебная деятельность по речевому развитию детей. Воспитание у детей правильного произношения всех звуков языка, формирование лексики обоих языков является основной задачей воспитателей детского сада. К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен овладеть базовыми знаниями обоих языков. При наличии недостатков следует своевременно принять меры к их исправлению. В процессе формирования звукопроизношения большое значение имеют: слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи. Слух является обязательным условием формирования речи. Ребенок, благодаря слуху, повторяет слова незнакомого языка, неосознанно тренируя свой звуковой аппарат.. Неисправленные своевременно недостатки могут вызвать трудности в овладении вторым языком.

    Чтобы правильно организовать работу по формированию лексики, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми новых слов.

    Для решения задач развития культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся специальная организованная деятельность, которая проводится в старшей группе. Большая часть времени этой деятельности отводится работе над произношением слов, усвоением их значения.

    Типичная структура процесса изучения новых слов :

    - показ картинки, объяснение, многократное произнесение слова педагогом,

    - произношение слова детьми с одновременном упражнении в выразительности речи;

    - проговаривание детьми слов, - упражнение в произношении слов и фраз (шутки-скороговорки, инсценировки сказок, пересказов, составление рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

    Особенность этой работы заключается в многократном повторении одного и того же слова. Поэтому воспитатель должен обеспечивать интерес детей к специальной организованной учебной деятельности, используя разнообразные приемы обучения и речевой материал. чтобы не наступило напряжение или утомление.

    В старшей группе продолжаю работу по совершенствованию речи. Но основная, наиболее серьезная задача — подвести ребенка к умению строить предложения.

    В процессе упражнений и игр детей старшей группы сначала знакомлю с выделением в речи предложений, а также слов в предложениях. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д. Совершенствовать речевой слух и внимание детей помогают разнообразные приемы, влияющие на произношение речи детей.

    Я использую следующие приёмы:

    - показываю образец правильного произношения выполнения задания, -провожу индивидуальные повторения. Такие повторения обеспечивают тренировку речевого аппарата детей. Особенно пользуюсь проговариванием слов небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам сверстников;

    - настраиваю детей на необходимости выполнить задание. Такие задания даю в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим Ислама петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо запомнить, как правильно произносится слово шофе-е-ер, а иначе говорить просто некрасиво — кому же хочется, чтобы над ним смеялись?»). Этот приём активизирует детей. Использую индивидуальную мотивировку задания. В случае ошибочных ответов использую такие активные приемы как: совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

     В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот прием использую не только в учебной деятельности, но и в играх и упражнениях, к которым привлекаю детей, не владеющих каким-то умением; использую наглядные приемы .В условиях билингвизма использую слова на двух языках. Например, при изучении темы «В саду, на огороде» (дидактическая игра с овощами и фруктами) развиваю произносительную сторону речи, обогащаю речь детей словами, обозначающими качества и свойства предметов (величину, цвет, форму), вввожу в словарь детей слова, обозначающие обобщающие понятия (овощи, фрукты), и использую звукопроизношение на двух языках - билингвальный компонент. Например: хасстоьмаш– овощи (картол-картофель, хох-лук, ж1онк-морковь) стоьмаш – фрукты (1аж- яблоко, кхор-груша).

    Такие приемы облегчают процесс работы над культурой речи дошкольников в условиях билингвизма. Сложность дети испытывают при изучении звуков русского языка. Так, при демонстрации картинки с арбузом , ребёнок называет не звук А, а звук Х, т.к. на чеченском языке слово арбуз начинается с буквы Х, то же самое происходит и при изучении других звуков.

    3. Технологии коррекции экспрессивной лексики дошкольников.
    Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, строится мною  на основе Программы коррекционно – развивающей работы для детей дошкольного возраста

    Одной из
    Учитывая возрастные особенности  детей с ОНР, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность,  с первых же занятий создавала у ребенка хороший настрой, желание «играть» (заниматься) с логопедом, активно контактировать с ним. Успех во многом определяется тем, насколько я заинтересовала ребенка, организовала увлекательную для него ситуацию. Для детей с ОНР  характерно ограниченность словарного запаса, т.е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено.  Бедность словаря проявлялась в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных птиц, инструментов, профессий. Слова употребляются неточно. Поэтому основной коррекционной целью является уточнение, расширение и активизация словаря.

    Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности. С учетом этих факторов формирование лексики проводилось по следующим направлениям:

    1) расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности,

    2) уточнение значений слов;

    3) активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.

    Работа по расширению объема словаря включала уточнение, активизацию словарного запаса и его расширение за счет новых существительных. В работе над новым словом я, в соответствии с методическими указаниями, выделяла следующие этапы:

    1. Знакомство с новым словом.

    2. Уточнение произношения.

    3. Уточнение и расширение лексического значения слова:

    4. Закрепление и активизация слова в связной речи.

    Для формирования словаря мною был подобран и систематизирован лексический материал. Коррекционно-развивающую деятельность в  группе проводила четыре раза в неделю по подгруппам. Продолжительность – 20 минут в старшей группе .  В каждой подгруппе были дети с разным уровнем общего и речевого развития, с тем, чтобы плохо говорящие дети могли слышать речь своих сверстников, ориентироваться на их ответы.  Смена видов деятельности делают данную работу более эффективной и интересной для детей.  В ходе организованной коррекционно-развивающей деятельности развивала словарь детей. Так же в ходе организованной коррекционно – развивающей деятельности  формировала и совершенствовала грамматический строй речи. Совершенствовала умение составлять простые предложения по вопросам, по картинкам. Имеющиеся пробелы в усвоении нового материала, и по результатам обследования, устраняю в ходе индивидуальной работы с каждым ребенком отдельно. Для развития лексико – грамматической стороны речи детей мною была подготовлена картотека игр и упражнений по развитию данного направления. В картотеке представлены задания, направлен­ные на формирование у детей грамматического строя речи. Задания содержат упражнения и игры, которые можно про­вести с детьми для усвоения ими основных грамматических категорий русского языка. Был систематизирован речевой материал по лексическим темам. Для каждой темы подобраны игры, упражнения, задания по следующим направлениям:

    1. Развитие словаря;

    2. Формирования грамматических представлений:

    - упражнения на словообразования;

    - упражнения на словоизменение;

    Использовала методику Н.В.Серебряковой, Р.И.Лалаевой, которая включает в себя следующие задания:

    Задание №1. «Найди маму».

    Задание направлено на совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами -онок, -енок, - ат, -ят. Увеличение словарного запаса. Употребление множественного числа.

    Кто это? (гусёнок). - А если их много, то как говорят? (гусята). - А кто у них мама? (гусыня).

    Кто это? (ежонок). - А если их много, то как говорят? (ежата). - А кто у них мама? (ежиха).

    Кто это? (котёнок). - А если их много, то как говорят? (котята). - А кто у них мама? (кошка).

    Кто это? (тигрёнок). - А если их много, то как говорят? (тигрята). - А кто у них мама? (тигрица).

    Кто это? (цыплёнок). - А если их много, то как говорят? (цыплята). - А кто у них мама? (курица).
    Задание № 2. «Большой и маленький».

    Целью данного задания является совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.

    Что это? (дом) Этот дом большой, а этот? (маленький). Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (домик).

    Кто это? (заяц) Этот заяц большой, а этот? (маленький). Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он маленький? (заинька, зайчонок).

    Кто это? (кошка) Эта кошка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (котенок, кошечка).

    Кто это? (утка). Эта утка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (утенок, уточка).

    Кто это? (лягушка) Эта лягушка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (лягушонок, лягушечка).

    Задание №3. «Встреча гостей»

    Тестовое задание направлено на проверку умения употреблять наименования предметов посуды. Педагог предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы все было красиво и удобно.

    Что мы поставили на стол? (чашки, блюдца и т.д.)

    Куда положили хлеб? (в хлебницу)

    Где будут лежать конфеты? (в конфетнице)

    Во что сыплем сахар? (в сахарницу)

    В чем будет стоять салфетки? (в салфетнице).
    Задание № 4. «Кого не стало?».

    Задание направлено на развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

    На наборном полотне представляются картинки с изображением птиц (сорока, воробей, снегирь, ворона, павлин). Ребенок рассматривает картинки, затем закрывает глаза, одна из картинок убирается, после чего он отвечает на вопрос: «Кого не стало?»:

    Не стало сороки.

    Не стало воробья.

    Не стало снегиря.

    Не стало вороны.

    Не стало павлина.
    Задание № 5. «Правильно ли мы говорим?»

    Целью задания является проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение.

    Масло лежит в «масленице»? (если, нет то как нужно правильно говорить?) (масленке).

    Соль насыпана в «соленицу»? (солонке).

    Бабушка положила вкусное вишневое варенье в «вареницу»? (вазочку для варенья, розетку).

    На картинке нарисованы маленькие «поросенки». (поросята)

    На картинке нарисованы маленькие «котенки». (котята)
    Развитие номинативного словаря

    Также в ходе обследования была выявлена недостаточная сформированность номинативного словаря. Хуже всего дети знают названия животных (диких, домашних), одежды, мебели.

    Для коррекции экспрессивной стороны речи (словаря существительных) у детей дошкольного возраста пользуюсь словесными играми направленными на обогащение номинативного словаря.

    12. Игра «Угадай».

    Цель: развитие мышления, актуализация номинативного словаря из группы животных.

    а). Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами.

    Он на севере живёт, вместо сена мох жуёт (олень).

    б). Разрисованы лошадки от копыт до головы.

    Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки (зебра).

    в). Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки (белка).

    г). Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом (лиса).

    д). Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд).

    е). Он большой, серый и злой (волк).

    13. Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

    Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.

    Большой (что?) арбуз, желтая…, маленькая…, крупный…, круглый…, мелкий…, твёрдый…, мягкая…, сладкая…, вкусное…, горький…, синяя…, красная…, зелёный…, черная…, длинный…, спелая…, сочный…, свежий…, хрустящий….

    14.Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».

    Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.

    Большой (кто?) слон, маленькая…, пушистая…, колючий…, могучий…, пятнистая…, полосатая…, длинноногий…, серый…, неуклюжий…, сильный…, слабая…, трусливый…, добрый…, злой…, быстрый…, горбатый…, хитрая…, ловкая…, хищный….
    Развитие грамматического строя речи

    Наряду с несформированностью лексического строя речи у детей билингвов, встречается большое количество ошибок при употреблении предложно-падежных конструкций.

    17. Игра «Убираем урожай».

    Цель: закрепление в речи формы винительного падежа.

    Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному.

    Морковь, свёклу, репу, редис дёргают.

    Огурцы, помидоры, горох срывают.

    Картофель выкапывают.

    Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»

    Дети составляют предложения типа: Морковь дёргают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срезают. Свёклу дёргают. И т.д.

    18. Игра «Кто подберёт больше слов?»

    Цель: закрепление в речи формы винительного падежа.

    Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно использовать предметы и картинки.

    - Что можно шить? (Платье, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузу и т.д.)

    - Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, скатерть, салфетку и т.д.)

    - Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, платье, плащ, колготки и т.д.)

    - Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, сандалии и т.д.)

    Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

    19. Игра «Что без чего?»

    Цель: закрепление в речи формы родительного падежа.

    На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задаёт вопрос: «Что без чего?» Дети отвечают:

    стул без ножки; стул без спинки; кастрюля без ручки; платье без рукава; кофта без пуговиц; ботинки без шнурков; машина без колеса; шуба без воротника; чайник без носика; расческа без зубьев; грузовик без фары.

    20. Игра «Кому что дадим?»

    Цель: закрепление в речи формы дательного падежа.

    Расставить картинки с изображением корма для животных (морковь, орехи, грибы, малина, мёд, косточка, овощи, молоко и т.д.). На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, ёж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

    В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут её около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

    Сено дадим корове, лошади. Яблоко дадим ежу. Грибы дадим белке. Орехи дадим тоже белке. Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке. Мёд дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке. Овощи дадим свинье.

    21. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?»

    Цель: закрепление в речи формы дательного падежа существительного.

    На доске расставлены два ряда предметов: слева – картинки, на которых изображены люди без каких-то предметов, справа – недостающие предметы.

    Логопед показывает предмет и предлагает детям назвать, кому нужен этот предмет, и положить к соответствующей картинке.

    Указка – учителю. Термометр – доктору. Шприц – медсестре. Удочка – рыболову. Весы – продавцу. Кисть – художнику. Ружьё – охотнику. Ножницы – парикмахеру.

    22. Заучивание стихотворения «Кому что?»

    Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.

    Иголке – нитка,                              Уткам – пруд,

    Забору – калитка,                           А лентяю – труд,

    Супу – картошка,                           Солнышко – лету,

    А книжке – обложка,                     Стихи – поэту,

    Мышке – нора,                               И всем воскресенья нужны

    А братишке – сестра,                    Без сомнения.

    Так, наряду с решением ряда других задач, логопед постоянно включает упражнения, цель которых привлечь внимание детей к способам словообразования, к оттенкам значения слов, к тем или иным группам слов. В процессе подобных упражнений обогащается словарь, дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, улавливать происшедшие изменения в звуковом составе и соотносить их с изменением смыслового значения. Благодаря тому, что к такого рода упражнениям логопед возвращается постоянно, создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей языкового чутья.

    Таким образом, проведение выше указанной логопедической работы позволяет развивать экспрессивную сторону речи у детей дошкольного возраста в условиях билингвизма

    Заключение

    Проведенный после логопедической работы контрольный срез показал, что у детей результаты значительно повысились, что позволяет сделать вывод об эффективности проведённой коррекционной работы. В ходе коррекционной работы произошло улучшение   состояния лексики детей, увеличился словарный запас. Проведенная работа по коррекции экспрессивной стороны речи в МБДОУ «Шовда» показала, что необходим дифференцированный    подход в логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи различного происхождения; необходимо соблюдение поэтапности. Уточнение значения слова за счёт расширения представлений об окружающей действительности повышает эффективность логопедической работы. Материал дается от простого к сложному. Это позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой. В дальнейшем планирую продолжать работу по формированию и развитию словаря и грамматически правильного оформления речевого высказывания.

    Список литературы

    Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985.
  1. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1999.
  2. Иншакова О.Б.Альбом для логопеда /-2-ое издание, испр. и доп.-М., 2013.
  3. Кубрякова Е.С. Словообразование как особый вид речевой деятельности// Словообразование и формообразование. - М.: 1979.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: Союз, 2001.
  5. Левина Р.Е. «Общая характеристика недоразвития речи у детей». - М.: 1961.
  6. Левковская К.А. Словообразование. – М.,1954.
  7. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1990.
  8. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: 2002.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрес-Пресс», 2004.
  10. Филичева Т.В. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.

перейти в каталог файлов


связь с админом