Главная страница

Борякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи. Изучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития


Скачать 28.74 Mb.
НазваниеИзучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития
АнкорБорякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи.pdf
Дата05.05.2018
Размер28.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBoryakova_N_Yu_Matrosova_T_A_Izuchenie_i_korrektsia_lexiko-gramm
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39728
страница2 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НЕДОСТАТКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ)
Методика объединяет два блока заданий.
Целью заданий I блока является исследование понимания детьми лексических и грамматических значений глаголов и употребления этой части речи.
Исследуется понимание и употребление глаголов со значением эмоционального состояния человека со значением движения со значением предметных действий антонимов синонимов близких по лексическому значению.
Каждая проба оценивается в баллах. Затем суммируются баллы за выполнение всех проб, включенных в каждое задание. После выполнения всех заданий подсчитывается сумма баллов за все задания на уровне импрессивной речи и на уровне экспрессивной речи отдельно. Результаты (в зависимости от суммы баллов за все задания) распределяются по уровням успешности.
О цен каре з ул ь татов ibВ импрессивной речи

В экспрессивной речи
Учитывается правильность понимания лексического (или грамматического) значения глагола с опорой на наглядность, самостоятельность понимания.
Учитывается правильность называния действий, наличие и характер лексических замен, степень самостоятельности.
Подсчет баллов балла — точное понимание балла — переспрос, самокоррекция;
1 балл — длительный поиск картинки с изображением заданного действия, выполнение с помощью взрослого баллов — неправильный выбор картинки или отказ.
4 балла — правильное называние балла — поиск слова с нахождением нужного, самокоррекция после стимулирующей помощи балла — замена близким по значению глаголом балл — замена далеким по значению глаголом баллов — замена глагола другой частью речи или отказ.
За выполнение всех заданий ребенок может набрать баллов баллов 10
Metodichka11.indd 10 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11
Уровни успешности выполнения заданий ibВ импрессивной речи
В экспрессивной речи уровень — правильное выполнение заданий уровень — ошибки в дифференциации лексических значений, которые ребенок исправляет самостоятельно уровень — большинство заданий выполняется с ошибками, помощь взрослого не всегда способствует коррекции ошибок
IV уровень — неправильное выполнение задания или отказ уровень — правильное и самостоятельное выполнение всех заданий
II уровень — незначительные ошибки в дифференциации лексических значений, самокоррекция;
III уровень — правильное выполнение половины предложенных заданий, в остальных случаях допускаются ошибки, замены близкими по значению глаголами, некоторые ошибки ребенок исправляет с помощью взрослого
IV уровень — большинство заданий выполняется с ошибками, замены носят случайный характер, помощь взрослого не всегда способствует коррекции ошибок уровень — неправильное выполнение всех заданий или отказ.
Распределение суммы баллов по уровням успешности уровень — 348–261 балл уровень — 260–153 балла уровень — 152–65 баллов уровень — 65–0 баллов — 460–368 баллов — 367–255 балла — 254–162 балла — 161–69 баллов — 68–0 баллов.
Задание 1. Понимание и употребление глаголов со значением эмоционального состояния человека.
В импрессивной речи
В экспрессивной речи
О бору до ван и е
Картинки с изображением ребенка, который улыбается, плачет, смеется, грустит, удивляется, сердится
.
П ро ц еду р аи инструкция Ребенку дается следующая инструкция Посмотри на картинки внимательно. Покажи, кто здесь улыбается Кто смеется Кто грустит и т.д.».
Ребенку дается следующая инструкция Посмотри внимательно на картинку. Обрати внимание на настроение мальчика и скажи, что он делает».
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Задание 2.
Понимание и употребление глаголов со значением движения. По демонстрации действия.
В импрессивной речи — понимание инструкций
В экспрессивной речи
О бору до ван и е

Плюшевый мишка
Л е кси чески й материал iСядь, встань, подпрыгни, подойди, подбеги, принеси, наклонись, выпрямись, подними, опусти.

Садится, встает, прыгает, идет, бежит, ползет, висит, наклоняется, поднимает, опускает.
П ро ц еду р аи инструкция предъявляет односложную инструкцию, ребенок выполняет соответствующее действие.
Экспериментатор говорит Назови, что делает мишка?».
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб. По картинкам.
В импрессивной речи
В экспрессивной речи
О бору до ван и е
Картинки с изображением ребенка, который выполняет различные движения. (Девочка идет. Девочка бежит. Девочка прыгает. Мальчик ползет. Мальчик плывет. Мальчик поднимается. Мальчик спускается. Мальчик катается. Мальчик стоит. Девочка сидит.)
П ро ц еду р аи инструкция Ребенку дается следующая инструкция Посмотри на картинки внимательно. Покажи, где мальчик бежит Где идет Где прыгает и т.д.»
Ребенку дается следующая инструкция Посмотри внимательно на картинку. Скажи, что делает этот мальчик?»
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Задание 3.
Понимание и употребление глаголов со значением предметных действий.
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
О бору до ван и е
Картинки с изображением человека, который выполняет различные предметные действия. (Мальчик рисует. Мальчик пишет. Маляр красит. Мальчик раскрашивает. Девочка отрезает. Девочка разрезает. Девочка собирает. Девочка складывает. Девочка завязывает. Мама застегивает.).
П ро ц еду р аи инструкция Ребенку дается следующая инструкция Посмотри на картинки внимательно. Покажи, где мальчик рисует Где пишет и т.д.»
Ребенку дается следующая инструкция Посмотри внимательно на картинку. Скажи, что делает эта девочка?»
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Задание 4. Исследование понимания и употребления антонимов. Понимание и употребление приставочных глаголов с противоположным значением.
В импрессивной речи выполнение инструкций
В экспрессивной речи
О бору до ван и е

Плюшевый мишка
Л е кси чески й материал iОткрой — закрой, войди — выйди, отнеси — принеси, включи — выключи, загни — отогни, наклей — отклей, собери — разбери, застегни — расстегни, завяжи — развяжи, налей — вылей.
Открывает — закрывает, входит — выходит, относит — приносит, включает — выключает, загибает — отгибает, наклеивает — отклеивает, собирает — разбирает, застегивает — расстегивает, завязывает — развязывает, наливает — выливает.
П ро ц еду р аи инструкция предъявляет односложную инструкцию, ребенок выполняет соответствующее действие.
Экспериментатор говорит Назови, что делает мишка При возникновении затруднений предлагаются два варианта ответа Открывает или закрывает?»
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб. Понимание и употребление глаголов-антонимов с разными основами.
На уровне
импрессивной речи
На уровне
экспрессивной речи
Усложненный вариант Оборудование Парные картинки, изображающие мальчиков, выполняющих разные действия радуется — грустит, идет — стоит, поднимается — спускается, работает — отдыхает, сажает—выкапывает, надевает — снимает, смеется — плачет, ищет — прячет, поднимает — опускает, берет — кладет, теряет — находит.
Без наглядной опоры
П ро ц еду р аи инструкция говорит Покажи, где мальчик радуется А где грустит и т.п.»
Экспериментатор говорит Этот мальчик идет, а этот, наоборот, что делает и т.д.»
Игра Скажи наоборот. Экспериментатор бросает ребенку мячи называет действие, ребенок, бросая мяч обратно, называет действие с противоположным значением.
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Задание 5. Исследование понимания и употребления синонимов.
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
Л е кси чески й материал iТоропиться — спешить, идти — шагать, копать — рыть, радоваться — веселиться, грустить — печалиться, плакать — рыдать, думать — размышлять, работать — трудиться, кушать — есть, кричать — орать, нести — тащить.
И нс тру к ц и я
«Покажи, где мальчик торопиться, где он трудится, где спешит, где работает и т.д.
«Назови слово, подходящее по значению Максимальный балл завы под не ни е всех проб Задание 6. Исследование понимания и употребления глаголов, близких по лексическому значению.
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
О бору до ван и е
Картинки: Девочка едет на велосипеде. — Мальчик катится на санках с горки.
Бабушка шьет. — Мама вяжет.
Папа чистит морковь. — Мама режет морковь. Бабушка варит суп. — Мама жарит котлеты.
Девочка пьет. — Мальчик ест. Мальчик идет. — Девочка бежит.
Девочка улыбается. — Мальчик смеется. Мама моет дочку. — Мама стирает белье.
Мальчик пишет. — Девочка рисует.
Мальчик кладет книгу на стол. — Девочка ставит чашку на стол. Мама ест. — Папа кормит сына. Мальчик красит забор. — Девочка раскрашивает цветок. Девочка несет куклу. — Девочка везет куклу в коляске. Процедура и инструкция говорит Покажи, кто шьет А кто вяжет Кто красит А кто раскрашивает и т.д.»
Экспериментатор говорит Назови, что делает мама Что делает девочка и т.д.»
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Целью заданий II блока является исследование словоизменения и словообразования глаголов.
Исследуются:
— дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени изменение глаголов прошедшего времени породам дифференциация форм глаголов по лицам а) дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа;
б) дифференциация глаголов 1 и 2 лица множественного числа;
в) дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа исследование понимания и употребления приставочных глаголов дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида понимание и употребление возвратных глаголов.
Каждая проба оценивается в баллах. Затем суммируются баллы за выполнение всех проб, включенных в каждое задание. После выполнения всех заданий подсчитывается сумма баллов за все задания на уровне импрессивной речи и на уровне экспрессивной речи отдельно 15
Metodichka11.indd 15 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11
Результаты (в зависимости от суммы баллов за все задания) распределяются по уровням успешности.
О цен каре з ул ь татов ibВ импрессивной речи

В экспрессивной речи
Учитываются правильность понимания грамматических категорий глагола, самостоятельность понимания.
Учитываются правильность называния действий, наличие и характер лексических замен, степень самостоятельности.
Подсчет баллов балла — точное понимание балла — переспрос, самокоррекция;
1 балл — длительный поиск правильной картинки, выполнение с помощью баллов — неправильный выбор картинки или отказ балла — правильная форма балла — самокоррекция;
2 балла — коррекция после стимулирующей помощи балл — форма, имеющаяся в языке, ноне используемая в данном контексте баллов — неправильная форма слова или отказ.
За выполнение всех заданий ребенок может набрать баллов балла
У ровни успешности выполнения заданий уровень — правильное и самостоятельное выполнение всех заданий
II уровень — правильное выполнение заданий, единичные ошибки в понимании словоформ глагола самокоррекция;
III уровень — правильное выполнение половины предложенных заданий, в остальных случаях допускаются ошибки, которые ребенок исправляет с помощью взрослого
IV уровень — большинство заданий выполняется с ошибками, помощь взрослого не всегда способствует коррекции ошибок уровень — правильное и самостоятельное выполнение всех заданий
II уровень — правильное выполнение заданий, единичные ошибки в понимании и употреблении словоформ глагола
III уровень — правильное выполнение половины предложенных заданий, в остальных случаях допускаются ошибки, которые ребенок исправляет с помощью взрослого
IV уровень — большинство заданий выполняется с ошибками, помощь взрослого не всегда способствует коррекции ошибок
V уровень — неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполне- ния.
Распределение суммы баллов по уровням успешности уровень — 639–481 балл уровень — 480–322 балла уровень — 321–163 балла уровень — 162–0 баллов — 532–426 баллов — 425–319 баллов — 318–212 баллов — 211–105 баллов — 104–0 баллов 16
Metodichka11.indd 16 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11
Задание 1. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
О бору до ван и е
Картинки с изображением действий одного и нескольких людей. (Мальчик рисует. — Дети рисуют. Мальчик собирает огурцы. — Дети собирают огурцы. Мальчик катается на санках. — Дети катаются на санках. Девочка читает. — Девочки читают. Мальчик бежит. — Дети бегут. Кукла сидит. — Куклы сидят. Девочка пьет сок. — Дети пьют сок. Котенок лакает молоко. — Котята лакают молоко. Мальчик плывет. — Мальчики плывут. Девочка поет. — Девочки поют.
)
П ро ц еду р аи инструкция показывает картинку и дает инструкцию типа Покажи, где рисует А где рисуют?»
Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа Назови, что делает мальчик Что делают мальчики?»
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Задание 2. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
М ат ер и а л для исследования КартинкиЛ е кси чески й материал iМальчик упал. — Девочка упала. — Дерево упало.

Дедушка встал. — Мама встала. — Солнце встало.
Стул сломался. — Машина сломалась. — Кресло сломалось.
Стакан разбился. — Тарелка разбилась. — Окно разбилось.
Шарик улетел. — Птица улетела. — Облако улетело.
П ро ц еду р аи инструкция раскладывает серию картинок и дает следующую инструкцию Покажи, где упал, где упала, где упало Экспериментатор дает следующую инструкцию Что сделал мальчик Что случилось со стаканом и т.п.
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Задание 3. Дифференциация форм глаголов по лицам. (Задания выполняются на уровне импрессивной речи. Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа.
Л е кси чески й материал Глаголы 1 и 2 лица единственного числа иду — идешь, бегу — бежишь, читаю — читаешь, пишу — пишешь, скачу — скачешь, играю — играешь, рисую — рисуешь, убираю — убираешь, пою — поешь, смеюсь — смеешься.
П ро ц еду р аи инструкция говорит Я буду называть слова, а ты будешь к ним подбирать Я или ТЫ. Например, к слову говорю подберешь — Я или ТЫ Ребенок — Я, а к слову говоришь — Я или ТЫ Ребенок — ТЫ. Итак, повтори, какие слова ты будешь подбирать Ребенок — Я или «ТЫ».
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Дифференциация глаголов 1 и 2 лица множественного числа. Лексический материал Глаголы 1 и 2 лица множественного числа идем — идете, рисуем — рисуете, играете — играем, читаете — читаем, слушаем — слушаете, сидите — сидим, одеваем — одеваете, лепите — лепим, спите — спим, поете — поем.
П ро ц еду р аи инструкция говорит Я буду называть слова, а ты будешь к ним подбирать Мы или Вы. Например, к слову слушаем подберешь Мы или Вы Ребенок Мы. А к слову слушаете — Мы или Вы Ребенок — Вы. Итак, повтори, какие слова ты будешь подбирать Ребенок — Мы или «Вы».
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб. Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа.
О бору до ван и е
Картинки, изображающие одного или двух детей 18
Metodichka11.indd 18 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11
Лексический материал Слова: Рисует — рисуют, стоит — стоят, бегут — бежит, лежит — лежат, поют — поет, читает — читают, лепит — лепят, копает — копают, смеется — смеются, моет — моют.
П ро ц еду р аи инструкция говорит Я буду называть слово, а ты отгадай, к кому относится это слово к одному мальчику или к двум мальчиками подними нужную картинку. Поет — подними картинку. Поют — подними картинку».
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб 60bЗадание 4. Исследование понимания и употребления приставочных глаголов. По демонстрации действия.
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
О бору до ван и е

Плюшевый мишка.
Л е кси чески й материал iПодойди — обойди — перейди — зайди — выйди — отойди отнеси — вынеси — внеси — перенеси — поднеси подпрыгни — перепрыгни — запрыгни — спрыгни привяжи — развяжи — отвяжи — завяжи — свяжи загни — перегни — согни — выгни дорисуй — нарисуй — срисуй заклей — наклей — отклей — приклей — склей сложи — разложи — положи — переложи — подложи — отложи — наложи — выложи.
Подходит — обходит — переходит — заходит — выходит относит — выносит — вносит — переносит подносит подпрыгивает — перепрыгивает запрыгивает — спрыгивает привязывает развязывает — отвязывает — завязывает — связывает загибает — сгибает — выгибает заклеивает — наклеивает — отклеивает — приклеивает — склеивает складывает — раскладывает — кладет — перекладывает — подкладывает — откладывает — накладывает — выкладывает поливает — переливает — наливает — выливает — разливает.
П ро ц еду р аи инструкция говорит Выполни действие, которое я назову».
Экспериментатор говорит К нам в гости пришел мишка. Он — большой непоседа, номы с тобой будем за ним следить. Назови, что мишка сейчас делает 19
Metodichka11.indd 19 24.06.2010 2:16:11 24.06.2010 2:16:11
Максимальный балл завы под не ни е всех проб. По картинкам.
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
О бору до ван и е
Картинки.
Л е кси чески й материал Глаголы:i подходит — выходит — переходит — обходит — входит выезжает — заезжает — объезжает — съезжает наливает — переливает — поливает — выливает залетает — вылетает — улетает — подлетает перепрыгивает — спрыгивает — подпрыгивает — подплывает.
П ро ц еду р аи инструкция Ребенку дается следующая инструкция Посмотри на картинки внимательно. Покажи, кто здесь входит Кто выходит Кто переходит и т.д.»
Ребенку дается следующая инструкция Посмотри внимательно на картинку. Скажи, что делает этот мальчик?»
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Задание 5. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом