Главная страница

Борякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи. Изучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития


Скачать 28.74 Mb.
НазваниеИзучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития
АнкорБорякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи.pdf
Дата05.05.2018
Размер28.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBoryakova_N_Yu_Matrosova_T_A_Izuchenie_i_korrektsia_lexiko-gramm
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39728
страница5 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
Направления и содержание логопедической работы
Анализ структуры нарушений грамматического строя речи (на примере глаголов) у дошкольников 4–5 лет с ЗПР позволил отобрать методы логопедического воздействия по коррекции этих нарушений и составить комплексную методику по их преодолению. Данная методика способствует как развитию аналитико-синтетической деятельности, таки речевому развитию в целом.
Логопедическое воздействие проводится последующим направлениям) уточнение грамматического значения глагола) формирование системы словоизменения глагола) формирование словообразования глагола) развитие умения ориентироваться в морфологических категориях глагола) развитие языкового анализа и синтеза, осознание языковой действительности.
Уточнение грамматического значения глагола
Уточнение грамматического значения глагола предполагает) усвоение и уточнение грамматического значения глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значение словоформ) дифференциация категориального значения существительных, прилагательных и глаголов с использованием внешних опор знаков и моделей) дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между словами.
Работа над грамматическими категориями глагола включает игры, упражнения и задания на дифференциацию глаголов ед. и мн. числа настоящего времена изменение глаголов прошедшего времени породам дифференциация глаголов по лицам понимание и употребление глаголов с приставками, с изменением по лицам, числами родам понимание и употребление видовременных словоформ глагола дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида понимание и употребление возвратных глаголов. Обогащение лексики, работа над словообразованием и словоизменением осуществляются в структуре цикла занятий с опорой на тот или иной вид деятельности. Одновременно совершенствуется морфолого-синтаксическая система языка, т.к. глаголы включаются сначала в словосочетания, а затем в предложения, синтаксическая структура которых постепенно возрастает 37
Metodichka11.indd 37 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
Формирование системы словоизменения глагола
Логопедическая работа по формированию системы словоизменения глагола у дошкольников с ЗПР проводится в следующей последовательности) формирование системы словоизменения на уровне словосочетания) закрепление системы словоизменения на уровне предложения) закрепление системы словоизменения в связной речи.
На I этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени единственного и множественного числа и их согласованию с существительными. Данные формы являются наиболее простыми и появляются раньше других в онтогенезе.
На II этапе формирования морфологической системы словоизменения глагола проводится работа по дифференциации глаголов настоящего времени по лицам, а также по согласованию глаголов прошедшего времени и существительных вроде. Эти формы появляются в процессе онтогенеза на более поздних этапах и вызывают большие сложности при усвоении их детьми с задержкой психического и речевого развития. Согласование в числе глаголов настоящего времени и существительных.

На начальных этапах логопедической работы закрепляются глагольные формы без чередования звуков основы, с ударными окончаниями, например, стоит — стоят говорит — говорят молчит — молчат В дальнейшем большое внимание уделяется глагольным формам с чередованием звуков в основе, например, бежит — бегут печет — пекут течет — текут и т.д.
С целью уточнения согласования глаголов настоящего времени и существительных в числе в импрессивной речи логопед называет глагол, например, читает — читают, стоят — стоит, лежит — лежат и т.д. Ребенок должен догадаться, идет ли речь об одном предмете или о нескольких (например, стоит ваза, стоят —… (вазы)).
Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления глаголов в самостоятельной речи.
а) ответы на вопросы Что делает, Что делают?»;
б) составление словосочетаний и предложений по картинкам (Девочка читает. Девочки читают и т.д.);
в) добавление слова (существительного или глагола) в словосочетание или предложение (Бежит мальчик. Бегут мальчики. Птицы летят. Птица летит) и т.д.);
г) добавление окончаний глаголов. Логопед называет первый слог глагола, ребенок договаривает слово (Карандаш лежит. Карандаши лежат) и т.д.).
2. Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.
Дифференциация глаголов проводится с учетом появления грамматических форм глаголов в онтогенезе в следующем порядке а) формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа б) формы глаголов 3 лица единственного и множественного числа в) формы глаголов 1 и 2 лица множественного числа 38
Metodichka11.indd 38 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
Примерные виды заданий на дифференциацию форм глаголов по ли-
цам.
а) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица единственного числа.
Речевой материал — слова (говоришь, говорю, думаешь, думаю, смотрю, смотришь, ухаживаю, ухаживаешь, решаю, решаешь, собираю, собираешь, катаю, катаешь и т.д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово и подставить к нему слова я или ты.
б) Дифференциация глаголов 3 лица единственного и множественного числа.
Оборудование — картинки с изображением одного или двух мальчиков. Речевой материал — слова (читает, говорят, рисуют, говорит, читают, болеют, пьет, болеет, пьют, рисует и т.д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать названное им слово (глагол) и отгадать, это слово относится к одному мальчику или к двум мальчикам, а затем поднять нужную картинку.
в) Дифференциация форм глаголов 1 и 2 лица множественного числа.
Речевой материал — слова (собираем, катаете, лечите, собираете, лечим, думаем, думаете, копаете, копаем и т.д.
).
Логопед просит ребенка внимательно послушать слово, а затем подставить к нему слово мы или вы. Согласование глаголов прошедшего времени и существительных вроде и числе.
Коррекционная работа проводится сначала в импрессивной, затем — в экспрессивной речи.
На каждом этапе работа над глагольными формами осуществляется в следующей последовательности а) формы мужского рода глаголов прошедшего времени б) формы женского рода глаголов прошедшего времени в) формы среднего рода глаголов прошедшего времени г) дифференциация глагольных форм прошедшего времени.
В логопедической работе большое внимание уделяется формам среднего рода глаголов прошедшего времени, которые вызывают значительные трудности у дошкольников с ЗПР.
Для закрепления понимания глагольных форм прошедшего времени в импрессив- ной речи предлагается показать картинки, принести предметы, о которых говорит логопед (Покажи картинку, о которой скажем упала, упал, упало Принеси игрушку, которая на столе лежала, лежали т.д.).
Примерные виды заданий на дифференциацию глагольных форм в экспрессивной речи.
а) Добавление существительного или глагола в предложение с опорой на картинки. (Разбилась. Разбился. Разбилось. Разбились. Девочка. Мальчик. Облако и т.д.).
Metodichka11.indd 39
Metodichka11.indd 39 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
б) Добавление последнего слога слова (глагола).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку и закончить начатое им слово (например, стул упа…; дерево упа…; кукла упав) Выбор из предложенных картинок тех, которые соответствуют названной глагольной форме, например, лежало — дерево, яйцо, яблоко висело — пальто, платье, зеркало сидел — щенок, папа, мальчик плыла — лодка, утка, девочка).
г) Исправление ошибок в окончании глагольной формы.
Логопед предлагает внимательно послушать предложение и исправить ошибку (На поляне выросла дерево. Девочка уже вырос. Около дома выросла дуб. Пошла снег. Река замерзло. Озеро замерз и т.д.).
Формирование словообразования глагола
Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм словообразования в онтогенезе, а также характера и степени трудности различных моделей словообразования для дошкольников.
При формировании словообразования глагола главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи. Образование возвратных глаголов.
Работа над возвратными глаголами начинается с закрепления их понимания в им- прессивной речи. С этой целью используется игра Чем отличаются слова?.
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается кто прячет, а кто прячется (обувает — обувается купает — купается качает — качается вытирает — вытирается и т.д.).
После завершения игры логопед делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, прячется, вытирается и т.д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
После уточнения понимания возвратных глаголов в импрессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения. Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить два этапа этап — образование глаголов с помощью приставок этап — образование глаголов с помощью суффиксов.
Для закрепления понимания данных глаголов предлагается показать картинку, которую называет логопед выбрать картинку по заданию логопеда.
Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида:
а) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью приставок 40
Metodichka11.indd 40 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем логопед задает вопроса ребенок отвечает. Например, Что делает мальчик — Мальчик пишет. Что сделает мальчик — Мальчик напишет и т.д.
Примерный речевой материал пишет — напишет, красит — закрасит ставит — поставит несет — принесет видит — увидит думает — придумает и т.д.
б) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суффиксов).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например Что делал мальчик — Мальчик писал. Что сделал мальчик — Мальчик написали т.д.
Примерный речевой материал умывается — умылся одевается — оделся решает — решил прыгает — прыгнули т.д.
3. Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки в, выпри, от, у, пере-).
Последовательность работы над приставками определяется временем их появления в онтогенезе.
Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану) усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел) усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например, вылетает из клетки [вы—из], влетает в клетку [в—в]);
4) дифференциация приставок с разным значением.
С целью уточнения понимания приставок в импрессивной речи рекомендуются задания показ картинки по заданию логопеда выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу отойди от стола).
Для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи используются следующие виды упражнений:
а) Образовать отданных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на картинки, например, с помощью приставок в, выпри, от, у, пере- образовать однокоренные слова от глагола нести и т.д.
б) Исправить словосочетание с неправильным приставочным глаголом, например, улетел к клетке пришла в магазина выносит через дорогу переходит из дома вбегает от дерева и т.д.
в) Составить предложение с приставочным глаголом.
Примерные виды упражнений для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи.
Примерный лексический материал:
Ходить — переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить Лить — наливать, выливать, переливать, доливать, подливать. Писать — записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать.
Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть. Шел — вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, пере шел.
Летать — прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать. Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить. Фрагменты занятий.
а) Логопед демонстрирует два действия — наливать воду и выливать воду Обращаясь к ребятам, спрашивает одинаковые или разные действия выполнены Передает интонационно звучание приставок на, вы- в словах наливает — выливает, которые обозначают противоположные действия. Далее логопед спрашивает Что можно наливать и выливать Дети составляют предложения типа Таня наливает молоко, кефир, сок. Повар наливает суп, борщ, компот, кисель и т. д. Мама выливает воду».
Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова выливать из чего-то (из стакана, банки, наливать куда-то (в стакан, бочку, полить что-то (землю, клумбу, грядку. Логопед учит ребенка слышать близкие слова и различать на слух их значение в зависимости от приставок.
б) Логопед вызывает к себе одного ребенка — помощника и предлагает ему выполнить ряд действий (например, завязать бант мишке, развязать узел, повязать кукле косынку и т.д.). Дети внимательно наблюдают за ними говорят, что он делает, те. составляют предложения по демонстрируемому действию.
Затем ребенок садится на место, а логопед, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия он выполнял. Выигрывает тот, кто составит больше предложений. Например Вова завязывал узел. Вова развязывал узел. Вова перевязывал палец. Вова связывал ленты. Вова привязывал шар к стулу. И.т.д.
Можно провести игру Как сказать правильно. Логопед называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например Девочка подбежала из дома. — Девочка выбежала из дома».
в) Игра Скажи наоборот».
Дети встают вкруг. Логопед бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением наливает — выливает, входит — выходит, влетает — вылетает, вносит — выносит, закрывает — открывает, приплывает — отплывает, запирает отпирает, сгибает — разгибает, собирает — разбирает, приклеивает — отклеивает Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов 42
Metodichka11.indd 42 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ СТРОИТЬ ПРОСТЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1
Определены следующие этапы работы ЭТАП — формирование умения анализировать выраженную в предложении си туа-
цию.
Реализация этой задачи успешно осуществляется с опорой на движения и действия самих детей.
Обращенный к ребенку вопрос на данном этапе содержит в себе не только указание на участников выраженной в предложении ситуации, но и информацию о выполняемых семантических ролях в структуре высказывания Кто спит Кто пьет — указание на субъект действия
«Что рисует Маша Кому Саша дарит цветы — указание на объект действия
«Какой Лиза завязывает бант Какую дети строят башню — указание на атри- бутив
«Где сидит белка Куда идет Надя — определение локатива
II ЭТАП — формирование структуры простого распространенного предложения.
Первоначальное формирование структуры простого распространенного предложения целесообразно проводить в предметно-практической деятельности детей, в процессе которой они обучаются лепке, изготовлению аппликации, рисованию. В качестве основного используется прием комментирования действий детей для развития восприятия речи (речевых образцов различной сложности. Систематически используя этот прием на занятиях, можно подготавливать любую следующую ступень речевого развития детей употребление необходимых слов в активной речи ребенка, построение предложений любой конструкции. Комментирование действий обеспечивает не только многократность повторения речевого материала, но и тесную действенную связь слова с обозначаемым им реальным предметом, признаком, действием.
Комментирование действий с предметами позволяет совершенствовать понимание речи, так как содержание ее базируется на конкретном наглядном материале, связано с ситуацией, обусловлено выполняемой деятельностью.
Особенно важно, чтобы действия с предметами выполнялись самими детьми, а не только взрослыми. В условиях специально создаваемых учебных ситуаций это придает речи действенный, практический характер Методика коррекционной работы для расширения глагольного словаря дошкольников и формирования навыка построения простых распространенных предложений сконструирована с использованием приемов и заданий, описанных в работах Р.И. Лалаевой (1999, 2003), С.А. Мироновой (1991), НС. Жуковой (1990), ЕМ. Мастюковой
(1997), Т.Б. Филичевой (1990, 1993), дополнена рекомендациями к использованию предметно-практической деятельности детей 43
Metodichka11.indd 43 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
Многократное употребление одного итого же словесного материала в различных грамматических формах в простых синтаксических конструкциях создает благоприятные условия для осознанного усвоения речевых моделей, в дальнейшем и сознательного активного использования детьми данного речевого материала в аналогичных ситуациях.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи тем, что при осуществлении легко создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально забыть положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, те. проявить речевую инициативу.
Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Важно и то обстоятельство, что ребенок в предметно-практической деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действие, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием можно показать сам предмет, игрушку или муляж, картинку. Значительно труднее показать через картинку связь слова сдвижением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч, отрезал уголок, кисточку положил на подставку и т.д.
Следует заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если вовремя деятельности логопед часто употребляет их, говоря о том, что делает ребенок режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг, разрезает лист, надрезает по сгибу и т.д.
Таким образом, все перечисленные положительные стороны предметно-практичес- кой (в том числе и продуктивной) деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии.
В процессе выполнения деятельности детьми предусматривается комментирование их действий логопедом и самими детьми посредством ответов на вопросы логопеда. Логопеду важно помнить, что содержание вопросов должно иметь вербальную и наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняют дети. Необходимо добиваться ответов детей полным предложением, структура которого заявлена в формулировке вопроса.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом