Главная страница

Борякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи. Изучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития


Скачать 28.74 Mb.
НазваниеИзучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития
АнкорБорякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи.pdf
Дата05.05.2018
Размер28.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBoryakova_N_Yu_Matrosova_T_A_Izuchenie_i_korrektsia_lexiko-gramm
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39728
страница6 из 8
Каталог

С этим файлом связано 42205 файл(ов). Среди них: Geograficheskiy_enciklopedicheskiy_s.pdf, 245-_Atlas_Nach_kurs_geograf_6kl_Dushina_2016_-58s.pdf, Posuda_S_V_Vokhrintseva.pdf, Pedagogicheskiy_proekt_Bezopasnost_detey_v_prirode.pdf, Posuda_Produkty_pitania_Tematicheskiy_slovar_v_kartinkakh.pdf, ДОШКОЛЬНИК Презент к проекту Лето красное-безопасное.pptx.pptx, Червячок и яблоко.docx, Plan_god_vozrastnykh_grupp.pdf, smotrovye-stekla-alco-mia.pdf и ещё 42195 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
Работа над формированием структуры простого распространенного предложения
по типам строится следующим образом. построение предложения, состоящее из двух главных членов (Основными приемами коррекционной работы на данном этапе являются ответ на вопрос и составление предложений по демонстрируемому действию, по картинке. Дети учатся отвечать на вопросы относительно лица/предмета, совершающего действие и самого действия «Кто/что это Что он/она делает. На начальных этапах в качестве внешней опоры, помогающей дать двухсловный ответ в форме простого предложения, используется следующая формулировка вопроса Маша читает — Да, Маша читает. Петя рисует — Нет, Петя читает 44
Metodichka11.indd 44 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13

45
2. построение распространенного предложения по типу S-P-O, Словесные игры и упражнения:
«Магазин» — Я купил яблоко. А ты что купил — Я купил грушу. И т.д.
«Угостим зверей — Я угощу белку орехами. А ты кого чем угостишь — Я угощу зайца капустой. и т.д.
С целью формирования у детей умения устанавливать между компонентами ситуации связи через предикат, детям предлагаются задания, в которых отсутствует предикативная лексема.
Например, даны предметные картинки — мальчик, суп. Ребенку нужно составить предложение, используя названия этих картинок — Мальчик ест суп. Мальчик варит суп. Мальчик пролил суп.
В предметно-практической деятельности:
Проговаривание действий на занятиях:
Лепка. Я беру пластилин. Я разминаю пластилин пальцами. Я раскатываю пластилин ладошкой. Я слепил шарик. Аппликация — Я беру ножницы. Я вырезаю деталь. Я намазываю деталь клеем. Я приглаживаю аппликацию тряпочкой.
Рисование — Я беру кисточку. Я рисую красками. Я разбавляю краски водой. Я обвожу контур фломастером. Я раскрашиваю рисунок карандашами.
3. построение распространенного предложения по типу В словесных играх и упражнениях Формирование умения употреблять данную синтаксическую модель происходит за счет расширения уже имеющейся синтаксической конструкции S-P-O и тесно связано с формирующейся у ребенка способностью вычленять признак предмета, выражая его языковыми средствами (Я построил большой дом. У лисы пушистый хвост.»).
На данном этапе используется прием добавления лексической единицы из заданного перечня конфликтных слов (одно из которых правильное по грамматической форме, но неадекватно по семантике второе правильно по значению, ноне имеет необходимых грамматических признаков третье не соответствует по всем параметрам четвертое представляет искомый вариант) — Мальчик пьет из чашки. Слова для выбора сладкой, красный, стол, большой.»
В предметно-практической деятельности:
Уделяем внимание признаками свойствам изготавливаемого предмета.
Проговаривание действий на занятиях:
Лепка — Я беру мягкий пластилин. Я катаю пластилиновый шарик. Я леплю серого зайку.
Аппликация — Я беру красную бумагу. Я вырезаю круглую делать. Я наклеиваю зеленый квадрат.
Рисование — Я рисую разноцветную радугу. Я раскрашиваю свой рисунок.
4. распространенное предложение по типу S-P-L-O, В словесных играх и упражнениях
Используется прием распространения предложения одним словом по вопросу Лиса спряталась. Где спряталась лиса — Лиса спряталась в норе. В какой норе спряталась лиса — Лиса спряталась в глубокой норе 45
Metodichka11.indd 45 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
В предметно-практической деятельности:
Проговаривание действий на занятиях:
Лепка — Я леплю на дощечке. Я прилепил лапы к туловищу. Я прилепил заячьи уши к голове.
Аппликация — Я набираю клей на кисточку. Я намазываю клей на деталь (название детали. Я прикладываю большую детальна лист. Я приклеиваю детальна альбомный лист. Я приклеиваю квадратик на большую деталь.
Рисование — Я рисую в альбоме. Я раскрашиваю картинки в альбоме. Я рисую на большом листе. Я раскрашиваю цветок красным фломастером ЭТАП — формирование умения использовать языковые средства для оформления речевого высказывания.

Формирование умения использовать языковые (морфолого-синтаксические) средства для оформления речевого высказывания происходит в процессе выполнения различных вариантов заданий по исправлению деформированных предложений) слова даны в нужной форме, порядок слов неправильный) слова даны в начальной форме, порядок слов правильный) слова даны в начальной форме, порядок слов неправильный.
Параллельно проводится работа по уточнению значений слови по развитию лексической предикации и номинации подобрать нужное слово в предложении (Мама варит/жарит/печет котлеты. Птица сидит/стоит/прыгает на ветке вставить пропущенное слово в предложении (Собака кость. Саша дает яблоко. Синица села на На протяжении всего периода обучения необходимо вести работу над формированием умения практически ориентироваться в речевом потоке и выделять предложение и устанавливать грамматическую связь между словами в нем.
Анализ предложения включает в себя осознание то, что в предложении слова дружат между собой и поэтому понятно, что человек хочет сказать определение количества слов в предложении синтаксический разбор с последующим уточнением семантических ролей членов синтаксической структуры с применением условно символических наглядных опор.
Это позволяет сформировать у детей целый ряд представлений, отражающих грамматические категории, и способствует овладению детьми некоторыми лингвистическими терминами, а также системой словных обозначений, принимающих участие в моделировании структуры высказывания. Формирование этих умений является очень важным на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Обучение начинается с ознакомления с понятием предложение. Дифференциальными признаками данного понятия являются объем предложения (в предложении может быть два, три, четыре и больше слов связь слов в предложении (слова в предложении связаны друг с другом — дружат значение предложения (их предложения можно что-то узнать 46
Metodichka11.indd 46 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
Закрепление понятия о предложении происходит входе противопоставления слова, группы слов, несвязанных между собой, и грамматически правильного предложения например, Мальчик — Мальчик видеть собака — Мальчик видит собаку) Входе сравнения примеров ребенок усваивает признаки предложения и знакомится с символическими обозначениями слова (короткой чертой/полоской) и предложения (длинной чертой/полоской).
После отрабатывается умение определять количество и порядок слов в предложении в процессе выполнения следующих заданий) выложить столько полосок, сколько слов в предложении) назвать по порядку слова в предложении) прослушать предложение и встать в порядке слов предложения (предварительно слова распределяются между детьми) прослушать предложение и выполнить задания назвать первое (последнее) слово в предложении определить, какое слово находится за (передним определить, какое слово находится после (перед) следующим словом назвать слово, находящееся между определенными словами.
Для того чтобы дети научились определять границы слов в предложении, рекомендуется использовать следующие приемы соотнести каждое слово в предложении с соответствующим графическим символом произнести предложение, сопровождая произнесение каждого слова хлопком в ладоши или выкладыванием фишки определение последовательности и порядка слов в предложении требует сформи- рованности пространственных представлений.
Одновременно сформированием умения анализировать предложение дети знакомятся с правилами оформления предложения на письме первое слово в предложении пишется с большой буквы слова в предложении пишутся раздельно в конце предложения ставится точка ___ ___ После того как усвоены эти правила, можно давать задания на составление схем предложений, придумывание предложений к схемам (сначала с опорой на сюжетные и предметные картинки, а затем и без опоры на них).
Для обозначения членов синтаксической конструкции в качестве средств материализации целесообразно использовать символы (А.К. Маркова, ЕЛ. Яковлева, 1992;
В.К. Воробьева, 1986):

слово-предмет

слово-действие

маленькое слово-предлог

слово-признак
Metodichka11.indd 47
Metodichka11.indd 47 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
Перед тем как обучать детей синтаксическому разбору, необходимо провести работу по обучению детей овладению понятиями «слово-предмет», «слово-действие», маленькое слово-предлог», «слово-признак».
Обучение синтаксическому разбору необходимо начинать с двусоставных нераспространенных предложений.
Например, Мама вяжет Детям предлагается соответствующая картинка. С помощью вопросов определяется предмет, который совершает действие, (субъект) и само действие (предикат).
Кто совершает действие — Мама Покажите на картинке того, кто совершает действие. Обозначьте его кружком. Мама что делает — Вяжет. Это действие. Обозначьте его «стрелочкой».
Аналогично проводится работа по разбору простых распространенных предложений, включающих в свой состав дополнения, обстоятельства, определения. После того, как дети усвоят символические обозначения необходимо формировать навык составления предложений заданной структуры по картинкам, на которых символами выделены члены синтаксической конструкции.
По мере овладения этим навыком дети усваивают алгоритм синтаксического разбора предложения, овладевают навыком распространения предложения.
Используются следующие упражнения) составить предложение по картинке
Синица сидит на ветке) составить схему предложения ___ ___ ___ .
3) выполнить синтаксический разбор предложения ___ ___ ___ .




4) распространить предложение ___ ___ ___ ___ Синица сидит на тонкой ветке.

Формирование у детей навыка языкового анализа простых распространенных предложений создает предпосылки для овладения грамотой и играет положительную роль в профилактике дисграфии.
Metodichka11.indd 48
Metodichka11.indd 48 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. Мс. Арутюнова Н.Д. Предложение и смысл / Н.Д. Арутюнова. Мс. Ахутина Т.В. Смысловой и семантический синтаксис Детская речь и концепция
Л.С. Выготского / Т.В. Ахутина, Т.Н. Наумова // Психолингвистические проблемы семантики. МС. Бабина Г.В. Методика обогащения словарного запаса учащихся старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (на материале лексико-семантичес- ких групп глаголов Автореф. дис. канд.пед.наук / Г.В. Бабина. Мс. Богуславская НЕ Особенности детского восприятия лексической семантики / НЕ. Богуславская // Слово в системных отношениях. Свердловск СГПИ, 1978. С. 64—70.
6. Бондарко А.В. Русский глагол / А.В. Бондарко, Л.Л. Буланин. Л, 1967. 192 с. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл / А.В. Бондарко. Л, 1978. 175 с. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. М Просвещение,
1981. 255 с. Борякова НЮ Особенности формирования развернутого речевого высказывания у детей с задержкой психического развития Дис. канд. пед. наук / НЮ. Боря- кова. Мс. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи /
Л.М.Васильев // Очерки по семантике русского глагола : Уч. записки башкирского университета. Вып. 43. Уфа, 1971. С. 38—310.
11. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике избранные труды / В.В. Ви- ноградов. Мс. Власенко И.Т. Нейропсихологическое изучение детей // Методы обследования нарушений речи у детей / И.Т. Власенко, В.И. Голод, АХ. Алле под ред. ТА. Власо- вой и др. МС. Волкова Л.С. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью /
Л.С. Волкова. СПб., 1996. 121 с. Воробьева В.К. Лексико-семантические особенности речи детей с алалией /
В.К. Воробьева // Расстройства речи и голоса в детском возрасте / под ред. С.С. Ля- пидевского, С.Н. Шаховской. МС. Выготский Л.С. Мышление и речь собр. соч. Вт. Т. 2 / Л.С. Выготский. Мс. Гайсина Р.М. Синтагматика субъектно-объектных и двуобъектных глаголов отношения Р.М. Гайсина // Исследования по семантике. Лексическая и синтаксическая семантика. Вып. 7. Уфа, 1981. С. 3—12.
17. Гак В.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. МС. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития / П.Я. Гальперин. Мс. Гвоздев АН Вопросы изучения детской речи / АН. Гвоздев. Мс. Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии / О.Е. Грибова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. МС. Гридин В.Н. К проблеме роли мотивации в порождении речевого высказывания /
В.Н. Гридин // Проблемы психолингвистики. МС. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б.М. Гриншпун // Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. МС. Дети с задержкой психического развития / под ред. ТА. Власовой, В.И. Лубов- ского, НА. Цыпиной. М Педагогика, 1984. 256 с. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред.
С.Г. Шевченко. М АРКТИ, 2001. 224 с. Дорофеев Т.М.
Синтаксическая сочетаемость русского глагола / Т.М. Дорофеев. Мс. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г.И. Жаренкова // Дефектология. 1973. № 4. С. 29—31.
27. Жинкин НИ Грамматика и смысл / НИ. Жинкин // Языки человек. МС. Жукова НС Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / НС. Жу- кова, ЕМ. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Мс. Жукова НС Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи Автореф. дис. канд.пед.наук / НС. Жукова. Мс. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка / И.А. Зимняя // Исследование речевого мышления в психолингвистике. Мс. Зыкова Т.С. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей / Т.С. Зыкова, МА. Зыкова. М Академия, 2002. 176 с. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение / С.Д. Кацнельсон. Мс. Каше ГА. Исправление недостатков речи у дошкольников / ГА. Каше под ред. РЕ. Левиной. М Просвещение, 1971. 191 с. Кирьянов А.П. Квантовая модель предикативности / А.П. Кирьянов, В.К. Рад- зиховская. Мс. Ковшиков В.А. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития В.А. Ковшиков, ЮГ. Демьянов // Дефектология. Герценовские чтения. Л, 1967. С. 8—32.
36. Кретов А.А. Синтаксическая предикативность глаголов целенаправленного зрения А.А. Кретов // Исследования по семантике. Лексическая и синтаксическая семантика. Вып. 7. Уфа, 1981. С. 36—42.
37. Лаврентьева АИ Детская речь Становление языковой способности в онтогенезе АИ. Лаврентьева. Мс. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина. М ВЛАДОС, 2003. 304 с 50
Metodichka11.indd 50 24.06.2010 2:16:13 24.06.2010 2:16:13

51
39. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников Формирование лексики и грамматического строя / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.,
1999. 158 с. Леонтьев А.А. Исследование детской речи / А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. МС. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. Мс. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии В.И. Лубовский. М Педагогика, 1978. 224 с. Лурия АР Речь и развитие психических процессов / АР. Лурия, Ф.Я. Юдович. Мс. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология. 1991. № 6. С. 14—27.
45. Мастюкова ЕМ Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст Советы педагогами родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами враз- витии / ЕМ. Мастюкова. М ВЛАДОС, 1997. 304 с. Матросова ТА Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития Дисс. канд. пед. наук / ТА. Матросова. Мс. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях /
С.А. Миронова. М Просвещение, 1991. 208 с.
48. Михайлюк ММ Использование трудовой деятельности для преодоления общего недоразвития речи учащихся на первоначальном этапе обучения Автореф. дис. канд. пед. наук / ММ. Михайлюк. Киев, 1975. 29 с. Пешковский А.М. Глагольность как выразительное средство / А.М. Пешковс- кий // Избр. труды. МС. Подобед В.Я. Формирование мнемического приема смыслового соотнесения у детей с задержкой психического развития / В.Я. Подобед // Дефектология. 1985. № 3. С. 4—10.
51. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития / Г.Н. Рахмакова // Дефектология. 1987.
№ 6. С. 26—38.
52. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина,
Т.С. Комарова. Мс. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. Мс. Семенюк М.П. Организующая роль семантики глагола в предложении / М.П. Се- менюк // Проблемы семантического синтаксиса английского языка. Пятигорск, 1977. С. 66—72.
55. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. Минск, 1989. 62 с. Сухарева Г.Е. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Г.Е. Сухарева. Мс. Тригер Р.Д. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Р.Д. Тригер. Мс. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи Автореф. дис. канд.пед.наук / Т.В. Ту- манова. Мс. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. Н. Новгород НГПУ, 1994. 230 с. Усанова ОН К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами / ОН. Усанова // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М МГПИ им. В.И. Ленина, 1979. С. 3—10.
61. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества / Т.Н. Ушакова // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 62—74.
62.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом