Главная страница

Как научить ребенка с церебральным параличом играть


НазваниеКак научить ребенка с церебральным параличом играть
АнкорKak_nauchit_rebenka_s_tserebralnym_paralichom_ig.doc
Дата24.09.2017
Размер32 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKak_nauchit_rebenka_s_tserebralnym_paralichom_ig.doc
ТипДокументы
#18280
Каталог

Как научить ребенка с церебральным параличом играть

Важность игры для развития ребенка хорошо известна, но даже сейчас родители не всегда знают, как надо играть с ребенком. Игра — увлекательное освоение окружающего мира. Суть игры — это удовольствие как для ребенка, так и для родителей. Если взрослый может увлечь и обрадовать ребенка — он будет и играть и учиться. Вначале больше всего радости малышу приносят игры с простым физическим контактом: взрослый обнимает его, щекочет, гладит, целует, трется носом о его носик. Ребенку нра­вятся и «зрительные» игры: взрослый то приближает, то отстра­няет свое лицо от его личика. Ребенок любит и «звуковые» щеры: взрослый напевает, свистит, щелкает языком, пыхтит. Затем постепенно переходят к более структурированным играм. Важ­но, чтобы играла не только мама, но и папа. Игры с папой обычно более энергичны, у него низкий голос, другой взгляд, ребенок радуется, когда папа подбрасывает его в воздух. Эти игры воз­буждают и радуют ребенка.

Игра занимает важное место в жизни ребенка раннего возра­ста, она оказывает влияние на весь ход его развития, в том числе способствует формированию движений и развитию речи. Изве­стно, что у детей с церебральным параличом в силу двигатель­ных расстройств обычно не развивается в должной мере игровая деятельность, что обусловлено двигательными и речевыми рас­стройствами. Специальными исследованиями показано, что обучение ребенка дидактическим, подвижным, ролевым, стро­ительным и другим видам игр с учетом двигательных и рече­вых особенностей нарушений имеет важное значение для раз­вития ребенка. На начальном этапе обучения ребенка игре взрос­лый обучает его подражанию, формирует интерес к игре, раз­вивает активность и умение игры с партнером. Постепенно ре­бенка учат сопровождать игру речью. Вначале у ребенка преоб­ладают одиночные игры « рядом ». Некоторые дети самостоятель­но вообще не начинают играть. При попытке взрослого подклю­чить их к играм других детей они продолжают оставаться на­блюдателями или начинают фиксировать действия играющих. Такие дети нуждаются в целенаправленном обучении игре с показом игровых действий, с постепенным введением игровой ситуации. Некоторые дети только называют все игровые дей­ствия, но практически их не осуществляют. Многие дети нуж­даются в обучении их игровой деятельности, особенно дети с церебральным параличом.

322

_______________Воспитание ребенка с детским церебральным параличом

Среди всех видов игр максимальное развитие движений про­исходит в подвижных играх, в частности в играх с разнообраз­ными игрушками (мячами, например). Действия ребенка в этих играх определяются его физическими возможностями. Для ре­бенка с церебральным параличом необходимо создать серию игр с разнообразными игрушками и мелким строительным мате­риалом, так как это способствует обогащению его двигательно­го опыта. Родителям следует подбирать игрушки в соответствии с двигательными возможностями малыша и задачами по разви­тию движений. В большинстве случаев подбор игрового мате­риала сочетается с обучением ребенка способам обращения с ним.

Оказывают положительное влияние подвижные игры, в ко­торых ребенок выполняет те или иные доступные для него дей­ствия, например: добежать (или дойти) до определенного места и взять какой-нибудь предмет (флажок, шар, игрушку), опре­деленное число раз поймать и бросить мяч взрослому, докатить обруч до конца комнаты. Двигательные задачи представляют­ся в виде правил игры. Родители могут придумать содержание игры, видоизменяя его в зависимости от поставленной задачи по развитию моторики и индивидуальных возможностей ребен­ка. В этих играх можно повторять движения несколько раз, то есть закреплять двигательные навыки и умения. Эти игры мо­гут быть названы играми — упражнениями.

К таким играм ребенка с церебральным параличом необхо­димо специально готовить. Освоив игру, ребенок может играть самостоятельно или по заданию взрослого. У ребенка с цереб­ральным параличом собственная активность и инициатива в дошкольном возрасте еще слишком мала.

Более сложным видом подвижных игр являются игры с опре­деленным сюжетом и твердо установленными правилами. Эти игры требуют от ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера (взрослого или здорового брата или сест­ры). Они имеют важное значение не только в развитии мотори­ки, но и в регуляции поведения.

При воспитании и обучении ребенка с детским церебраль­ным параличом важно помнить, что особенности нарушений его развития обусловлены не только трудностями в выполнении различных движений, но и в слабости ощущений этих движе­ний, в связи с чем у ребенка не формируется правильное пред­ставление о движении. Слабое ощущение своих движений и зат-

323

Ребенок с нарушениями опорно-двигательных функций

руднения в ходе осуществления действий с предметами явля­ются причиной недостаточности активного осязания, в том чис­ле и узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, препятствует формированию предметных действий, что отрицательно отражается на общем уровне психического развития ребенка. Для формирования предметно-практической и познавательной деятельности важное значение имеет согла­сованность движений руки и глаза.

Здоровый ребенок, двигая рукой в пределах поля зрения, вначале не обращает на нее внимания. Далее взгляд начинает следить за рукой, а затем и направлять движения руки. Удетей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласование движения руки и глаза развиты недостаточно и ребенок не в состоянии следить глаза­ми за своими движениями, что препятствует выработке навы­ков самообслуживания.

Одной из задач игровой деятельности детей с церебральным параличом является развитие кинестетических ощущений в руках. Например, с помощью специальной игры «волшебный мешочек». В специальный матерчатый мешочек помещаются различные игрушки, которые можно хорошо ощупать: шари­ки, маленькие кубики, куколки и т. д. Ребенка просят взять какой-либо предмет или игрушку, опознать его путем ощупы­вания и назвать (если ребенок не владеет речью, то он должен выбрать этот предмет из нескольких расположенных перед ним). Развитие кинестетических ощущений имеет важное зна­чение для развития ручной умелости, что имеет важное значе­ние для развития речи.
перейти в каталог файлов
связь с админом