Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая р... Кафедра логопедии и психопатологии лгпи им. А. И. Герцена (зав кафедрой, доктор педагогических наук профессор Л. С. Волкова) кандидат педагогических наук, доцент В. И. Селиверстов (мгпи им. В. И


НазваниеКафедра логопедии и психопатологии лгпи им. А. И. Герцена (зав кафедрой, доктор педагогических наук профессор Л. С. Волкова) кандидат педагогических наук, доцент В. И. Селиверстов (мгпи им. В. И
АнкорФиличева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая р.
Дата25.09.2017
Размер1.13 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФиличева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая р...doc
ТипДокументы
#19321
страница1 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




БК 74.3 Ф 53

Рецензенты:

Кафедра логопедии и психопатологии ЛГПИ им. А. И. Герцена (зав. кафедрой, доктор педагогических наук профессор Л. С. Волкова); кандидат педагогических наук, доцент В. И. Селиверстов (МГПИ им. В. И. Ленина)

Издательство «Просвещение», 1987

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педаго­гики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

Проблемы дошкольного обучения и воспитания детей с ре­чевой патологией поднимались в нашей стране достаточно рано. Еще в 1927 г. было принято специальное постановление Наркомпроса РСФСР «О мерах борьбы с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста». Идея предупреди­тельного подхода нашла свое практическое воплощение в соз­данных для этой цели специальных детских садах для детей с нарушениями речи. В настоящее время получила широкое развитие сеть специальных дошкольных учреждений, в которых проводится логопедическая работа по устранению различных речевых нарушений у детей.

26 мая 1970 г. министром просвещения СССР было утверждено «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи» *. Этим положением* были опреде­лены различные типы специальных детских садов и групп при дошкольных учреждениях общего типа, даны рекомендации по комплектованию групп разного профиля, по их наполняемости и срокам пребывания детей с разными речевыми дефектами. Целью этих учреждений является устранение речевой патологии, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Разуме­ется, достичь этой цели можно, подготовив специалистов, ко­торые смогут осуществить такую работу. Важное место в такой подготовке занимает создание соответствующих пособий-

Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый для учения в школе словарный запас и языковые грамматические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются. Полученные данные свидетельствуют, что готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями речи в

* См.: Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А. М. Шустова. — М., 1980.— С. 180—185.

условиях массовой школы обычно оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объеме. Многие дефекты речи препятствуют также успешному обучению детей и по ряду других учебных дисциплин. В связи с этим становится понятным, какую огромную роль призваны выполнять специальные детские сады для детей с нарушениями речи, в которых не только корригируются эти аномалии, но и проводится целенаправленная подготовка детей к школе и тем самым предупреждается их возможная последующая неуспеваемость.

В связи с этим особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений и тем самым выравнивания психического развития основной массы логопатов до возрастной нормы.

«Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» определены три профиля специальных групп:

  1. группы для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие (нарушения звукопроизношения, осложненные фонематической недостаточностью);

  2. группы для заикающихся детей;

  3. группы для детей с общим недоразвитием речи.

В предлагаемом пособии излагаются сущность речевых аномалий, методы их выявления и преодоления в строгом соответствии с профилями специальных групп, определенными «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи».

Пособие состоит из четырех глав, посвященных нарушению звукопроизношения у детей, заиканию, общему недоразвитию речи и организации логопедической работы в специальных дошкольных учреждениях.

Впервые в пособие такого рода вводятся контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по каждому из разделов. Предлагаемые контрольные вопросы и задания могут быть использованы также и преподавателями логопедии при проведении практических занятий со студентами, коллоквиумов, зачетов, а также при подготовке к экзаменам и спецсеминарам.

Главы I и II написаны Н. А. Чевелевой, III и IV — Т. Б.Филичевой.

Излагаемые в пособии методы коррекционного воздействия при устранении заикания и общего недоразвития речи являются итогом многолетней научной и практической работы его авторов. Кроме того, эффективность предлагаемых методических подходов проверена и подтверждена практической работой логопедов различных городов страны. Авторы надеются, что данное пособие смогут использовать и логопеды различных типов логопедических учреждений, занимающиеся устранением речевых нарушений у дошкольников.

Глава I. ДИСЛАЛИЯ У ДЕТЕЙ

Дислалией называется стойкое нарушение произношение одного или нескольких звуков речи. Оно выражается в том, что некоторые звуки либо совсем не произносятся (опускаются), либо искажаются до неузнаваемости, либо заменяются другими. Понятно, что если нарушается произношение одного, двух, трех и даже четырех звуков (простая дислалия),это не мешает ре­чевому общению. В этом случае говорящий при общении лишь выглядит не эстетично (когда, например, язык в момент произ­несения выскакивает между зубами или издается хлюпающий или рокочущий звук). Когда же страдает произношение пяти и более звуков (сложная дислалия), речь становится невнятной, а иногда и совсем неразборчивой. При дефектном произнесении 12—16 звуков речевое общение становится затрудненным. Более того, такое сложное нарушение звукопроизношения может пов­лечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать дру­гие дефекты устной и письменной речи ребенка. Почему это происходит?

Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении речевых звуков возникают кинестетические ощущения от движения органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре го­ловного мозга. И. П. Павлов придавал кинестетическим ощущениям огромную роль в формировании второй сигнальной систе­мы и называл их «базальным компонентом». Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. При дефектном звукопроизношении отсутствует полноценный «базальный компонент» и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематического восприятия.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. В результате его словарь не пополняется словами, если те содержат трудноразличимые звуки. А в дальнейшем ребенок по своему словарному запасу начинает значительно отставать от возрастной нормы.

По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги (особенно если в со­четании со следующим словом они образуют стечение соглас­ных) или безударные окончания слов ребенком не воспринимаются. Иными словами, в результате сложной дислалии возникает нарушение фонематического восприятия, которое впослед-

ствии приводит к общему недоразвитию речи. А общее речевое недоразвитие, если его вовремя не устранить, обязательно повлечет за собой нарушения письма и чтения. Вот к каким серьезным последствиям приводит в некоторых случаях своевремен­но не выявленная и не устраненная дислалия.

А что считать своевременным? Считается, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?

Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной сте­пени. Искаженное произношение дошкольников до 4—5 лет счи­тается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4—5 лет (эта цифра может колебаться в зависимости от уровня развития ре­чи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией.

С этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии, а в некоторых случаях, как мы видели, по предупреждению других, более сложных дефектов устной и письменной речи.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например «м», «н», «т», «п». Чаще на­рушается произношение трудных по артикуляции язычных звуков: соноров «р», «л», свистящих «с», «з», «ц» и шипящих «ш», «ж», «ч», «щ». Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если неправильно произносятся звуки «с», «з», то также дефектными оказываются и их мягкие пары, т. е. «с'» и «з'». Исключение составляют звуки «р» и «л». Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, поскольку они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах. Рассмотрим каждый из этих случаев подробно.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход —«паоход») и в конце (шар — « шаа»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярное «р», когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или увулярное «р», когда вибрирует малень­кий язычок; межзубное «с», боковое «ш», двугубное «л» и т. д.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

1. Замены звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции. Например, замена взрывных зад-

неязычных «к» и «г» взрывными переднеязычными «т» и «д» («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т.п.).

  1. Замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования. Например, замена фрикативного переднеязычного «с» переднеязычным взрывным «т» («танки» вместо санки).

  2. Замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов артикуляции. Например, замена «с» губно-зубным «ф» («фумка» вместо сумка и т.п.).

  3. Замена звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса. Например, замена звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы).

  4. Замена звуков, одинаковых по способу образованию и по активно действующему органу артикуляции, но различающихся по признаку твердости и мягкости. Например, замена мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛАЛИИ

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, то диагностируется простая дислалия, если пять и более — сложная.

Если дефект выражается в нарушении произношения одной артикуляционной группы звуков (например, свистящих), то дис­лалия называется мономорфной. Если же дефект распространя­тся на две и более артикуляционные группы (например, рота­цизм, сигматизм и ламбдацизм), то дислалия называется поли­морфной.

В соответствии с характером дефекта произношения выделя­ются следующие виды дислалии:

  1. Сигматизм (от названия греческой буквы «сигма») обозначает недостатки произношения свистящих («с», «с1», «з», «з'», «ц'») и шипящих («ш», «ж», «ч», «щ»). Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

  2. Ротацизм (от названия греческой буквы «ро») обозначает недостатки произношения звуков «р» и «р'».

  3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы «ламбда») обозначает недостатки произношения звуков «л» и «л'».

  4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — недостатки произношения звуков «к» и «к'»; гаммацизм — «г» и «г'»; хитизм — «х» и «х'»; йотацизм — «й» (j). Обозначение дефектов происходит от названий соответствующих греческих букв «каппа», «гамма», <<хи», «йота».

  5. Дефекты озвончения обозначают недостатки произношения звонких согласных и выражаются в нарушении пар согласных звуков: «п» — «б», «т» — «д», «ф» — «в», «с» — «з»,


«ш» — «ж», «к» — «г», противопоставленных в произношении по признакам глухости и звонкости, т. е. с участием и без участия голоса. Эти недостатки часто являются спутника­ми тугоухости.

6. Дефекты смягчения обозначают недостатки произношения мягких согласных и в основном выражаются в замене их пар­ными твердыми. Например, вместо «д'» — «д», «п'» — «п», «к'» — «к» и т. д.

Исключение составляют «ш», «ж», «ц», не имеющие мягких пар, и звуки «ч», «щ», «й», не имеющие твердых пар.

ПРИЧИНЫ ДИСЛАЛИИ

Одной из самых распространенных причин недостатков звукопроизношения является неправильное строение артикуляционного аппарата. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка (подъязычная связка). При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему при верхнеязычных звуках высоко подниматься. Кроме того, дислалия может быть вызвана либо слишком большим, едва умещающимся во рту и от этого неповоротливым языком, либо, наоборот, слишком маленьким и узким языком, что также затрудняет правильную артику­ляцию.

Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса, также могут вызвать дислалию. Следует сказать, что нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов.

Прогнатия верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате нижние передние зубы не смыкаются с верхними.

Прогения — нижняя челюсть выступает вперед, т. е. передние зубы нижней челюсти оказываются перед передними зуба­ми верхней челюсти.

Открытый прикус — между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. В одних случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус). В других — передние зубы смыкаются нор­мально и промежуток получается между боковыми зубами (боковой открытый прикус). Боковой прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.

Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи может попадать в эти расщели­ны, искажая звукопроизношение.

Регуляция зубов и челюстей осуществляется врачом-стомато­логом при помощи наложения на зубы специальных шин. Наибольший эффект такое наложение дает в возрасте от 5 до 6 лет, когда челюстные кости еще достаточно пластичны.

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое (готическое) нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.

Дислалия наступает также и вследствие недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, ниж­ней челюсти. Она может быть вызвана также и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро пере­ходить от одного движения к другому.

Еще одной причиной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь или умиляясь забавному лепету ребенка, дол­гое время сюсюкают с малышом, а это задерживает развитие у него правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть и вследствие подражания. Вредным, как правило, оказывается постоянное общение ребенка с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось пра­вильное звукопроизношение. Ребенок может также подражать искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особенно вредно для детей постоянное общение с людьми, чья речь неясна, косноязычна или слишком тороплива, а иногда просто пронизана диалектными особенностями. Может плохо сказать­ся на речи детей и пребывание в двуязычном окружении. Разговаривая в раннем возрасте на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей оказывается так называемая педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного звукопроизношения ребенка, не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят звуки четко и правильно, не привлекают внимание малыша к правиль­ному произношению того или иного звука, то в этом случае его речь, не подвергаясь необходимой коррекции со стороны взрос­лых, тормозит нормальное развитие произношения ребенка.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть обусловлены и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками. На­пример, дифференциация звонких и глухих, мягких и твердых, свистящих и шипящих звуков. В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения у детей. В свою очередь недостатки в произношении звуков, особенно если они выражаются в их замене или в смещении, могут затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем стать причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чте­ния.

Дислалия у детей может быть вызвана и снижением слуха. Тугоухостью объясняется до 10% случаев нарушения звукопро-
изношения. Чаще всего при этом страдают дифференциация шипящих и свистящих, звонких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка. У детей- олигофренов в более чем 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей