Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

К ла са са са с с нс нс нс н


НазваниеК ла са са са с с нс нс нс н
Анкор1klassnoe rukovodstvo i vospitanie shkol nikov 2017 03 04.pdf
Дата23.12.2017
Размер16.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1klassnoe_rukovodstvo_i_vospitanie_shkol_nikov_2017_03_04.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33386
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
КЛ КЛ bbК Л
К Л
А С
А С
А С
А С С НС НС НС Н
Ы Й
Ы Й
Ы Й
Ы Й ММ ММ Е ТЕТЕ ТЕТ ОД О ДО ДО ДИЧИ Ч
И Ч
И ЧЕСЕ СЕ СЕ С
К ИК ИК ИК И
Й Й Й Й Ж УЖУ Ж УЖУ Р Н
Р Н
Р Н
Р НА Л
А Л
А Л
А Л Д Д Д ДЛЯ Л ЯЛ ЯЛ ЯК К К КЛАЛА bbЛ А
Л АСС bbС С
С С
С СНЫ Н Ы
Н Ы
Н Ы
Х Х Х Х РУР У
Р У
Р У
К ОКО КОКОВ О
В О
В ОВОД ИДИ Д ИДИ ТЕТ Е
Т Е
Т ЕЛЕ Л ЕЛЕ ЛЕЙ Й Й Й




3 –
3 –
3 –
3 –
4
4
4
4
( 1
( 1
( 1
( 1
6 5
6 5
6 5
6 5
)
)
)
)
r u k . 1 s e p t e m b e r. r Общение с подростками
Тренинг для родителей
с. Коллегии начальники
Взаимоотношения
в педагогическом коллективе
с. 4, Как сделать правильный выбор?
Вопрос для классного часа с. Страны и события
Расширение кругозора
с. 26, КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО и воспитание школьников
март–апрель
2017
Живая история
Сохранение документов
и воспоминаний
с. 47, 56, Подписка по Каталогу российской прессы. Индекс на сайте в Личном кабинете электронная ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА w w
.1 s e p t e m b e r.
r u
март–апрель 2017 классное руководство и воспитание школьников
СОДЕРЖАНИЕ
К статьям, отмеченным этим символом, есть дополнительные материалы в Личном кабинете на сайте ОТ РЕДАКЦИИ

Школа взаимодействия
Александра Полякова .......................... 3
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Реагируем правильно
Психологические защиты и конфликты
Сергей Поляков .................................... Непроизводственная сфера

Об эффективном управлении воспитанием
Павел Степанов .................................. ИДЕИ КЛАССНЫЙ ЧАС
Загадка красоты
Упражнения для девочек
Марианна Микрюкова ....................... Хочу стать свободным
Поддержка борьбы с курением
Нина Алексеева .................................. Первобытное племя
Игровая программа
Инна Иванова .................................... 20
ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Греция далекая
и близкая
Интеллектуальная игра
Галина Мацько ................................... 26
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Право голоса
Технология общения
Анна Скорицкая ................................. 32
СЦЕНАРИИ
Весь мир будем мы
По роману Нодара Думбадзе
Часть вторая
Ирина Власова ................................... 35
КЛАСС-INFO
Наука,
вдохновленная мечтой
Истоки жанра фантастики
Елена Григорьева .............................. Хранители памяти
Профессия архивиста
Татьяна Алексеева ............................ Гибель «Титаника»
Реалии катастрофы
Марина Черных ................................. ЖИВЫЕ ИСТОРИИ
ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЕЙ
Весна, школа, перемена
Психология на ходу
Юлия Зайцева .................................... ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
Вечность
за кремовыми шторами
Три школьных кабинета
Александра Кайдановская ................ ВОПРОС ДЛЯ КЛАССНОГО ЧАСА
Как сделать
правильный выбор ....................... Уважаемые подписчики бумажной версии журнала!
Все подписчики журнала имеют возможность получать электронную версию, которая не только является полной копией бумажной, но и включает дополнительные электронные материалы для практической работы. Для получения электронной версии) Откройте Личный кабинет на портале Первое сентября (www.1september.ru).
2) В разделе Газеты и журналы/Получение» выберите свой журнал и кликните на кнопку Я — подписчик бумажной версии) Появится форма, посредством которой вы сможете отправить нам копию подписной квитанции.
После этого в течение одного рабочего дня будет активирована электронная подписка навесь период действия бумажной.
И зд а е т с я с 2 0 07 г.
Сдвоенные номера выходят один разв два месяца
К л асс н ы й методический журнал для классных руководителей bКЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ редактор А.Полякова
Научный консультант М.Битянова
Зам. главного редактора Т.Алексеева
Дизайн макета И.Лукьянов Верстка Г.Струкова
Набор: Т.Семенова
Корректор: О.Русакова
Фото:
www.shutterstock.com, если не указан другой источник
ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС
По Каталогу российской прессы»
:79071
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЯ ул. Киевская, д. 24, Москва, Телефон (499) Факс (499) Отдел рекламы (499) 249-9870 ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОДПИСКА ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА Английский язык Е.Паремузова (Богданова),
Библиотека в школе О.Громова,
Биология – Н.Иванова,
География – А.Митрофанов,
Дошкольноеобразование – Д.Тюттерин,
Искусство – А.Митрофанов,
История – А.Савельев,
Классноеруководство и воспитание школьников А.Полякова,
Литература – С.Волков,
Начальная школа – Е.Тихомирова,
Русскийязык – Л.Гончар,
Школьныйпсихолог – М.Чибисова
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ Генеральный директор:
Наум Соловейчик
Главный редактор:
Артем Соловейчик
Коммерческая деятельность Константин Шмарковский
(финансовый директор)
Реклама, конференции и техническое обеспечение Издательского дома Павел Кузнецов
Производство: Станислав Савельев
Административно-хозяйственное обеспечение Андрей Ушков
Педагогический университет:
Валерия Арсланьян (ректор)
Журнал распространяется по подписке
Цена свободная Тиражи экз. (бумажная версия экз. (электронная версия)
Тел./факс:(499) 249-3138
E-mail: ruk@1september.ru
Сайт:ruk.1september.ru
УЧРЕДИТЕЛЬ: ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
“ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ”»
Зарегистрировано ПИ № ФС77-58452 отв Роскомнадзоре
Подписано в печать по графику 08.02.17, фактически 08.02.17 Заказ № отпечатано в АО Первая Образцовая типография”
Филиал Чеховский Печатный Двор”
ул. Полиграфистов, д. 1, Московская область,
г. Чехов, Сайт www.chpd.ru. E-mail: Тел 8(499)-270-73-59
Александра Полякова,
главный редактор ШКОЛА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
3
к лассное руководство и воспитание школьников март–апрель
О
дна учительница как-то сказала Если бы в школе мне приходилось работать только с детьми, я бы никогда оттуда не ушла».
На первый взгляд фраза кажется парадоксальной кто, если не дети, создают тот самый профессиональный стресс Своим неуправляемым поведением, невниманием на уроках, беготней и травмами на переменах.
К ним невозможно относиться с теми же требованиями и мерками, что ко взрослыми это вроде бы так усложняет взаимодействие!
Но нет. Думаю, многие педагоги согласятся, что по-настоящему усложняют взаимодействие как раз взрослые, у которых такие разные и подчас совершенно абсурдные требования и мерки. С одной стороны, речь идет о родителях, до которых донести что-то бывает еще сложнее, чем до детей. Они приходят с вопросами (и это хороший вариант развития событий) и жалобами, претензиями, когда их не вызывают. И не приходят вообще, когда этого требуют обстоятельства и классный руководитель. Общение с родителями это какая-то отдельная сфера, наука, которой уж совсем мало учат в педагогических вузах.
С другой стороны, неотъемлемая часть работы классного руководителя – это взаимодействие с коллегами от учителей-предметников до администрации и даже вышестоящих органов управления. Не буду здесь подробно рассуждать о задачах, противоречиях и факторах стресса, которые несет с собой данная школьная сфера об этом как раз компетентно и глубоко пишут наши авторы в рубрике Самоопределение. Они не только обозначают проблему, о которой вообще говорится не слишком часто, но и предлагают реальные способы, алгоритмы для того, чтобы работа педагога стала комфортнее и спокойнее. Мы благодарны им за внимание к данному вопросу и стараемся поддержать другими полезными материалами, делающими школьное пространство интереснее, полезнее и позитивнее не только для учеников, но и для учителей.
Психологические
защиты
и конфликты
Современная образовательная и социальная ситуация, в которую погружены педагоги, наполнена серьезными психологическими противоречиями. Что повышает риски профессионального выгорания и потребность в психологической защите, умении правильно реагировать на конфликты. В статье, обращенной к организаторам воспитания, пойдет речь о техниках и приемах защиты от таких эмоциональных, психических избыточных напряжений РЕАГИРУЕМ
ПРАВИЛЬНО
ЗАЩИТЫ
Психологическая защита личности, как определял ее психолог Карл Род- жерс, – это совокупность бессознательных и сознательных реакций, направленных на сохранение целостности и непротиворечивости образа Я путем устранения из сознания человека состояний тревоги и напряженности, неприятных, травмирующих переживаний, эмоций, чувства также любого внутреннего дискомфорта, связанного с общением и взаимодействием с другими людьми. Чаще всего говорят о таких способах защиты, как отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, рационализация, сублимация, компенсация, гиперкомпенсация.
Отрицаниеситуации – это следствие неадекватного понимания этой ситуации – более адекватное осознание ситуации вынудило бык переоценке образа себя как профессионала. (Например, высказывание А это неважно относительно неуспехов учителя на уроке.)
Проекция – приписывание другим (руководителям, коллегам, подчиненным не себе, причин возникшей ситуации, хотя причина в самом человеке. (Это они меня не научили, не предупредили…»)
Рационализациялогическое обоснование отрицания ситуации, исходя из сомнительных, неверных предпосылок этого обоснования. А это неважно, что я урок пропустил, потому что главное не уроки вести, а разговаривать с детьми) Вытеснение – ситуация, когда человек не может вспомнить то, что связано сего неудачами, непри- ятностями.
Регрессия – реакция взрослого человека по детскому типу. (А я не хочу и не буду. Просто не хочу».)
Компенсация – отказ от неприятной для себя, но значимой для профессии деятельности, но энергичное занятие другой, менее важной.
Гиперкомпенсация – человек повторяет и повторяет тот способ действий, который точно приносит ему неудачу.
Конкретные формы психологических защит — проявление боязни обнаружить собственную некомпетентность, личностную несостоятельность, тревогу по поводу своей самооценки.
Защита человеком своего Я, своего представления о себе при поступлении информации, противоречащей нашему образу себя, – это нормальное явление человеческой жизни, но иногда такая защита мешает успешности деятельности, улучшению общения, настроения. Защита может быть конструктивной, то есть помогающей выполнять жизненные и профессиональные задачи, справляться с избыточными жизненными и профессиональными напряжениями, и неконструктивной, когда человеку вроде бы становится легче, но про-
Сергей Поляков,
д.п.н.,
УлГПУ,
г. Ульяновск САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

март–апрель 2017 классное руководство и воспитание школьников март–апрель 2017 классное руководство и воспитание школьников
фессиональные и жизненные заботы, неприятности только нарастают. Критериями конструктивности/де- структивности психологических защит являются степень их осознанности, уровень примитивности, уровень общей напряженности использования. Психологическая защита может быть конструктивной или деструктивной в зависимости от степени выраженности. При сильной степени выраженности психологические защиты становятся деструктивными, что может привести к различным отклонениям в поведении человека. Если же человек осознает свои защиты, ориентируется на взрослое (ответственное) поведение, не зацикливается на приемах защиты – можно говорить о конструктивности психологической защиты. Какие защиты конструктивные, какие нет, сказать однозначно нельзя зависит от типа трудностей, задач, требований, которые выдвигает ситуация. Для некоторых ситуаций, когда успешность действий невозможна без изменения представления человека о себе, без изменений Я, всякие защиты оказываются неэффективны надо меняться.
КОНФЛИКТЫ
Психологические защиты особенно любят появляться входе кон- фликта.
Конфликт – это ситуация прямого непосредственного напряжения во взаимодействии. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
С кем только такие напряжения, столкновения у организаторов воспитания не возникают Например, у заместителей директоров школ по воспитательной работе такие ситуации возникают с директором, с другими членами администрации, с классными руководителями, с внешними по отношению кобра- зовательной организации специалистами Хорошо описана структура конфликтов в книги Е.Осиповой и
Е.Чуменко Конфликты и методы их преодоления. Социально- психологический тренинг».
Стадии конфликта
Как устроен конфликт?
Прежде всего, у него есть различные этапы.
Первый из них – стадия накопления противоречивых интересов, ценностей и норм положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытое столкновение. Такое положение дел может сохраняться довольно долго.
Второй этап – стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Эту стадию можно обозначить как инцидент, то есть первую стычку конфликтующих сторон. Нередко инцидент происходит как будто по случайному поводу, нона самом деле – это последняя капля, которая переполняет чашу.
В ходе конфликта его участники испытывают такие же физические реакции, как вовремя стресса изменение тембра голоса и повышение темпа речи, учащенное дыхание и сердцебиение, вегетативные проявления, плач, тремор (дрожание) рук, повышенное потоотделение. Для эмоциональных реакций характерно большое количество раздражения, гнева, обиды, страха, чувство вины, раскаяние, удовлетворение.
Третий этап – собственно конфликт. В конфликте есть:
• конфликтные стороны (кто конфликтует Аи В это могут быть и отдельные люди, и группы людей);
• зона разногласий (про что конфликтуют например, А говорит, что Вей мешает общаться с детьми, а В утверждает, что А отвлекает детей от учения классное руководство и воспитание школьников март–апрель
5
представления сторон о ситуации, мотивы, интересы конфликтующих сторон (например, А хочет сохранить свой авторитет в педкол- лективе, а В стремится победить в публичном споре с Аи, наконец, сами конфликтные действия.
Стили поведения
Люди, попадающие в ситуации, когда между ними нарастает напряжение, ведут себя определенным образом, что рождает стили поведения в конфликте. Таких стилей выделяют пять (по К.Томасу): конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление.
Стиль конкуренции(доминиро- вание, соперничество, борьба, напористость) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Этот стиль может оказаться эффективным, если:
исход конфликта очень важен для вас, ивы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы в свою пользу;
• вы обладаете достаточной властью и авторитетом ивам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
• вы чувствуете, что у вас нет иного выбора ивам нечего терять;
• вы должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
• вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Однако следует иметь ввиду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как, кроме отчуждения, он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится сточкой зрения более значимого лица. Например, вряд ли он окажется эффективен при взаимодействии замдиректора по воспитательной работе с авторитетным директором или авторитетным в педколлективе классным ру- ководителем.
Стиль сотрудничества(коопе- рация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, приходится принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует немало времени и умений. Цель его применения разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в ситуациях,
когда: необходимо найти общее решение, если каждый из подходов важен и не допускает компромиссных решений;
• у вас прочные, длительные, взаимозависимые отношения с другой стороной;
• стороны способны выслушивать друг друга и излагать суть своих интересов, умеют интегрировать точки зрения. Стиль компромисса,
суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль является эффективным, если обе стороны хотят одного итого же (например, победы, но знают, что это одновременно для обеих невыполнимо. Компромисс помогает, если обе стороны имеют убедительные аргументы и равные позиции в отношении власти;
• победа в конфликте не имеет для его участников большого значения конфликтантов устраивает временное решение;
• компромисс позволяет получить хоть какие-нибудь психологические выгоды (сохранить отношения, получить частичное признание).
Стиль уклонения(уход, избегание, игнорирование) реализуется обычно, когда проблема не столь важна, чтобы отстаивать свои права, сотрудничать с кем-то и тратить время и силы на ее решение. Этот стиль реализуется также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо пони-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей