Главная страница
qrcode

План. Как составить индивидуальный учебный план для школьника с расстройствами аутистического спектра Адель Вильшанская канд пед наук, рук структурного подразделения инклюзивного и интегрированного образования гбоу Школа Марьино им маршала авиации А.


НазваниеКак составить индивидуальный учебный план для школьника с расстройствами аутистического спектра Адель Вильшанская канд пед наук, рук структурного подразделения инклюзивного и интегрированного образования гбоу Школа Марьино им маршала авиации А.
АнкорПлан.doc
Дата20.11.2017
Размер300 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПлан.doc
ТипДокументы
#31928
Каталог

Электронный журнал



Профессиональные компетенции / Программы и планы

Как составить индивидуальный учебный план для школьника с расстройствами аутистического спектра

Адель Вильшанская
канд. пед. наук, рук. структурного подразделения инклюзивного и интегрированного образования ГБОУ «Школа “Марьино” им. маршала авиации А.Е. Голованова», Москва

Главное в статье

  1. Выстроить индивидуальную траекторию обучения школьника с РАС поможет индивидуальный учебный план. Как его разработать.

  2. Есть четыре модели, по которым можно реализовать индивидуальный учебный план: модель 1, модель 2, модель 3, модель 4.



Вы можете выбрать модели, по которым будете обучать школьника с расстройствами аутистического спектра (РАС): совместно со сверстниками, организовать часть занятий индивидуально или полностью обучать учащегося индивидуально или на дому.

Как разработать индивидуальный учебный план



ВАЖНО


Педагог учитывает, что ребенок с РАС может демонстрировать высокую степень успешности освоения предмета. Тогда учитель усложняет содержание материала


Одна из возможностей выстроить индивидуальную траекторию обучения для учащихся с РАС – реализовать индивидуальный учебный план (ИУП). ИУП разрабатывают для обучающегося или группы на основе учебного плана школы в соответствии с вариантом адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с РАС.

ИУП разрабатывают с первого класса. Исключение – ИУП, который предусматривает ускоренное обучение. Школа разрабатывает ИУП самостоятельно на основе варианта АООП с учетом особенностей развития и возможностей ученика.

ИУП фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося, название и структуру предметных областей и учебное время на их освоение. Если вы разрабатываете ИУП, можно использовать модульный принцип и сочетать варианты учебных предметов, курсов, дисциплин.

План состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть ИУП включает перечень учебных предметов и учебное время в часах, чтобы изучить предметы.


ВАЖНО


Общие характеристики, направления, цели, практические задачи учебных предметов, курсов вы формулируете в разделах АООП: «Программы отдельных учебных предметов, курсов» и «Коррекционно-развивающая область»


В ИУП входят обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение; математика и информатика; обществознание и естествознание (окружающий мир); основы религиозных культур и светской этики; искусство; технология; физическая культура; иностранный язык.

Количество учебных занятий за четыре года не может составлять меньше 2904 часов и больше 3345 часов.

Часть ИУП, формируемая участниками образовательных отношений, реализует индивидуальные потребности школьников с РАС. Время на эту часть отводят внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, чтобы увеличить часы на отдельные предметы обязательной части или ввести курсы, которые обеспечивают интересы обучающихся.

В эту же часть входит внеурочная деятельность. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет 10 часов в неделю:

  • не более 5 часов – внеурочная деятельность;

  • не менее 5 часов – коррекционно-развивающая область.


ВАЖНО


Обязательно разработайте в школе локальный акт, который определит особенности и порядок обучения по ИУП


Образовательная организация (ОО) самостоятельно выбирает виды образовательной деятельности по предмету: проектно-исследовательская, практические занятия, опытная, наблюдения, экскурсии. Школа определяет, как чередуется учебная и внеурочная деятельность в рамках АООП обучающихся с РАС. Например, внеурочную деятельность вы включаете в расписание первой половины дня.

Чтобы индивидуализировать содержание в предметной и коррекционно-развивающей областях, предусмотрите в ИУП учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных предметов или учебные занятия, которые обеспечивают интересы обучающихся с РАС.

Увеличьте часы на отдельные предметы, реализуйте курсы коррекционно-развивающей области или учебные курсы внеурочной деятельности, которые обеспечивают особые образовательные потребности детей с РАС. Запланируйте дополнительное образование или другую внеурочную деятельность.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Какие нормативные документы регламентируют обучение по ИУП


1. Определяет понятие ИУП Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2). Если ученик не ликвидировал академическую задолженность, то его можно перевести на ИУП с согласия родителей (ст. 58).

2. Предоставляет право на обучение по ИУП Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам., утв. приказом Минобрнауки России от 20.08.2013 № 1015.

3. Определяет курсы коррекционно-развивающей области ИУП в соответствии с вариантом программы обучения и устанавливает варианты 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 АООП начального общего образования для обучающихся ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.



Какие модели образовательной деятельности внедрить


Школа может использовать четыре модели.

Модель 1


Школьник с РАС учится совместно со сверстниками. Обучающийся находится в классе на всех уроках, но посещает отдельные занятия внеурочной деятельности и курсы коррекционно-развивающей области в соответствии с индивидуальными потребностями.

Ученик также посещает дополнительные занятия в группах, которые обеспечивают его интересы. Занятия в рамках коррекционно-развивающей области проходят индивидуально.

Модель 1


Модель 2



СПРАВКА


Нецензовый уровень образования – акцент делают на области развития жизненной компетенции ребенка с РАС


Ученик с РАС имеет академическую задолженность и дефицит в образовательной области по одному предмету. Ученик посещает занятия в классе, но в ИУП и в расписании есть дополнительный час предметной области, чтобы восполнить дефицит. В этот час обучающийся с РАС занимается с другим педагогом индивидуально или в группе с детьми со схожими трудностями.

Для него школа организует коррекционно-развивающие занятия по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Ученик посещает внеурочные занятия по интересам.

Модель 2



Модель подходит для ученика с высоким уровнем освоения предметов. Предусмотрите дополнительный час, чтобы изучить предмет углубленно, и внеурочную деятельность для проектной работы.

Модель 3


Ученик обучается индивидуально или на дому. Он может частично посещать занятия в классе по заявлению родителей. Для школьника организуют совместное обучение по некоторым предметам. Специалисты включают его в групповые коррекционно-развивающие занятия. Большая часть занятий индивидуальна.

Модель 3


Модель 4


Для обучающегося по варианту 8.3. Нецензовый уровень образования, поэтому учитель использует специальные учебники, специфические приемы. Ученик может частично посещать занятия в классе, если позволяет его учебное расписание.

Для ученика школа организуют индивидуальные учебные занятия и занятия со специалистами, работу в группе на внеурочной деятельности и на интегрированных занятиях у педагога-психолога.

Модель 4


Как организовать обучение по ИУП


Реализовать обучение по ИУП помогут структура и схема. Обучение по ИУП утверждает приказ руководителя ОО по письменному заявлению родителей ученика. Заявление от родителей принимает секретарь школы.

Структура индивидуального учебного плана



Обучение по индивидуальному учебному плану



В заявлении указывают срок, на который обучающемуся с РАС предоставляют ИУП. Также родители ученика могут высказать пожелание, какой дополнительный учебный предмет, курс включить в ИУП, какие предметы изучать углубленно и др.

Приложение к приказу руководителя ОО содержит индивидуальное расписание учебных занятий; ИУП с перечнем программ по предметам, количеством часов, сроками и формами промежуточной аттестации.

В расписании для ученика с РАС школа указывает фамилии, имена, отчества педагогов и учебные кабинеты.

Вы разрабатываете ИУП, в соответствии с которым составляете расписание уроков и занятий внеурочной деятельности. Если в ИУП вводите дополнительно учебный предмет, курс коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, то педагог и соответствующий специалист разрабатывают рабочую программу предмета, курса.

Вы создаете систему оценки образовательного результата освоения АООП по ИУП учащимся. Обращаем внимание, что неспособность обучающегося полноценно освоить отдельный предмет по АООП не является основанием для его перевода на другой вариант программы.

Например, если трудности у школьника с РАС возникают по одному предмету в рамках АООП варианта 8.1, то это не основание для того, чтобы перевести его на вариант 8.2. В таком случае вы разрабатываете обучающемуся ИУП, который предусматривает индивидуальные сроки освоения учебной программы по предмету с персональным уровнем образовательного результата.

Психолого-медико-педагогический консилиум школы может рекомендовать учителю подготовить и реализовать индивидуальную оценку текущих проверочных работ и промежуточной аттестации для обучающегося с РАС. Освоение учащимися АООП начального общего образования по индивидуальному учебному плану завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

 
перейти в каталог файлов


связь с админом