Главная страница

Борякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи. Изучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития


Скачать 28.74 Mb.
НазваниеИзучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития
АнкорБорякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи.pdf
Дата05.05.2018
Размер28.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBoryakova_N_Yu_Matrosova_T_A_Izuchenie_i_korrektsia_lexiko-gramm
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39728
страница1 из 8
Каталог

С этим файлом связано 40887 файл(ов). Среди них: Пассажирские перевозки 2012.docx, Пассажирские перевозки от 4.04.2012.docx, Система водоснабжения.docx, Пассажирские перевозки от 4.04.2012.docx, STO_RZhD_1_04_001_-_2007__reglament_deystvia_PB.pdf, Rasporyazhenie_503r.doc, док.doc, Shmatko.gif, Конспект_Охрана труда для проводников.doc и ещё 40877 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8
НЮ. БОРЯКОВА, ТА. МАТРОСОВА
ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
(на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений 1
Metodichka11.indd 1 24.06.2010 2:16:10 24.06.2010 2:16:10

© НЮ. Борякова, 2010..
© ТА. Матросова, 2010..
УДК 376.3
ББК 74.3
Б84
Б84 Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / НЮ. Борякова, ТА. Матросова — М. : Центр полиграфии АТТИКА, 2010. — 200 с Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития может быть более эффективной за счет внедрения методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, формирование умений строить простые распространенных предложений Для того чтобы определить содержание этой работы требуется углубленное изучение лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками психического и речевого развития на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения синтаксических конструкций. Методика, представленная в пособии, может найти применение в практической деятельности логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей детских садов комбинированного и компенсирующего вида.
Диагностическая методика представит интерес и для учителей начальных классов в связи стем, что в настоящее время неуклонно возрастает число детей, испытывающих трудности при овладении русским языком как учебным предметом.
УДК 376.3
ББК 74.3
Борякова Наталья Юрьевна, Матросова Татьяна Анатольевна
ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
С НЕДОСТАТКАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
(на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов
и построения простых распространенных предложений)
Ответственный за выпуск А.В. Зданевич
Художник НИ. Збарская

Компьютерная верстка О.В. Смирнова
Оригинал-макет подготовлен Центром полиграфии Аттика www.attica-center.ru E-mail: Тел (495) Подписано к печати 14.05.2010. Формат 84108/16. Гарнитура Бумага офсетная. Печать цифровая. Тираж 5 000 экз 5-902564-10-7
Metodichka11.indd 2
Metodichka11.indd 2 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................................... Формирование лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.
Освоение категории глагола детьми дошкольного возраста .......................................... Методика исследования лексико-грамматического строя речи дошкольников с недостатками психического и речевого развития на примере глагольной лексики и словоизменения глаголов) ..................................... Методика исследования лексико-грамматического оформления простых распространенных предложений .......................................................................................... Методика логопедической работы по формированию глагольной лексики, словоизменения и словообразования глаголов у дошкольников с недостатками психического и речевого развития ......................................................... Методика логопедической работы по формированию умения строить простые распространенные предложения у дошкольников с задержкой психического и речевого развития ............................................................................................................... Литература ............................................................................................................................... 79
Metodichka11.indd 3
Metodichka11.indd 3 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11

4
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребенка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми.
Нарушения речи наблюдаются при различных вариантах психического дизонтоге- неза. В раннем и дошкольном возрасте при различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика, и неговорящим может оказаться ребенок сала- лией, с нарушенным слухом, умственно отсталый, ребенок с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом. В каждом конкретном случае недоразвитие речи в структуре нарушений занимает особое место и особым образом влияет на психическое развитие в целом. Проблема речевого недоразвития, а также разработка методов диагностики и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста является важной и актуальной для теории и практики логопедии и специальной педагогики.
Лексико-грамматические нарушения ограниченный словарный запас, несформирован- ность словообразовательных операций, недостатки синтаксической системы языка (ошибки в построении предложений) и морфологической системы (недостатки словоизменения и словообразования) отмечаются у детей с различными нарушениями развития.
Если перечисленные недостатки не выявлены и не преодолены в дошкольный период, тов условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а порой и стойкой неуспеваемости ребенка по русскому языку.
Особого внимания заслуживает изучение особенностей овладения детьми глагольными категориями, что связано с усвоением большого числа языковых обобщений. Словоизменение глагола является важным компонентом морфологической системы языка, кроме того, усвоение глаголов способствует формированию синтаксической структуры предложений, т.к. глагол чаще всего выступает в этой структуре в качестве предиката. Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения обобщения. Количественный и качественный анализ употребления глаголов детьми может свидетельствовать об уровне развития их познавательной деятельности.
В настоящее время педагогами и логопедами не в полной мере учитываются особенности формирования глагольной лексики и освоения словоформ глагола, недостает конкретных рекомендаций, раскрывающих возможности использования различных видов деятельности в целях совершенствования лексико-семантической и морфолого- синтаксической систем языка.
Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками психического и речевого развития может быть более эффективной за счет внедрения методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, формирование навыков мор- фолого-синтаксического оформления простых распространенных предложений.
Предлагаемая методика позволяет выявить индивидуально-типологические особенности лексико-грамматического строя речи дошкольников и применить индивидуально дифференцированный подход в процессе коррекции недостатков речевого развития 4
Metodichka11.indd 4 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11
ФОРМИРОВАНИЕ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.
ОСВОЕНИЕ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в разных аспектах психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Формирование речи, овладение словом и лексико-грамматическим строем, развитие связной речи детей многосторонне рассматриваются в работах Е.Н. Винарской (1987); АН. Гвоздева (1961); НИ. Жинкина (1970); НС. Жуковой (1976,1994); Р.И. Лалаева (1992,
2003); АР. Лурии (1956); Г.Д. Розенгард-Пупко (1948); С.Л. Рубинштейна (1989); Т.Б. Фи- личевой (1985, 2000); Г.В. Чиркиной (1985), ДБ. Эльконина (1959) и др.
Исследования показывают, что развитие лексики происходит как в направлении предметной отнесенности слова, таки в направлении развития значения. Вначале значение слова полисемантично, аморфно, расплывчато. Одно и тоже слово может обозначать и предмет, и признаки действие с предметом. Параллельно с уточнением значения слова происходит развитие его структуры. Выделяются следующие компоненты значения слова (по А.А. Леонтьеву, 1969):
— денотативный компонент (стол — это конкретный предмет понятийный или концептуальный (лексико-семантический) компонент, отражающий формирование понятий, связи слов по семантике (стол — это предмет мебели коннотативный — отражение эмоционального отношения говорящего к слову контекстуальный компонент.
Ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова. Понятийный (концептуальный) компонент усваивается позднее, по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. По мере расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта, общения со взрослыми, качественного изменения деятельности ребенка происходит развитие психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти, обогащается словарь.
Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (АР. Лурия, 1956). Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова.
Формирование лексики у ребенка также тесно связано с процессами словообразования, т.к. при этом словарь быстро обогащается за счет производных слов. Словообразовательный уровень языка характеризуется обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели, типы 5
Metodichka11.indd 5 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11
В процессе овладения словообразованием ребенок осуществляет следующие операции вычленение морфемы из слов обобщение значения и связи этого значения с определенной формой синтез морфем при образовании новых слов.
Развитие словообразования у детей рассматривается в трудах К.И. Чуковского (1990),
Т.В. Тумановой (1997); Т.Н. Ушаковой (1969), С.Н. Цейтлин (1977), А.М. Шахнаровича
(1981) и др.
По данным АН. Гвоздева (1961), в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается
50,2 % существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 % числительных, 1,2 % союзов, 0,9 % предлогов, 0,9 % междометий и частиц.
Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной модели языка, т.к. к этому моменту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка.
Формирование грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня познавательного развития ребенка. Так, при словоизменении ребенок должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др, т.к. прежде чем начать использовать языковую форму, нужно понимать, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правили закрепления их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет грамматические формы слов.
А.Н. Гвоздев (1961) выявил следующую последовательность усвоения ребенком грамматических форм русского языка число существительных — уменьшительная форма существительных — категория повелительности — падежи — категория времени — лицо глагола.
Усвоение родного языка связано с процессом построения грамматически оформленных предложений. На первых порах становления фразовой речи отличительной чертой являются колебания в грамматическом оформлении предложений. АН. Гвоздев (1961) выделяет следующие периоды формирования грамматического строя речи период
— период предложений, состоящих из аморфных слов корней, который включает два этапа) этап однословного предложения (от 1 г. 3 мес. дог мес) 1 этап предложений из нескольких слов-корней (1 г. 8 мес. дог мес период
— период освоения грамматической структуры предложения, состоящий из трех этапов) этап формирования первых форм слов (1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес) этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 г. 1 мес. — 2 г. 6 мес) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических выражений (2 г.
6 мес. — 3 г 6
Metodichka11.indd 6 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11

7
III период — период дальнейшего усвоения морфологической системы (3—7 лет).
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является достаточно высоким, что позволяет ребенку перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка как учебного предмета.
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс. Усвоение глаголов играет важную роль в речевом и умственном развитии ребенка. Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделять действия и обозначать их соответствующим словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций, способствует появлению и развитию понятийного мышления. Количественный и качественный анализ употребления глаголов детьми свидетельствует об уровне развития их познавательной деятельности.
Глаголы являются самой динамичной частью речи русского языка и второй по частоте употребления.
Действие и состояние могут быть выражены и не глаголами (бег, скучно, болен, но только глагол способен выразить действие или состояние как процесс, протекающий во времени бегу, буду скучать, болел. Понятие процесса предполагает те или иные изменения. Любые изменения происходят во времени. Значение времени, временной протяженности является характерным признаком любого глагола.
Русский глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтагматических связей. По мнению В.В. Виноградова глагол — самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения. В сравнении с остальными частями речи глагол имеет самый богатый набор грамматических категорий. Имена существительные и прилагательные имеют три грамматические категории (рода, числа и падежа, числительные — лишь категорию падежа. У глагола больше грамматических категорий лицо, число, категория времени, видна- клонение и др. Это в свою очередь обусловливает разветвленную систему грамматических форм глагола. Лексические компоненты в глагольных значениях тесно переплетены и постоянно взаимодействуют с грамматическими и лексико-грамматическими компонентами. Овладение парадигмой глагола связано с усвоением большого числа языковых обобщений, поэтому словоизменение глагола является важным компонентом морфологической системы языка. Кроме того, усвоение глагола способствует формированию синтаксической структуры предложений, так как глагол чаще всего выступает в роли предиката в структуре предложения.
Важной особенностью глагола является то, что он занимает, как правило, центральное положение в семантической структуре предложения Предложение — основная единица синтаксиса, т. кв предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему 7
Metodichka11.indd 7 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11
Предложение имеет следующие признаки предложение имеет грамматическую основу предложение является высказыванием о предмете речи предложение является единицей общения предложение характеризуется интонационной законченностью.
Предложение — это стандартная языковая форма существования высказывания высказывание воплощенное в речи видение ситуации, а ситуация — выделенный нашим сознанием пласт реальных событий.
При описании ситуации ключевую роль играют глаголы. Основным синтаксическим признаком глагола является его склонность выступать в роль сказуемого. Определить роль глагола в предложении можно, изучая особенности форм глагола в категориях времени, лица, числа, наклонения и вида.
Через сказуемое предложение оказывается привязанным к ситуации говорящий, его намерения, желания, цели соединяются с независимо существующей действительностью и получается высказывание. Чтобы подчеркнуть способность сказуемого соотносить нашу речь (а конкретно — предложение) с действительностью, сказуемое также называют предикатом, а само это его свойство — предикативностью. Предикативность обычно выражается грамматически — в категориях времени и наклонения глагола и представляет собой связь речевого высказывания и действительности.
Таким образом, выявив основное свойство языковых единиц (глаголов) как единиц одной из составляющих триединого комплекса мысли, речи, языковой деятельности, можно получить эффективный способ выделения психолингвистических единиц — единиц мысли, речи, языка.
В.В. Гербова (1971) считает, что однообразие глаголов, используемых детьми в сфере общения, как и экономия словесного выражения — результат педагогической недоработки, недостаточно организованной речевой практики ребенка. При дефектах воспитания бедность терминов, обозначающих признаки предметов и действий, слаборазвитая глагольная синонимия, неточное употребление слов наблюдаются у детей старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста. Потребность в точной, образной характеристике событий, явлений, переживаний не появляется сама по себе ее надо пробуждать, стимулировать, формировать.
Речевой дизонтогенез затрагивает процесс формирования лексики в целом игла- гольного словаря в частности, что проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, 1973;
Б.М. Гриншпуна, 1974; НС. Жуковой, 1994; В.А. Ковшикова, 1967; НА. Корнева (1995), ЕМ. Мастюковой, 1997; Р.И. Лалаевой, 1999, 2003; Н.В. Серебряковой, 1999, 2003; Т.Б. Фи- личевой, 2000 и других) подчеркивается, что речевой дизонтогенез характеризуется не- сформированностью всех компонентов языковой системы. В нашем исследовании выявлены специфические особенности функционирования глаголов в лексической и морфолого-синтаксической системах языка у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Доказано, что у названной категории детей отмечаются трудности в овладении как морфологическими, таки синтаксическими единицами. Одним из факторов, обусловливающих недостатки построения простых распространенных предложений детьми, является недостаточное овладение глаголами, которые чаще всего выступают в роли предиката в структуре предложения. Можно сделать вывод о том, что важным компонентом логопедической работы с дошкольниками с нарушениями психического и речевого развития является углубленное изучение и качественный анализ
1) понимания и употребления глаголов с различными лексическими значениями эмоционального состояния человека, движения, предметных действий, антонимов — приставочных глаголов с противоположным значением, глаголов с разными основами, глаголов-синонимов, возвратных глаголов и др) дифференциации грамматических форм глаголов (единственного и множественного числа настоящего времени, изменение глаголов прошедшего времени породам, по лицам, исследование понимания и употребления приставочных глаголов, глаголов совершенного и несовершенного вида) умений завершать незаконченную фразу и умений составлять предложения из слов в начальной форме (при постепенном усложнении синтаксической структуры пред- ложений).
Разработанная методика изучения глагольной лексики и морфолого-синтаксичес- кого оформления предложений, предполагающая количественно-качественную оценку речевой продукции детей, позволяет определить индивидуально-типологические особенности лексико-грамматического строя речи ребенка и на этой основе осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в процессе логопедической работы.
Metodichka11.indd 9
Metodichka11.indd 9 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом