Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Физ.факторы производственой среды. Кафедра общей гигиены физические факторы производственной среды и их влияние на организм человека методические рекомендации для самостоятельной работы студентов лечебного, педиат


Скачать 175.5 Kb.
НазваниеКафедра общей гигиены физические факторы производственной среды и их влияние на организм человека методические рекомендации для самостоятельной работы студентов лечебного, педиат
АнкорФиз.факторы производственой среды.doc
Дата23.09.2017
Размер175.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФиз.факторы производственой среды.doc
ТипМетодические рекомендации
#18167
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства социального развития и здравоохранения РФ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

ВЛАДИКАВКАЗ 2011 г.

Авторы:

А.Р. Кусова – зав. кафедрой общей гигиены профессор докт. мед. наук

З.А. Перисаева – старший лаборант кафедры общей гигиены

Рецензенты:

И.Ф. Боциев – зав. кафедрой мед. и биологической физики, доцент, канд. физ./мат. наук

М.М. Теблоев – доцент кафедры факультетской терапии с ВПТ, эндокринологией и профессиональными заболеваниями, к.м.н.

Утверждено ЦКУМС ГБОУ ВПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства социального развития и здравоохранения РФ

30 сентября 2011 г. Протокол № 1


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить физические факторы производственной среды; ознакомить студентов с особенностями их воздействия на организм (шума, вибрации, ультразвука и др.), их нормированием; методами исследования некоторых функций организма, изменяющихся под действием факторов производственной среды физической природы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • влияние физических факторов (шума, вибрации, ультразвука и др.) на функционирование систем организма;

  • специфические особенности физических факторов как профессиональных вредностей;

  • современные гигиенические требования по нормированию физических факторов производственной среды.



СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • давать гигиеническую оценку физическим факторам производственной среды.

  • разрабатывать комплексные профилактические мероприятия по оздоровлению условий труда;


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. М., 2004.

  2. Румянцев Г.И. Гигиена XXI век. М., 2005.


Дополнительная литература:



    1. Измеров Н.Ф. Медицина труда. М.,2002

    2. Кирилов В.Ф. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. М.,2001.


Физические факторы неионизирующей природы способны оказывать значительные воздействия на организм человека. При этом наибольшее значение в отношении влияния на здоровье населения имеют шум и вибрация, а также злектромагнитные излучения. В настоящее время установлено, что среди профессиональных заболеваний около половины обусловлены воздействием шума и вибрации.
Производственный шум

Производственный шум является физическим фактором. В связи с ростом его интенсивности в последние годы он приобретает более важное гигиеническое значение, так как сопровождает работу представителей многочисленных профессий: котельщиков, клепальщиков, кузнецов, трактористов, комбайнеров, ремонтников и т.д.

Для большинства врачебных специальностей шум не является актуальным производственным фактором, за исключением некоторых специалистов.

В гигиенической практике шум – это совокупность звуков разной интенсивности и частоты, беспорядочно изменяющихся во времени, возникающих в производственных условиях и вызывающих у работающих неприятные ощущения, объективные изменения органов и систем. Звуком называются периодические механические колебания определенной частоты, распространяющиеся в упругой среде. В зависимости от среды, в которой распространяется звук, различают воздушный и структурный шумы. Источник звука формирует в упругой среде фронт повышенного давления, который распространяется во всех направлениях от источника. На участке же, примыкающем к фронту повышенного давления, возникает разрежение и, следовательно, более низкое по сравнению с атмосферным давлением. Таким образом, распространяющаяся в упругой среде звуковая волна представляет собой чередование участков сгущения и разрежения среды, т.е. колебательный процесс.

Слышимый, т.е. воспринимаемый человеческим ухом, диапазон звуков включает в себя частоты от 20 Гц до 11,2 кГц. При частоте колебаний ниже 20 Гц говорят об инфразвуке, а выше 11,2 кГц – об ультразвуке.

Для гигиенической оценки шумов практический интерес представляет звуковой диапазон частот от 45 до 11 000 Гц.

Характеристики звуковых волн:

- частота (спектр);

- длина волны;

- интенсивность (сила).

Одной из важных характеристик звуковых колебаний является частота распространяющихся колебаний. Частота колебаний – число полных колебаний, совершенных в течение 1 сек. Единица измерения частоты – герц (Гц) равна 1 колебанию в секунду. Частота колебаний может быть от единиц до многих тысяч герц. Частотный состав шума характеризует его спектр, т.е совокупность входящих в него частот. Весь слышимый диапазон частот разбит на 9 октав со среднегеометрическими частотами: 16, 31, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 и 16 000 Гц.

Классификация шумов

Временная характеристика

Характер спектра

Происхождение

Частотный

1.постоянный
2.непостоянный:

-колеблющийся

-прерывистый

-импульсный

1.широкополосный
2.тональный

1. аэродинамический
2. механический
3. гидродинамический

1. низкочастотный:

ниже 300 Гц

2. среднечастотный:

ниже 800 Гц

3. высокочастотный:

выше 800 Гц

Субъективно воспринимаемую величину звука называют его громкостью, частота определяет высоту тона, а набор частот (акустический спектр) – тембр звучания.

Звуковые колебания, как и всякое волновое движение, подчиняются законам интерференции и дифракции. Процесс наложения друг на друга нескольких звуковых волн называется интерференцией. Если два колебания одинаковой частоты и амплитуды складываются в одной фазе, то амплитуда колебаний возрастает, если фазы противоположны, то уменьшается. Огибание волнами препятствия называется дифракцией. Явление дифракции наблюдается в том случае, если размеры преграды или щели меньше длины волны. Если размеры преграды больше длины волны, то за ней образуется область звуковой тени. Кроме того, при столкновении звуковой волны с препятствием возможны передача части звуковой энергии через преграду (преломление), возвращение части энергии обратно (отражение) и поглощение звуковой энергии. Все эти особенности звуковых волн используются при проектировании шумозащитных устройств.

Пространство, в котором звуковые поля свободно распространяются, не встречая отражающих поверхностей, называется свободным звуковым полем. В производственных условиях звуковые поля встречаются очень редко. При этом звук в помещении не исчезает мгновенно после отключения источника, а продолжает отражаться от поверхностей, постепенно поглощаясь. Время, затраченное на угасание звука, называется временем реверберации. Оно определяется как время, необходимое для снижения уровня шума в помещении на 60% после отключения источника.

Действие шума на организм

Звуковые волны, встретив на пути распространения любые поверхности (твердые, жидкие), передают им эти колебания. Подобным препятствием звуковой волне может служить и орган слуха, который состоит у человека из ушной раковины со слуховым проходом (наружное ухо), барабанной перепонки, соединенной с системой слуховых косточек (среднее ухо), и так называемого кортнева органа с окончаниями слухового нерва (внутреннее ухо). Звуковая волна вызывает колебания барабанной перепонки, которые, приводя в движение систёму косточек среднего уха, передаются окончаниям (рецепторам) слухового нерва, вызывая в них соответствующие нервные импульсы, посылаемые в головной мозг. Более интенсивный звук, то есть с большей энергией колебаний, воспринимается как громкий, менее интенсивный - как тихий. 
   Установлено, что орган слуха человека воспринимает разность изменения звукового давления в виде кратности этого изменения, поэтому для измерения интенсивности шума используют логарифмическую шкалу в децибелах относительно порога слышимости (минимальное звуковое давление, воспринимаемое органом слуха) человека с нормальным слухом.

Эта величина, равная 2х10-5 ньютон на 1 м2, принята за 1 децибел (дБ).   

При повышении интенсивности звука создаваемое в звуковой волной давление на барабанную перепонку на определенном уровне может вызывать болевые ощущения. Такая интенсивность звука называется порогом болевых ощущений и

находится в пределах 130 дБ. 

Звуковая часть колебательного спектра, как сказано выше, имеет огромный диапазон частот - от 20 до 20000 Гц. Звуки различных частот даже при одинаковой их интенсивности воспринимаются по-разному. Низкочастотные звуки воспринимаются как относительно тихие; по мере увеличения частоты увеличивается громкость восприятия, но, приближаясь к высокочастотным колебаниям, и особенно к верхней границе звуковой части спектра, громкость восприятия снова падает. Наиболее хорошо ухо человека воспринимает

колебания в пределах 500 - 4000 Гц. 
   Учитывая эти особенности восприятия, для характеристики звука или шума в целом надо знать не только его интенсивность, но и спектр, то есть частоту

колебаний звуковой волны.    

В условиях производства, как правило, имеют место шумы различной интенсивности и спектра, которые создаются в результате работы разнообразных механизмов, агрегатов и других устройств. Они образуются вследствие быстрых вращательных движений, скольжения (трения), одиночных или повторяющихся ударов, вибрации инструментов и отдельных деталей машин, завихрений сильных воздушных или газовых потоков и т. д. Шум имеет в своем составе различные частоты, и все же каждый шум можно охарактеризовать преобладанием тех или иных частот. Условно принято весь спектр шумов делить на низкочастотные - с частотой колебаний до 350 Гц, среднечастотные - от 350

до 800 Гц и высокочастотные - свыше 800 Гц.

К низкочастотным относятся шумы тихоходных агрегатов неударного действия, шумы, проникающие сквозь звукоизолирующие преграды (стены, перекрытия, кожухи), и т. п.; к среднечастотным относятся шумы большинства машин, агрегатов, станков и других движущихся устройств неударного действия; к высокочастотным относятся шипящие, свистящие, звенящие шумы, характерные для машин и агрегатов, работающих на больших скоростях, ударного действия, создающих сильные потоки воздуха или газов, и т. п. 
   Производственный шум различной интенсивности и спектра (частоты), длительно воздействуя на работающих, может привести со временем к понижению остроты слуха у последних, а иногда и к развитию профессиональной глухоты. Такое неблагоприятное действие шума связано с длительным и чрезмерным раздражением нервных окончаний слухового нерва во внутреннем ухе (кортиевом органе), в результате чего в них возникает переутомление, а затем и частичное разрушение. Исследованиями установлено, что чем выше частотный состав шумов, чем они интенсивнее и продолжительнее, тем быстрее и сильнее оказывают неблагоприятное действие на орган слуха. При чрезмерно интенсивных высокочастотных шумах, если не будут проведены необходимые защитные мероприятия, возможно поражение не только нервных окончаний, но и костной структуры улитки, кортиева органа и

иногда даже среднего уха.
Наряду со специфическими проявлениями шумовой патологии наблюдаются неспецифические изменения в виде:

- неврастений;

- синдрома вегето-сосудистой дисфункции;

- головных болей;

- несистематических головокружений;

- снижения памяти;

- повышения утомляемости;

- эмоциональной неустойчивости;

- нарушений сна;

- болей в сердце;

- снижения аппетита;

- дисфункции желудка (нарушение эвакуаторной функции, изменение кислотности);

- снижения иммунологической реактивности, общей резистентности организма.

Шум является внешним раздражителем, который воспринимается и анализируется корой головного мозга, в результате чего при интенсивном и длительно действующем шуме наступает перенапряжение центральной нервной системы, распространяющееся не только на специфические слуховые центры, но и на другие отделы головного мозга. Вследствие этого нарушается координирующая деятельность центральной нервной системы, что, в свою очередь ведет к расстройству функций внутренних органов и систем. Например, у рабочих, длительное время подвергавшихся воздействию интенсивного шума, особенно высокочастотного, отмечаются жалобы на головные боли, головокружение, шум в ушах, а при медицинских обследованиях выявляются язвенная болезнь, гипертония, гастриты и другие хронические заболевания.

Интенсивное шумовое воздействие вызывает в слуховом анализаторе изменения, составляющие специфическую реакцию организма. Процесс адаптации выражается в повышении слуховых порогов (слуховое утомление, постепенное смещение порога слуха).

Интенсивным шумом в производственных условиях нередко вызывается стойкое понижение чувствительности к различным тонам и шепотной речи (профессиональная тугоухость и глухота). В развитии профессиональной глухоты, несомненно, решающую роль играет звуковоспринимающий (кохлеарный) аппарат и, вероятно, корковая область слухового анализатора. При длительной работе в условиях интенсивного шума, особенно высокочастотного, наступает постепенное ослабление слышимости сначала высоких, а затем и других тонов, которое может привести к полной глухоте.
Методы и средства защиты от шума

Для снижения шума в производственных помещениях применяют различные методы:

- снижение звуковой мощности источника шума (достигается снижением вибрации);

- рациональное размещение источника шума относительно рабочих мест и населенных зон с учетом направленности излучения звуковой энергии;

- акустическая обработка помещений (звукопоглощающими материалами);

- звукоизоляция (установка кожухов, экранов, кабинок, перегородок между источником шума и рабочим местом);

- применение глушителей шума;

- применение СИЗ (ушные вкладыши, наушники, шлемы).

Ушные вкладыши позволяют снизить уровень звукового давления на 10-15 дБ, наушники – до 38 дБ.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей