Главная страница

Борякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи. Изучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития


Скачать 28.74 Mb.
НазваниеИзучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития
АнкорБорякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи.pdf
Дата05.05.2018
Размер28.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBoryakova_N_Yu_Matrosova_T_A_Izuchenie_i_korrektsia_lexiko-gramm
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39728
страница4 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
30
8) Принцип поэтапного формирования умственных действий.
В психологических исследованиях П.Я. Гальперина (1985) отмечается, что формирование умственных действий начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становясь умственным действием, осуществляемым во внутреннем плане. Согласно данному принципу, работу по формированию семантических, синтаксических и морфологических обобщений необходимо начинать с использования внешних опор — схем, картинок, демонстрации предметов и действий Большое значение имеет постановка вопросов логопедом, образцы высказываний. Возрастание уровня самостоятельности ребенка при выполнении заданий приводит к снижению роли внешних опор и переводу языковых операций сначала на уровень внешней речи, а затем во внутренний план.
С учетом процесса интериоризации умственных действий (по П.Я. Гальперину,
1966; АН. Леонтьеву, 1983) можно выделить следующие этапы формирования речевых умений) первоначальная дифференциация языковых, речевых единиц на основе нагляд- но-образного мышления (анализ, сравнение по значению на основе использования наглядного материала) с опорой на внешние действия (предметно-практические, игровые и др) закрепление дифференциации при восприятии в импрессивной речи) дифференциация речевых единиц в экспрессивной речи) интериоризация полученных речевых умений и навыков, перевод их во внутренний план, то есть выполнение действий в умственном плане, по представлению) Комплексный и системный подход.
В процессе логопедической работы одновременно сформированием речи проводится и развитие у детей нарушенных высших психических функций.
Коррекционная работа проводится с учетом тех разделов программы дошкольного воспитания, которые способствуют полноценному овладению речью. Немаловажное значение имеет укрепление здоровья детей, профилактические и оздоровительные мероприятия) Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Индивидуально-дифференцированный подход предполагает, прежде всего, учет психологических особенностей детей и их индивидуальных различий.
Это обусловливает необходимость осуществления логопедической работы с учетом состояния эмо ционально-волевой сферы, речевой и познавательной деятельности детей.
Коррекционно-логопедическая работа должна строиться на диагностической основе. При постановке задач, отборе содержания заданий, подборе лексического материала, выборе вида активности детей необходимо учитывать уровень овладения лексикой, навыками словоизменения, доступный уровень сложности построения синтаксических конструкций, индивидуальный характер трудностей каждого ребенка.
11) Принцип деятельностного подхода.
В процессе коррекции нарушений речи необходимо учитывать сложную структуру речевой деятельности (мотивационно-целевой этап — операциональный этап — этап контроля, а также особенности мыслительной деятельности 30
Metodichka11.indd 30 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
В связи с этим большая роль отводится вызыванию и поддержанию интереса к выполнению предлагаемых заданий. Этому способствует использование большого количества наглядности, игр, игровых приемов. В процессе игровой и предметно-прак- тической деятельности у детей формируется положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль.
Главное внимание уделяется формированию операци онального компонента речевой деятельности.
В процессе логопедической работы с детьми с недостатками психического и речевого развития важным является включение речи в различные виды деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной и др, те. их словесного опосредования. Для психического и речевого развития ребенка огромное значение имеет игровая деятельность, которая в отечественной психологии рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте. Учитывая это, целесообразно многие задания предлагать дошкольникам в игровой форме, что в свою очередь, создает положительный эмоциональный фон деятельности и повышает эффективность коррекционного воздействия. Вместе стем, наряду с игровой деятельностью, в структуру логопедических занятий включаются предметно-практическая деятельность и фрагменты учебной деятельности, что обеспечивает формирование предпосылок к школьному обучению) Учет лексических и грамматических свойств глагола с целью формирования предикативной стороны речи.

При подборе лексического и дидактического материала, а также при организации речевой деятельности детей необходимо учитывать следующее для всех форм одного глагола характерно тождество лексического значения (совпадение состава номинативных и экспрессивных смысловых элементов, передаваемых основой. Так глагол нести передает ив инфинитиве, ив спрягаемых, ив атрибутивных формах одно и тоже прямое значение — взяв в руки или нагрузив на себя, перемещать куда-нибудь.
— все формы одного глагольного слова обладают формальным тождеством основы, те. полным совпадением состава номинативно и экспрессивно значимых корневых и аффиксальных морфем нести, нес, несу, неси, несущий, неся все словоформы, входящие в морфологическую парадигму одного глагола, обладают одинаковыми видовыми показателями. Так, любая форма глагола нести обладает признаками несовершенного вида, тогда как для всех словоформ глагола принести характерны свойства совершенного вида все формы одного глагола, как бы они ни различались между собой по особенностям словоизменения, характеризуются тождеством грамматической синтагматики, те. способностью одинаково подчинять одни и те же морфологические классы слови словоформ. Помимо вышесказанного при организации логопедической работы следует учитывать и общедидактические принципы — наглядность, доступность, индивидуальный подходи т.д.
Metodichka11.indd 31
Metodichka11.indd 31 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
Значение предметно-практической деятельности для психического и речевого развития ребенка
Роль словесного опосредования практической деятельности рассматривают во многие исследователи (Л.С. Выготский, 1996; АР. Лурия, 1956; ДБ. Эльконин, 1959; НИ. Жин- кин, 1966, 1982; РЕ. Левина, 1975; В.И. Лубовский, 1978). В них установлено положительное влияние словесного опосредования на процессы восприятия, внимания, памяти и обобщения.
Е.О. Смирнова (1997) подчеркивает значение речи как средства планирования ребенком своей деятельности. Во многих исследованиях прямо или косвенно отмечается роль планирования в регулировании деятельности (Я.А. Пономарев, В исследованиях В.И. Лубовского (1978) указывается на недостаточность (слабость) речевой регуляции действий у детей с различными отклонениями в развитии. Для детей характерны затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении. Им труднее дать вербальный отчет о проделанной работе, чем выполнить действие по инструкции. Для вербальных отчетов характерны недостаточная точность, недифференцированность словесных определений.
Имеются исследования, свидетельствующие о том, что специально организованная предметно-практическая деятельность оказывает положительное влияние на нормализацию речи детей (НА. Чевелева, 2001; С.А. Миронова, К сожалению, в системе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития мало используются продуктивные виды деятельности.
Основным средством формирования лексико-грамматического строя речи у детей может быть выбрана предметно-практическая деятельность, в которой связи и отношения между предметами дети открывают путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей.
В процессе предметно-практического обучения у детей формируется речь как средство общения, программирования и регуляции деятельности. При обучении с опорой на предметную деятельность слово становится средством, организующим деятельность ребенка. Важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог выполненной работе, а на более поздних этапах—составлять инструкцию для себя и для других.
Организуя совместную деятельность детей, взрослый моделирует и создает ситуации общения, требующие разных форм социального поведения и типов высказываний.
Таким образом, используя в коррекционной работе предметно-практическую деятельность наряду с дидактическими играми и речевыми упражнениями, можно эффективно формировать, развивать ив дальнейшем совершенствовать лексический строй речи, умения строить простые распространенные предложения. Освоение предметно-практической деятельности способствует выявлению в предметах и материалах разнообразных свойств и качеств, пониманию временных, пространственных, количественных отношений между ними.
Коррекционная работа по формированию деятельности, связанной со словесными упражнениями, прежде должна предусматривать обеспечение полного и адекватного понимания детьми формулировок задания 32
Metodichka11.indd 32 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
Исследования доказывают (НЮ. Борякова 1985, 2002), что в плане организации коррекционной работы с детьми важно учитывать и своеобразие формирование функций речи, особенно ее планирующей, регулирующей функции. Поэтому методический подход предполагает развитие всех форм опосредования использование реальных предметов, предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции обучение детей сопровождать речью свои действия, подводить итог выполненной работе, а на более поздних этапах — составлять инструкцию для себя и для других. Эти задачи могут быть успешно реализованы с опорой на предметно-практическую деятельность.
Необходимо создать эмо ционально-положительный фон деятельности, вызвать непосредственный интерес и желание достичь результата. Такой подход позволит активизировать речь ребенка и направлять его высказывания в нужное русло.
По мере освоения детьми новых предметных действий расширяется их словарь. Для запоминания нового слова детьми, сохранение в памяти его звукового образа используются следующие приемы интонационное выделение слова темпом, паузой, предварительным указанием, силой голоса, высотой голоса, несколько утрированное его артикулирование, внятное и четкое произнесение. Слово должно звучать в исходной форме и произноситься в момент, когда обеспечено активное внимание и восприятие его повторное проговаривание слови словосочетаний детьми с варьированием методики повторения буквальное индивидуальное, хоровое, совместное с педагогом и детьми, в дифференцированных по различным критериям подгруппах. Нельзя допускать растягивания слова детьми при произнесении, поэтому используется прием дирижирования и ритмизации;
— пояснение и толкование слова и его смысла через сопоставление с хорошо знакомыми предметами, явлениями употребление слова в контексте, в котором слово употребляется несколько разв различных грамматических формах ив сочетании с другими словами вопросы, в ответах на которые ребенок употребляет слово в сочетании с другими словами.
При отборе слов учитываются следующие критерии коммуникативная целесообразность необходимость слова для совершения практического действия частота употребления слова в речи, отнесенность словак общеупотребительной лексике, его доступность учет уровня овладения лексикой родного языка отбор слов, относящихся к разным частям речи,
— специально подобранный глагольный словарь преподнесение нового лексического материала небольшими порциями.
Первичное накопление и уточнение словаря обеспечивается в предметно-практи- ческой деятельности, а активизация и закрепление смысла слова проводится в дидактических играх и словесных упражнениях.
Положительные стороны предметно-практической деятельности (лепка, аппликация, ручной труд и др) оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии 33
Metodichka11.indd 33 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
Модель процесса формирования лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками речевого и психического развития на примере глагольной лексики и формирования умений
морфолого-синтаксического оформления предложений)
Потребности дошкольного образования детей
Показатели и критерии состояния лексико-грамматичес- кого строя речи детей
Показатели и критерии состояния познавательной деятельности детей
Формирование когнитивно-речевых предпосылок, определяющих овладение лексико-грамматическим строем речи
Формирова- ние навыка использования языковых средств для оформления речевых высказываний Формирование умений строить предложения постепенно усложняющейся структуры Формирование умений анализировать выраженную в предложении ситуацию Формирование навыка словоизменения глаголов Накопление базового глагольного словаря, работа над значением глаголов
Средства формирования глагольной лексики и умений строить простые распространенные предложения предметно-практическая и игровая деятельность, сотрудничество со взрослым
Содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя у детей
Принципы
Методы
Цели, задачи работы по формированию лексико-грам ма ти ческого строя речи у детей
Уровень овладения глагольной лексикой и словоизменением глаголов
Возможности морфолого-синтаксического оформления предложений 34
Metodichka11.indd 34 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1
Методика работы по развитию лексики
(на примере глагола)
Работа по формированию глагольной лексики проводится последующим направлениям) расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности) уточнение значений слов) активизация словаря.
Рассмотрим возможности использования практической деятельности при реализации указанных направлений.
Расширение глагольного словаря целесообразно начинать с глаголов со значением движения и эмоционального состояния человека. Глаголы этих лексико-семантичес- ких групп можно отрабатывать с помощью подвижных и дидактических игр, элементов психогимнастики.
Лексический материал глаголы движения образуют особую лексико-семантическую группу глаголов, представленную восемнадцатью парами бесприставочных глаголов бежать — бегать, брести — бродить, везти — возить, вести — водить, гнать — гонять, гнаться — гоняться, ехать — ездить, идти — ходить, катить — катать, катиться — кататься, лезть — лазить, лететь — летать, нести — носить, нестись — носиться, плыть — плавать, ползти — ползать, тащить — таскать, тащиться — таскаться к числу глаголов движения относятся, естественно, также все приставочные и приста- вочно-суффиксальные производные от указанных глаголов бежать — выбежать катить — подкатить, подкатывать и т.п.;
глаголы положения в пространстве стоять, сидеть, лежать, висеть и т.п.; глаголы со значением физического и психического состояния спать, бодрствовать, страдать, гордиться, сердиться и т.п.;
глаголы интеллектуального и эмоционального отношения знать, интересоваться, любить, уважать и т.п.; глаголы со значением рода занятий учить, лечить, командовать и т.п.;
глаголы со значением проявления тех или иных свойств характера, внешности и т.п.: умничать, хулиганить, буянить, кусаться, капризничать, хромать и т.п.
Глаголы со значением предметных действий отрабатываются с опорой на предмет- но-практическую деятельность игры с песком, сыпучими материалами (глагол сыпать и его приставочные производные, игры с водой (глагол лить и его производные, ап-
1
Предлагаемая методика логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического и речевого развития сконструирована с опорой на методические рекомендации НС. Жуковой (1990), СВ. Зориной (2003), Р.И. Лалаевой (1999, 2003), Н.В. Серебряковой (1999, 2003),
Т.Б. Филичевой (1990, 2000).
Metodichka11.indd 35
Metodichka11.indd 35 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12

36
пликацию (глаголы резать, клеить, мазать, прикладывать и др, игры с мелкими предметами (глаголы доставать, класть, вынимать и др.).
Сначала взрослый демонстрирует ребенку действие и называет его, затем ребенок выполняет действие на основе подражания и сопровождает его речью вместе со взрослым. По мере изменения характера действий ребенок учится использовать различные лекси- ко-грамматические категории, строить словосочетания и предложения. Например, при проведении игры с водой ребенок вербализует следующие действия наливаю — выливаю — поливаю — переливаю — разливаю наливает — выливает — поливает — переливает — разливает наливают — выливают — поливают — переливают — разливают. Чтобы побудить ребенка к использованию глагола во втором лице ед. и мн. числа, можно использовать прием создания проблемной ситуации ребенок садится спиной к другому ребенку и задает вопросы что ты делаешь, ты выливаешь воду В связи стем, что мы предполагали организацию логопедической работы с опорой на предметно-практическую деятельность детей, возникла необходимость создания
предметно-развивающей среды.
Пространство игровой комнаты и кабинета логопеда следует организовать таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с природным материалом, с предметами-орудиями бытового назначения, конструктивных игр и упражнений, направленных на сенсорное развитие. Игровое пространство должно быть пригодным для совместных действий детей и взрослых. Для занятий могут быть оборудованы специальные помещения или элементы оборудования могут быть собраны водном игровом центре. Требуется оборудование для игр с песком и водой, с природными бросовым материалом, бумагой и тканью. Могут использоваться фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы. В состав оборудования входят различные емкости, предметы домашнего обихода, лейки, ковшики, формочки и т.д. Деятельность с бумагой, тканью, бросовым материалом организуется за специальным столом или на полу. Следует оборудовать специальный уголок для деятельности сбытовыми предметами-орудиями. Для игр используется посуда разного размера, тарелки, чашки, деревянные и пластмассовые ложки, помимо этого могут потребоваться тряпочки, губки, щетки, веники совок. Таким образом, демонстрационный и раздаточный материал должен быть разнообразным, подбираться с учетом содержания занятий. Используемые природные материалы и предметы быта должны быть знакомы детям, эстетичны, безопасны.
Дидактические игры и задания, направленные на формирование глагольной лексики следует подбирать с учетом современных лингвистических и психолингвистических представлений о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики дошкольников с проблемами в развитии.
По мере освоения различных предметных и практических действий активизируется словарь детей, возрастает степень самостоятельности в плане использования глаголов в речи.
Особое внимание следует уделять развитию антонимии и синонимии глаголов. С этой целью ребенку демонстрируются действия противоположные по значению и равнозначные, которые обозначаются приставочными и бесприставочными глаголами (открывает — закрывает, входит — выходит, относит — приносит, включает — выключает, загибает — отгибает, наклеивает — отклеивает, собирает — разбирает, застегивает — расстегивает, завязывает — развязывает, наливает — выливает радуется — грустит, идет — стоит,
Metodichka11.indd 36
Metodichka11.indd 36 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
поднимается — спускается, работает — отдыхает, сажает — выкапывает, надевает — снимает, смеется — плачет, ищет — прячет, поднимает — опускает, сидит — лежит, берет — кладет. Особого внимания заслуживают семантически близкие глаголы (торопиться — спешить, идти — шагать, копать — рыть, радоваться — веселиться, грустить — печалиться, плакать — рыдать, думать — размышлять, переживать — волноваться, работать — трудиться, кушать — есть, кричать — орать, нести — тащить).
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом