33 Современный подход к формированию общения и речи детей с синдромом Дауна базируется на особенностях их психомо- торного профиля (фенотипа), что подразумевает учет силь- ных и слабых сторон их развития. Прежде всего рассмотрим сильные стороны развития де- тей с синдромом Дауна, которые могут стать базой для фор- мирования общения и речи и потому должны быть положены в основу организации занятий с ними: • хорошие имитационные способности, позволяющие использовать повторение за взрослым неречевых и речевых сигналов – мимики, интонации, движений, жестов, звуков, слогов и слов; • хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, что дает возможность использования зрительных подсказок (предметов, рисунков, жестов, табличек со словами) для улучшения понимания речи и стимули- рования собственной речевой активности ребенка; • чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции (формирование навыков общей и мелкой моторики, в том числе с помощью различных видов гимнастики и масса- жа, может быть эффективным и для развития речи); • интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружаю- щими людьми – взрослыми и сверстниками. Этот инте- рес может стать одним из главных стимулов для разви- тия общения и речи ребенка. Следующее, что нужно учитывать при организации обуче- ния, – это проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна. Исследователями и практиками отмечаются две основные особенности речи детей с синдромом Дауна. Первая – значи- тельное отставание экспрессивной речи ребенка при относи- тельно сохранном понимании обращенной речи. И вторая – наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нару- шение формирования грамматического строя. Существует ряд факторов, позволяющих объяснить при- чину этих особенностей: • у относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окру- жающих; • проблемы со зрением мешают ясно видеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степени потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи; • сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов арти- куляции; • анатомические особенности строения артикуляционного аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения; • нарушение функции щитовидной железы может влиять на тембр, темп и высоту голоса; • проблемы кормления, в частности необоснованно позднее введение твердой пищи, имеют следствием недостаточную подготовку органов артикуляции к совершению мелких и точных движений; • в ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания. Кроме того, относительно часто встречается стридорное дыхание, которое обычно не нуждается в лечении и проходит само, но может мешать вокализациям ребенка. Частые респираторные заболевания, увеличенные аденоиды и миндалины влияют на объем и силу выдыхаемого воздуха, частоту вибрации связок; • особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием процессов получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи. Психология, педагогикаКак сделать, чтобы ребенокзахотел говорить?Общие рекомендации к формированиюобщения и речи ребенка с синдромом ДаунаП. Л. Жиянова, ведущий специалист Даунсайд Ап 34 Сразу отметим, что все перечисленные особенности не обя- зательно встречаются у каждого ребенка. Их наличие или от- сутствие, а также степень выраженности очень индивидуальны. Кроме того, своевременно оказанная медицинская помощь, подбор очков и слухопротезирование в большинстве случаев помогают избежать вторичных нарушений речевого развития. Знание проблемных сторон помогает заранее предвидеть возможные сложности, а следовательно, и разрабатывать об- ходные пути для их разрешения. Это не значит, что слабые стороны останутся вне нашего внимания – в программу заня- тий, безусловно, нужно включать разделы, которые позволят свести имеющиеся нарушения к минимуму. Приведем простой пример: во второй половине первого го- да жизни ведущим видом деятельности становится предмет- но-личностное общение, когда ребенок использует предмет для привлечения внимания взрослого. Игра на взаимодей- ствие позволяет малышу получить навыки диалога, где дей- ствия, мимика, улыбка служат своеобразными репликами со- беседников. Очень важным условием в этих играх является умение ребенка сидеть лицом к лицу с собеседником. Между тем мы знаем, что умение сохранять равновесие в этой позе у ребенка с синдромом Дауна может появиться ближе к году. Если отсутствие устойчивой позы сидя заста- вит сместить на более поздний возраст и все игры, требую- щие от ребенка свободного владения руками, в том числе использования предмета в процессе взаимодействия со взрослым, возникнет риск появления вторичных нарушений, относящихся как к взаимодействию и общению, так и к раз- витию у ребенка предметной деятельности. В данном случае увлеченно играть вместе со взрослым, взаимодействуя и об- щаясь с ним в процессе игры, ребенку поможет правильно подобранный стульчик, учитывающий допустимый угол на- клона спинки. Обратимся к тому, что лежит в основе формирования об- щения и речи детей раннего возраста. Это прежде всего прагматика, или социально-психологический аспект развития речи. В основе возникновения и развития речи лежит потреб- ность каждого ребенка взаимодействовать и общаться с дру- гими людьми, которая в большинстве случаев реализуется в диалоге. Важно помнить, что для каждого малыша, и ребе- нок с синдромом Дауна не является исключением, использо- вание вербальных средств являет важным, но не единствен- ным способом реализовать потребность в общении. Взгляд, улыбка, мимика, жест, интонация даже у нас, взрослых людей, несут значительную, а по мнению многих исследователей бо ′ льшую, часть информации. Что же касается маленьких де- тей, то эти невербальные средства в сочетании с различными вокализациями долгое время служат единственным способом обратиться к окружающим их людям. Невнимание к невер- бальным способам общения может стать серьезным препят- ствием для развития у ребенка устной речи. Если взрослый всматривается и вслушивается в то, о чем пытается поведать маленький собеседник, старается понять смысл его послания и ответить ему – первый шаг к развитию общения будет сделан. 35 Правила организации эффективного общенияРечь развивается в диалоге, который, в свою очередь, возникает в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого в быту, игры и специально организованного занятия. Все особенности, присущие диалогу, не теряют своей актуаль- ности и в том случае, когда собеседником взрослого является маленький ребенок, не умеющий говорить: это обмен информаци- ей, желаниями, чувствами, переживаниями. Именно поэтому, например, нельзя считать диалогом обращенное к ребенку требо- вание повторить слово или фразу. Не способствуют желанию говорить и многочисленные вопросы, несущие контролирующий, а не игровой смысл. Так, например, эмоционально заданный вопрос «Ой, кто это там спрятался?» и вопрос «Скажи, кто это?», хотя и относятся к одному и тому же игрушечному зайчику и требуют одинакового ответа, будут по-разному восприняты малы- шом: только первый из них вызовет у ребенка интерес и, возможно, желание ответить. Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, интонации, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый должен не только сам актив- но их использовать, но и обязательно принимать от ребенка в качестве ответа такого рода сигналы. Если на ваш вопрос малы- шу о том, чем бы он хотел заняться, тот просто принес вам книгу – это действие и есть его ответ. «Будем читать?» – уточняете вы и садитесь вместе с ним читать книжку. Ребенок говорит, когда у него есть заинтересованность или потребность в общении. Чтобы не объяснять этот постулат подробно, напомним известный анекдот про мальчика, который в 7 лет вдруг сказал, что ка- ша недосолена, а раньше совсем не говорил, потому что все было в порядке и потребности говорить не было. Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых воз- можностях ребенка. С одной стороны, необходимо представление об уровне понимания речи малышом, а с другой – об объеме его активного словаря. Если взрослый знает, что в словаре ребенка пока нет нужного слова, то он должен предусмот- реть для него другие, невербальные формы ответа. Например, вопрос «Что ты хочешь: яблоко или грушу?» в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит его в позицию неуспеха, поскольку желание ответить вступает в противоречие с отсутствием возможности сделать это. А вот если взрослый, задавая тот же вопрос, держит в руках и яблоко, и грушу, то малыш с радостью ответит, указав на желаемый объект, а это значит, что диалог состоится. Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка. Чаще всего это интересная для него игра. Например, можно бросать мяч в мусорную корзину и кричать: «Бах!» – это даст гораздо больше шансов вызвать речевую реакцию ребенка, чем когда он по настойчивой (а иногда и очень настойчивой) просьбе взрослого сидит и сортирует предметы. Оба собеседника (участника диалога) должны быть «настроены на одну волну». Допустим, ребе- нок принес маме мяч, чтобы поиграть, а мама в ответ спрашивает, не хочет ли он на горшок. Это яркий пример того, что может мешать ребенку в следующий раз обратиться к взрослому (я пишу «мама», потому что папы в этом случае обычно больше на- строены на игру, и если малыш приносит им машинку, то они начинают играть с ним в машинку, а не вытирать ему нос). Взрослому необходимо уметь понимать и правильно интерпретировать любые сигналы ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если доброжелательно и точно проком- ментировать высказанную таким образом просьбу и правильно ответить ему, он снова и снова будет инициировать общение. Комментарий взрослого может быть следующим: «Ты хочешь гулять? Сейчас соберемся, возьмем лопатку и пойдем!» Дети мо- гут инициировать этот простой диалог много раз, и взрослому надо откликаться снова и снова, пока малыш не усвоит этот вари- ант разговора о гулянии и лопатке. Подводя итог, отметим, что наличие отзывчивого собеседника и адекватной ситуации будет мотивировать малыша общаться, а значит, будет поддерживать в нем желание говорить. перейти в каталог файлов
|